Урок путешествие с словообразование

Тема урока «Путешествие в словообразование». 6-й класс

Класс: 6

Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы

Технологии: ИКТ, ЗСТ: смена вида деятельности, физкультминутка

Класс разделен по группам – 4 группы. Группы сформированы специально учителем. В каждой группе есть сильные и слабые учащиеся. “Командиры” групп – сильные учащиеся.

Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково

Ход урока

Учитель. Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.

Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?

Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.

  • Что такое словообразование?
  • Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
  • Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
  • Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)

Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

Встретились части речи на стали рассказывать о себе:

“Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть”, — говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: “Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть слова может считаться головой слова?

“ А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, — заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) “Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !” — продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.

“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ — появились товарищи”, — успокоили ее другие части слова. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться”, — продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать “одеждой” слова?

Вот мы и узнали о душе слова.

  • Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
  • А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
  • А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
  • А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 (см. Приложение 1) Проверка слайд 6

Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада — это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.

Командам раздаются карточки

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)

Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.

Физкультминутка

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого.
ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)

Слайд 10

Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)

Слайд 11

Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
(Л. Яхин)

Слайд 13

– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётя – гусеница.

Слайд 12

Если б дали берёзе расчёску
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)

Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.

Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек! слайд 14

Учитель: Продолжим наше путешествие.

Задание 3 слайды 15 , 16

Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)

– Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)

По-видимому, прежде чем попасть в следующий н населённый пункт командам нужно выполнить задание.

Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.

Продолжим путешествие по лингвистической стране.

Кто первый соберет слово:
Корень у слова БОРЕЦ,
Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,
Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)

Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.

Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания. Задание в приложении.

Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд 17

Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться.
(М. Горький)

Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно?

Подведение итогов в командах. Самооценка и оценка учителя.

Источник

Урок по русскому языку в 3 классе . Тема : «Путешествие в страну Словообразование»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_fgos.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку. Ястребовой Е.Н. ГБОУ лицей №1367 Москва 2014 год

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе ( УМК «Школа России» ,авторы учебника: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова).

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Состав слова».

Тип урока – путешествие.

— проверить теоретические знания учащихся по теме;

— совершенствовать умение разбирать слово по составу;

— продолжить формирование орфографического и пунктуационного навыка.

— формировать у учащихся умение определять цель занятия;

— развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать предполагаемый результат;

— формировать умение корректировать дальнейшую деятельность;

— побуждать учащихся к самооценке своей деятельности на уроке.

— воспитывать в учащихся внимательность, самостоятельность.

— формировать умение работать в коллективе, проявлять толерантность.

карта Лингвинии, карточки учащихся (приставка, корень, суффикс, окончание, основа),картинки животных, карточки со словами.

Источник

Урок — путешествие по теме: «Словообразование и орфография» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок — путешествие по теме: «Словообразование и орфография». 6 класс. Учитель русского языка и литературы Огуречникова Г.Ю. Киебаковская ООШ

Синтаксическая пятиминутка Разбор предложения: Звездой голубой чуть мерцает маяк.

Вставить Е или И в приставках ПРЕ- и ПРИ-: пр. шить пр. школьный пр. ближаться пр. дорожный пр. старый пр. градить пр. рвать пр. датель пр. морский пр. непр. ступный пр. небречь пр. винтить пр. дания пр. зирать за трусость пр. брежный пр. открывать пр. задуматься знаки пр. пинания

Таблица: — ГОР- — — ГАР — КОС- — — КАСА-

Карточка №1 Молоко приг. рело, возл. гать надежды, полезные р. стения, молодая пор. сль, соб. раться за грибами, бл. стеть на солнце, зам…реть от неожиданности.

Карточка №2 Заг. релись от радости, зар. сти, зап. реть дверь, бл. стательная победа, расст. лать скатерть, к. сательная, прик. снуться, лампочка перег. рела.

Иван Константинович Айвазовский

Выпишите слова с корнем — уч- «книгу» — тетрадь. 1. Урок в школе ведёт. (учитель). 2. Букварь — самый первый. (учебник). 3. . учатся в школе. (Ученики). 4. Рабочую специальность можно получить в профессионально- техническом. (училище). 5. Мой брат — . техникума (учащийся). 6. М.В.Ломоносов — великий русский. (учёный). 7. Мы будем . в школе ещё 5 лет (учиться). 8. Школьник должен . уроки (учить).

Как называются подобные слова? Расшифруйте их. Зачем нам нужно знать расшифровку таких слов? НОТ ВВС МЧ МГУ ТЮЗ НЛО

Судно, терпящее крушение

Домашнее задание Упражнение 144

Проведённый мною урок по теме: «Словообразование и орфография» осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.

В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.

Источник

Читайте также:  Любляна столица словении достопримечательности
Оцените статью