Традиции народов России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Знакомство с традициями народов России, формирование толерантного отношения к людям разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж.
Цель: способствовать:расширению у детей знаний о празднике Рождества;знакомству с христианской культурой;воспитанию любви, доброты, справедливости; дать возможность ребятам раскрыть свои тв.
Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем.
классный час в 4 классе по теме : Обычаи и традиции народов России.
Презентации используются во внеурочной деятельности «Праздники, ремёсла и традиции народов России». Помогают дать представление ребятам о христианских праздниках на Руси, знакомят с историей и о.
Материал может быть использован на уроке окружающего мира , во внеурочной деятельности. Здесь вы можите познакомиться с праздниками Масленицы и Пасхи, традициями и обычаями этих праздников.
Источник
Конспект занятия для старшей группы «Традиции народов России»
Корнелюк ирина
Конспект занятия для старшей группы «Традиции народов России»
Конспект занятия для старшей группы на тему: «Традиции народов России».
Цель: развивать у детей нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
1. Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
2. Активизировать словарный запас у детей.
1. Развивать внимание, мышление, речь, память.
2. Развивать мелкую и крупную моторику.
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность.
3. Прививать интерес и уважение к народной культуре.
Оборудование: картинки к заданиям, презентация, шаблоны картинок, карандаши, проектор.
Структура занятия:
1. Вступительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
-Здравствуйте ребята дорогие! Сегодня мы с вами проведем очень необычное, интересное и познавательное занятие! А о чем оно, сейчас догадаетесь.
-Прослушайте стихотворение. (Слайд 3)
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
— Ребята, скажите, о чем же это стихотворение? (О России)
-Верно, а это значит, что и занятие наше будет тоже о ней.
-Ребята вы любите путешествовать? (Да)
-Только путешествовать мы с вами будем не по городам, а по следам нашей старины. Мы вернемся с вами в прошлое. Как вы считаете, можно ли вернуться в прошлое? (нет)
-Ну почему же? Есть один способ. И способ этот – воспоминания. Давайте начинать.
-Ребята, знаете ли вы, что такое традиции? Есть ли в вашей семье традиции? (Ответы детей)
-У каждой русской семьи есть традиции, верно. Это и праздники, семейные прогулки, заниматься вместе какими-то занятиями. Кроме этого у России тоже есть свои традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения. Это и праздники, и народные костюмы с песнями, и игры со сказками и даже условия быта. Вот о них и будем говорить.
-Обратите внимание на экран. (Слайд 4) Именно об этих традициях я сегодня вам расскажу и первое это – русский народный костюм.
(Показывается женский и мужской костюм (Слайд 5)
-Ребята, встречали ли вы когда-нибудь такие костюмы? (В сказках, музеях, на праздниках)
-Самой главной частью одежды считалась рубаха, и у мужчин и у женщин, различия были только в длине, женская доходила до щиколотки, а мужская была до колен. Подвязывалась поясом и обязательно красиво украшались. Поверх рубахи замужние женщины одевали не сшитую юбку-понёву, которую обматывали вокруг талии – гашником. Затем повязывали передник. Еще одна часть женской одежды, которую носили даже молодые девушки- это расписной сарафан. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя,более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
-Мужчины же с рубахой носили порты — длинные, неширокие штаны. Также пояс, он был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Лапти, валенки, сапоги — это была старинная обувь.
-Давайте теперь проверим, как вы запомнили эту одежду.
Задание №1 «Отгадай и покажи»
Описание задания: Раздаются картинки. Воспитатель задает часть одежды, дети показывают с ней картинку. Проверяется всё на слайдах 6-9. (Приложение 1)
1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха.)
2. Как называлась короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафанчик, с застежкой спереди? (Душегрея.)
3. Как называлась одежда замужней женщины типа юбки, края которой не были сшиты между собой? (Понева.)
4. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)
-А теперь давайте раскрасим в красивейшие узоры и вышивки наши костюмчики.
Задание №2 «Русский узор»
Описание задания: Детям раздаются шаблоны сарафанов, на которых они должны нарисовать узоры. (Слайд 10) (Приложение 2)
-Пришло время поговорить о русской старинной избе. Посмотрите, чем она отличается? (Слайд 11) (Дети рассказывают, что дома построены из дерева)
-Верно. И лучше всего для этого подходила лиственница, так как когда она намокает, становится прочной словно камень. Окна в избе считали «глазами» называя их оконцами. У каждого дома на окнах были наличники, украшенные красивыми узорами. На ночь их закрывали и дом погружался в сон. (Слайд 12)
-Дети, посмотрите на экран и скажите, что же в избе была главное? (Слайд 13)
-Ну конечно печь. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
— В избе из мебели были стол да лавки, а также красный угол с иконочками.
-Еду готовили в чугунке, а из печи его вынимали ухватом.
-Вечерами женщины пряли, ткали, да вышивали. Рушники и половицы, сделанные своими руками.
Задание № 3. «Загадки»
Описание задания: На экране написана загадка, воспитатель зачитывает, дети отгадывают, на слайде появляется правильный ответ. (Слайды 14-19 (Приложение 3)
-Наши предки очень сильно любили и почитали праздники. Но только отмечали они их совсем по-другому. Обычно праздник начинался с утренней праздничной службы в церкви и продолжались в лесу, на улице. Все водили хороводы, пели народные песни, танцевали.
-Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.
-Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны.
А еще русский народ всегда любил веселье и главное веселье в старину – игры.Вот некоторые из них: Жмурки, Прятки, Горелки, Золотые ворота. Знакомы вам эти игры? (Да) А все потому, что передавались они из поколения в поколение, как я уже говорила. Давайте поиграем в одну из них, в жмурки. (Дети играют в игру)
Дорогие дети, сегодня вы много нового узнали для себя. Узнали о традициях русского народа, о его талантах, о его быте. Еще больше вы можете узнать поговорив со своими родителями, бабушками и дедушками. Расспросите их обязательно. Понравилось вам? Давайте под музыку поводим хоровод. (Звучит музыка)
Источник
Разработка урока Традиции народов России
Конспект урока по «Окружающему миру».
Учитель: Иванова Наталья Ивановна
ТЕМА: « Традиции народов нашей страны».
Цель урока: формирование понимания единства многоликой России
раскрытие многообразия культур населения России. Знакомство с традициями народов
закрепление понимания Родины как многонационального государства
закрепление отношения к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России
развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине
формирование активной гражданской позиции
развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга
воспитание в детях гордости от того, что мы родились и живем в России
Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика
2. Работы учащихся на тему: «Традиции народов России»
3. Пословицы народов мира на тему: «Родина»
2) Музыкальное оформление:
1. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.
2.Татарская песня «Туганягыбыз», татарские плясовые мелодии.
3.Русские народные мелодии.
Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья »
— Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха.
(Учащиеся берутся за руки и желают успеха друг другу.)
Давайте приступим скорее к работе.Пусть интересным будет урок!
Проверка домашнего задания
На доске карта России
— Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.
— Рассмотрите внимательно карту…
— Назовите столицу нашего государства?
— Найдите города, в которых вам удалось побывать.
— Какие народы живут в России?
— В какой республике мы живем? Какой город является столицей нашей республики?
— Знаете ли вы, кто вы по национальности?
— Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Все народы отличаются друг от друга.
-А вот чем отличаются народы?
Ответить на этот вопрос поможет схема.
— У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках)
— А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?
Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.
У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)
У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)
У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)
Отличаются народы и национальной кухней .
Все это является национальными традициями народов.
З. Работа над новым материалом.
Истоки национальных традиций народов. (Работа по учебнику)
1) Что повлияло на формирование национальной культуры и традиций народов нашей страны?
Природа на территории нашей страны очень разнообразна. Самую важную роль в жизни народов играли лес, река и степь…
— Рассмотрите рисунки. Расскажите, какую роль играли лес, река и степь в жизни человека?
2) Чтение текста учебника
3) -Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны?
В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего?
4. Традиции русского народа.
Русские — восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык — русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России — 111 миллионов.
Русский национальный костюм
Существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.
Основной одеждой для мужчин во все века была — широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.
Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги.
Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера
уже шили из кожи.
Традиционные русские блины : нежные, воздушные с припёком.
Обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Всегда русские любили борщ.
Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.
В России чай стали употреблять с 1638 года. Его завёз из Монголии русский посол Старков.
В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.
Русский народ широко праздновал церковные праздники: Рождество – один из самых христианских праздников. С Рождества Христова началась новая эра, новое летоисчисление.
Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.
Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
— Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?
— Назовите русские народные праздники?Традиционные русские блюда? Народные игры?
5. Традиции татарского народа.
«Татарстан – моя Родина, предков очаг…»
Столица – город Казань, год основания 1005 год.
Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.
Протекают реки: Волга, Кама, Вятка,Белая, Ик, Свияга, и другие.
Административных районов – 43 .
Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.
В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.
Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.
Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо — крупяным блюдом является — бэлеш.
Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.
Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.
Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.
-Как выглядит татарский национальный костюм.
-Как называются детали татарского национального костюма.
-Назовите любимые песни татарского народа, танцы.
-Назовите традиционные праздники татарского народа.
Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.)
— Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека.
— Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки:
— Русские, украинцы, татары…
— Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом.
— Прочитайте хором: (Толерантность)
— Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните.
Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.
Еврей и тувинец, бурят и удмурд,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
и этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России.
— Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)
Источник