Уроки-экскурсии в начальной школе
Урок-экскурсия объединяет в себе урочную и внеурочную формы работы. Причём тесная взаимосвязь познавательного материала с игровым, в довершение с “живой” реальной наглядностью удачно решает широкий круг задач:
1. Формирование знаний:
- Познакомить маленьких горожан со спецификой города, как среды “обитания”;
- Сформировать представление об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
- Познакомить с центральными ансамблями невских берегов;
- Раскрыть значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, достопримечательностей и символов нашего города;
- Познакомить учеников с жизнью своего района.
2. Формирование учебных умений:
- пользоваться краеведческими справочниками, словарями;
- описывать памятники, скульптуры и другие достопримечательности города;
- ориентироваться в Петербурге, “читать” карту- схему,
- сравнивать и анализировать фактические данные (числовой материал, даты), ориентироваться в историческом времени.
3. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию:
- замечать красоту Петербурга;
- бережно относиться к культурным богатствам нашего города;
- соблюдать правила поведения горожанина-петербуржца.
Уроки-экскурсии проводятся как путешествия по городу. Каждое занятие_ знакомство с одной из достопримечательностей Петербурга, посещение музея, выставки. Экскурсию в музее ведёт экскурсовод бюро. Задача учителя – подготовить детей. К предстоящей экскурсии, вооружить их необходимыми знаниями, настроить учеников на восприятие.
Так как занятия проводятся в игровой увлекательной форме, дети с удовольствием слушают, не утомляются, легко усваивают новый материал, а главное то, что каждое путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием огромного, но уже более знакомого и родного города.
Проведению занятий предшествует большая подготовка 6использование справочного материала, детской литературы, подготовка карточек-заданий, призов; предварительная работа во внеурочное время.
Дети берут с собой на некоторые занятия карту нашего города. Проводится игра “Штурман” (определи наше местонахождение на карте, объясни, как добраться до …)
Каждое занятие начинается со звучания “Гимна Великому Городу” Р. Глиера. С этой музыкой гармонируют стихи А.С. Пушкина (поэма “медный всадник”) или стихи Вяземского:
Я вижу град Петров, чудесный, величавый.
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный сто крат !
В зависимости от темы экскурсии, можно использовать и другие музыкальные отрывки, мелодии, песни. Торжественная мелодия может звучать и на фоне величественных памятников архитектуры, или более соответствовать панораме Невы плавным линиям набережных и спусков, чугунному кружеву решёток, зелени садов, зданиям, отражающимся в водной глади и т. д.
(Музыкальные отрывки, мелодии, песни используются так же на уроках и праздниках, во время просмотра слайдов с видами нашего города).
После того, как создано возвышенное торжественное настроение, учитель просит откликнуться детей, прочитать одно или несколько стихотворений о нашем городе. Ребята с удовольствием выполняют эту просьбу. Стихотворения для заучивания предлагаются детям заранее. Некоторые, особенно важные по мнению учителя, заучиваются в салоне автобуса.
Следующий этап – повторение изученного. Проводится оно часто в форме игры “Петербургские числа”. Учитель показывает детям карточку с написанным на ней числом, дети вспоминают что оно обозначает .(Иногда игра проходит в виде соревнования по командам. Причём, дети сами выбирают название своей команды, связанное с нашим городом.: “Летний сад”, “Аврора”, Дворцовая” и др. Такое соревнование может длиться и в течение всего путешествия по городу, или часть пути, в зависимости от целей и задач занятия.
При повторении используются загадки и петербургские ребусы.
Иногда команды сами задают вопросы друг другу.
После такой разминки учитель знакомит детей с местом, куда они отправятся, пока заочно. Можно рассказать об этом месте или старинную легенду, или сказку, или интересный исторический факт. (Числа, фамилии, которые необходимо знать, показываются на специальных карточках).
В зависимости от маршрута, рассказ дополняют сами достопримечательности города, которые ученики рассматривают из окна автобуса, или непосредственно выходя на улицу. Учитель помогает детям узнавать здания, памятники, называть их авторов, рассказать о ниХ, т. е. побывать в роли экскурсовода.
Перед выходом в музей, парк, на площадь, обязательно вспоминаются правила экскурсантов, обсуждается поведение людей в той или иной ситуации. Таким образом, нравственное воспитание ребёнка наиболее плодотворно, так как дети чувствуют и понимают его необходимость.
Итак, учащиеся уже имеют некоторые знания о том месте, куда они направляются. Во время экскурсии они, как правило, становятся не пассивными, а заинтересованными слушателями, что повышает внимание детей, улучшает процесс запоминания.
После экскурсии дети с жаром делятся впечатлениями. Учитель подводит итог, обращается внимание учеников на наиболее важные моменты. В заключение урока, по желанию детей, различные игры.
Очень любят ученики игру “Алфавит”, когда, на указанную учителем букву. Они пытаются вспомнить как можно больше слов, связанных с нашим городом.
В игре “Узнай-ка” учитель раздаёт детям карточки с фотографиями города, а затем рассказывает о каком-либо здании, месте, памятнике, не называя его. (это место А. Дюма считал самым красивым местом нашего города. Он говорил…)
Или же называет архитектора, скульптора – дети показывают его творение.
Заканчивается путешествие подведением итогов и обязательно маленькими подарками городу (Что бы ты сегодня подарил городу? Что бы ты сегодня пожелал городу? Что бы ты сегодня обещал городу?)
Домашнее задание даётся в первом классе в виде просьбы нарисовать то, что особенно запомнилось, в конце обучения в первом классе, во втором, в третьем, четвёртом классе к рисункам добавляются сочинения, лучшие из которых прочитываются.
Урок-экскурсия. Итоговый праздник.
Тема: с днём рождения, петербург (начальная школа)
Цели:
- Закрепление знаний о городе.
- Закрепление навыков счёта.
- Закрепление изученных орфограмм.
- Закрепление навыков чтения.
- Развитие наблюдательности, расширение ассоциативного мышления.
- Воспитание любви к родному городу.
I. О.М.
1. М/ф. Звучит отрывок из “Гимна городу” Глиера.
2. Учащиеся читают волшебные слова. Автобус трогается с места.
“Люблю, тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит;
Твоих оград узор чугунных,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…”
II. Повторение знаний.
1. Сегодня у нашего родного города праздник, День рождения!
Мы приглашены к нему в гости, как к хорошему знакомому. Поприветствуем его . “Здравствуй, здравствуй, Петербург!”
Мы называем наш город Петербургом, но у него много имён. Москва- это Москва. Псков- это Псков. А вот Санкт-Петербург называли в разные времена по-разному.
2. Конкурс по классам.
Задание: на листке написать как можно больше имён, названий нашего города. (Основные названия: Петербург, Петроград, Ленинград. Про Петербург говорят “Парадиз, Северная Венеция, Северная Пальмира .”
3. Рассказы учащихся о Северной Пальмире.
“Много-много сотен лет назад, примерно тогда, когда на свет явились сфинксы, в тех же примерно краях существовал город. Стоял он на пересечении дорог, по которым из одних стран в другие следовали торговые караваны. Город возникал как сказка, посреди пустыни. Утомлённые жарой купцы попадали в райский уголок. Зелень вечнозелёных пальм, произраставших в этом городе, давала им тень и прохладу. Греки так и называли сей город Пальмира. А арабы называли его Тадмор. Однако, это арабское слово тоже означало “Пальма”.
Но главное, что поражало путешественников в этом райском уголке, были не пальмы. Всех приводили в восхищение стройные храмы и великолепные дворцы, широкие улицы и влага фонтанов.
И вот через много-много лет, на другом конце света, в северных краях, на пересечении торговых путей рождается новый, прекрасный город с великолепными дворцами, широкими улицами и величественными храмами.
Просвещённые люди, хорошо знающие историю, стали именовать город Северной Пальмирой.
Настоящей Пальмиры уже не существует. Она была разрушена воинами Рима. Но осаждавшие город войска встретили невероятное сопротивление – жители Пальмиры предпочли погибнуть, но не сдаться.
Так что название Пальмира и сотни лет спустя звучит как мужество и стойкость.
Учащиеся читают стихи о нашем городе.
III. Определение маршрута путешествия.
Ученики рассматривают маршрутные листы и по опорным словам определяют название первой остановки.
1 остановка. Петропавловская крепость.
У Петропавловской крепости автобус останавливается. Проводится игра “Волшебный сундучок”. Учитель достаёт из сундучка предметы, ученики определяют связь предмета с Петропавловской крепостью.
(Монета – Монетный двор, первое промышленное предприятие СПб находится на территории крепости.
Икона- В крепости находится собор.
Решётка – в крепости была тюрьма. Портрет Петра первого – в Петропавловском соборе похоронен Пётр первый.
2 остановка. Стрелка Васильевского острова. (Ученики разгадывают ребус на маршрутном листе).
На Стрелке Васильевского острова проводится выступление лучших чтецов стихотворений о городе.
3 остановка. У медного всадника.
Задание: собрать на листе картона изображение Медного всадника. Образец- оригинал. Кто быстрее?
4 остановка. Дворцовая площадь.
Ученики выходят из автобуса.
А) Игра. Найди ошибку в описании.
Б) Сосчитать в шагах расстояние от Александровской колонны до Арки Главного штаба, до Зимнего Дворца.
В) Концерт школьного оркестра (песни “Атланты”, “Мы – островитяне” ).
5остановка. Улица зодчего Росси.
Конкурс рисунков на асфальте. “Мой подарок городу”. Призы.
Источник
Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся младших классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеусинская средняя общеоборазовательная школа»
Экскурсия как форма
организации учебной деятельности учащихся младших классов
Большая Уса, 2012
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.
Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:
а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;
в) движение — один из основных признаков экскурсии;
г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.
Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.
Современная классификация экскурсий:
· По содержанию: обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).
· По особенностям организации познавательной деятельности: иллюстративные и исследовательские.
· По учебной цели: вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
Особенности методики проведения экскурсии
Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.
Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.
Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.
Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.
Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.
В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.
• Мотивация. Постановка проблемы.
• Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.
• Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.
• Информационно- аналитический этап.
Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.
Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для охраны природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.
Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Экскурсия в природу — классическая форма изучения окружающей среды.
Природа — ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? — писал — зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога. »
Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.
Значение экскурсии в начальной школе.
-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;
-проверка теоретических знаний на практике;
— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
— развитие умения сравнивать и анализировать;
-развитие интереса к изучению природы;
-воспитание патриотизма, любви к природе;
-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;
— воспитание бережного отношения к природе
Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий — гербариев, коллекций.
Программа I класса (по УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир) рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша родина — Россия». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки исследовательской деятельности.
1 класс. Экскурсии в природу. Осень.
Тема: «Жизнь растений осенью»
Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; провести исследование «Растения нашего края»; формировать культуру поведения в природе; собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся различать деревья и кустарники».
1 класс. Экскурсии в природу. Зима.
Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья».
Задачи: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, исследовать особенности жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) экскурсия — это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;
2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.
1. Урок — экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11.
2. Жестова экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7.
3. Минаева работа по природоведению в начальных классах. — Минск, 1980.
4. Салеева экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4.
Источник