Уроки экскурсии по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Уроки-экскурсии по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Роль и значение нестандартных уроков по математике в формировании познавательного интереса младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса школьников на уроках-экскурсиях по математике в начальной школе.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 23.09.2013

8) по составу группы: детская (делится по возрасту), юношеская (по интеллектуальной подготовке), взрослая (по профессиям);

9) по количеству учащихся: коллективная (массовая), групповая, персональная (индивидуальная);

10) по месту проведения — учебная экскурсия: природоведческая (в природу — на водоем, в парк, лес, огород, поле и т.д.), социальная производственная — на объекты, связанные с человеческой деятельностью и относящиеся к вторичной природе), краеведческая, экологическая;

11) по характеру наблюдений: фенологические, нацеленные на фиксацию сезонных изменений в природе; географические (наблюдение за географическими объектами); ботанические; комплексные (наблюдение за компонентами сообществ — экскурсии в реальную и в условно реальную (зоопарк, зоомузей, ботанический сад и т.д.) среду); социальные — в виде прогулок по городу (ознакомление с улицей, видами транспорта и правилами дорожного движения), по общественным учреждениям (почта, поликлиника, библиотека и др.) и нацеленные на накопление младшими школьниками социальных впечатлений и опыта;

12) по постоянству обустройства маршрута: экскурсия по экологической тропе, «спонтанно организованная» (первозданная природа, без какого-либо оснащения на местности и жестко фиксированных остановок);

13) по характеру проведения: очные (непосредственные) и заочные (в мир библиотечных книг о природе);

14) по тематической направленности: локальные (в природное сообщество), объектные, сезонные, систематические («Многообразие животных»), биологические («Растительноядные и хищники леса»), экологические («Влияние человека на природу»).

В современной науке выделяют разновидности учебной экскурсии по следующим признакам, основаниям:

1. По отношению к учебному процессу, программам: общеобразовательные, учебные; программные (рекомендуются курсами), внепрограммные (выходят за рамки курса); урочному времени: учебные и внеклассные (экскурсии-походы, экспедиции, игры-экспедиции).

2. По содержанию: тематические (одно / многотемные), комплексные (обзорные).

3. По объему задач: со строго намеченными вопросами, группой вопросов, программой в общих чертах (образовательное путешествие).

По длительности: от нескольких минут до нескольких дней.

По месту экскурсий в учебном процессе (по дидактической цели): вводные (с целью вызвать у детей интерес к изучению темы, желание проводить наблюдения); сопутствующие, текущие (организованные в процессе работы по теме, чтобы проверить старые и новые знания, знакомство с конкретными объектами и явлениями природы); заключительные, обобщающие (суммирующие материал по теме или ее части м предполагающие конкретизацию, систематизацию, обобщение пройденного, максимальную самостоятельную работу детей по поиску ранее обозначенных в классе явлений).

6. По дидактическим целям: познавательные, закрепляющие, дополняющие.

По месту проведения: в естественную природу (лес, луг, водоем, парк), искусственно созданные комплексы (музей, ботанический сад, зоопарк).

По методам проведения: иллюстративные, исследовательские.

При этом на современном этапе следует проводить четкую грань между двумя такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов: важнейшее предназначение второй — релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений (конкретно-объектный характер) и решением соответственно небольшого объема задач, что в целом обусловливает использование ими различных видов работы (1 — исследовательско-поисковая деятельность, 2 -игровая),

Существуют общие требования к ведению любого типа экскурсий:

1) темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов;

2) тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков;

наличие четкого плана проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении;

ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать;

материал экскурсий должен обязательно опираться на известные детям теоретические факты;

учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте;

важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза детей;

8) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Педагогами выделены следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения материала на экскурсии, максимальное использование принципа наглядности, отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний, четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове, воздействие на мышление и чувства.

Экскурсия имеет четкую структуру, представляющую собой обязательную работу на трех этапах:

1. Подготовительный этап, предполагающий работу по направлениям: 1) подготовка учителя: а) составление календарного плана экскурсионно-краеведческой работы на год с учетом своеобразия местных условий (акцент на постепенное усложнение материала экскурсий и выполняемых школьниками работ, установление между ними преемственности и взаимосвязи); б) определение темы, цели, конкретных задач предстоящей экскурсии; ориентировочный (заочный) выбор места проведения и конкретных объектов в соответствии с содержанием программы, разработка маршрута; в) при предварительном выходе на местность — прохождение маршрута, фиксирование основных объектов наблюдения (наиболее удачных для такого рода работы позиций и мест) и ориентировочных остановок «станций», оборудование последних, введение ограничительных знаков (обозначение направления маршрута, запрет шума и т.д.), проверка длительности экскурсии в реальных условиях, предположение возможного материала для сбора (осенние листья, упавшие ветви, образцы почвы, снега); г) проектирование содержания экскурсии в целом, определение и формулирование учителем итоговых выводов, к которым должны прийти школьники после ее проведения; д) сбор и проверка необходимого оборудования (снаряжение, реквизита). Проведение экскурсии с детьми в любое сообщество требует обязательного наличия походной аптечки; е) подбор необходимого дидактического материала: загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; ж) подготовка помощников в проведении экскурсии (родители, воспитатели и иные взрослые, наставники-шефы из старшеклассников); 2) подготовка учащихся: а) предварительное ознакомление с правилами поведения на природе, на улицах города, в общественных учреждениях, по желанию — с системой условных знаков (соблюдай тишину, собирай материал по указанию учителя, не трогай птенцов, не сбивай грибы, не пробуй находки на вкус и т.д.); б) накануне экскурсии — постановка педагогом цели работы, озвучивание ее темы, места проведения, приблизительного маршрута (для родителей время возвращения), соответствующей амуниции, необходимого минимума оборудования для каждого (блокнот, простые и цветные карандаши, ластик, компас, пакеты для сбора материалов и образцов).

2. Основной этап: непосредственно перед экскурсией напоминание о ее цели и месте проведения, структуре; сообщение правил безопасного поведения на местности; выход класса к месту наблюдения (данный этап, как и обратный путь, предполагает периодические остановки и по возможности проведение игр с целью накопления впечатлений и проверки наблюдательности); структура экскурсии: а) предварительное ориентирование на местности: определение времени и места, сезона, характеристика ландшафта; б)повторное озвучивание темы экскурсии, ее конкретизация, уточнение задач, определение основных заданий; в) стадия фронтального наблюдения, нацеленная на создание условий для целостного восприятия объекта (явления), создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к его исследованию; г) стадия групповых наблюдений и анализа природных объектов и явлений, развертываемая как самостоятельная работа: класс предварительно делится на гетерогенные группы (по 3-4 человека), в каждой из которых назначается командир; беседа (указание на предмет, постановка промежуточных целей, плана деятельности); каждая команда получает одно и то же задание; традиционно рекомендуется использование алгоритмов работы в виде инструктивных карт; д) индивидуальная работа: в ходе экскурсии необходимо предоставлять детям возможность провести самостоятельное наблюдение, зарисовку, сочинение, запись и т.д.; е) фаза игры: после проведения групповой и индивидуальной работы и подведения итогов необходимо предоставить детям возможность расслабиться, для чего используются разнообразные дидактические игры социальной или природоведческой (в зависимости от типа экскурсии) направленности на безопасном участке; ж) подведение итогов: выявление эмоционального состояния детей; припоминание цели, оценка результатов ее достижения; уяснение запоминающихся, отличительных моментов; 4) путь до школы (после экскурсии задание на дом необязательно, либо оно должно носить творческий характер);

3. Постэкскурсионный этап, предполагающий обязательное использование полученных на экскурсии знаний в последующей работе, в частности в виде: а) итоговой беседы на закрепление или отчета (по группам, индивидуального, письменного/устного, в виде доклада, коллективного рассказа, сочинений); б) выполнения рисунков, плакатов и последующей выставки, оформления стендов, специального номера стенгазеты; в) подбора фольклорного, занимательного материала; г) апеллирования к полученным сведениям; д) использования природного материала на уроках труда и во внеурочной работе, в том числе его описание, классификация, изготовление коллекций, гербариев, альбомов, наглядных пособий, применение в практической работе; е) составления справки-«досье» о пройденном маршруте, включающей а себя техническое описание пути, его схему, снаряжение, остановки, рекомендации по наблюдению; ж) проведения внеклассной работы, основанной на результатах и впечатлениях по проведенной экскурсии: внеклассного чтения, встреч с интересными людьми, выполнения общественно полезной работы, проведения экологических игр, тематических вечеров, праздников, сборов.

Экскурсии имеют большую познавательную ценность, поскольку дети собственными глазами видят все, что происходит вокруг. Возможность наблюдать предметы и явления во взаимосвязи с окружающим миром пробуждает интерес к познанию, стремление понять и объяснить суть явлений. Дети начинают понимать, что и они тоже часть природы, что все в ней неразрывно связано и люди в той же мере зависят от природы, в какой она зависит от них.

Итак, в первой главе нашего исследования мы рассмотрели понятия «деятельность», «познавательная деятельность», «умение», «навык» и некоторые другие. Также мы привели разработанную А.Н. Леонтьевым модель структуры познавательной деятельности младших школьников и кратко охарактеризовали каждую ее составляющую: мотивационно-ориентировочный этап, этап уяснения знаний, этап отработки умений (навыков). Нами изучены методы и условия активизации познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира, выявлены ее показатели, из которых первым и самым основным является познавательный интерес, который учитель может обнаружить без достаточных усилий, а также приведена типология экскурсий, раскрыта их структура и основные требования к их проведению.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников на уроках-экскурсиях по математике в начальной школе

2.1 Изучение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе

Существенный недостаток современной подготовки педагогических кадров — их невладение методами диагностики уровня развития личности и, прежде всего, умственного развития детей. Поэтому сегодня одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагога к практической работе — вооружение его не только знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, но и умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических методик.

Психодиагностика необходима учителю для того, чтобы: 1) наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка; 2) иметь возможность определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных; 3) осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений и т.д.

Исследования по выявлению уровня развития и особенностей логического мышления младших школьников, а также по выявлению опорных естествоведческих знаний проводились на базе МБОУ Усть-Чульская СОШ. В исследовании участвовали 14 человек в возрасте 9-10 лет, соответствующем 4 классу общеобразовательной школы. Вся опытно- экспериментальная работа проводилась с октября 2012 г. по апрель 2013 г.

На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

1) оценить характер познавательного отношения к математике у учащихся (наблюдение за учащимися, модифицированная диагностика «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной);

2) выявить уровень развития и характер познавательного интереса у учащихся (диагностическая методика «Оценка уровня сформированности учебно-познавательного интереса» Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).

С целью получения данных о характере познавательного отношения к природе у учащихся была проведена диагностика «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной. Экспериментальные задания были подобраны в соответствии с возрастом учащихся — для 4 класса. Количество заданий в каждой группе составляло 2 -3 задания. Проведение методики позволяет обнаружить наличие или отсутствие познавательного отношения к математике, раскрыть характер познавательного интереса.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие положения:

1. Познавательный интерес, как и всякий интерес, всегда избирателен.

2. То, что избирается на основе свободного выбора, а не по требованию извне, может быть связано с интересом, хотя не исключена возможность действия и иных мотивов (например, желание поднять свой престиж в глазах экспериментатора, стремление быстрее выйти из экспериментальной ситуации и т. п.).

3. Познавательный интерес более всего обнаруживает себя при решении задач поискового, исследовательского вида, менее — в репродуктивной деятельности.

4. Процесс решения познавательной задачи при наличии познавательного интереса сопровождается напряжением мыслительной деятельности, особенно в сложных ситуациях затруднения, которую ученик не прерывает, а стремится довести до благополучного конца.

5. Процесс деятельности под воздействием интересов всегда протекает как эмоционально благоприятный. Ученик не высказывает раздражения, неудовольствия, страха и гнева по поводу деятельности. Наоборот, интересу свойственны сосредоточенность испытуемого, увлеченность процессом деятельности, эмоции радости, удовлетворения.

6. Познавательный интерес сопряжен со склонностью школьника в свободное время заниматься таким видом деятельности, в котором отражена предметная направленность интереса.

7. Подлинный интерес не ограничивается учебной программой и рамками урока. Поэтому чтение книг в избранной области, занятия в кружках, факультативах, самостоятельный выбор форм расширения своего познавательного кругозора за пределами учебного процесса — все это учитывалось в эксперименте.

Суть методики состояла в следующем: по каждому предмету были составлены задания по 4 разделам (в каждый раздел входило 2-3 задания):

1 группа заданий требовала для выполнения чисто репродуктивной деятельности (вспомнить определение, описать факт, опыт, пересказать текст, который по программе уже пройден).

2 группа заданий была более сложной: она требовала от испытуемого активного поиска, догадки, иногда проблемного подхода — выхода из противоречия, логических доказательств.

3 группа заданий с использованием элементов воображения рассчитана на использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации.

4 группа заданий носила творческий характер с использованием элементов воображения.

Помимо указанных заданий, были включены несколько вопросов на определение учебного предмета, которому дети отдают предпочтение, осведомленности учеников в новейших достижениях науки, касающихся круга чтения за последнее полугодие, и деятельности в свободное время.

Лист бумаги с заданиями и вопросами по определенному предмету вкладывался в конверт с соответствующей надписью: «Математика» «Русский язык» и т. д.

Перед испытуемыми выкладывались конверты по всем предметам и давалась инструкция: «В конвертах, которые ты видишь, имеются задания по различным предметам (названия предметов написаны на конвертах). Ты можешь выбрать из всех конвертов любой, какой хочешь. Задания, вложенные в конверт, ты можешь выполнять тоже не все, а какие захочешь. Свою работу ты можешь закончить в любое время. Отметки за ответы ставиться не будут. Другой конверт, если ты захочешь, можешь взять лишь после того, как поработаешь над тем, который взял первым». В ходе эксперимента фиксировались:

а) характер выбора конверта: нацеленный — случайный, решительный — неуверенный, быстрый — с промедлениями, с ясной мотивацией — с борьбой мотивов. В конце эксперимента ставился вопрос «Почему ты выбрал конверт по этому предмету?»;

б) выбор заданий: репродуктивных, поисковых, требующих активного оперирования знаниями, творческих либо всех 4 групп;

в) характер деятельности: напряженный — с отвлечениями, логичный — алогичный, системный — хаотичный, интенсивный — вялый;

г) эмоциональный фон деятельности: ярко выраженный — сглаженный, радостный — равнодушный, увлеченный — индифферентный, спокойный — нервозный, уверенный — неуверенный;

д) поведение при затруднениях: раздумье — растерянность, наличие ряда дополнительных проб-действий — прекращение действия, доведение дела до положительного результата — незавершенность выполнения ряда заданий, мыслительная активность — мыслительная пассивность;

е) ответы на дополнительные вопросы: круг чтения по избранной области знаний, занятия в свободное время, участие во внеклассной и внешкольной работе в избранном направлении, осведомленность в современных научных поисках и достижениях;

ж) стремление взять еще конверт, ход работы над заданиями 2-й группы.

Проведение методики позволило выявить группы учащихся с различным характером познавательного отношения к изучаемому предмету: с отсутствием интереса к предмету, с аморфными интересами, с широкими интересами; со стержневым интересом к предмету «Математика». Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Характер познавательного интереса у учащихся на констатирующем этапе

Источник

Читайте также:  Даховская достопримечательности экскурсии зимой
Оцените статью