Уроки путешествия по иностранному языку

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по иностр. языку
  • Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Корнилова Дарья Дмитриевна,
учитель иностранного языка
ГБОУ Гимназия 166
Центрального района Санкт-Петербурга

Классно-урочная система постоянно развивается. Однако урок остается одной из самых распространенных форм обучения в школьном образовании многих стран мира. В рамках данного исследования считаем необходимым рассмотреть несколько определений урока.

Урок — форма организации обучения, которая активную и плановую учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-познавательных задач (по Ю.К. Бабанскому). Именно это определение мы берем за основу в своем исследовании. В свою очередь, Ш.А. Амонашвили считает, что «урок — это процесс сотрудничества и сотворчества учителя и учеников». Самой важной составляющей педагогического общения являются взаимоотношения учителя и ученика. Хорошие взаимоотношения способствуют как успешному усвоению знаний детьми, так и их личностному развитию. Сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

М.И. Махмутов пишет, что «урок – многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся». Для успешного сотрудничества важно наличие положительных эмоций. В такой благоприятной атмосфере передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно.
Урок иностранного языка – звено процесса обучения, способствующее овладению учащимися коммуникативными навыками и умениями во всех видах речевой деятельности и развивающее способность использовать ими иностранный язык как инструмент в реализации диалога культур (Г.В. Сороковых, Т.И. Жаркова).
Современный урок иностранного языка должен отвечать следующим требованиям:
— четкое формулирование методически обоснованных целей, принятых и осознанных учащимися;
— коммуникативная направленность ребенка;
— иноязычная речь служит целью, и средством обучения;
— создание атмосферы общения, взаимодействия учителя и учащихся как речевых партнеров для достижения частичной, но завершенной цели;
— создание информационно-образовательной среды;
— развитие мотивационной сферы;
— приобщение к культурным ценностям другого народа;
— создание возможностей для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности для реализации личности;
— познавательно-развивающая направленность содержания обучения и нго зависимость от цели урока;
— творческий подход к формированию структуры урока;
— оптимальное сочетание индивидуальных, парных, групповых и коллективных организационных форм обучения. ( Трубицина, 2016)
Урок иностранного языка должен быть спланирован с учетом дидактических принцип (сознательность, активность, прочность, наглядность, доступность, посильность, индивидуализация), лингвистических (системность, связь языка и культуры), психологических (учет возрастных особенностей, повышение мотивации, поэтапное формирование навыков и умений), методических (коммуникативная направленность, ситуативность, функциональность, комплексность, учет родного языка). (О.И. Трубициной)
Уроки могут проводиться в традиционной и нетрадиционной формах. Несмотря на широкое использование традиционной формы проведения уроков, такая модель обладает незначительным количеством положительных сторон, среди которых можно отметить логически упорядоченную подачу учебного материала и организационную систематичность.
Современные педагоги иностранных языков находятся в постоянном поиске различных форм процесса объяснения материала и налаживанию обратной связи. Среди таких форм особое внимание следует уделить нетрадиционным урокам.
Нетрадиционные уроки – занятия, имеющие нетрадиционную структуру, обеспечивающие быстроту понимания, запоминания и усвоения учебного материала, интеграцию межпредметных связей, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности, привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся (по О.И. Трубициной). Такие занятия строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на эксперименте свободного совместного поиска новых приемов усваивания информации с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Нестандартные уроки на младшей ступени являются важным средством обучения, так как они формируют у детей устойчивый интерес к обучению, снимают усталость, помогают формировать навыки учебного процесса, оказывают эмоциональное влияние, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания. Урок, который по своей структуре многократно повторяется и выполняет умственные операции, притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательное воздействие на эмоции, снижает эффективность трудового процесса. Из этого следует, что необходимо нарушить монотонность, разбавлять скуку яркими, необычными событиями, которые смогли позитивно влиять на процесс обучения.
В рамках данного исследования стоит говорить о двух схожих между собой формах проведения нетрадиционных уроков: урок-экскурсия и урок-путешествие. Многие исследователи отождествляют эти две формы проведения уроков (А.В. Конышева, Н.А. Горлова). Однако мы считаем, что кроме общих черт, есть и принципиально отличительные черты. Цель этих форм проведения — практическое обучение школьников иностранному языку. В ходе таких уроков решаются образовательные и воспитательные задачи: ученики получают новую информацию, расширяется их кругозор. В отличие от урока-экскурсии урок-путешествие имеет сходство со сказкой, её развитием и чудесами, для него характерно использование игровых методов и приемов обучения. А также в отличие от урока-экскурсии урок-путешествие проводится в учебной аудитории.
Урок-путешествие понимается как процесс виртуального (воображаемого) путешествия, перемещения по учебному пространству с целью приобретения новых знаний, речевых навыков, а также познания иноязычной культуры.
В названии игры-путешествия, в формулировке игровой задачи присутствуют, как правило, изобразительно-выразительные средства или языковая игра, вызывающие у учеников интерес, активную игровую деятельность.
Цель такого урока – усилить впечатления ребенка путем отражения обыденных событий и фактов через необычное, необходимые знания через игровые элементы.
Урок-путешествие имеет следующие характеристики:
— межпредметный характер;
— наличие сюжета;
— ситуативность;
— сказочность;
— частая смена видов деятельности;
— совместная деятельность;
— коммуникативная направленность;
— познавательная и развивающая направленность;
— цельность и завершенность;
— приобщение к ценностям другого народа;
— возможности для творчества и самореализации.
В уроке-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:
— постановка задач,
— пояснение способов их решения,
— разработка маршрутов путешествия,
— радость от её решения и отдых.
Основными функциями урока-путешествия являются:
— путешествие способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает живой интерес и помогает им усвоить учебный материал благодаря понятности ситуации.
— игровые технологии развивают познавательные процессы у младших школьников, закрепляют их знания, умения и навыки;
— урок-путешествие является формой организации коллективной учебной деятельности класса, при которой задействованы все участники процесса в равной степени, а также находится под контролем учителя;
— урок-путешествие развивает у младших школьников находчивость, сообразительность, благодаря постоянно меняющим условиям игры.
Основными преимуществами урока-путешествия по сравнению с традиционным уроком для формирования социокультурной компетенции это активное включение в процесс познания и полное погружение в иноязычную культуру, а также применение речевых навыков в различных речевых ситуациях. Урок-путешествие развивает у ребенка воображение, внимательность, восприятие и осознание культурных различий, умение сотрудничать и совместно решать задачи.
Структура урока-путешествия:
— мотивационный этап (постановка игровой цели);
— решение отдельных учебных и игровых задач (последовательность заданий);
— завершающий этап (обмен впечатлениями).
Можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей младшего школьного возраста, которые позволяют говорить об уникальном подходе данной формы урока, так как его может проводить только педагог, в отличие от урока-экскурсии:
— умение наблюдать, анализировать игру;
— планировать приёмы, направленные на её развитие;
— обогащать впечатления детей;
— уметь организовывать начало игры;
— создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
— уметь устанавливать игровые отношения в процессе игры;
— учить детей оценивать игру и обсуждать её результаты и т.п. (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова)
Сложность руководства уроком-путешествием связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить эту свободу и непринуждённость. При использовании игровых ситуаций путешествия учитель не наделяет детей четкими границами ролей, которые свойственны ролевым играм. Путешествие предполагает гибкость условных ролей, относительную свободу действия детей, порой отхождения от намеченного заранее плана урока.
Таким образом, можно сказать, что урок-путешествие является более сложной формой организации учебного процесса. Такая сложность обусловлена отсутствием границ условных ролей участников такой игры, а также постоянной меняющемуся сюжету. Однако, несмотря на трудоемкость подготовки и проведения урока, форма урока-путешествия имеет ряд неоспоримых преимуществ. Ученики получают опыт общения и возможность выражения личностного отношения к фактам иноязычной культуры. Урок-путешествие не только способствует улучшению эмоционального фона учащихся младших классов, но и лучшему усвоению нового материала.

Читайте также:  Отдых прибалтика море 2021

1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,1985.
3. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. – М., 2013.
4. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика;1975,- 111с.
5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. — М., 2014.
6. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1981.
7. Менджерицкая Д.В. Игра как средство воспитания, /в кн.: Воспитание детей в игре. М.,1958, — с.3-29.
8. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
9. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата. –М., 2016.

Источник

тема урока «Путешествия»
методическая разработка по английскому языку

Урок направлен на совершенствование навыков монологической и диалогической речи по теме «Путешествия».

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 96.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

План – конспект урока английского языка

Цель: совершенствование навыков монологической и диалогической речи по теме «Путешествия».

— обучающие: формирование лексических навыков говорения и применение их на практике;

— развивающая: развивать навыки говорения, аудирования и чтения; развивать способности к догадке, коммуникабельности; развивать способность к анализу и отбору информации;

— воспитательная: содействовать формированию коммуникативных навыков и развитию активности на уроке.

Тип урока : комбинированный..

Оборудование : проектор, экран, видеоматериал, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

T: Good morning! I’m glad to see you!

P: Good morning teacher!

T: Sit down please.

T: What date is it today?

T: Who is absent today?

P: All are present.

T: Today we are going to discuss a new theme. Let’s try to guess the topic of our lesson. I have prepared a crossword puzzle for you. If you guess all the words correctly, you will be able to name the topic of our lesson! Let’s begin!

2. Разминка. Формулирование студентами темы урока.

  1. You buy it, if you want to go by bus, by plane, or by car. (a ticket)
  2. A grey animal, likes cheese, but it’s bigger than a mouse. (a rat)
  3. The place where planes can take off and land. (airport)
  4. Tomatoes, cucumbers are… (vegetables)
  5. What foreign language do you know? (English)
  6. It’s a sour yellow fruit. (a lemon)
  7. Bags that you take with you for trips. (a luggage)
  8. Knowledge or facts learnt especially about a certain event or subject. (information)
  9. Name the antonym to the word “old”. (new)
  10. Football, tennis are… (games)

T: So, you see that the topic of our lesson is “Travelling”.

And the quotation of our lesson is: “The world is a book, and those who don’t travel, read only one page”.

2. Основная часть урока.

1. Просмотр видео.

Now let’s watch the video about travelling! After watching this video, you should answer the question: “Why do people like travelling” (Video)

So can you tell me why do people like travelling?

P1: They want to learn about different countries, culture and sightseeings.

P2: Travelling is good because you meet new friends.

P3: You can visit famous museums, galleries, buy souvenirs.

P4: You can learn about national traditions of many countries.

2. Повторение и закрепление лексического материала по теме.

First of all, I want to make sure you remember the words on the topic “Travelling”.

These sheets of paper are for you. Here are two tasks, in the first you should choose the correct answers and in the second you should match the words and phrases. Five minutes are for you! (Tasks with exercises)

Let’s check your work! Please, do it in turn one by one!

3. Развитие речевых навыков.

T: There are a lot of countries in the world, what countries do you know?

P: China, France, Australia, England, Germany, India.

T: What country would you like to visit and why?

P1: I’d like to go to the USA because I haven’t seen the Statue of Liberty.

P2: I’d like to go to China because I like Chinese cuisine.

P3: I’d like to go to England because I haven’t seen Big Ben and many other sightseeings of the country.

T: Now I will name countries, and you will name associations with these countries.

  • China (panda, the great wall, dragons)
  • Egypt (pyramids, sphinx, Cleopatra)
  • Australia (koala, kangaroos, dingo)
  • The USA (the Statue of Liberty, The White House, Hollywood)
  • India (a tiger, an elephant, Taj Mahal)

T: Can you tell me how can people travel?

P: They can travel by car, by bus, by plane, by train, by sea and on foot!

Now we’ll play the game «Read the word correctly”. I suggest you a list of words. You must read them word by word in chain. If you are mistaken, you must sit down and your turn comes to your neighbor. He pronounces the same word. If he is right, the turn will come to his neighbor. The winner is a student who pronounces all the words without mistakes. To play this game you have to stand up!

(Luggage, cab, departure, traffic jam, arrival, passport, underground, buffet, suitcase, custom, ticket, agency, airport)

5. Развитие навыков монологического высказывания . (презентации студентов)

T: It’s high time to listen to you! You have prepared presentations to the topic!

I know, there are 3 groups, each group has its own project. You are welcome!

6. Активизация диалогической речи. Составление диалогов с использованием речевых клише.

T: Make up small dialogues, using word expressions from the sheets of paper.

3. Заключительный этап урока

T: So, our lesson is coming to the end. I hope that at this lesson you’ve realized how it is important and interesting to travel and to learn foreign languages and particularly English.

Your home task will be to make up crossword on the theme “Travelling” Thanks for your job! Good bye!

Источник

Оцените статью