- Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования
- Информация об исследовании
- Результаты исследования
- Уровень грамотности в мире
- Уровень грамотности в мире стабильно растет
- Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов
- (доля грамотных и неграмотных в мире)
- Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения
- Что называется грамотностью?
- Список стран по уровню грамотности
- Список стран по уровню грамотности — List of countries by literacy rate
- СОДЕРЖАНИЕ
- Список стран-членов ООН по возрастным группам и гендерному неравенству
- Уровень безграмотности по странам
Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования
Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. | |
Наименование: | Индекс уровня образования / Education Index. |
Тематика исследования: | Страны и регионыСоциальное развитиеУровень и качество образования |
Направление исследования: | Общество Изучение социальных процессов. |
Отрасль исследования: | Образование. |
Дата исследования: | 1980 год — настоящее время. |
Периодичность исследования: | Регулярно (раз в два года). |
Организация исследования: |
|
Сайт исследования: | http://hdr.undp.org/ |
Последнее исследование: | Education Index 2020. |
Связанные исследования: |
|
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен совместно с представительством Программы развития ООН в России. Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.03.2021. | |
Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Индекс рассматривается в качестве одного из ключевых показателей социального развития и используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index), выпускаемого в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:
Два указанных измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже рейтинговую таблицу по странам), где первое место соответствует высшему значению этого показателя, а последнее — низшему. Индекс уровня образования, хотя и является достаточно универсальным показателем, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют в статистике большинства государств. Кроме того, Индекс не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам. Данные о грамотности населения стран мира поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с расчётными показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics). В настоящее время Индекс охватывает страны-члены ООН, а также некоторые административные территории с особым статусом, при этом рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств, так как страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по данному показателю, не включаются в рейтинг. Для развитых стран, которые чаще всего уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, аккумулируются Институтом статистики ЮНЕСКО на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира. Индекс обновляется раз в два года, однако отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один год, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами. Результаты исследованияЭта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса с подтверждённой оценкой уровня образования их населения, упорядоченных по Индексу уровня образования. Текущие данные представлены по состоянию на 2019 год (опубликованы в 2020 году). Источник Уровень грамотности в миреГрамотность — ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет. Несмотря на значительное расширение доступа к базовому образованию в мире и на постоянное сокращение неравенства в образовании, у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) — 36,5%. В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine Уровень грамотности в мире стабильно растетСамые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных — технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData. Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов(доля грамотных и неграмотных в мире)Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись. Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколенияДля оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения. Что называется грамотностью?Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в Докладе о человеческом развитии, 2016, стр. 230-233). Источник Список стран по уровню грамотностиСписок стран приводится по Докладу программы развития Организации Объединенных Наций за 2009 год [1] . В данном докладе используются данные о грамотности среди взрослого населения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) от апреля 2007 года, которые составлены из национальных оценок и оценок, основанных на Глобальной модели прогноза грамотности, разработанной в 2007 году. Национальные оценки основаны на собранных ЮНЕСКО свежих данных грамотности по странам, полученных из национальных переписей населения или обследований в период между 1995 и 2005 годами. Если свежих данных не имеется, используются оценки ЮНЕСКО, основанные на национальных данных, собранных до 1995 года. Многие страны с высоким уровнем дохода после достижения высокого уровня грамотности прекратили собирать статистику грамотности. При расчете индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), уровень грамотности в таких странах принимается равным 99,0 %. При сборе данных о грамотности зачастую методика оценки числа грамотных людей определяется странами по-разному. Некоторые страны используют для оценки данные о завершении ступеней образования, но методы измерения посещаемости школ или окончания годового курса обучения могут различаться. Поэтому оценки уровня грамотности должны использоваться с осторожностью. Источник Список стран по уровню грамотности — List of countries by literacy rateЭто список стран по грамотности ставки . Представленные цифры почти полностью собраны Статистическим институтом ЮНЕСКО (UIS) по поручению ЮНЕСКО , при этом оценки за 2015 год основаны на людях в возрасте 15 лет и старше, которые умеют читать и писать. Если данные взяты из другого источника, предоставляются примечания. Данные собираются в основном с использованием опросов за последние десять лет, которые сами заявили соответствующие лица. СИЮ предоставляет основанные на них оценки на 2015 год с помощью Глобальной модели прогнозов грамотности с учетом возраста (GALP). Глобальный уровень грамотности для всех людей в возрасте 15 лет и старше составляет 86,3%. Глобальный уровень грамотности для всех мужчин составляет 90,0%, а для всех женщин — 82,7%. Этот показатель варьируется во всем мире: в развитых странах этот показатель составляет 99,2% (2013 г.), в Южной и Западной Азии — 70,2% (2015 г.), а в странах Африки к югу от Сахары — 64,0% (2015 г.). Более 75% из 781 миллиона неграмотных взрослых в мире проживают в Южной Азии , Западной Азии и странах Африки к югу от Сахары , а женщины составляют почти две трети всех неграмотных взрослых во всем мире. СОДЕРЖАНИЕСписок стран-членов ООН по возрастным группам и гендерному неравенствуДанные, опубликованные ЮНЕСКО в 2018 г. (последние информированные показатели и год), с использованием следующих определений:
Источник Уровень безграмотности по странам Грамотное и неграмотное население мира. Население от 15 лет и старше. На интерактивной диаграмме ниже показан глобальный уровень грамотности среди взрослых за период 1800-2014 годов. Это мощный график: он говорит нам о том, что за последние два столетия доля неграмотных взрослых снизилась с 88% до менее чем 15%. Этот глобальный взгляд на образование приводит к естественному вопросу: что на самом деле означает быть «грамотным» в этом статистическом смысле? Это не простой вопрос. Уровень грамотности является лишь косвенным показателем того, что нас действительно волнует, а именно навыков грамотности. Это различие имеет значение, потому что навыки грамотности сложны и охватывают целый ряд оттенков владения языком, в то время как уровень грамотности предполагает резкое бинарное различие между теми, кто является и не является «грамотным». Каково определение грамотности, которое лежит в основе оценок, приведенных в таблице ниже? И как эти оценки соотносятся с другими показателями успеваемости и грамотности? Методологии, используемые для измерения грамотности, 2010 год На рисунке показано, как показатели грамотности регистрировались странами на протяжении определенного периода времени. Методики включают в себя заявления отдельных лиц или других членов домохозяйства, тесты на грамотность и косвенные оценки (например, предполагая грамотность от уровня образования). В этом посте мы ответим на эти вопросы. Мы начнем с обзора последних оценок, опубликованных ЮНЕСКО, а затем перейдем к обсуждению долгосрочных оценок, основанных на исторических данных. Давайте начнем с недавних оценок уровня грамотности. В частности, оценки уровня грамотности, составленные ЮНЕСКО из различных источников. В приведенной ниже таблице мы приводим разбивку этих оценок, показывая основные методологии, которые страны используют для измерения грамотности, и то, как они менялись с течением времени. (Для изучения изменений во времени используйте ползунок под картой.) Разбивка охватывает четыре категории: самопроверенная грамотность, заявленная непосредственно отдельными лицами, самопроверенная грамотность, заявленная главой домохозяйства, проверенная грамотность по результатам экзаменов на знание языка и косвенная оценка или экстраполяция. В большинстве случаев категории, охватывающие «самоотчеты» (зеленый и оранжевый), соответствуют оценкам грамотности, которые основываются на ответах на простой вопрос «Да/нет», спрашивающий людей, умеют ли они читать и писать. Инструменты данных, используемые для оценки грамотности, 2011 год Эта цифра иллюстрирует тип источников, используемых странами для оценки уровня грамотности. Эти три категории включают в себя переписи (например, национальные переписи населения), обследования (например, демографические и медико-санитарные обследования) и косвенные выводы (например, экстраполяция данных об уровне образования). Категория «косвенная оценка» (черный цвет) соответствует главным образом оценкам, основанным на косвенных данных об уровне образования, обычно основанных на самой высокой степени завершенности образования. В этой таблице вы найдете подробную информацию о всех определениях грамотности и источниках, по странам, а также о том, как мы классифицировали их для целей этой диаграммы. Эта диаграмма говорит нам, что: Существуют значительные Межстрановые различия, причем последние оценки охватывают все четыре метода измерения. Уровень грамотности ЮНЕСКО против уровня грамотности PIAAC, 2012 Вертикальная ось измеряет уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше, согласно определению ЮНЕСКО «люди, которые могут с пониманием читать и писать короткие, простые высказывания о своей повседневной жизни». Горизонталь ось показывает средние баллы в тестах PIAAC и STEP, которые измеряют навыки чтения по непрерывной шкале Другой способ проанализировать те же данные-классифицировать оценки грамотности в соответствии с типом измерительного прибора, используемого для сбора соответствующих данных. Какие страны используют инструменты выборки домашних хозяйств, такие как проводимые ЮНИСЕФ кластерные обследования по многим показателям? Какие страны используют данные переписи? И какие страны не собирают данные о грамотности напрямую, а полагаются на другие источники? На следующей диаграмме мы рассмотрим это, разделив оценки на три категории: выборка, включая данные тестов на грамотность и обследований домашних хозяйств; данные переписи; и другие инструменты (например, административные данные о зачислении в школу). Здесь мы видим, что большинство стран используют инструменты выборки (обозначенные на карте как «обследования»), хотя в прошлом данные переписи были более распространены. Обследования грамотности потенциально могут быть более точными-при правильной выборке-поскольку они позволяют проводить более конкретные и подробные измерения, чем короткие и общие вопросы в рамках переписей населения. Ниже мы обсудим это подробнее. Грамотность по годам обучения (США, 1947) Процент грамотного населения в разбивке по годам обучения, закончившегося в Соединенных Штатах, 1947 год. Оценки соответствуют люди в возрасте от 14 лет и старше. Качество данных: проблемы и ограничения Как упоминалось выше, последние данные о грамотности часто основываются на одном вопросе, включенном в национальные переписи населения или обследования домашних хозяйств, которые представляются респондентам старше определенного возраста, когда навыки грамотности сообщаются самостоятельно. Вопрос часто формулируется так: «умеете ли вы читать и писать?». Эти самоотчеты навыков грамотности имеют ряд ограничений: Простые вопросы типа » умеешь ли ты читать и писать?»считайте грамотность навыком, которым вы либо обладаете, либо не обладаете, когда на самом деле грамотность-это многомерный навык, существующий в континууме. Самоотчеты субъективны, поскольку вопрос зависит от того, что каждый человек понимает под “чтением” и “письмом”. Форма слова может быть достаточно знакомой для респондента, чтобы вспомнить его звучание или значение, фактически не «читая» его. Точно так же, когда вы пишете свое имя, чтобы передать письменную способность, это может быть достигнуто путем «рисования» знакомой формы, а не написания в попытке создать письменный текст со смыслом. Уровень грамотности и средней продолжительности обучения, 1870 по 2010 Вертикальная ось измеряет уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше, объединяя данные из ряда источников (дополнительные сведения см. На вкладке Источники). Горизонтальная ось измеряет среднее количество лет общего школьного образования по всем Во многих случаях обследования требуют, чтобы только один человек сообщал о грамотности от имени всего домохозяйства. Эта косвенная отчетность потенциально создает дополнительный шум, в частности, когда речь заходит об оценке грамотности среди женщин и детей, поскольку эти группы реже рассматриваются в обследованиях как «главы домашних хозяйств». Аналогичным образом, вывод о грамотности на основе данных об уровне образования также проблематичен, поскольку школьное образование не везде обеспечивает грамотность одинаковым образом: квалификационные тесты показывают, что во многих странах с низким уровнем дохода значительная доля учащихся вторых классов начальной школы не может прочитать ни одного слова из короткого текста; и для очень немногих людей в этих странах посещение школы в течение четырех или пяти лет гарантирует базовую грамотность. Уровень грамотности, тест на одно предложение против официальной оценки, 2015 Тест на одно предложение соответствует данным опросов DHS. В частности, процент респондентов опроса, в возрасте 15 лет и старше, которые могут прочитать всю или часть предложения, показанного им. Официальная оценка соответствует уровень грамотности ЮНЕСКО. В большинстве стран это соответствует проценту людей в возрасте 15 лет и старше, которые говорят: они могут читать и писать с пониманием короткое простое заявление о своей повседневной жизни. Даже на концептуальном уровне отсутствует консенсус – национальные определения грамотности, основанные на уровне образования, существенно различаются в зависимости от страны. Например, в Греции люди считаются грамотными, если они закончили шесть лет начального образования; в то время как в Парагвае вы квалифицируетесь как грамотные, если вы закончили два года начальной школы. Новые перспективы благодаря стандартизированным тестам на грамотность С учетом ограниченности самоотчетов или косвенных оценок уровня грамотности предпринимаются усилия как на национальном, так и на международном уровнях по проведению стандартизированных тестов грамотности для систематической оценки уровня грамотности. В частности, для решения проблем, связанных с получением сопоставимых данных о грамотности, были разработаны крупные Межстрановые оценочные обследования. Двумя важными примерами являются программа международной оценки компетентности взрослых (PIAAC), которая представляет собой тест, используемый для измерения грамотности в основном в богатых странах; и программа оценки и мониторинга грамотности (LAMP), которая представляет собой оценку домашних хозяйств, направленную на измерение навыков грамотности в развивающихся странах, оставаясь при этом сопоставимой по странам, языкам и сценариям. Испытания ламп были проведены лишь недавно в четырех странах: Иордании, Монголии, Палестине и Парагвае. Тесты PIAAC, с другой стороны, были проведены примерно в 30 странах, и результаты показаны на диаграмме ниже. У нас есть только эти тесты для нескольких стран, но мы все еще можем видеть, что есть общая положительная корреляция. Кроме того, мы видим, что существуют значительные различия в оценках даже для стран с одинаковыми и почти идеальными показателями грамотности (например, Япония против Италии). Это подтверждает тот факт, что тесты PIAAC охватывают родственную, но более широкую концепцию грамотности. Данные переписи Определение ЮНЕСКО «люди, которые могут с пониманием читать и писать краткое, простое заявление о своей повседневной жизни», начало регистрироваться в данных переписи с конца 19-го века и далее. Таким образом, несмотря на различия в типах вопросов и используемых инструментах переписи, эти исторические данные переписи остаются лучшим источником данных о грамотности за период до 1990 года. Самая длинная серия попыток реконструировать оценки грамотности на основе исторических данных переписи приводится в докладе ОЭСР “How Was Life? Глобальное благополучие с 1820 года», опубликованная в 2014 году. Это источник, используемый в первой диаграмме в этом блоге за период с 1800 по 1990. Насколько точны эти оценки ЮНЕСКО? Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что узкая концепция грамотности, измеряемая в данных ранних переписей, дает несовершенный, но информативный отчет о навыках грамотности. Приведенная ниже диаграмма является хорошим примером: как мы видим, уже в 1947 году оценки переписи населения США сильно коррелируют с уровнем образования, как и следовало ожидать. Важно отметить, что соотношение между уровнем образования и грамотностью также сохраняется в разных странах и во времени. Следующая диаграмма показывает это путем построения графиков изменения показателей грамотности и средних лет обучения. Каждая страна на этой диаграмме представлена линией, где начальная и конечная точки соответствуют первому и последнему имеющемуся наблюдению этих двух переменных за период 1970-2010 годов. (Как мы упоминали выше,до 1990 года почти все наблюдения соответствовали данным переписи.) Как мы видим, уровень грамотности, как правило, намного выше в странах, где люди, как правило, имеют больше лет образования; и поскольку средние годы образования растут в стране, уровень грамотности также растет. Страны с высоким уровнем грамотности также, как правило, имеют более высокие результаты в основных тестах грамотности, включенных в обследования DHS (это тест, который требует, чтобы респонденты опроса читали показанное им предложение). Как мы видим на приведенной ниже диаграмме, очевидно, что существует шум, но эти две переменные тесно связаны. Другие исторические источники Когда данные переписи отсутствуют, общепринятым методом оценки грамотности является подсчет доли людей, которые могли бы подписать официальные документы (например, судебные документы, свидетельства о браке и т.д.).5 Как объясняет исследователь Иеремия Дитмар, этот подход дает только нижнюю границу оценок, потому что число людей, которые могли читать, было выше, чем число людей, которые могли писать. Действительно, были предложены другие методы, чтобы опираться на исторические оценки людей, которые могли читать. Например, исследователи Eltjo Buringh и Jan Luiten van Zanden выводят уровень грамотности из оценки потребления книг на душу населения. 6 Как показывают Buringh и Van Zanden, их оценки, основанные на потреблении книг, различны, но все же довольно близки к альтернативным оценкам, основанным на подписанных документах. Заключение Грамотность является ключевым навыком и ключевым показателем образования населения. Однако измерить грамотность сложно, поскольку грамотность-это сложный многомерный навык. На протяжении десятилетий большинство стран измеряли уровень грамотности с помощью ответов «Да» / “нет «на один-единственный вопрос в рамках обследования или переписи, например:» умеете ли вы читать и писать?». Эти оценки дают базовое представление о навыках грамотности. Они говорят нам что-то значимое о широких изменениях в образовании в долгосрочной перспективе, так как изменения в течение десятилетий намного больше, чем лежащие в основе погрешности в любой момент времени. Однако их по-прежнему недостаточно для полной характеристики навыков грамотности и понимания предстоящих задач. По мере того как население становится более образованным, нам нужны более точные инструменты для измерения способностей – спрашивать людей, умеют ли они читать и писать, недостаточно, чтобы осмысленно обнаружить различия в том, как люди применяют навыки для работы и жизни. В последние годы как на национальном, так и на международном уровнях предпринимаются усилия по разработке стандартизированных, специально разработанных инструментов обследования, позволяющих более точно измерять уровень грамотности с помощью тестов. Некоторые страны уже применяют эти тесты, но нам придется подождать несколько лет, прежде чем эти новые инструменты станут нормой для измерения и отчетности о показателях Грамотности на международном уровне. Источник |