Уровень экономического развития стран латинской америки заметно выше

Экономическое развитие стран Латинской Америки

Экономика государств

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием «новых индустриальных стран «Азии, Африки и Латинской Америки. В своём реферате я хочу осветить процессы, которы имели место и происходят сейчас в «новой индустриальной стране «Латинской Америки — Мексике.

Несмотря на значительный разрыв в уровне социально-экономического развития от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства имеют с ними ряд общих черт.

Во-первых, для абсолютного большинства из них характерен низкий уровень развития производительных сил. И хотя современная эпоха характеризуется распростронением научно-технической революции, но в таких странах, как Гаити, Гватемала, Сальвадор, Боливия, Эквадор, её влияние совсем не ощущается. Промышленный переворот проходит в этих странах очень медленно. Большая часть населения сконцентрирована в деревне и занята примитивным ручным трудом.

Во-вторых, широко распространены, прежде всего в сельском хозяйстве, докапиталистические отношения. Не только уже в названых странах, но и в таких, как Мексика и Бразилия, где капитализм в последние два десятилетия развивается очень интенсивно, в деревне распространены полуфеодальные отношения.

В-третьих, основные отрасли стран латиноамерикансеого региона находятся под сильным контролем со стороны иностранного капитала. Ведь в Латинской Америке сосредоточено:

• около 20 % общих эапасов руд цветных металлов;

• более 80 % ниобия;

• более 40 % бериллия, меди и серебра;

• более 30 % сурьмы и графита;

• более 20 % железных руд, бокситов, олова и серы от общемировых запасов.

Однако не все латиноамериканские страны прошедшие два десятилетия характеризовались заметным прогрессом. Не смотря на общность исторических судеб, схожесть социально-экономических условий развития стран региона, между ними существуют значительные различия. За исключением Кубы, строящей социализм, и Никарагуа, осуществляющей глубокие прогрессивные преобразования, все латиноамериканские страны развиваются по капиталистическому пути. Из них три страны -Бразилия, Мексика и Аргентина-значительно превзошли другие страны по уровню развития промышленности, по зрелости капиталистических отношений. Прогрессивные изменения в отраслевой структуре экономики этих стран способствовали еще большему упрочению их позиций в региональном промышленном производстве.

Мексиканские Соединенные Штаты — одно из крупнейших государств Латинской Америки. Его территория равна 1958, 2 тысяч квадратных километров. По территории среди стран западного полушария Мексика занимает пятое место. На севере она граничит с Соединенными Штатами Америки, на юге — с Гватемалой и Белизом.

Мексика — страна гористая, более 50 % её территории расположено выше 1000 метров над уровнем моря. Единственная равнина — полуостров Юкотан, узкие низменности тянутся также вдоль океанских побережий.

Водные ресурсы распределены крайне неравномерно, что совместно с другими факторами создаёт трудности для ведения сельского хозяйства. Многие районы Мексики нуждаются в орошении.

Страна богата полезными ископаемыми: нефть, газ, ртуть, серебро, цинк, свинец, уран и другие.

Разведанные запасы нефти составляют около 9, 8 миллиардов тонн, природного газа — 1826 миллиардов кубических метров.

Мексика, крупнейший в мире производитель серебра, занимает седьмое место в мире по добыче цинка, серы и соли, четвё ртое — свинца и ртути.

По населению Мексика — третья страна западного полушария. В 1983г. население страны насчитывало более 70 миллионов человек.

Государственный язык — испанский, однако во многих отдаленных районах широкое распростронение имеют индейские языки.

В столице страны — городе Мехико, проживает 12, 7 миллионов человек. Вместе с близлежащими городами Мехико образует одну из крупнейших городских конгломераций мира, в которой проживает 20 % населения страны. Это — крупнейший индустриальеый центр Латинской Америки, на него и другие города долины Мехико около 60 % промышленного потенциала страны.

Мексика — федеративная республика, состоящая из 31 штата и Федерального округа. Верховная власть осуществляется президентом, являющимся главой правительства.

Законодательная власть прнадлежит Национальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов, избираемой сроком на три года, и сената, в котором избираются по два сенатора от каждого штата сроком на шесть лет.

Испанские завоеватели, открывшие Новый Свет, захватили Мексику в 1519-1521гг. Максика стала испанской колонией. Был установлен жесточайший колониальный режим. Мексика превратилась в крупнейшего поставщека золота и серебра в метрополию.

Мощный революционный подъем в стране пришелся на начало 19 столетия. Но провозглашение республики и принятие конституции в 1821г. не остановили внутреполитическую борьбу между консерваторами и либералами. Это привело к неустойчивости власти. За семь лет (1841 — 1848гг.) сменилось более 20 президентов. Один государственный переворот следовал за другим.

Внутренней борьбой и неустойчивостью в стране воспользовались Соединенные Штаты. В середине 30 годов США начала свою экспансию на юг. И в результате США захватила 2, 2 миллиона квадратных киллометров Мексики. На ней распологаются нынешние североамериканские штаты Техас, Калифония, Аризона, Нью-Мексико.

К началу буржуазно-демократической революции в Мексике (1910 — 1917) иностранный капитал контролировал основные отрасли промышленности. Американские и английские компании заняли ведущие позиции в горнодобывающей, нефтяной и других отраслях. Нефтяные месторождения Мексики эксплуатировались самым хищнеческим образом. Мексика выдвинулась на одно из первых мест по добыче нефти, которая составила в 1911г. 12 552 тысячей бареллей.

Мировой экономический кризис (1929 — 1933гг.) резко обострил классовые и социальные противоречия, усилил антиимпериалистические настроения в стране. Характерной особенностью преобразований в 30-х годах было создание государственного сектора экономики, который должен был способствовать социальным изменениям и независимому развитию страны. Национализация нефти и другие меры, направленные на независимое развитие и ограничение иностранного капитала, вызвало недовольство как внутри страны, так за границей. Но под влиянием событий, связанных с началом второй мировой войны, преобладающее влияние в государстве преобрели силы, ориентированные на более тесные связи с иностранным и прежде всего с американским капиталом.

В 1976г. на пост президента вступил Хосе Лопес Портильо (1976 — 1982гг.). Программа правительства была определена следующим образом: соответствующее распределение богатств с помощью осуществления права на труд. Но реформы, которые проводило правительство, не были завершены до конца.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Мексика — наиболее развитая страна Латинской Америки. По производству ВНП и промышленной продукции она занимает второе место в регионе, уступая по этим показаталям лишь Бразилии. Так среднегодовой прирост ВВП с 1965 по 1970г. был равен 6, 9 %; в 1970 — 1974гг. — 6, 3 %. В период мирового экономического кризиса 1974 — 1975гг. этот показатель снизился, а затем в 1978 — 1980гг. поднялся до 8 — 9 %.

И хотя ВВП Мексики вырос в последнии десять лет более чем в 1, 5 раза, она все еще заметно отстает по доходам на душу населения от развитых капиталистических стран, а среди стран Латинской Америки занимает третье место после Аргентины и Венесуэлы.

Вступая в новую фазу своего промышленного развития, Мексика использовала финансовую и материальную поддержку со стороны развитых гоударств, в первую очередь США. При этом осуществлялась специализация и кооперирование на базе постепенной интеграции экономических структур Мексики с экономикой развитых капиталистических стран. Эти факторы наложили глубокий отпечаток на экономическое развитие Мексики, придав ему противоречивый характер.

За послевоенные годы существенные изменения претерпела структура ВНП. Доля сельского хозяйства в нем постоянно падает. Так, в 1950г. она составляла 23. 8 %, в 1970г. — 11. 9, а в 1978г. — уже 9. 0 %. Постепенно увеличивется доля обрабатывающей промышленности (смотри таблицу N 1). Однако по уровню обрабатывающей промышленности Мексика все еще сильно отстает от развитых капиталистических стран. По общим показателям экономического развития Мексика приближается к такой стране, как Испания, уступая ей лишь по размерам продукции на душу населения (смотри таблицу N 2).

Характеризуя промышленность в целом, следует отметить, что 80. 7 % всех предприятий обрабатывающей промышленности составляют мелкие производства, принадлежащие национальному или частнаму капиталу и использующие национальную технологию. Они в основном и обеспечивают занятость населения. В 1960г. на долю мелких и среднех предприятий в обрабатывающей промышленности приходилось 71. 5 % всей произведееной продукции и

79. 5 % всех занятых в отрасли.

Государство проводит политику стимулирования средней и мелкой промышленности, для чего создан Гарантийный фонд стимулирования средней и мелкой промышленности. В отношении этих предприятй осуществляется преференциальная налоговая политика. В планах промышленного развития страны уделяется большое внимание мелкой и срдней индустрии. По данным на 1970г. крупных предприятий насчитывалось 1007 с числом занятых 477 тысяч человек, средних — 2122 с числом занятых 365 тысяч человек и мелких — 68036 с числом занятых 628 тысяч человек.

Инвестиции в экономику обеспечиваются главным образом за счет увеличения государственных вложений. Государственные инвестиции в экономику и социальную инфраструктуру росли довольно высокими темпами в течение 1950 — 1970гг (смотри диаграмму N 1).

Важным фактором экономмического развития Мексики был рост производительности труда. В то время как занятость населения с 1960 по 1977г. возросла в 2. 1 раза, величина ВВП за тот же период увеличилась в 4. 7 раза.

В 1972г. активы иностранных филиалов составляли 52 % активов 300 крупнейших предприятий в обрабатывающей промышленности. Однако принятие в 1973г. закона о стимулировании национальных и регулировании иностранных капиталовложений предотвратило дальнейшую капитализацию мексиканской экономики. Политика госсударства в регулировании деятельности иностранного капитала позволяет местным компаниям вступать в конкуренцию не совсей ТНК, а лишь с ее филиалами в стране. Хотя иностранные филиалы и отдали контрольный пакет акций, однако их влияние чувствуется повсеместно, так как 90 % крупных и средних предприятий обрабтывающей промышленности используют иностранную технологию, строят свое производство на базе иностранного оборудования, марок и патентов.

Но вопреки «замене импорта «и «мексинканизации «продолжают бысто увеличиваться иностранные капиталовложения и ввоз товаров. Несмотря на все усилия, правительству не удалось приостановить рост инфляции. В 1976г. цены на потребительские товары возрасли по сравнению с 1973г. более чем в 1. 5 раза. Все это в сочетании с мировым экономическим кризисом вынудило правительство отказаться от стабильности мексиканского песо.

1976 — 1977 годы были трудными для мексиканской экономики. Оживление началось со второй половины 1978г., увеличились капиталовложния частного сектора, синизились темпы инфляции. В 1979г. прирост ВВП составил 8 %, увеличилась занятость населения на 7. 6 %. Но в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство, продукция которого снизилась на 3. 5 %.

Промышленность Мексики в 1980 — 1981гг. развивалась высокими темпам. Быстро росли добыча нефти, производство в отраслях нефтехимического комплекса, цементной промышленности и машиностроения.

Мексика первой в капиталистическом мире национализировала нефтяпую промышленность, экспроприировав в 1938г. имущество 17 иностранных компаний. Оно было передано в руки государственной организации «Петролес мехиканос «(Пемекс).

«Пемекс «является стержнем государственного сектора экономики, а нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность превратилась в важнейшую отрасль экономики, доходы от которой идут на развитие других отраслей, инфраструктуры и сельского хозяйства.

На данный момент большое внимание уделяется развитию частного сектора в экономики Мексики. Согласно декрету от 15 августа 1983г. о развитии и деятельности сектора «макиладорас «, предприятия этого типа могут создаваться повсеместно. Декрет предусматривает возможность создания таких предприятий в «свободной экспортной зоне «на правах стопроцентной иностранной собственности, что ставит их в особе условия по сравнению с большинством действующих в Мексике иностранных фирм, собственность которых в акционерном капитале ограничена на 49 %. Еслив 1966г. в Мексике действовали 12 предприятий этого типа, на которых было занято около 3 тысяч человек, то к концу 1987г. — уже 1100 с числом занятых более 300 тысяч человек.

Крупнейшей частной корпорацией является «Альфа индустриас С. А. «. Еепассивы составляют почти 69 миллиардов песо, активы — 111. 5 миллиардов. В группу входят металлургические, бумагоделательные предприятия, заводы по производству синтетичекого волокна, машиностростроительные и нефтехимеческие.

Внешней торговле в Мексике всегда придавалось большое значение. Она является одним из главных источников получения иностранной валюты, на которую приобретается оборудование, необходимое для развития промышленности, и сырье.

Характерной особенностью внешнеторгового оборота на протяжении длительного времени являлось хроническое превышения импорта над экспортом.

Структура импорта свидетельствует о том, что страна покупает в основном машинное оборудование, сырье для промышленности, в отдельные годы продовольствие и потребительские товары. Помими США крупными импортероми мексиканской продукции являются Испания, Япония, ФРГ, Бразилия и другие.

В 1980г. экспорт увеличился до 15. 3 миллиардов доллоров и из них 10 миллиардов приходится на нефть.

(смотри таблицу N 3)

Сейчас «мексиканская модель «переживает кризис, так как экономические успехи страны оказались чрезвычайно противоречивым. В часности, экономический рост в Мексике сопровождался усиленным проникновением иностранного капитала. Доминирующие позиции (около 60 %) принадлежат иностранному капиталу США, хотя в последнии годы значительно увеличился приток капиталовложений из Западной Европы и Японии. Наряду с этим Мексика все в большей степени прибегает к внешним займам и кредитам, хотя доходы от экспорта не покрывают финансовых обязательств.

За счет хлынувших в страну нефтедоллоров правительство надеется совершить быстрый скачок в экономическом развитии, а также справиться с безработицей. Внешний долг Мексики составляет 80 миллиардов доллоров. Лишь одни платнже по государственной задолженности поглащают 70 % от продажи нефти. Это привело к многократным девальвациям песо.

В конце 1982г. в Мексике произошла смена правительства. Новый президент Мегель де ла Мадрид объявил, что видит свою основную задачу в строжайшей экономии, борьбе с инфляцией и безработицей.

В результате принятых мер экономии, а также ограничений на импорт за первые четыре месяца 1983г. Мексика имела активное сальдо внешнеторгового баланса в размере более 4 мллиардов доллоров. Также росту доходов способствовал приток туристов в страну.

В июне1983г. правительство обнародовало план

национального развития страны на 1983 — 1988гг. Основная цель

этого плана затормозить инфляцию и обеспечить занятость. Причем финансирование будет больше опираться на внутренние резервы, а не на внешние кредиты.

Сейчас у власти находится президент Карлос Салинас де Гортари, который продолжает осуществлять реформы Мигеля да ла Мадрида.

Развитие обрабатывающей промышленности в Латинской Америке, %

Источник

Читайте также:  Сторонники независимости страны кто это
Оцените статью