Критерии оценки и отслеживания международной кредитоспособности и кредитной безопасности
Критерии оценки и отслеживания международной кредитоспособности и кредитной безопасности — раздел Экономика, Государственный долг и эффективность денежно–кредитной политики Критерии Оценки И Отслеживания Международной Кредитоспособности И Кредитной Б.
Критерии оценки и отслеживания международной кредитоспособности и кредитной безопасности. Для оценки долгового бремени страны в международной практике используются различные методы.
Наиболее простой и распространенной является методика, используема.
Всемирным банком, по которой уровень кредитоспособности страны определяется через систему следующих показателей отношение приведенной настоящей стоимости платежей по внешнему долгу к валовому национальному продукту отношение приведенной настоящей стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг отношение внешнего долга к валовому национальному продукту отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.
В сумму внешнего долга Мировой банк наряду с прямым государственным и гарантированным государством долгом включает также частный негарантированный долг, который формируется путем привлечения резидентами страны кредитов от нерезидентов без предоставления государственной гарантии. Негарантированный внешний основной долг резидентов Республики Беларусь достиг на конец 1999 г. 63,5 млн. долл. США. Составляя всего 6,7 от общего основного внешнего долга Республики Беларусь, частный негарантированный долг существенного влияния на долговую ситуацию в стране не оказывает.
В последние годы при исчислении показателей долгового бремени Мировой банк берет за основу приведенную настоящую стоимость платежей по внешнему долгу.
Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу рассчитывается как совокупная сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых в кредит ресурсов. Следует отметить, что нет жестко зафиксированных критических уровней показателей кредитоспосооности, превышение которых означало бы переход страны в зону опасности.
Государства с динамично развивающейся экономикой, чей экспорт растет сравнительно быстрыми темпами, могут позволить себе более высокий уровень внешнего долга. Вместе с тем есть критерии определенные главным образом эмпирическим путем, на основании которых страны классифицируются как имеющие чрезмерную, умеренную и низкую задолженность.
Так, в категорию стран с чрезмерной задолженностью по классификации Мирового банка входят страны, у которых отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВНП составляет более 80 отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг — 220 и более. Задолженность считается умеренной, если первый показатель находится в пределах 18 — 80 , а второй — 132-220 . Республик Беларусь по расчетам Мирового банка в 1997 году имела первый показатель в размере 5 , второй-16 и поэтому отнесена к странам с низкой задолженностью.
Наряду с показателями, основанными на приведенной стоимости платежей, по-прежнему широко используются такие более простые, не требующие специальных расчетов показатели, как отношение внешнего долга к ВНП ВВП и внешнего долга к экспорту товаров и услуг. Уровень внешнего долга Республики Беларусь значительно ниже, чем в других странах бывшего СССР. По данным Всемирного банка, в 1997 году отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг в Беларуси составляло 17 , к ВНП — 6 , в то время как в России- соответственно 125 и 30 , Украине -18 , Армении — 160 и 32 , Грузии 125 и 34 , Киргизстане — 163 и 34 , Молдове — 102 и 48 , Таджикистане — 111 и 45 . В 1998 гаду эти показатели в Республике Беларусь были на уровне 12,6 и 7,2 , в 1999 году- 15 и 12,3 . Пороговые значения показателей отношения внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг и к ВВП на конец 2005 года, как предполагается, составят соответственно 60 и 25 . Несмотря на широкое распространение показателей кредитоспособности, позволяющих определенным образом судить об уровне кредитной безопасности страны, следует все же отметить их условность.
Прежде всего данные показатели не учитывают особенности каждой отдельной страны.
Например в условиях экономики Беларуси да и других республик бывшего СССР искажающее влияние на показатели кредитоспособности оказывают значительно более низкая степень монетизации ВВП отношение денежной массы к ВВП и связанная с этим проблема ликвидности государственного долга, а также высокая доля бартера в экспортно-импортных операциях, что значительно уменьшает реальный приток валюты в страну.
На приведение показателя объема ВНП и внешнего долга к сопоставимой единице измерения при множественности курсов валют влияет используемый курс. 6. стр.110-111 . 4.2 Внутренний государственный долг Республики Беларусь в настоящее время Внутренний государственный долг Республики Беларусь собственным субъектам хозяйствования и банкам без учета кредитов в национальной валюте, полученных под гарантии правительства увеличился за 2001 год на 84,3 и составил к 1 января 2002 года 762,2 млрд. руб Реальное увеличение внутреннего государственного долга скорректированное на индекс потребительских цен составило в 2001 году 26,1 . 7, стр.9 .
Источник
Банковско-кредитная безопасность
Наряду с налогово-бюджетной банковско-кредитная безопасность (БКБ) есть одна из важнейших составляющих финансовой безопасности страны. Как социальное явление она охватывает в хозяйственном комплексе страны сферу аккумулирования и расходования в форме ссудного капитала в основном негосударственными специализированными финансовыми предприятиями (банками, страховыми компаниями, кредитными кооперативами, пенсионными фондами, доверительными паевыми фондами, финансовыми компаниями, обществами взаимного кредита и т.п.) финансовых средств в основном негосударственной принадлежности. Основной составной частью банковско-кредитной сферы являются, конечно, банки различного типа[102] с капиталом как государственным, так и негосударственным. Понятно, что, как и у всех остальных видов финансовой деятельности, реализацию интересов, проявляющихся в кредитных операциях, следует защищать от возможных угроз.
Следовательно, банковско-кредитная безопасность представляет собой защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в хозяйственном комплексе, характеризующемся такой последовательностью операций: формирование первоначального собственного капитала → аккумулирование заемных средств клиентов, а также формирование депозитария ценных бумаг → кредитование клиентов и оказание других финансовых услуг (эмиссия и учет ценных бумаг, расчетно-кассовое обслуживание клиентов → пополнение собственного капитала → и т.д.).
Функционирование этого хозяйственного комплекса обусловлено тем, как складывается взаимодействие интересов всех действующих в этом комплексе акторов. Это – сами кредитные учреждения (отечественные и зарубежные), их отечественные и зарубежные клиенты: кредиторы и заемщики (физические и юридические лица), государство в лице Центробанка (Банка России), других государственных кредитных предприятий, уполномоченных государства в кредитных предприятиях с государственным участием. Интересы всех этих акторов сплошь и рядом сталкиваются и противостоят друг другу, на все это дополнительно накладывается реализация различных социально-политических интересов, порождая соответствующие угрозы, провоцируя и вызывая неурядицы в банковско-кредитной сфере и подрывая в целом БКБ страны.
Так, например, интересы заемщиков всегда противостоят интересам кредиторов. Последние стремятся взять кредит на возможно более длительный срок и под возможно более низкий процент. Кредитор же, как правило, заинтересован вернуть аккредитованные средства точно в срок и с возможно большим приращением. Это провоцирует обе стороны на различные мошеннические схемы и коррупционные проявления.
Кроме того, банки, как и любые предприниматели, заинтересованы вложить собственный и заемный капитал в наиболее доходные предприятия. А таковыми представляются, не редко, предприятия спекулятивные, такие, где оборачиваются так называемые «короткие деньги»[103].
Противостоят друг другу и интересы конкурирующих на рынке кредитных предприятий. А итогом такой конкуренции в классических рыночных условиях является территориальная централизация и концентрация ссудного капитала, формирование кредитных монополий. Такое положение оставляет депрессивные регионы (а в России их хватает) без собственных кредитных институтов и возможностей получить дешевый кредит, ставит в зависимость от прихоти монополистов, порой, целые отрасли экономики и объективно угрожает нормальному развитию рыночных отношений. К тому же в этом случае интересы банков приходят в противоречие и с экономическими интересами страны, так как нарушают планы ее экономического развития. А в случае, когда в конкурентной борьбе на внутреннем кредитном рынке участвуют и побеждают зарубежные банки (так может произойти и в России после ее вступления в ВТО), возникает угроза зависимости страны от иностранных кредитов (то есть долгов), что представляет собой уже угрозу не только финансовой, но и в целом экономической и даже национальной безопасности страны.
Все эти и другие противостояния или конфликты интересов в банковско-кредитной сфере должны, как это следует из теории, разрешаться путем формирования устраивающего все стороны баланса интересов. И в нем решающую роль должно играть государство. Но всегда ли так бывает в реальной жизни, особенно, если машина государственной власти серьезно деформирована коррупционными проявлениями, если сама государственная власть непрозрачностью своей деятельности маскирует свою неэффективность и зависимость от внешних сил. А то, к чему может привести несбалансированность интересов с точки зрения обеспечения НББ, убеждает множество примеров.
Рассмотрим условия становления постсоветской банковско-кредитной системы России. Достаточно упомянуть о «приватизации», в начале 90-х гг. ХХ в. обескровившей большую часть российской экономики и вызвавшей потребность аккумулировать где-то высвободившиеся средства, которые частнику было невыгодно вкладывать в обанкротившиеся и некредитоспособные российские хозяйствующие субъекты. И перед нами в полном объеме вырастает противоречие между национальными и частными экономическими интересами, создавшими угрозу последовательно БКБ, финансовой, экономической и национальной безопасности России.
Современная банковско-кредитная система страны, ни в коей мере, не избавилась от пороков, заложенных в период ее становления. Они не дают ей стать «здоровыми кровеносными сосудами» экономики страны. Основные среди них следующие:
а) превращение банковско-кредитной системы страны своеобразный насос, выкачивающий денежные средства из страны и направляющий их за границу (а в худшем случае – распоряжение террористов и сепаратистов). Следствием этого является крайне низкая капитализация и неразвитость предоставляемых услуг у подавляющего большинства частных российских банков. Низкая капитализация, а в 2011 г. совокупный уставной капитал всех действующих кредитных организаций России составил 1390 млрд руб. или примерно 46 млрд долл. (для справки ВВП РФ – 2,3 трлн долл.) и ориентация на вывод за границу размещенных средств (к 2011 г. за границу выведено примерно 540 млрд долл.) ведет к отсутствию у банков «длинных денег», порождающему нежелание и невозможность предоставлять долгосрочные кредиты, столь нужные сейчас российским предпринимателям.[104] В свою очередь, отсутствие у отечественных банков «длинных денег» принуждает российских предпринимателей все чаще обращаться за заемными средствами к банкам заграничным, у которых боязни «длинных денег» нет. Вследствие этого быстро растет внешний корпоративный долг России. По данным Банка России, объем российского корпоративного внешнего долга на 1 июля 2012 г. составил 532,2 млрд долл.[105]
В этом случае угрозу представляет уже не только сам этот долг, но то, что упомянутые кредиты являются в большинстве своем связанными, то есть предоставляются на определенных условиях их использования. Как показывает практика эти средства идут не в науку, не в обрабатывающую промышленность или сельское хозяйство, а в добычу природных энергоносителей, на развитие средств связи и в торгово-развлекательных предприятий.
Неконкурентоспособность российского банковского сообщества вызывает у него запретительную реакцию в отношении проникновения зарубежных банков на российский рынок (в настоящее время в России действует не более 100 не самых крупных зарубежных банков[106]). По этой же причине российские банкиры выступали в числе основных противников вступления нашей страны в ВТО;
б) концентрация большей части свободных финансовых средств в немногих московских банках и соответствующая централизация этих средств в Москве (до 83%), что, с одной стороны, во многом лишает периферию перспектив развития, а с другой – вызывает постоянный «перегрев» денег, сосредоточенных в центре, и провоцирует их вывод за границу;
в) слабая роль государства как генератора оздоровления банковско-кредитной сферы страны. Государство видимо не стремится упрочить рыночные отношения в этой сфере, ослабить централизацию и концентрацию финансового капитала, его отрыв от капитала производственного. Напротив, наше коррумпированное чиновничество насаждает так называемое «ручное» управление этой сферой, распоряжаясь частными финансовыми ресурсами как государственными («разруливая» конфликтную ситуацию, возникшую в мае 2009 г. в г. Пикалево Ленинградской области, Президент РФ В.В. Путин приказал (!) владельцу местного градообразующего предприятия Олегу Дерипаске профинансировать долги по зарплате рабочим этого предприятия и другие расходы по восстановлению его производственных мощностей). Благодаря «ручному» управлению во время финансового кризиса 2008 г. огромные финансовые дотации из госбюджета закачивались в олигархические структуры, с целью спасения их от банкротства. Тем самым было явно подтверждено «крышевание» этих структур коррумпированными госчиновниками весьма высокого ранга. Интересно, что при этом процедура обычного коммерческого кредитования, об обязательности применения которой в рынке так часто говорят министры экономического блока Правительства РФ, почему-то была проигнорирована.
Все это свидетельствует о неблагополучии и с обеспечением банковско-кредитной безопасности России.
В заключение следует отметить, что оздоровление ситуации в финансовой сфере страны будет зависеть от скорейшего решения системных проблем нашей экономики (допуска отечественного капитала, в том числе и финансового, к формированию экономической стратегии и проведению экономической политики страны, формирования подлинно равноправного государственно-частного партнерства, отказа государства от излишнего присутствия на рынке, выработки на рынке неизменных на хотя бы среднесрочный период «правил игры»).
Практикум
Теперь Вы должны уметь:
1. Представлять себе сущность финансовой безопасности.
2. Выявлять проблемы обеспечения финансовой безопасности в современной России.
3. Определять сущность и состояние налогово-бюджетной безопасности страны.
4. Показать пороки российского бюджетного федерализма и возможности их изжития.
5. Раскрыть суть основных угроз национальным интересам России в банковско-кредитной сфере.
6. Объяснить причины быстрого нарастания внешней корпоративной задолженности России.
7. Уяснить для себя возможные пути обеспечения финансовой безопасности нашей страны.
Вопросы для самопроверки и повторения
1. Почему финансовые потоки принято считать «кровеносными сосудами экономики»?
2. Как Вы оцениваете тот факт, что существующая в России система налогообложения перекошена в сторону преимущественного удовлетворения потребностей федерального центра?
3. Каковы последствия того, что большая часть доходов России от внешней торговли энергоносителями вкладывается в зарубежные высоколиквидные активы?
4. В чем состоят национальные интересы России в налогово-бюджетной сфере?
5. Что даст России вступление в ВТО с точки зрения обеспечения финансовой безопасности страны?
6. В какие сферы российской экономики и почему в основном направляются иностранные инвестиции?
7. Почему большая часть свободных финансовых ресурсов России концентрируется в Москве?
8. Каким Вам видится решение проблем, существующих в настоящее время в сфере российских финансов?
Новые понятия и термины
Налогово-бюджетная безопасность; бюджетный федерализм; банковско-кредитная безопасность; «короткие деньги»; «длинные деньги»; связанные кредиты.
Источник