Уровень таможенной защиты страны это
Таможенный тариф, как было показано, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.
Рассмотрим для наглядности числовой пример. Пусть в условиях свободной торговли цена на сахар на внутреннем рынке Аргентины составляет 300 долл. за 1 т, из которых 200 долл. приходится на материальные затраты (стоимость сырья, оборудования и т.п.), а 100 долл. — на добавленную стоимость, созданную собственно при производстве сахара. В целях защиты национальных производителей Аргентина вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставки пошлин на разные товары различны. Предположим, что импорт сахара облагается 20%-ной адвалорной пошлиной, а ставка пошлины на импорт необходимых для производства сахара элементов материальных затрат составляет только 10%. Какова будет фактическая степень защиты производителей сахара в этом случае?
Номинальный уровень таможенной защиты отрасли составляет 20%. Цена на сахар на внутреннем рынке поднимется до 360 долл. (мировая цена плюс тариф), стоимость материальных затрат увеличится на 10% и составит 220 долл. на 1 т сахара. Это значит, что добавленная стоимость (цена минус материальные затраты) будет теперь равна 140 долл. (360 долл. — 220 долл.). Таким образом, доход производителей сахара, получаемый от продажи единицы продукции, возрос в результате функционирования всей тарифной системы со 100 до 140 долл., то есть на 40%, что и составляет фактический уровень таможенной защиты отрасли.
Фактический уровень таможенной защиты (Т^) может быть определен по формуле:
где: Тn — номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
Тim — номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;
а — доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Как следует из приведенной формулы, фактическая степень таможенной защиты той или иной отрасли будет совпадать с номинальным уровнем тарифа на конкурирующую импортную продукцию тогда, когда в материальных затратах этой отрасли нет импортных компонентов (а = 0) или когда ставка таможенной пошлины на конечную продукцию отрасли и на компоненты материальных затрат одинакова (Тn = Tim). Фактическая степень таможенной защиты будет выше номинального уровня тарифа, если ставка тарифа на конечную продукцию больше, чем на импортные компоненты материальных затрат. Кроме того, фактическая степень таможенной защиты будет тем выше, чем больше доля импортных компонентов материальных затрат в стоимости конечной продукции. Другими словами, больше защищены таможенными пошлинами те отрасли, где относительно меньше созданная добавленная стоимость. Наконец, важно отметить, что даже если отрасль защищена таможенным тарифом, фактическая степень защиты может оказаться отрицательной, если ставка пошлины на компоненты материальных затрат значительно превышает ставку пошлины на конечную продукцию.
Расчет фактического уровня таможенной защиты позволяет увидеть, кого именно защищает таможенный тариф и, следовательно, позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой политики, делая ее более селективной, защищая одни отрасли и стимулируя конкуренцию в других
Источник
Фактический уровень таможенной защиты
В связи с тем, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны, государство, защищая таможенным тарифом одну отрасль, одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства.
Фактический уровень таможенной защиты можно рассчитать по следующей формуле:
где: Тф — фактический уровень таможенной защиты
Тн КП — номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта
Тн МЗ — номинальный уровень таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат
d — доля стоимости компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Таможенный тариф на экспорт и интересы производителей и потребителей
Предположим, что правительство хочет поддержать внутреннюю цену на уровне ниже мировой. И с этой целью вводит тарифы на экспорт.
Если внутренняя цена установится на уровне мировой, то объем экспорта будет равен: Э = Qs — Qd
Введение тарифа делает экспорт менее прибыльным, и производители увеличивают продажи на внутреннем рынке.
Производители проигрывают, так, как вынуждены, снижать S и продавать по низкой цене. Потребители выигрывают. Повышается доход государственного бюджета.
Экспортный тариф является зеркальным отражением импортного тарифа с той разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Экспортный тариф может быть оптимальным, если страна экспортер обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке.
Нетарифные ограничения (НТО) — комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и/или экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Основная цель — усиление конкурентных преимуществ компаний импортирующей страны, либо защита национальной промышленности, жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, национальной безопасности.
Нетарифные методы ограничения являются более приемлемыми, нежели тарифные, так как не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, они являются более эффективными в достижении результатов протекционистской политики. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и использующие их государства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО.
Источник
Фактический уровень таможенной защиты
Таможенный тариф, как было показано, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того чтобы объективно оценивать уровень этой защиты следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что, защищая таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно затрагивает интересы и связанных с ней отраслей производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому, фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.
Рассмотрим для наглядности числовой пример. Пусть в условиях свободной торговли цена на сахар на внутреннем рынке страны А составляет 300 долл. за 1 т, из которых 200 долл. приходится на материальные затраты (стоимость сырья, оборудования и т.п.), а 100 долл. — на добавленную стоимость, созданную собственно при производстве сахара. В целях защиты национальных производителей страна А вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставки пошлин на разные товары различны. Предположим, что импорт сахара облагается 20%- ной адвалорной пошлиной, а ставка пошлины на импорт необходимых для производства сахара элементов материальных затрат составляет только 10%. Какова будет фактическая степень защиты производителей сахара в этом случае?
Номинальный уровень таможенной защиты отрасли составляет 20%. Цена на сахар на внутреннем рынке поднимется до 360 долл. (мировая цена плюс тариф), стоимость материальных затрат увеличится на 10% и составит 220 долл. на 1 т сахара. Это значит, что добавленная стоимость (цена минус материальные затраты) будет теперь равна 140 долл. (360 долл. — 220 долл.). Таким образом доход производителей сахара, получаемый от продажи единицы продукции, возрос в результате функционирования всей тарифной системы со 100 до 140 долл., т.е 40%, что составляет фактический уровень таможенной защиты отрасли.
Фактический уровень таможенной защиты может быть определен по формуле:
,
где Tn – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
Tim – номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;
α – доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Расчет фактического уровня таможенной пошлины позволяет увидеть, кого именно защищает таможенный тариф и, следовательно, позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой политики, делая ее более селективной, защищая одни отрасли и стимулируя конкуренцию в других.
Оптимальный тариф
До сих пор мы рассматривали наиболее распространенный случай, когда страна не является настолько крупным покупателем импортируемого товара, чтобы своей внешнеторговой политикой оказывать воздействие на уровень мировой цены. Однако на мировом рынке иногда может возникать ситуация монопсонии, т.е. монопольной власти покупателя (страны- импортера). Это может происходить, когда большая страна с емким рынком является очень крупным импортером и страны- экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на ее внутреннем рынке. В этом случае введение таможенного тарифа на импорт может принести ей чистый выигрыш.
Пусть некая большая страна А является настолько крупным потребителем сахара, что занимает монопольное положение как покупатель на рынке. На рисунке 5.2 дана графическая иллюстрация этой ситуации: рисунок 5.2а показывает внутренний рынок сахара в стране A
В отличие от рассмотренных выше ситуаций теперь кривая Sx имеет положительный наклон. Это значит, что страна- импортер, пользуясь своим монопольным положением, может влиять на уровень мировой цены.
Пусть в условиях свободной торговли мировая цена на сахар равна Рf. При такой цене отечественные производители сахара в старне А не могут удовлетворить весь спрос и объем импорта составляет (Qd — Qs). Предположим теперь, что эта страна начинает взимать таможенную пошлину размером Т с каждой тонны импортируемого сахара. Это приведет к росту внутренней цены на сахар, расширению отечественного производства сахара и падению спроса на импортный сахар. Зарубежные производители будут вынуждены сократить объемы производства, но одновременно понизится и уровень их предельных издержек, что позволит им снизить свои продажные цены (т.е. уровень мировой цены) и, взяв бремя тарифа частично на себя, не допустить значительного сокращения объема продаж.
Таким образом, в результате введения таможенного тарифа внутренняя цена сахара в стране А не увеличится на всю величину тарифа, а будет равна новой понизившейся мировой цене плюс тариф: Pd=Pw+T. Отечественное производство сахара возрастет c Qs до Q’s потребители сахара сократят закупки с Qd до Q’d, а импорт снизится до (Q’d — QS). Кто в этом случае выиграл, а кто проиграл? Поскольку внутренняя цена на сахар все- таки немного повысилась, потребители несут потери в размере (а + b + с + d). Отечественные производители, наоборот, получили дополнительный выигрыш (область а). Государство увеличило доходную часть своего бюджета на величину таможенных сборов. Здесь следует обратить внимание, что величина тарифа больше, чем прирост внутренней цены, поэтому доход государства составляет область (с +f).
Оценивая общий эффект от введения тарифа для страны в целом, мы видим, что он может оказаться как положительным (если f > b + d), так и отрицательным (если f
Источник
Московский государственный университет печати
Мировая экономика
Учебное пособие
А. В. Делятицкая Мировая экономика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Печатный оригинал | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Об электронном издании | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное регулирование международной торговли может быть: односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.); двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.; многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Свобода торговли — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм- осуществляется методами внутренней экономической политики. Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт. Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Задача другой части методов — форсирование экспорта. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. Таможенные пошлины классифицируются по способу взимания: адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости); специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т); комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т). По объекту обложения: импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет; транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается; антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством экономики, финансов или торговли) и одобряются правительством; конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ/ВТО, или соглашения о таможенном союзе; преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1972 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. По типам ставок: постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками; переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. По способу вычисления: номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт; эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой. Таможенная стоимость товара — нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах — членах ЕС оценивается на базе СИФ, т. е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам. За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур. Одна из наиболее распространенных в мире — вступившая в силу с 1988 г. Гармонизированная система описания и кодирования товаров — базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН. В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка. Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного. Эффективная ставка тарифа-реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется по формуле На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты. Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции. Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств. Большинство стран мира являются малыми с точки зрения мировой экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них. В результате обложения импорта тарифом в малой стране возникают две группы экономических эффектов — перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления): эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор; эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом; эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами; эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Если импортирующая страна экономически значима, т. е. введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны. Основное различие воздействия тарифа на экономику большой и малой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Вследствие того, что иностранный поставщик, столкнувшись в большой стране с импортным тарифом, вынужден снизить свои цены, улучшая тем самым условия торговли большой страны, внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части — эффект внутренних доходов и эффект условий торговли. Эффект внутренних доходов — перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет страны. Эффект условий торговли — перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой — те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом). Тарифная квота — разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются: фискальная — сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета; балансировочная — обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе, — перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления). В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт. По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются. © Центр дистанционного образования МГУП Источник |