Перечислите уровни финансовой системы
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена(уровни):
* специальные внебюджетные фонды
* финансы государственных предприятий.
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.
Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые «разрывы», которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.
Основная цель финансовой системы
Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле
Финансовая система предполагает:
1. финансовое устройство;
2. правовые основы денежной системы;
3. управление в области финансов;
4. финансовое планирование; 5. финансовый контроль
Принципы организации финансовой системы можно определить так:
1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.
2) институт, посвященный организации денежной системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансовых товарно-денежных, отношений по оплате труда).
3) управление в области финансов всегда носит организационный характер, ведь сами финансы вне его организационных усилий ни возникнуть, не функционировать не могут.
4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов гос. предприятий и организаций.
5) финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля.
Дайте понятие «финансовый институт»
Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института — организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателей «мешка
денег», т.е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.
К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т. п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков. Первые заинтересованы прежде всего в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств, подразумевающем (а) ликвидность, т. е. легкость доступа к своим денежным средствам в случае необходимости, и (б) получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке; вторые — в возможности мобилизации денежных средств в требуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов.
Финансовые институты выполняют следующие функции: (1) сбережение финансовых ресурсов (saving), (2) собственно посредничество (intermediation), (3) финансовая трансформация (maturity transformation), (4) передача риска (risk transfer), (5) организация валютных операций (foreign exchange operations). (6) содействие ликвидности (liquidity), (7) организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний (going public and going private transactions). Приведем краткую их характеристику.
Что такое финансовый поток?
Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистических систем, так и вне ее.
Все финансовые потоки делятся на: —входные — поступления денежных средств предприятию —выходные — денежные средства, выплачиваемые предприятием по тем или иным причинам Все финансовые потоки имеют несколько уровней: —классификация за что платят или на что расходуются деньги (агрегированный уровень) —оплата какому-то поставщику, заказчику (микроуровень), конкретные платежи[1]. Финансовые потоки макроуровня будем называть финансовым потоком, а на среднем уровне подпотоком.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 780 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Финансы и финансовая система. Уровни финансовой системы. Государственный бюджет и его структура.
Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы в переводе означает «наличность, доход»; в широком смысле — «денежные средства, денежные обороты». Финансы всегда имеют денежную форму. Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:
• финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;
• финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;
• финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий);
• финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные финансы).
Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают, как результат определенных хозяйственных и финансовых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в денежной форме; представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств экономического субъекта и опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Финансовая система— это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.
Финансовые институты — это учреждения (хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции на финансовом рынке. К ним относятся банки, общие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные институты и некоммерческие финансовые институты.
Финансовые органы — органы исполнительной власти различного уровня, законодательно наделенные полномочиями по регулированию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой системы государства. К ним относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Департамент федерального казначейства, Департамент по надзору за страховой деятельностью), Министерство государственного имущества РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.
Существует несколько уровней финансовой системы:
1. Государственный бюджет — основной финансовый план для образования и расходования государственного фонда денежных средств. Через государственный бюджет происходит реальное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода, формируется централизованный общегосударственный фонд денежных средств. Особенности государственного бюджета:
имеет ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, а превышение доходов — профицит;
формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение финансовой политики;
контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
2. Внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
В настоящее время существуют:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд обязательного социального страхования;
• Фонд обязательного медицинского страхования.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в долях (процентах) фонда оплаты труда. Внебюджетные фонды организационно отделены от бюджетов и пользуются определенной самостоятельностью.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует контроль над использованием средств и доступа к ним в полном объеме. Обособленное (самостоятельное) функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это положение, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.
3. Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании. В России действуют универсальные и специализированные (по отраслям промышленности, видам страхования и т.п.) страховые компании. Они предоставляют различные виды услуг по страхованию личных и имущественных рисков граждан и юридических лиц.
4. Фондовый рынок занимает особое место среди звень-
ев финансово-кредитной системы. Его можно выделить в
особое звено, так как фондовый рынок представляет со-
бой особый вид финансовых отношений, возникающих в
результате купли-продажи специфических финансовых
активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем доходности. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Особенность фондового рынка заключается в том, что его участники рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем вложение денег в ценные бумаги связано с повышенным риском. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
5. Финансы предприятий — средства формирования их денежных ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятием денежных средств и других финансовых
инструментов в процессе хозяйственной деятельности.
Финансы предприятия имеют определенную иерархическую структуру и составляют основу финансовой системы страны. Это — децентрализованные финансы.
Источники формирования финансов предприятия:
• собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной деятельности, целевые поступления, акционерный капитал, паевые взносы и др.);
• средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.). В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширения производства продукции, в том числе используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона.
В России государственный бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ.
По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств государства.
По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества.
Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.
Бюджетное устройство — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.
В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
З) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета.
Бюджетное устройство включает организационные принципы и структуру построения бюджетной системы. Бюджетная система (консолидированный бюджет государства) — это совокупность бюджетов всех уровней. Составляющие бюджетной системы РФ, образующие консолидированный бюджет:
1. федеральный бюджет;
3. местные бюджеты
Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами. Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Основными методами образования бюджетных доходов служат налоги, займы и эмиссия денег. Главным методом выступают налоги, их доля в доходной части бюджета страны составляет около 90%. Вторым по значимости методом являются государственные займы.
Эмиссия — самый нежелательный метод дохода, к которому необходимо прибегать в самых крайних случаях, так как она усиливает инфляционные процессы.
Расходы бюджетов — это денежные средства, направляемые органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.
Расходы бюджетов классифицируются по следующим критериям:
· влияние расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне:
а) текущие — это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений;
б) капитальные — это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов;
· предметная направленность потоков расходов:
а) военные нужды;
б) вмешательство государства в экономику;
в) содержание государственного аппарата;
г) расходы на социальные цели;
д) предоставление субсидий, кредитов;
а) расходы общефедерального бюджета;
б) расходы бюджетов субъектов РФ;
в) расходы местных бюджетов.
Реализация расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в этом процессе выполняет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами. Оно проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.
Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие:
межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);
национальная оборона (15,6 % расходов);
общегосударственные вопросы (15 %);
национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %);
Источник