Уровни (масштабы) географического положения
В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):
«Макро уровень» — должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики. «Мезо уровень» — оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР). «Микро уровень» — положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.
РФ — самое крупное по площади государство мира — 17,1 млн км 2 (1-ое место — Канада — 9,98; затем Китай — 9,6; 4-ое место — США — 9,4 и 5-ое место — Бразилия — 8,5 млн км 2 ).
РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России — в Европе, 2/3 — в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км 2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).
Северная материковая точка — мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка — мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.
Крайняя южная точка материка — на гребне главного Кавказского хребта — 41012′ северной широты — на границе Дагестана и Азербайджана.
Крайняя западная точка — конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.
Крайняя восточная материковая точка — мыс Дежнева — на Чукотке. Самая восточная островная точка — остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).
Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени — она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.
Общая протяженность границ РФ — 60000 км, из них 40000 км — морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.
Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.
Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).
Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда — нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.
На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.
Россия — мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.
Значимые проекты. В настоящее время работает конвейерный мост Гамбург — Санкт-Петербург — Москва, грузопассажирская паромная линия Санкт-Петербург – Стокгольм, строительство автострады Германия – Польша – Калининград, в стадии обсуждения — проект сооружения скоростной железной дороги Берлин – Варшава – Минск – Москва (300 км/ч), которая будет соединена с сетью таких же дорог Европы. Также создается транспортный коридор между Россией и Норвегией и Кольским полуостровом. Укрепляются уже существующие транспортные коммуникации через Россию. Транссиб закладывался и используется как самый короткий путь между юго-восточной Азией и Европой как контейнерный путь. За эксплуатацию наших путей иностранные компании будут платить. По этому пути груз из Бангкока достигнет через 20 дней. А через Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал – Средиземное море доходит через 2-2,5 месяца. С Японской стороны выдвигается предложение о соединении Транссиба с Японскими островами через Сахалин 20 км пролетами. Следующий проект – применение опыта сооружения тоннеля под Ла-Маншем и достройка Северо — Сибирской магистрали будут применены к сооружению тоннеля под Беринговым проливом для соединения Транссиба с железнодорожной сетью США и Канады.
Воздушные пути. Россия собирается задействовать 22 коридора воздушных сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – Нижнее Приангарье. При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны Скандинавии, США, Япония. Препятствием является радиоактивность Новой Земли, а также нужно еще помнить, что Финляндия 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.
Мезоположение – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов миграционные потоки, перераспределение трудовых ресурсов, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в Поволжье, Урале, большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы (монголы, китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Екатеринбург, Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным границам России и расположенные на транзитных путях в Европу – Карелия, Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и Западная Сибирь; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций — Сев. Кавказ, республика Коми, Магаданская обл.
Микроположение – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, Китай) замыслились начинания под эгидой ООН о создании международной зоны свободной торговли по типу современного Гонконга, будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).
Источник
Страны мира по географическому положению и уровню социально-экономического развития
По особенностям географического положения различают страны:
- Приморские (то есть имеющие выход к морю) — Германия, Польша, Украина, Китай, Иран, Алжир, Кения, Мексика, Венесуэла и большинство других стран мира;
- Внутриконтинентальные (то есть не имеющие выход к морю) — Чехия, Австрия, Белоруссия, Монголия, Чад, Замбия, Боливия и др.;
- Островные (то есть страны, расположенные на островах) — Великобритания, Ирландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба и др.;
- Страны-архипелаги (то есть страны расположенные на группе островов) — Япония, Индонезия, Филиппины, Багамские Острова и др.
- Полуостровные (то есть страны, расположенные на полуостровах) — Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Индия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таиланд, КНДР и Республика Корея, Сомали.
По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: развитые капиталистические, страны с переходным типом экономики и развивающиеся.
В группе развитых капиталистических стран различают:
- Страны «большой семёрки» — семь самых экономически развитых стран мира: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада;
- «Привилегированные нации» — малые высокоразвитые страны Западной Европы: Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия и др.;
- Карликовые государства Европы — Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан-Марино, Ватикан и Мальта;
- Страны со средним уровнем развития капитализма: Ирландия, Исландия, Финляндия, Португалия, Греция;
- Страны «переселенческого капитализма»: Израиль, Канада, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия.
К группе стран с переходным типом экономики относят бывшие социалистические страны — страны члены СНГ (Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Туркмению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию) и все страны Восточной Европы (Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Сербию, Черногорию, Македонию, Болгарию и Албанию), а также Монголию и Грузию.
Особой пестротой отличаются развивающиеся страны. Они делятся на 5 основных групп:
- Ключевые развивающиеся страны — страны с большим валовым производством промышленной и сельскохозяйственной продукции, однако их душевые показатели невелики: Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина;
- Нефтедобывающие страны — это, как правило, очень богатые развивающиеся страны, имеющие очень высокие показатели ВВП на душу населения, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти: Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Бруней, Алжир и Ливия;
- Новые индустриальные страны — группа развивающихся стран Азии, имеющие самые высокие в мире темпы экономического роста и совершившие огромный скачок в своём промышленном развитии за последние 40-50 лет: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган (Гонконг), Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины;
- Страны, отстающие в развитии: Сирия, Ливан, Иордания, КНДР, Вьетнам, Марокко, Египет, Тунис, Куба, Ямайка, Панама, Перу, Боливия, Фиджи и др.;
- Наименее развитые страны (или отсталые аграрные) — самые бедные страны мира, к которым можно отнести Йемен, Афганистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Камбоджу, все страны Тропической Африки (кроме ЮАР), Гаити, Папуа — Новую Гвинею и Соломоновы Острова.