Установите соответствие стран их типам воспроизводства польша бельгия индия франция

Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс

Дидактические материалы представлены разноуровневыми заданиямипо теме «Население мира».

Задания направлены на изучение нового материала или закрепление изученного на предыдущем уроке. Кроме заданий материал включает в себя ключи для проверяющих и критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Дидактический материал по географии 10 класс в соответствии с ФГОС СОО по теме «Население мира»

Выполнила учитель географии

МОУ СОШ №1 г. Неи

Смирнова Татьяна Петровна

Дидактический материал составлен на основе образовательной программы среднего общего образования, рабочей программы по учебному предмету «География», УМК «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского, Издательство: «Просвещение», 2017год.

Цель создания дидактического материала – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Посредством выполнения заданий, указанных в дидактических материалах, учитель добивается решения следующих задач:

формирование системы географических знаний;

повышение качества обучения географии;

формирование умения самостоятельного поиска необходимой информации обучающимися.

Содержание дидактического материала определяется требованиями ФГОС СОО. В ходе выполнения заданий у учащихся формируются:

— Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

— Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

— Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.

Пособие предназначено для индивидуального контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии. Оно включает различные типы заданий, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме. В конце пособия приводятся ответы и критерии оценивания.

Для иллюстрации заданий использовались:

-карты «Атласа с контурными картами и сборником задач. Экономическая и социальная география мира». 10-11 кл. / О.В. Крылова.- Москва: Издательство АСТ, 2017;

-карта «Крупнейшие города мира» — публикация https://yandex.ru/images/search?text=карта%20крупнейшие%20города%20мира&lr=7

Тема 1. Численность и воспроизводство населения.

Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).

Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.

Задание 2. Сравните страны мира по естественному приросту (убыли) населения. Выявите закономерности и сделайте выводы на основе сравнения. Для выявления закономерностей и формулирования выводов используйте приведённую ниже карту «Естественный прирост (убыль) населения».

Задание 3. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.

Польша, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Швеция, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.

1 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: демографическая политика, стимулирующие экономические меры, демографический кризис, Китай, Франция, Россия, Индия, Япония, национальная программа планирования семьи, демографический взрыв, «Одна семья – один ребенок».

Инструкция для проверяющих

На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:

Ключи для проверки заданий

Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай

Возможный вариант ответа

Страны мира различаются по показателю естественного прироста (убыли) населения, которое определяется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни людей, а также взаимоотношениями между ними в обществе и в семье. Высокий ЕП наблюдается в развивающихся странах тропической Африки и Юго-Западной Азии. Лидируют в списке Нигер, Мали, Уганда. Низкий ЕП наблюдается в экономически развитых странах. В Зарубежной Европе и Японии ЕП отрицательный. Демографы называют это явление демографическим кризисом, который отрицательно сказывается на всем развитии страны.

1 тип воспроизводства: Польша, Бельгия, Франция, США, Австралия, Украина, Швеция, Италия, ЮАР, Япония

2 тип воспроизводства: Индия, Мали, Китай, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Пакистан, Албания

4б (по 0,2 за страну)

Возможный вариант ответа

В современном мире большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. В странах первого типа воспроизводства населения, где наблюдается демографический кризис, преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Это такие страны как Россия, Япония, Франция.

В станах второго типа воспроизводства населения, где наоборот наблюдается демографический взрыв, осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и ЕП. Например в Индии приняли национальную программу планирования семьи. В Китае основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок».

Источник

Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс

Дидактические материалы представлены разноуровневыми заданиямипо теме «Население мира».

Задания направлены на изучение нового материала или закрепление изученного на предыдущем уроке. Кроме заданий материал включает в себя ключи для проверяющих и критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Дидактический материал по географии 10 класс в соответствии с ФГОС СОО по теме «Население мира»

Выполнила учитель географии

МОУ СОШ №1 г. Неи

Смирнова Татьяна Петровна

Дидактический материал составлен на основе образовательной программы среднего общего образования, рабочей программы по учебному предмету «География», УМК «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского, Издательство: «Просвещение», 2017год.

Цель создания дидактического материала – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Посредством выполнения заданий, указанных в дидактических материалах, учитель добивается решения следующих задач:

формирование системы географических знаний;

повышение качества обучения географии;

формирование умения самостоятельного поиска необходимой информации обучающимися.

Содержание дидактического материала определяется требованиями ФГОС СОО. В ходе выполнения заданий у учащихся формируются:

— Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

— Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

— Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.

Пособие предназначено для индивидуального контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии. Оно включает различные типы заданий, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме. В конце пособия приводятся ответы и критерии оценивания.

Для иллюстрации заданий использовались:

-карты «Атласа с контурными картами и сборником задач. Экономическая и социальная география мира». 10-11 кл. / О.В. Крылова.- Москва: Издательство АСТ, 2017;

-карта «Крупнейшие города мира» — публикация https://yandex.ru/images/search?text=карта%20крупнейшие%20города%20мира&lr=7

Тема 1. Численность и воспроизводство населения.

Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).

Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.

Задание 2. Сравните страны мира по естественному приросту (убыли) населения. Выявите закономерности и сделайте выводы на основе сравнения. Для выявления закономерностей и формулирования выводов используйте приведённую ниже карту «Естественный прирост (убыль) населения».

Задание 3. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.

Польша, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Швеция, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.

1 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: демографическая политика, стимулирующие экономические меры, демографический кризис, Китай, Франция, Россия, Индия, Япония, национальная программа планирования семьи, демографический взрыв, «Одна семья – один ребенок».

Инструкция для проверяющих

На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:

Ключи для проверки заданий

Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай

Возможный вариант ответа

Страны мира различаются по показателю естественного прироста (убыли) населения, которое определяется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни людей, а также взаимоотношениями между ними в обществе и в семье. Высокий ЕП наблюдается в развивающихся странах тропической Африки и Юго-Западной Азии. Лидируют в списке Нигер, Мали, Уганда. Низкий ЕП наблюдается в экономически развитых странах. В Зарубежной Европе и Японии ЕП отрицательный. Демографы называют это явление демографическим кризисом, который отрицательно сказывается на всем развитии страны.

1 тип воспроизводства: Польша, Бельгия, Франция, США, Австралия, Украина, Швеция, Италия, ЮАР, Япония

2 тип воспроизводства: Индия, Мали, Китай, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Пакистан, Албания

4б (по 0,2 за страну)

Возможный вариант ответа

В современном мире большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. В странах первого типа воспроизводства населения, где наблюдается демографический кризис, преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Это такие страны как Россия, Япония, Франция.

В станах второго типа воспроизводства населения, где наоборот наблюдается демографический взрыв, осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и ЕП. Например в Индии приняли национальную программу планирования семьи. В Китае основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок».

Источник

Комплект проверочных заданий по географии для СПО. Раздел «Население Мира».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ

«ПУШКИНСКИЙ ЛЕСО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Комплект проверочных заданий

для проведения промежуточного контроля

по учебной дисциплине

Раздел 2. География населения мира

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

08.01.05 «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации».

15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

19.01.17 «Повар, кондитер».

Разработчик: преподаватель ГПБОУ «Пушкинский лесо-технический техникум»

Раздел 2. География населения мира

Задание 1. Расположите перечисленные страны в последовательности численности населения от максимального к минимальному.

Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.

Задание 2. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.

Эстония, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Норвегия, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.

1 тип воспроизводства____________________________________________________________

2 тип воспроизводства____________________________________________________________

Задание 3. Дайте определение понятиям.

Демография, воспроизводство, этнос, урбанизация, миграции.

Задание 4. Распределите страны по их принадлежности к языковым семьям.

Россия, ФРГ, Мозамбик, Китай, Австралия, США, Египет.

2. Нигеро -кордофанская__________________________________________________________

4. Сино – тибетская______________________________________________________________

Задание 5. Назовите виды миграций. Опишите их. Приведите примеры стран.

Задание 6. Установите соответствие по уровню урбанизации стран мира.

США, Россия, Нигер, Австралия, Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Индонезия, Намибия, Колумбия, Франция, Монголия.

Задание 7. Установите соответствие по принципу « агломерация – страна»

Токио, Дели, Лондон, Париж, Москва, Бомбей, Сеул, Джакарта.

Индонезия, Япония, Россия, Великобритания, Южная Корея, Индия, Франция.

Задание 8. Приведите примеры стран (1) по приведенным ниже религиям.

Базовый уровень сложности:

1. Численность населения Земли в настоящее время составляет около:
1) 3 млрд. чел

2. Из перечисленных стран большое воздействие оказали внешние миграции на формирование населения в

3. Наиболее крупной по численности населения является городская агломерация

4. О населении Алжира верно утверждение

1)Коренное население состоит из арабов и берберов.

2) Более 90% населения проживает в южной части страны.

3) Алжир – самая большая по численности населения страна материка.

4) Для страны характерна естественная убыль населения.

5. Наибольшая часть населения стран Восточной Европы относится к языковой группе

6. Государственным языком в Мексике является

7. Отрицательный естественный прирост населения (– 2 человека на 1 тыс. жителей) характерен для региона

1) Северная Африка

2) Юго-Западная Азия

3) Австралия и Океани я

4) Восточная Европа

8. Ислам – религия большинства верующего населения

9. Раскраской, обозначенной цифрой 4 на карте (рис. 2) показан ареал распространения языка

10. Города: Лос-Анджелес, Лондон, Шанхай и Сеул объединяет общая черта

1) являются крупными портами

2) являются крупнейшими городами-миллионерами

3) расположены в бассейне Тихого океана

4) являются столицами

1. Средняя плотность населения мира составляет

2. Доля детей в возрастной структуре населения наибольшая в

3. Наибольшую среднюю плотность населения из перечисленных стран имеет

4. Наиболее крупной по численности населения из перечисленных городских агломераций является

5.Ожидаемая средняя продолжительность жизни наибольшая из перечисленных стран в

6. Миграционный прирост населения из перечисленных стран характерен для

7. Наиболее крупным по численности населения из перечисленных городов является

8. Наиболее велика доля горожан в общей численности населения из перечисленных стран в

9 Доля неграмотных в населении среди лиц старше 15 лет наибольшая из перечисленных стран в

10. Буддизм – религия большинства верующего населения из перечисленных стран в

1. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1000 жителей).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

2. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них уровня урбанизации.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

3. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1 тыс. жителей).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

4. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них естественного прироста (на 1 тысячу жителей).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

5. Выберите три страны, в которых столицы не являются крупнейшими по населению городами.

А) Канада Г) Франция

В) Австралия Е) Великобритания

Буквы выбранных ответов запишите в алфавитном порядке.
Ответ: .

1. Используя половозрастную пирамиду, характеризующую население Объединенных Арабских Эмиратов в 2000 году, определите специфику половой структуры населения в возрасте старше 40 лет и объясните ее. Укажите не менее двух причин, объясняющих данную специфику.

2. Используя приведённые в таблице данные для стран А и Б, определите страну, в которой доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли пожилых людей в населении этой страны.

Демографические показатели стран А и Б.

Общая численность населения, млн чел.

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел.

Численность населения в возрасте от 15 до 65 лет, млн чел.

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

Сальдо миграций (на 1 000 жителей)

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

3. Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран –Аргентине, Мексике или Венгрии – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наименьшая. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или рассуждения. Объясните, с чем связана низкая доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения этой страны.

Демографические показатели Аргентины, Мексики и Венгрии в 2007г.

4. Чем объяснить, что показатель отношения численности пожилых людей (старше 60 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Германии почти в двадцать раз превосходит этот же показатель в Замбии? Укажите не менее двух причин.

1. Период аграрной цивилизации характеризовался:

a) сравнительно низким приростом населения

б) низким уровнем рождаемости

в) высоким уровнем рождаемости и сравнительно высоким приростом населения

г) высоким уровнем рождаемости и низким приростом населения

д) наличием полигамии

2. Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения (около 20%) были в

a) в начале 60-х годов

б) в начале 40-х годов

в) в начале 90-х годов

г) в начале века

д) в конце прошлого века

3. Что такое демографический взрыв:

a) пугающее перенаселение земли

б) резкое снижение смертности

в) резкое увеличение рождаемости при высокой смертности

г) резкое снижение рождаемости при низкой смертности

д) резкое увеличение прироста населения

4. Чем обусловлен уровень рождаемости:

a) биологическими законами

б) социальными законами

в) биологическими и социальными законами

г) экономическими законами

д) ни одно из перечисленных выше

5. В первой фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и высокая смертность, находятся страны:

a) Латинской Америки

г) центральной части Африки

д) на данный момент таких стран нет

6. Во второй фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и средняя смертность, находятся страны:

a) Латинской Америки и Азии

г) центральной части Африки

д) на данный момент таких стран нет

7. Какая страна не попадает под определение третьей фазы демографического перехода, т.е. низкая рождаемость и низкая смертность:

8. Найти исключение. ФРГ, Венгрия, Дания, Россия:

д) исключений нет

9. Для каких стран характерен первый тип воспроизводства населения, т.е. высокая рождаемость, уменьшение смертности и высокие темпы роста населения:

a) для стран Восточной Европы

б) для стран Азии и Латинской Америки

д) ни для каких из перечисленных выше

10. Для каких стран характерен второй тип воспроизводства населения, т.е. средние или низкие показатели рождаемости, резкое уменьшение смертности и замедление темпов роста населения:

a) для стран Восточной Европы

б) для стран Азии

в) для стран Латинской Америки

г) для стран Африки

д) ни для каких из перечисленных выше

1. Китайско-тибетская семья является:

a) второй по численности

б) первой по численности

в) третьей по численности

г) обхватывающей наибольшую территорию земного шара

2. Наиболее распространенными языками мира являются (в порядке убывания количества носителей):

a) китайский, английский, русский, испанский

б) английский, китайский, испанский, русский

в) китайский, английский, испанский, русский

г) китайский, испанский, английский, русский

д) китайский, испанский, русский, английский

3. Найдите исключение среди национальных религий:

4. Найдите исключение среди мировых религий:

5. Наиболее распространенная из нижеперечисленных религия — это:

6. Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия — католицизм.

7. Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия — православие.

8. Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия — буддизм.

9. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими называется:

a) демографической нагрузкой

б) экономически активным различием

в) трудовым различием

10. В каком полушарии сосредоточено больше населения:

д) сильных различий в численности не наблюдается

11. В каком полушарии проживает меньше всего людей:

12. Что такое агломерация:

a) не упорядоченное скопление городов

б) скопление мелких городов вокруг большого города

в) скопление поселков вокруг мелкого города

г) скопление мелких городов вокруг одного или нескольких больших

городов, т.е. имеющих одно или несколько “ядер”

a) гигантское скопление агломераций и городов четко разграниченных

б) гигантское скопление агломераций и городов слившихся между

в) гигантское скопление мелких городов

б) рост городского населения

в) рост городов, городского населения и усиление их роли

г) рост городов и городского населения

д) распространение городского образа жизни

15. Какая из перечисленных ниже стран имеет самую высокую плотность населения:

16. Укажите более точный ответ. Внутренние миграции:

a) переселение из села в город

б) переезд на осваиваемые земли

в) переселение из села в город и переезд на осваиваемые земли

г) переселение из района в район

д) точного ответа нет

17. Укажите абсолютный прирост населения Земли в 1990-х годах:

в) 90-110 млн. чел.

г) 120-130 млн. чел.

18. Крупнейшая по численности населения страна Африки:

19. Группа, в которой все страны имеют низкую плотность населения:

а) Оман, Парагвай, Бельгия

б) Вьетнам, Лаос, Камбоджа

в) США, Япония, Германия

г) Россия, Ливия, Монголия

20. Укажите среди регионов мира с наибольшей численностью населения:

а) Южная Америка

б) Северная Америка

в) Латинская Америка

Процесс последовательных изменений рождаемости, смертности, естественного прироста населения в соответствии с изменениями в социально-экономическом развитии стран называется …

Доля сельского населения в мире составляет примерно:

В настоящее время естественное движение населения характеризуется:

Естественный прирост населения – это:

Пропорция между количеством родившихся и умерших

Превышение количества родившихся над числом умерших

Количество родившихся в течение года

Количество людей, въехавших в страну в течение года

Наибольшее количество последователей в мире имеет:

Какой вид миграции доминирует в мире в настоящее время:

Для какого типа воспроизводства населения характерно сохранение высокой рождаемости и смертности и увеличение естественного прироста?

для второго типа

для нулевого прироста

для первого типа

для демографического взрыва

Для какого типа воспроизводства населения характерна низкая рождаемость и смертности, низкий естественный прирост?

для демографического взрыва

для второго типа

для первого типа

для демографического кризиса

Для какой ситуации в воспроизводстве населения характерна низкая смертность, превышающая низкую рождаемость, сокращение численности населения?

для демографического взрыва

для нулевого прироста

для второго типа

для демографического кризиса

В мире преобладает население:

Мужское и женское население равны

Миграция населения – это:

Рост населения за счёт рождаемости

Увеличение естественного прироста населения

Уменьшение доли сельского населения

Передвижение населения по территории из одного места в другое

1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;

2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.

2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:

1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек ;

2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.

3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:

1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.

4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:

1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;

2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;

3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;

4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.

5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:

1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.

6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:

1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.

7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки:

2) Эфиопия; 7) Марокко;

3) Заир; 8) Ботсвана;

5) Нигерия; 10) Танзания.

8. Укажите верные утверждения:

1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;

2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;

3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;

4) Средняя плотность населения на Земле — около 20 человек на 1км2.

9. Укажите верные утверждения:

1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;

2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;

3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;

4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;

10. Укажите верные утверждения:

1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;

2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;

3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;

4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.

11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря:

1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.

12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:

1) ФРГ; 6) Бельгия;

2) Франция; 7) Греция;

3) Нидерланды; 8) Норвегия;

4) Греция; 9) Швеция;

5) Болгария; 10) Польша.

13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:

1) Европа; 4) Северная Америка;

2) Азия; 5) Латинская Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:

1) Франция; 6) Дания;

2) Италия; 7) Бельгия;

3) Норвегия; 8) Чехия;

4) Венгрия; 9) Словакия;

5) Болгария; 10) Португалия;

15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения:

1) Оман, Парагвай, Бельгия; 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа; 3) США, Япония, Германия; 4) Россия, Ливия, Монголия

1. Укажите верные утверждения:

1) Соотношение мужчин и женщин в мире определяется значительным перевесом численности женщин над численностью мужчин в Индии и Китае;

2) В целом по миру численность женщин значительно больше, чем численность мужчин;

3) В развитых странах, как правило, численно преобладают женщины;

4) Мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 15-летнему возрасту соотношение полов выравнивается, а в старших возрастах обычно преобладают женщины.

2. Укажите ошибки в перечне стран, в которых преобладают мужчины:

1) Парагвай; 6) Болгария;

2) Мексика; 7) Ирландия;

3) Перу; 8) Филиппины;

4) Китай; 9) Япония;

5) Египет; 10) Монголия.

3. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высокой рождаемостью:

1) Пакистан; 6) Куба;

2) Афганистан; 7) Бразилия;

5) Нигерия; 10) Демократическая Республика Конго.

4. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высоким естественным приростом:

1) Монголия; 6) Чад;

2) Албания; 7) Мадагаскар;

3) ЮАР; 8) Никарагуа;

4) Египет; 9) Алжир;

5) Нигерия; 10) Австралия.

5. Укажите страну с самым высоким в Европе естественным приростом населения:

1) Греция; 3) Болгария;

2) Албания; 4) Португалия.

6. Укажите верные утверждения:

1) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения;

2) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%;

3) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей;

4) В развитых странах доля пожилых людей выше средней.

7.Укажите страну, в которой доля пожилых людей выше, чем доля детей:

1) Кения; 3) Кувейт;

2) Германия; 4) Индия.

8. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей детей

1) Зарубежная Европа; 4) Северная Америка;

2) Зарубежная Азия; 5) Латинская Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

9. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей пожилых людей:

1) Зарубежная Европа; 4) Северная Америка;

2) Зарубежная Азия; 5) Латинская Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

10. Укажите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых людей значительно выше, чем в среднем по миру:

1) Бразилия; 4) Индия;

2) Мексика; 5) Кувейт;

3) Болгария; 6) Кения.

11. Укажите азиатское государство, выделяющееся самым высоким уровнем смертности:

1) Япония; 4) Афганистан;

2) Индия; 5) Кувейт;

3) Иран; 6) Республика Корея.

12. Укажите регион, в котором доля детей в 9 раз выше, чем доля пожилых людей:

1) Зарубежная Азия; 4) Латинская Америка;

2) Зарубежная Европа; 5) Северная Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

13. Укажите регион, в котором наиболее высока доля людей в трудоспособном возрасте (от 15 до 59 лет):

1) Зарубежная Азия; 4) Латинская Америка;

2) Зарубежная Европа; 5) Северная Америка;

3) СНГ; 6) Австралия и Океания.

14. В мире на каждые 1000 женщин приходится примерно (укажите правильный вариант):

1) 990 мужчин; 3) 1010 мужчин;

2) 1001 мужчина; 4) 1100 мужчин.

15. В настоящее время по миру в целом (укажите правильный вариант):

1) рождаемость составляет около 35 %о, смертность — около 20 %о;

2) рождаемость составляет около 25 %о, смертность — около 10 %о;

3) рождаемость составляет около 20 %о, смертность — около 15 %о;

4) рождаемость составляет около 15 %о, смертность — около 10 %о.

1. Укажите верные утверждения:

1) Около половины государств мира многонациональные;

2) США — самая многонациональная страна мира;

3) Индия – многонациональное государство;

4) Наиболее распространенный в мире язык – английский.

2. Укажите многонациональные страны из предложенного списка

1) Швеция; 6) Испания;

2) Россия; 7) Дания;

3) США; 8) Германия;

4) Великобритания; 9) Венгрия;

5) Албания; 10) Португалия.

3. Укажите в предложенном списке три страны с чрезвычайно сложным национальным составом:

1) Польша; 6) Норвегия;

2) Индия; 7) Индонезия;

3) Китай; 8) Австралия;

4) Нигерия; 9) Ливия;

5) Франция; 10) Аргентина.

4. Укажите две наибольшие по численности из перечисленных языков семей:

1) нигеро-кордофанская; 6) индоевропейская;

2) сино-тибетская; 7) дравидская;

3) афразийская; 8) северо – кавказская;

4) алтайская; 9) австронезийская;

5) уральско-юкагирская; 10) австралийская.

5. Укажите 5 наиболее многочисленных народов из представленного списка

6. Укажите два самых распространенных я зыка из представленного списка

7. Установите соответствие:

1) английский; А) Венесуэла

2) португальский; Б) Мали

3) испанский; В) Лаос

4) французский Г) Мозамбик

8. Какой народ составляет национальное меньшинство в Румынии

9. Укажите государственные языки Швейцарии

10. Укажите три народа, относящихся к одной языковой семье

11. Укажите, между какими расами метисы являются промежуточной группой

между европеоидной и негроидной;

между европеоидной и монголоидной;

между европеоидной и австралоидной;

между негроидной и монголоидной.

12. Укажите регион, в котором наиболее интенсивно происходило (и происходит в настоящее время) смешение рас

Австралия и Океания;

13. Укажите ошибки в перечне стран, для большинства населения которых английский язык является родным

14. Укажите два основных народа Шри-Ланки

01 Численность современного населения мира составляет более.

1=4 млрд. чел. 2=5 млрд. чел.

3=6 млрд. чел. 4=7 млрд. чел

02 Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих смену людских поколений, называют.

1=воспроизводством населения 2=движением населения

3=демографическим переходом 4=демографическим процессом

03 Депопуляция характерна для стран.

1=США, Канада, Австралия 2=Украина, Россия, Венгрия

3=Китай, Индия, Малайзия 4=ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия

04 Демографический взрыв наблюдается в странах.

1=США, Канада, Австралия 2=ФРГ, Россия, Венгрия

3=Ирак, Оман, Саудовская Аравия 4=Болгария, Марокко, Боливия

05 4/5 населения мира и 90% его годового прироста приходится на страны.

1=Юго-Западной Азии и Тропической Африки 2=Северной и Латинской Америки

3=Западной Европы и Северной Америки 4=Австралии и Океании

06 Крупнейшей по численности населения страной мира является.

07 Страной с наибольшей прогнозируемой продолжительностью жизни является.

3=Саудовская Аравия 4=Эфиопия

08 Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, называется.

1=демографический переход 2=демографическая политика

3=демографическая революция 4=демографическим процессом

09 Согласно теории демографического перехода стабилизация численности населения должна произойти на его.

1=втором этапе 2=третьем этапе

3=четвертом этапе 4=первом этапе

10Перевес численности мужского населения над женским наблюдается в.

1=Зарубежной Азии 2=Африке

3=Латинской Америке 4=Зарубежной Европе

11 Доля экономически активного населения от всего населения мира составляет примерно.

1=20% 2=35% 3=45% 4=60%

12 Cамой распространенной языковой семьей (43% населения мира) является.

13 Наиболее высокая плотность населения характерна для.

1=Юго-Восточной и Южной Азии, Зарубежной Европы

2=Северной и Латинской Америки, Австралии

3=Западной Европы, Северной Америки, Зарубежной Азии

4=Южной Азии, Австралии и Северной Америки

14 Средняя плотность населения мира составляет.

1=20 чел/кв.км 2=35 чел/кв.км 3=45 чел/кв.км 4=60 чел/кв.км

15 Высокая доля детей (до 14 лет) наблюдается в странах.

1=Юго-Восточной Азии и Австралии 2=Северной и Латинской Америки

3=Западной Европы и Северной Америки 4=Африки и Зарубежной Азии

16 К странам с минимальной долей городского населения относятся.

1=США, Бразилия, Россия 2=Великобритания, Франция, Бельгия

3=Эфиопия, Уганда, Руанда 4=ЮАР, Алжир, Египет

17 Наиболее распространенной религией мира является.

18 К национальным религиям относятся.

1=индуизм, буддизм, ислам 2=конфуцианство, христианство, синтоизм

3=синтоизм, индуизм, иудаизм 4=католицизм, пантеизм

19 В 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов размещается более . населения мира

1=1/4 2=1/2 3=2/3 4=1/3

20 Главными причинами миграций населения являются причины.

21 Главными центрами притяжения экономических мигрантов являются.

1=Юго-Восточная Азия и Северная Африка

2=Западная Европа, США, страны Персидского залива

3=Северная и Латинская Америка, Австралия

4=США и Латинская Америка

22 Наиболее высокий уровень урбанизации наблюдается в.

1=Зарубежной Европе, Северной и Латинской Америке, СНГ

2=Южной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии

3=Центральной и Восточной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии

4=Зарубежной Европе и Восточной Азии

23 Наиболее высокие темпы урбанизации наблюдаются в.

1=Зарубежной Европе, Северной и Латинской Америке, СНГ

3=Центральной и Восточной Африке

4=Северной Америке и Южной Азии

24 Из языков индоевропейской семьи наиболее распространенным является.

25 Наиболее высокий уровень образования имеют жители стран.

1=США, Бразилия, Канада 2=Великобритания, Германия, Франция

3=Китай, Индия, Япония 4=Испания, Италия

26 Крупнейшей городской агломерацией мира является.

27 Наиболее распространенным языком мира (по численности говорящих на нем людей) является.

28 Однонациональными странами являются.

1=Польша, Германия, США 2=Индия, Китай, Япония

3=Канада, США, Бразилия 4=Египет, Саудовская Аравия, Ливия

29 На процессы рождаемости, смертности и естественного прироста населения решающее воздействие оказывают факторы.

3=экологические 4=нестабильное положение

30 Главными районами распространения католицизма являются.

1=Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Болгария, Греция, Кипр

2=Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Швейцария, Латвия, Эстония, США, Австралия

3=Франция, Испания, Португалия, Италия, Австрия, Польша, США, Канада

4=США, Россия, Швейцария, Греция, Монголия, Северная Африка

Какое из определений понятия «демография» верно?

а) наука о жизни и экономической деятельности людей;

б) наука о закономерностях воспроизводства населения;

в) наука о населении;

г) наука о миграциях.

2. Резкое увеличение прироста населения в результате сохранения высокой рождаемости и быстрого снижения смертности называется…

а) нулевым приростом населения;

б) демографической политикой;

в) демографическим взрывом;

г) демографическим переходом.

3. Система государственных мер, предпринимаемых с целью воздействия на естественное движение населения, для решения специфических для данной страны социально-экономических проблем называется…

а) демографическим взрывом;

б) демографической политикой;

в) государственным заказом;

г) демографическим переходом.

4. Для какого типа воспроизводства населения характерно сохранение высокой рождаемости и смертности и увеличение естественного прироста?

а) для второго типа;

б) для нулевого прироста;

в) для первого типа;

г) для демографического взрыва.

5. Для какого типа воспроизводства населения характерны низкая смертность, превышающая низкую рождаемость, сокращение численности населении?

а) для демографического взрыва;

б) для нулевого прироста;

в) для второго типа воспроизводства;

г) для демографического кризиса, или «демографической зимы».

6. Выберите из предложенного списка многонациональную страну:

7. Для какой страны характерен «перевес» женщин в общей численности населения?

8. Для какой страны характерен «перевес» мужчин в общей численности населения?

9. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют…

а) сохранением фамилии;

б) воспроизводством населения;

в) преемственностью поколений;

г) сохранением генофонда человека.

10. Какие религии преобладают в следующих регионах и странах:

1. Европа а) христианство

2. Северная Америка б) ислам

3. Африка в) буддизм

4. Китай г) иудаизм

5. Австралия д) конфуцианство, даосизм

6. Бразилия е) индуизм

7. Юго-Западная Азия ж) местные традиционные верования

Не забудьте, что в одной стране, регионе могут исповедоваться разные религии.

Наука, изучающая вопросы населения, называется_____________________

Дать определение понятия «Воспроизводство населения» _________________________

Закончите фразу: «Абсолютное число людей, родившихся за год, называют__________________________________________________________

4. Подчеркните страны, имеющие I тип воспроизводства населения

Турция, Иордания, Нидерланды, Австралия, Мьянма, Египет, Норвегия, Россия, Чехия, Мексика, Португалия, Беларусь, Руанда, Кот-дИвуар.

5. Какая из приведенных формул воспроизводства населения типична для стран I типа воспроизводства:

13-11=2 32-8=24 31-12=19

6. Сформулируйте понятие «Демографический взрыв»»______________________ _______

7. Подчеркните те государства, которые вынуждены проводить политику, направленную на рост рождаемости:

Бангладеш, Уругвай, Франция, Алжир, Швейцария, Италия, Россия, Узбекистан, Индия, Испания, Росс ия

8. Какова численность населения Земли?___________________________________________

9. Какой из примеров соответствует возрастной структуре Германии:

А) Дети- 24% Б) Дети-40%

В) Трудоспособное население-59% Г) Трудоспособное население-54%

Д) Пожилые-11%! Е) Пожилые-6%

10. Дайте определение понятия «Экономически активное население»_______________

11. Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской семье языков:

Сербы, татары, евреи, итальянцы, бенгальцы, американцы, русские, греки, иранцы, арабы, бразильцы

12. Какие языки являются государственными в Бельгии:

Английский, немецкий, французский, шведский, фламандский, норвежский

13. Дайте определение понятия «субурбанизация»_________________________________

14. Каков показатель уровня урбанизации высокоурбанизированных стран в процентном

отношении? Среди перечисленных стран подчеркните высокоурбанизированные:

Бразилия, Украина, Ливия, Алжир, Турция, Австралия, Колумбия, Заир

15. Дайте определение « агломерация», перечислите известные вам агломерации

16. Среди перечисленных городов Российской Федерации подчерните города – миллионеры:

Омск, Красноярск, Иркутск, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар, Екатеринбург, Уфа,

17. Какие виды миграций вам известны, перечислите их. Сформулируйте причины миграций.

1. Что изучает наука «этнография»?_________________________________________________

2. Дать определение понятия: «Демографическая политика»____________________________

3. Закончите фразу:

«Абсолютное число людей, умерших за год, называют________________________

4.Подчеркните страны, имеющие II тип воспроизводства населения:

Чад, Турция, Индонезия, Россия, Канада, Бразилия, Швеция, Судан, Италия, Египет, Швейцария, Нигерия, Норвегия, Иран, Колумбия, Афганистан.

5. Какая из приведенных формул воспроизводства населения типична для стран II типа воспроизводства:

16-9=7 16-8=8 31-12=19

6. Сформулируйте понятие «демографический кризис»_______________________________

7. Среди перечисленных государств подчеркните те, которые вынуждены проводить политику, направленную на сокращение рождаемости:

Швеция, ФРГ, Китай, Япония, Нигерия, Филиппины, США, Индия, Парагвай,

Какой из материков является самым населенным?______________________________

9. Какой из примеров соответствует возрастной структуре Нигерии:

А)Дети- 24% Б) Дети-40%

В) Трудоспособное население-59% Г) Трудоспособное население-54%

Д) Пожилые-11%! Е) Пожилые-6%

10. Дайте определение понятия «Этнос»___________________________________

11. Среди перечисленных народов России подчеркните те, которые относятся к алтайской языковой семье:

Ханты и манси, татары, чуваши, башкиры, коми, калмыки, буряты, чукчи

12. Какие языки являются государственными в Канаде?______________________

13. Дайте определение «Трудовые ресурсы»__________________________________

14. Каков показатель уровня урбанизации слабоурбанизированных стран в процентном отношении? Приведите примеры слабоурбанизированных стран__________________________________________________

15. Дайте определение «мегалополис», перечислите известные вам мегалополисы__________________________________________________________________

16. Подчеркните названия городов мира, численность которых более 10 миллионов человек:

Чикаго, Нью-Йорк, Бангкок, Рио-де-Жанейро, Лима, Сан-Паулу, Осака, Шанхай, Москва, Лос-Анджелес, Лондон, Мехико.

17. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира?

1.Когда население мира возрастало быстрее всего? а) середина и вторая половина ХХ века б) начало ХХ века
в) середина ХХI века
г) конец ХХI века

2.Выберите типы воспроизводства населения:
а) демографический кризис
б) естественный прирост
в) рациональный
г) демографический взрыв

3.Где число мужского населения преобладает над женским?
а) Европа
б) Америка
в) Африка
г) Азия

4.Сколько процентов населения мира в среднем можно отнести к экономически активному?
а) 60%
б) 49%
в) 95%
г) 76%

5.Сколько всего этносов насчитывается в мире?
а) 2 тыс.
б) 3-4 тыс.
в) 4-5 тыс.
г) 1-2 тыс.
6.Что такое урбанизация?
а) рост городов
б) снижение количества городов
в) рост населенных пунктов
г) снижение числа население

7.Какие две формы сельского расселения существуют?
а) групповая
б) рассеянная
в) командная
г) одиночная

8.Какое направление в географии населения изучает численность и структуру населения?
а) географическое
б) демографическое
в) геодемографическое
г) рекреационное

9.Сколькими общими чертами, характерными для большинства стран, обладает современная урбанизация?
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5

10.В каком веке начался самый большой миграционный взрыв?
а) ХV
б) XI
в) ХХ
г) ХIХ

11. Определите, к какой группе по возрастному составу населения относятся указанные страны

а)страны с высокой долей лиц пожилого возраста б)страны с высокой долей лиц молодого возраста. 1.Австралия 2.Венгрия 3.Гаити 4.Греция 5. Заир 6.Конго 7.Мексика 8.Польша 9.США. 10. Турция 11.Филлипины 12.Швейцария.

12. Выбрать 10 самых многочисленных городов в мире. Бомбей, Вашингтон, Дели, Джакарта, Калькутта, Лондон, Лагос, Лос-Анджелес, Мехико, Москва, Нью-Йорк, Париж, Пекин, Сан-Франциско, Сан-Паулу, София, Токио, Чикаго, Шанхай, Тяньцзинь

13. Численность населения Земли составляет 1. около 8 млрд. чел. 2. более 6 млрд. чел. 3. почти 7 млрд. чел. 4. чуть меньше 5 млрд. чел.

14.Депопуляция населения характерна для: Дании, Индонезии, России, Китая.(выписать)

15.Демографическую политику по ограничению рождаемости проводят: США, ФРГ, Китай,

16.Соотношение между неработающей и трудоспособной частями населения называется: 1) трудовые ресурсы, 2) трудовая пирамида,3) демографическая нагрузка. 4) экономически активное население.

17. Переезд обеспеченной части населения в пригороды называется а) « городской взрыв», б) эмиграция, в) агломерация, г) субурбанизация

18. Распределите страны по преобладанию вида миграции: а) страны эмиграции, б) страны иммиграции:1.Алжир 2.Великобритания 3.Египет 4.Израиль 5.Индия 6.Ирландия 7.ОАЭ 8.Парагвай 9.США 10.Франция 11. Чили 12. Швейцария

19. Определите, какая религия является господствующей в указанных странах

а) христианство б) ислам в) буддизм г) конфуцианство д) синтоизм е) индуизм ж)иудаизм

1 Афганистан 2 Вьетнам 3 Израиль 4.Индия 5 Китай 6 Латвия 7 Ливия 8 Мексика

9 Монголия 10 Нидерланды 11 Оман 12 Пакистан 13Польша 14 Сирия 15 Таиланд

20. Определите к какой расе относятся указанные народы а)европеоидная б) монголоидная в) негроидная г) смешанные или промежуточные 1 бушмены 2 греки 3 малагасийцы

4 норвежцы 5 сербы 6 тибетцы 7 турки 8 шведы 9 якуты 10 японцы 11 русские

21. Найдите соответствие между понятиями и определениями:

1.Уменьшение численности населения. 2.Переезд части населения в пригороды. 3.Въезд населения в другую страну. 4.Скоплени городов. 5.Часть населения реально занятая трудовой деятельностью. 6.Рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни. 7. Резкое увеличение прироста населения во второй половине 20 века. 8. Выезд населения из страны. 9. Соотношение между трудоспособной и неработающей частями населения. 10.Перемещение населения между странами, или внутри страны. 11.Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах. 12. Огромные скопления городов и агломераций. 13.Система государственных мер, с целью воздействия на естественное движение население.

а) «демографический взрыв» б) «городской взрыв» в) демографическая нагрузка

г) демографическая политика д) агломерация е)депопуляция ж)иммиграция

з) мегалополис и) иммиграция к) субурбанизация л) урбанизация м) эмиграция

н) экономически активное население.

22. Женщины преобладают в населении: а) Европы б) Китая в) России г) Индии

23. Самый высокий уровень урбанизации имеет:

а) Кувейт б) Сингапур в )Сан-Марино г) Израиль

24. В какой стране девиз демографической политики «Нас двое и нам двоих»?

25.Какая из стран является однонациональной а)Канада б) Дания в) Россия г)США

26.Какой мегалополис расположен на Атлантическом побережье?

27.Какая городская агломерация имеет форму звезды?

28.Какая страна является самой многонациональной?

29Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Саудовская Аравия или Испания?

Все верные ответы берутся за 100%,
95% и более — отлично
80-94%% — хорошо
66-79%% — удовлетворительно
менее 66% — неудовлетворительно

Оценочные материалы для проведения текущего \ рубежного контроля

Раздел 2. География населения мира

Источник

Читайте также:  Оценка географического положения страны алжира
Оцените статью