Отношения со странами Запада
В период «оттепели» наметилось улучшение отношений с Западом. В 1953 г. СССР отказался от выдвинутых Сталиным требований к Турции о введении «совместной обороны черноморских проливов», в 1955 г. подписал договор о восстановлении нейтральной Австрии и выводе из неё советских войск.
СССР и Япония. В 1956 г. на советско-японских переговорах Япония потребовала возвращения четырёх островов Курильской гряды, переданных СССР по решению Потсдамской конференции. Эти претензии до сего времени омрачают отношения между двумя государствами.
Проблема Германии. Берлинский кризис.В 1955 г. в Женеве на встрече представителей СССР, США, Великобритании и Франции Москва признала ФРГ. В этом же году в Москве канцлер ФРГ К. Аденáуэр заключил соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Но не был решён вопрос о статусе Западного Берлина, который представлял собой анклав в центре ГДР, находившийся под контролем западных держав. В 1958 г. Хрущёв предложил объявить Западный Берлин «свободным городом», не являющимся частью ФРГ. На встрече Хрущёваи президента США Д. Кеннеди в 1961 г. западная сторона отклонила предложение Хрущёва. С целью пресечения бегства граждан ГДР на запад в августе 1961 г. по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта (по согласованию с СССР) вокруг Западного Берлина была возведена бетонная стена. Тем самым были нарушены Потсдамские соглашения, предусматривавшие свободное передвижение по всему городу. Это усилило напряжённость, на границе двух Берлинов появились американские и советские танки. Советская сторона первой отвела свои танки по приказу Хрущёва. Берлинская стена просуществовала до 1989 г. и стала символом «холодной войны», раскола Европы на враждующие блоки.
Отношения СССР с США складывались неоднозначно. В 1959 г. большой резонанс вызвал визит Н.С. Хрущёва в США. В 1960 г. Хрущёв на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке предложил план всеобщего разоружения: ликвидировать армии и флоты, оставить у государств лишь полицейские силы. Ассамблея отклонила этот план. Тогда СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооружённые Силы с 5,8 млн. человек в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г. и объявил мораторий на ядерные испытания. В 1963г. СССР, США и Англия подписали в Москве договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой». Хрущёв, будучи человеком настроения, вспыльчивым, неискушённым в дипломатическом, да и в обычном этикете, часто не стеснялся в выражениях. Он угрожал американцам: «Мы вас закопаем!», стучал ботинком по столу во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН. В 1959 г. Хрущёв заявил вице-президенту США Р. Никсону: «Мы вам покажем кузькину мать!». (Эта фраза вызвала проблемы перевода на английский язык).
Ухудшил советско-американские отношения факт уничтожения советскими ПВО 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона над Уралом. Лётчик Ф. Пауэрс катапультировался и был арестован. Хрущёв устроил над Пауэрсом громкий судебный процесс в Колонном зале Дома Союзов. Этот скандал сорвал визит Д. Эйзенхауэра в СССР. (Позднее Ф. Пауэрса обменяли на советского разведчика Р. Абеля).
Кубинская революция 1959 г.и «Карибский» кризис 1962 г. В 1959 г. на Кубе был свергнут режим Ф. Батисты, к власти пришёл лидер повстанцев Фидель Кáстро. Он приступил к строительству социализма. В 1961 г. была основана Компартия Кубы, разорваны дипломатических отношений между Кубой и США. СССР безвозмездно оказал Кубе экономическую и военную помощь.
Пиком противостояния Востока и Запада явился «карибский» («ракетный», или «кубинский») кризис. Советское руководство по просьбе Ф. Кастро приняло авантюрное решение создать ракетно-ядерную базу на Кубе в 160 км. от берегов США (в ответ на размещение американских ядерных ракет «Тор» в Турции в 1959 г.). В тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран. В 1962 г. предатель – полковник ГРУ (Главного разведывательного управления) Генерального штаба Вооружённых Сил СССР О. Пенькóвский раскрыл эти планы. В США возникла паника. Советская сторона факт размещения ракет отрицала. Тогда в ООН американцы развернули фотовыставку размещения советских ракет на Кубе. Президент Д. Кеннеди объявил блокаду Кубы. 22 октября 1962 г. вооружённые силы США и НАТО, с одной стороны, и Вооружённые силы СССР и ОВД – с другой, были приведены в полную боевую готовность. Кеннеди и Хрущёв обменялись резкими угрожающими посланиями. Мир находился на грани ядерной войны. Затем стороны пошли на компромисс. СССР демонтировал ракеты на Кубе, США вывели ракеты «Тор» из Турции и гарантировали безопасность Кубы. Таким образом, кризис был улажен.
Отношения с государствами «третьего мира».Суэцкий кризис.Во второй половине 1950–начале 1960-х гг. произошёл распад колониальной системы. СССР стремился направить страны, освободившиеся от колониальной зависимости, по социалистическому пути развития. Странам «третьего» мира оказывалась экономическая и военная помощь. СССР оказывал военную помощь повстанцам во время конфликтов в Алжире (1962–1964 гг.), Йемене (1962–1963 гг.). Интенсивную советскую помощь получали Индия, Индонезия, Бирма, Сирия, Ирак, Египет, Алжир, Конго и др.
Египет после революции в 1953 г. был провозглашён республикой, в 1956 г. из страны были выведены английские войска. Правительство Г. А. Нáсера национализировало контролируемый Англией и Францией Суэцкий канал. В ответ в 1956 г. Англия, Франция и Израиль начали агрессию против Египта. Г.А. Нáсер заключил договор о поставках советского оружия. Советское правительство выступило с угрозой применить силу и потребовало прекратить агрессию. Ультиматум возымел действие, и иностранные войска покинули Египет. Авторитет СССР в арабском мире резко возрос. В 1964 г. в Египте советские специалисты построили Асуанскую плотину на реке Нил.
Таким образом, внешняя политика СССР (как и США) была сильно идеологизирована, что держало мир на грани катастрофы.
Итоги руководства Н. С. Хрущёва трудно оценить однозначно.
Положительные стороны деятельности Н. С. Хрущёва:
Во внутренней политике: -осуждение культа личности И. В. Сталина;
-начало реабилитации жертв сталинских репрессий;
-выдача паспортов колхозникам;
-начало выплат колхозникам государственных пенсий.
Во внешней политике: -выдвижение концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
-восстановление дружественных отношений с Югославией.
Отрицательные стороны деятельности Н.С. Хрущёва:
Во внутренней политике: -неудачная административная реформа, приведшая к неразберихе и росту бюрократического аппарата;
-масштабные сокращения Вооружённых Сил, когда были выброшены на произвол судьбы сотни тысяч офицеров;
-уничтожение приусадебных хозяйств колхозников;
принятие утопичной программы построения коммунизма к 1980 г.;
-преследование творческой интеллигенции, ограничение «оттепели».
Во внешней политике: -Карибский кризис;
-подавление народных волнений в ГДР, Польше, Венгрии.
«Хрущёвское десятилетие» породило авантюристические инициативы, непродуманные реформы, экономические просчёты и в итоге привело к кризису нач. 1960-х гг. Народ устал от борьбы Хрущёва за «светлое будущее» при ухудшении реальной жизни.
Противоречивость 10-летнего правления Н.С. Хрущёва символизирует памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище. Надгробие, выполненное скульптором Э. Неизвестным, состоит из белых и чёрных плит мрамора, символизирующих как положительные, так и отрицательные эпизоды хрущёвского руководства.
Источник
Установление дипломатических отношений со странами запада
В первые годы Советской власти внешнеполитическая концепция государства во многом основывалась на идее «мировой революции». Советское правительство активно поддерживало (в том числе и финансово) коммунистические, антиимпериалистические и национально освободительные движения по всему миру. III Коммунистический Интернационал, исполком которого находился в Москве (председатель — Г.Е. Зиновьев), осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в столицах западных стран рассматривалась как подрывная и противозаконная. Однако надежды большевиков на грядущую мировую коммунистическую революцию не оправдались. После поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы к мировой революции утратили актуальность. Перед советским руководством встала задача нормализации отношений со странами Запада.
Во внешней политике Советского государства в 20-30 гг. можно выделить 3 этапа.
1. 1921-1927 гг. — установление дипломатических отношений со странами Запада, нормализация торговых отношений.
2. 1928-1933 гг. — в Европе — союзнические отношения с Германией, противостояние «демократическим странам», на Востоке — продвижение в Китай, укрепление своего влияния в Афганистане и Иране.
3. 1933-1939 гг. — сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить приобретенные сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией.
I этап
Крайне тяжелое положение Советской России, приход к руководству советской внешней политикой прагматически настроенных старых специалистов, прежде всего Г.В. Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны. В 1918-1928 гг. Г.В. Чичерин, потомственный дворянин, стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами, взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений стали делать и ведущие западные страны, поскольку убедились, что советская власть в России просуществует еще довольно долго.
В начале 20-х гг. стали предприниматься первые шаги для установления дипломатических отношений между советским государством и странами Запада. Этому процессу мешала активная деятельность III Интернационала и отказ советского правительства оплатить долги царского и Временного правительств.
Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. В 1920 г. было подписано советско-английское торговое соглашение, в 1924 г. — советско-германское. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.
С 10 апреля по 19 мая 1922 г. в Генуе (Италия) прошла международная экономическая и финансовая конференция. В ней приняли участие 29 стран: РСФСР (В.В. Воровский, М.М. Литвинов, Г.В. Чичерин), Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Япония, Германия и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии. Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения (что носило неконструктивный характер) была отклонена другими делегациями. Западные державы требовали уплаты советским правительством всех долгов царского и Временного правительств, так как оно явилось правопреемником этих правительств, возвращения иностранцам национализированной собственности или вознаграждения за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговлей и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах.
Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного Советской России интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву. Конференция закончилась безрезультатно.
В ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией (16 апреля 1922 г.). Его подписание было расценено в Лондоне и Париже как попытка подорвать послевоенное устройство Европы. Раппальский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков.
2- 12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Литвы, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения советского государства о серьезном сокращении армий стран — участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты.
В 1924 г. дипломатические отношения были установлены с Великобританией, Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Францией, в 1925 г. — с Японией. Из великих держав только США не установили в 20-е годы дипломатические отношения с СССР.
В 20-е годы СССР стал проводить активную политику в отношении азиатских стран. На востоке главным объектом советской внешней политики в 20-е гг. являлся Китай. Китай рассматривался как важный фактор «мировой революции» и потенциальный союзник в противостоянии агрессивной Японии. Власть центрального правительства в Китае была крайне слабой, в различных районах бесконтрольно правили военные. Сохранялись особые права великих держав в Китае (неподсудность иностранных подданных китайскому суду, закрытые для китайцев районы проживания иностранцев в городах и т. п.). В начале 20-х гг. СССР заключил соглашение с Сунь Ятсеном, руководителем партии Гоминьдан и главой правительства в южной провинции Гуандун. Сюда была направлена группа советников, среди которых был будущий маршал В. К. Блюхер и видный работник Коминтерна М. М. Бородин. Было налажено сотрудничество Гоминьдана и компартии Китая, организована Национально-революционная армия. После смерти Сунь Ятсена его политическим наследником стал генерал Чан Кайши. В 1925-1927 гг. Национально-революционная армия освободила огромные территории Южного и Центрального Китая. В апреле 1927 г. начался открытый конфликт Гоминьдана и компартии Китая, переросший в гражданскую войну. Ухудшились, отношения СССР с национальным правительством Китая, возглавлявшимся теперь Чан Кайши.
В 1926 г. был подписан договор о нейтралитете и ненападении с Афганистаном, в 1927 г. — торговый договор с Турцией, договор о нейтралитете и торговые соглашения с Ираном.
II этап
Основные направления внешней политики:
• стремление избежать вовлечения в военный конфликт с какой-либо империалистической державой и
обезопасить свои границы;
• расширение сфер своего влияния за счет пограничных государств;
• поддержка коммунистического движения во всем мире.
В 1928–1933 гг. наиболее успешно складывались отношения с Германией, развивается советско-
германская торговля. В 1931 г. Германия предоставила СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для
финансирования импорта из Германии.
Отношения с Англией, Францией, США характеризуются крайней нестабильностью. В 1929–
1930 гг. Советский Союз и Великобритания осуществляли активные дипломатические контакты и
успешно развивали внешнеэкономические связи. Например, в 1929–1930 гг. СССР приобрел около 70%
экспортируемых Англией станков. В марте 1933 г. в связи с арестом ряда английских специалистов,
обвиненных во вредительстве, Лондон вводит эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров.
После освобождения английских специалистов, возмещения им материального ущерба и выезда их из
страны конфликт был улажен, и эмбарго отменили.
В 1930–31 гг. резко обострились советско-французские отношения. Французское правительство
обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны. Оно утверждало, что Москва использовала
официальные представительства во Франции для руководства коммунистами и оказания им финансовой
помощи. В целях пресечения подрывной деятельности парижские власти арестовали в 1930 г. ценности
советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце
1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано тем, что СССР резко сократил помощь
французским коммунистам, а также ухудшением международной обстановки в Европе. В ноябре 1932 г.
между СССР и Францией был заключен договор о ненападении. В то же году договоры о ненападении
заключили с СССР Финляндия, Латвия, Эстония.
Отношения СССР с США были также нестабильными. США оставались единственной великой
державой, не признавшей СССР, так как требовали в качестве предварительного условия выплаты всех
долгов и возмещения ущерба американским предпринимателям, который они потерпели в результате послереволюционной экспроприации. Однако в конце 20-х годов советско-американская торговля успешно развивалась. В 1930 г. Советский Союз занял 2-е место, а в 1931 г. — 1-е место в импорте машин и оборудования из США. Однако летом 1930 г. США обвиняет Москву во вмешательстве во внутренние дела и сокращает советский экспорт. Это привело к тому, что СССР вынужден был в 1932 г. сократить импорт из США более чем в 8 раз.
На Дальнем Востоке в 1928-1933 гг. велись боевые действия, в которых участвовал Советский Союз, и происходило изменение политической карты региона. Наиболее значительными событиями были советско-китайский вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. и японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае (1931-1932).
Конфликт на КВЖД произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Через это район проходила железная дорога, которая принадлежала, согласно соглашению 1924 г., СССР и Китаю на равных правах. Но к концу 20-х годов китайская администрация дороги была оттеснена (причинами этого были более высокая компетенция советского персонала и целенаправленная политика советского руководства дороги), и она почти полностью превратилась в советское предприятие. Кроме самой дороги КВЖД принадлежали телеграф, телефон, ремонтные мастерские и предприятия, грунтовые и шоссейные дороги, сунгарийская речная флотилия. До тех пор пока Китай был раздроблен, это не вызывало осложнений. Но когда в Китае в 1928 г. пришло к власти правительство Чан Кайши, которое стало объединять Китай, возник советско-китайский вооруженный конфликт. В 1929 г. маньчжурские войска захватили телеграф КВЖД, произвели налет на советское консульство. В июле 1929 г. советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем, приостановило железнодорожное сообщение, советские войска нанесли сокрушительный удар по китайским. Вооруженный конфликт завершился, однако только в 1932 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Китаем.
Улучшению советско-китайских отношений способствовало начало японской агрессии в Маньчжурии в сентябре 1931 г. и в Шанхае в марте 1932 г. Захват японской квантунской армией к концу 1931 г. всей Маньчжурии привел, с одной стороны, к созданию военного плацдарма Японии на дальневосточных границах СССР, а с другой — к полному уничтожению влияния центрального китайского правительства в районе. Отношения с Японией осложнились.
III этап
В январе 1933 г. национал-социалистская (фашистская) партия во главе с А. Гитлером пришла к власти в Германии. Германия и Япония вышли из Лиги Наций и заключили в 1936 г. антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась фашистская Италия. СССР охарактеризовал Германию как главного поджигателя войны в Европе. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна сориентировал компартии европейских стран на создание антифашистского народного фронта.
В 1933-1939 гг. СССР значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность, она носила явный антигерманский характер. В середине 30-х годов Москва активно поддерживала идеи создания системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии. Первыми реальными достижениями в данной сфере были установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений между СССР и США, вызванное, прежде всего, необходимостью координации действий в связи с расширяющейся агрессией Японии на Дальнем Востоке, и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций — международную миротворческую организацию.
Осенью 1934 г. начались переговоры по вопросу о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Позитивными результатами переговоров было заключение в мае 1935 г. советско- французского и советско-чехословацкого договоры о взаимной помощи.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. В 1936 г. в связи с вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону, СССР предложил в Совете Лиги Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций его не поддержали, так как стремились использовать Германию в качестве противовеса коммунистическому внешнеполитическому курсу СССР. В 19361939 гг. во время гражданской войны и интервенции Германии и Италии в Испании, СССР оказал значительную помощь — экономическую, политическую, военную, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев, — испанскому республиканскому правительству. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало. Западные страны заняли по отношению к этой войне позицию невмешательства.
В 1938 г. Гитлер проводит «аншлюс» (включение в состав Германии) Австрии, ее независимость была ликвидирована, она стала частью Германии. Европейские государства никак не прореагировали на это. Затем Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Чехословакия отказалась выполнить это требование. Тогда Гитлер, угрожая началом новой войны, созывает конференцию в Мюнхене. В сентябре 1938 г. премьер- министр Великобритании Чемберлен, премьер-министр Франции Даладье, Гитлер и Муссолини заключили соглашение об отторжении от Чехословакии и передаче Германии Судетской области. Чехословакия не была даже приглашена на эту конференцию. Политику Англии и Франции в 30-е годы называют политикой «умиротворения агрессоров», так как они не препятствовали агрессивным действиям Германии и Италии, стремясь направить их агрессию против СССР.
После «мюнхенского сговора» начинаются охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса неуправляемой Германии.
Реальные контакты между Англией, Францией и СССР по поводу германской угрозы начались в марте 1939 г. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией. Предложения участников переговоров были далеки друг от друга, так как каждая из стран стремилась получить односторонние преимущества (западные страны — заставить СССР выставить значительно больше дивизий в случае военных действий, а Советский Союз — увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике), кроме того, ни одна из сторон не хотела брать на себя однозначные обязательства вступать в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Младшие партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Прибалтики — резко негативно высказывались о предложениях Советского Союза предоставить ему право вводить войска на территории этих стран в случае немецкой агрессии. Несмотря на разность подходов, постепенно позиции сторон сближались. Это привело к возможности проведения в Москве 12-21 августа 1939 г. переговоров англо-франко-советских военных миссий. Основными противоречиями были по-прежнему вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К 17 августа переговоры зашли в тупик.
Практически одновременно с началом переговоров с Англией и Францией с весны 1939 г. СССР приступил к осторожному зондажу немецких позиций по поводу возможного сближения. В ходе предварительных секретных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении. Секретный дополнительный протокол к пакту предусматривал разграничение «сфер влияния» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно ему Польша становилась немецкой «сферой влияния», за исключением восточных областей, а Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) — «сферой влияния» СССР, то есть СССР фактически вернул утраченные в 1917-1920 гг. территории бывшей Российской империи. Заключение данного пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР, отзыву английской и французской делегаций из Москвы.
Отношения на Востоке
В июле 1937г. Япония начинает крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. Ухудшение положения Китайской республики усилило его контакты с СССР. В августе 1937г. СССР заключил с Китаем договор о ненападении, сразу же после этого Советский Союз начинает военные поставки в Китай. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и летчики из советских ВВС. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. она резко сократилась.
В июле-августе 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В.К. Блюхер) и 20-31 августа 1939 г. на маньчжурско-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий Г.К. Жуков) происходят военные столкновения между частями Красной Армии и японской квантунской армией. Причинами этих столкновений были рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон улучшить свою пограничную линию. В каждом из конфликтов стороны пытались оказать политическое давление на противника и выяснить его военный потенциал. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях значительно улучшила свое положение на границе.
Источник