Установление дипломатических отношений со странами запада

Отношения со странами Запада

В период «оттепели» наметилось улучшение отношений с Западом. В 1953 г. СССР отказался от выдвинутых Сталиным требований к Турции о введении «совместной обороны черноморских проливов», в 1955 г. подписал дого­вор о восстановлении нейтральной Австрии и выводе из неё советских войск.

СССР и Япония. В 1956 г. на советско-японских переговорах Япония потребовала воз­враще­ния четырёх островов Курильской гряды, переданных СССР по решению Потсдамской конференции. Эти претензии до сего времени омрачают отношения между двумя государствами.

Проблема Германии. Берлинский кризис.В 1955 г. в Женеве на встрече предста­вителей СССР, США, Великобрита­нии и Франции Москва признала ФРГ. В этом же году в Москве канцлер ФРГ К. Аденáуэр заключил соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Но не был решён вопрос о статусе Западного Берлина, который представлял собой анклав в центре ГДР, находив­шийся под контролем западных держав. В 1958 г. Хрущёв предложил объявить Западный Берлин «свободным городом», не являющимся ча­стью ФРГ. На встрече Хрущёваи президента США Д. Кен­неди в 1961 г. западная сторона отклонила предложение Хрущёва. С целью пресечения бегства граждан ГДР на запад в августе 1961 г. по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта (по согласова­нию с СССР) вокруг Западного Берлина была возведена бетон­ная стена. Тем самым были нарушены Потсдамские соглашения, предусмат­ривавшие свободное передвиже­ние по всему городу. Это усилило напряжённость, на границе двух Берлинов появились американские и советские танки. Советская сторона первой отвела свои танки по приказу Хрущёва. Берлинская стена просуществовала до 1989 г. и ста­ла символом «холодной войны», раскола Европы на враж­дующие блоки.

Отношения СССР с США складывались неоднозначно. В 1959 г. большой резонанс вызвал визит Н.С. Хрущёва в США. В 1960 г. Хрущёв на Генераль­ной Ассамблее ООН в Нью-Йорке предложил план всеобщего разоружения: лик­видировать армии и флоты, оставить у государств лишь полицейские силы. Ассамблея отклонила этот план. Тогда СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооружённые Силы с 5,8 млн. человек в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г. и объявил мораторий на ядерные ис­пытания. В 1963г. СССР, США и Англия подписали в Москве договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космиче­ском пространстве и под водой». Хрущёв, будучи человеком настроения, вспыльчивым, неиску­шён­ным в дипломатическом, да и в обычном этикете, часто не стеснялся в выражениях. Он угрожал американ­цам: «Мы вас закопаем!», стучал ботинком по столу во время засе­дания Генеральной Ассамблеи ООН. В 1959 г. Хрущёв заявил вице-прези­денту США Р. Никсону: «Мы вам покажем кузькину мать!». (Эта фраза вызвала проблемы перевода на английский язык).

Читайте также:  Страны являющиеся крупнейшими центрами миграции

Ухудшил советско-американские отноше­ния факт уничтоже­ния советскими ПВО 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона над Уралом. Лётчик Ф. Пауэрс ката­пультировался и был арестован. Хрущёв устроил над Пауэрсом громкий су­дебный процесс в Колонном зале Дома Союзов. Этот скандал сорвал визит Д. Эйзенхауэра в СССР. (По­зднее Ф. Пауэрса обменяли на совет­ского разведчика Р. Абеля).

Кубинская революция 1959 г.и «Карибский» кризис 1962 г. В 1959 г. на Кубе был свергнут режим Ф. Бати­сты, к власти пришёл лидер повстанцев Фидель Кáстро. Он приступил к строительству социализма. В 1961 г. была основана Компартия Кубы, разорваны дипломатических отношений между Кубой и США. СССР безвозмездно оказал Кубе экономическую и военную помощь.

Пиком противостояния Восто­ка и Запада явился «ка­рибский» («ра­кетный», или «кубин­ский») кризис. Советское руково­дство по просьбе Ф. Кастро приняло авантюрное решение создать ракетно-ядерную базу на Кубе в 160 км. от берегов США (в ответ на размещение американских ядерных ракет «Тор» в Турции в 1959 г.). В тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран. В 1962 г. предатель – полков­ник ГРУ (Главного разведывательного управления) Генерального штаба Воору­жённых Сил СССР О. Пенькóвский раскрыл эти планы. В США возникла паника. Советская сторона факт размещения ракет отри­цала. Тогда в ООН американцы развернули фотовыставку размещения советских ракет на Кубе. Прези­дент Д. Кеннеди объявил блокаду Кубы. 22 октября 1962 г. вооружённые силы США и НАТО, с одной стороны, и Вооружённые силы СССР и ОВД – с другой, были приведены в полную боевую готовность. Кеннеди и Хрущёв обменялись рез­кими угро­жающими посланиями. Мир находился на грани ядерной войны. Затем стороны пош­ли на компромисс. СССР демон­тировал ракеты на Кубе, США вывели ракеты «Тор» из Турции и гарантировали безопасность Кубы. Таким образом, кризис был улажен.

Отношения с государствами «третьего мира».Суэцкий кризис.Во второй половине 1950–начале 1960-х гг. произошёл распад ко­лони­аль­ной системы. СССР стремился направить страны, освободив­шиеся от колониаль­ной зависимости, по социалистическому пути развития. Стра­нам «третьего» мира оказы­валась экономическая и военная помощь. СССР оказывал военную помощь повстанцам во время конфликтов в Алжире (1962–1964 гг.), Йемене (1962–1963 гг.). Интенсивную советскую помощь получали Индия, Индонезия, Бирма, Сирия, Ирак, Египет, Алжир, Конго и др.

Египет после революции в 1953 г. был провозглашён республикой, в 1956 г. из страны были выведены английские войска. Правительство Г. А. Нáсера национализи­ровало кон­тролируемый Англией и Францией Суэцкий канал. В ответ в 1956 г. Англия, Франция и Израиль начали агрессию против Египта. Г.А. Нáсер заклю­чил договор о поставках советского оружия. Советское прави­тельство выступило с угрозой применить силу и по­требовало прекратить агрессию. Ультиматум возымел действие, и ино­странные войска покинули Египет. Авторитет СССР в арабском мире резко возрос. В 1964 г. в Египте советские специалисты по­строили Асуанскую плотину на реке Нил.

Таким образом, внешняя политика СССР (как и США) была сильно идеологизирована, что держало мир на грани катастрофы.

Итоги руководства Н. С. Хрущёва трудно оценить однозначно.

Положительные стороны деятельности Н. С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -осуждение культа личности И. В. Сталина;

-начало реабилитации жертв сталинских репрессий;

-выдача паспортов колхозникам;

-начало выплат колхозникам государственных пенсий.

Во внешней политике: -выдвижение концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

-восстановление дружественных отношений с Югославией.

Отрицательные стороны деятельности Н.С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -неудачная административная реформа, приведшая к неразберихе и росту бюрократического аппарата;

-масштабные сокращения Вооружённых Сил, когда были выбро­шены на произвол судьбы сотни тысяч офицеров;

-уничтожение приусадебных хозяйств колхозников;

принятие утопичной программы построения коммунизма к 1980 г.;

-преследование творческой интеллигенции, ограничение «оттепели».

Во внешней политике: -Карибский кризис;

-подавление народных волнений в ГДР, Польше, Венгрии.

«Хрущёвское десятилетие» породило авантюристические инициативы, непро­думанные реформы, экономические просчёты и в итоге привело к кризису нач. 1960-х гг. Народ устал от борьбы Хрущёва за «светлое будущее» при ухудшении реальной жизни.

Противоречивость 10-летнего правления Н.С. Хрущёва символизи­рует памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище. Надгробие, выполнен­ное скульптором Э. Неизвестным, состоит из белых и чёрных плит мрамора, символизирующих как положительные, так и отрица­тельные эпизоды хрущёвского руководства.

Источник

Установление дипломатических отношений со странами запада

В первые годы Советской власти внешнеполитическая концепция государства во многом основывалась на идее «мировой революции». Советское правительство активно поддерживало (в том числе и финансово) коммунистические, антиимпериалистические и национально освободительные движения по всему миру. III Коммунистический Интернационал, исполком которого находился в Москве (председатель — Г.Е. Зиновьев), осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в столицах западных стран рассматривалась как подрывная и противозаконная. Однако надежды большевиков на грядущую мировую коммунистическую революцию не оправдались. После поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы к мировой революции утратили актуальность. Перед советским руководством встала задача нормализации отношений со странами Запада.
Во внешней политике Советского государства в 20-30 гг. можно выделить 3 этапа.
1. 1921-1927 гг. — установление дипломатических отношений со странами Запада, нормализация торговых отношений.
2. 1928-1933 гг. — в Европе — союзнические отношения с Германией, противостояние «демократическим странам», на Востоке — продвижение в Китай, укрепление своего влияния в Афганистане и Иране.
3. 1933-1939 гг. — сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить приобретенные сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией.
I этап
Крайне тяжелое положение Советской России, приход к руководству советской внешней политикой прагматически настроенных старых специалистов, прежде всего Г.В. Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны. В 1918-1928 гг. Г.В. Чичерин, потомственный дворянин, стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами, взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений стали делать и ведущие западные страны, поскольку убедились, что советская власть в России просуществует еще довольно долго.
В начале 20-х гг. стали предприниматься первые шаги для установления дипломатических отношений между советским государством и странами Запада. Этому процессу мешала активная деятельность III Интернационала и отказ советского правительства оплатить долги царского и Временного правительств.
Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. В 1920 г. было подписано советско-английское торговое соглашение, в 1924 г. — советско-германское. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.
С 10 апреля по 19 мая 1922 г. в Генуе (Италия) прошла международная экономическая и финансовая конференция. В ней приняли участие 29 стран: РСФСР (В.В. Воровский, М.М. Литвинов, Г.В. Чичерин), Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Япония, Германия и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии. Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения (что носило неконструктивный характер) была отклонена другими делегациями. Западные державы требовали уплаты советским правительством всех долгов царского и Временного правительств, так как оно явилось правопреемником этих правительств, возвращения иностранцам национализированной собственности или вознаграждения за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговлей и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах.
Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного Советской России интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву. Конференция закончилась безрезультатно.
В ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией (16 апреля 1922 г.). Его подписание было расценено в Лондоне и Париже как попытка подорвать послевоенное устройство Европы. Раппальский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков.
2- 12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Литвы, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения советского государства о серьезном сокращении армий стран — участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты.
В 1924 г. дипломатические отношения были установлены с Великобританией, Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Францией, в 1925 г. — с Японией. Из великих держав только США не установили в 20-е годы дипломатические отношения с СССР.
В 20-е годы СССР стал проводить активную политику в отношении азиатских стран. На востоке главным объектом советской внешней политики в 20-е гг. являлся Китай. Китай рассматривался как важный фактор «мировой революции» и потенциальный союзник в противостоянии агрессивной Японии. Власть центрального правительства в Китае была крайне слабой, в различных районах бесконтрольно правили военные. Сохранялись особые права великих держав в Китае (неподсудность иностранных подданных китайскому суду, закрытые для китайцев районы проживания иностранцев в городах и т. п.). В начале 20-х гг. СССР заключил соглашение с Сунь Ятсеном, руководителем партии Гоминьдан и главой правительства в южной провинции Гуандун. Сюда была направлена группа советников, среди которых был будущий маршал В. К. Блюхер и видный работник Коминтерна М. М. Бородин. Было налажено сотрудничество Гоминьдана и компартии Китая, организована Национально-революционная армия. После смерти Сунь Ятсена его политическим наследником стал генерал Чан Кайши. В 1925-1927 гг. Национально-революционная армия освободила огромные территории Южного и Центрального Китая. В апреле 1927 г. начался открытый конфликт Гоминьдана и компартии Китая, переросший в гражданскую войну. Ухудшились, отношения СССР с национальным правительством Китая, возглавлявшимся теперь Чан Кайши.
В 1926 г. был подписан договор о нейтралитете и ненападении с Афганистаном, в 1927 г. — торговый договор с Турцией, договор о нейтралитете и торговые соглашения с Ираном.
II этап
Основные направления внешней политики:
• стремление избежать вовлечения в военный конфликт с какой-либо империалистической державой и
обезопасить свои границы;
• расширение сфер своего влияния за счет пограничных государств;
• поддержка коммунистического движения во всем мире.
В 1928–1933 гг. наиболее успешно складывались отношения с Германией, развивается советско-
германская торговля. В 1931 г. Германия предоставила СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для
финансирования импорта из Германии.
Отношения с Англией, Францией, США характеризуются крайней нестабильностью. В 1929–
1930 гг. Советский Союз и Великобритания осуществляли активные дипломатические контакты и
успешно развивали внешнеэкономические связи. Например, в 1929–1930 гг. СССР приобрел около 70%
экспортируемых Англией станков. В марте 1933 г. в связи с арестом ряда английских специалистов,
обвиненных во вредительстве, Лондон вводит эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров.
После освобождения английских специалистов, возмещения им материального ущерба и выезда их из
страны конфликт был улажен, и эмбарго отменили.
В 1930–31 гг. резко обострились советско-французские отношения. Французское правительство
обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны. Оно утверждало, что Москва использовала
официальные представительства во Франции для руководства коммунистами и оказания им финансовой
помощи. В целях пресечения подрывной деятельности парижские власти арестовали в 1930 г. ценности
советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце
1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано тем, что СССР резко сократил помощь
французским коммунистам, а также ухудшением международной обстановки в Европе. В ноябре 1932 г.
между СССР и Францией был заключен договор о ненападении. В то же году договоры о ненападении
заключили с СССР Финляндия, Латвия, Эстония.
Отношения СССР с США были также нестабильными. США оставались единственной великой
державой, не признавшей СССР, так как требовали в качестве предварительного условия выплаты всех
долгов и возмещения ущерба американским предпринимателям, который они потерпели в результате послереволюционной экспроприации. Однако в конце 20-х годов советско-американская торговля успешно развивалась. В 1930 г. Советский Союз занял 2-е место, а в 1931 г. — 1-е место в импорте машин и оборудования из США. Однако летом 1930 г. США обвиняет Москву во вмешательстве во внутренние дела и сокращает советский экспорт. Это привело к тому, что СССР вынужден был в 1932 г. сократить импорт из США более чем в 8 раз.
На Дальнем Востоке в 1928-1933 гг. велись боевые действия, в которых участвовал Советский Союз, и происходило изменение политической карты региона. Наиболее значительными событиями были советско-китайский вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. и японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае (1931-1932).
Конфликт на КВЖД произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Через это район проходила железная дорога, которая принадлежала, согласно соглашению 1924 г., СССР и Китаю на равных правах. Но к концу 20-х годов китайская администрация дороги была оттеснена (причинами этого были более высокая компетенция советского персонала и целенаправленная политика советского руководства дороги), и она почти полностью превратилась в советское предприятие. Кроме самой дороги КВЖД принадлежали телеграф, телефон, ремонтные мастерские и предприятия, грунтовые и шоссейные дороги, сунгарийская речная флотилия. До тех пор пока Китай был раздроблен, это не вызывало осложнений. Но когда в Китае в 1928 г. пришло к власти правительство Чан Кайши, которое стало объединять Китай, возник советско-китайский вооруженный конфликт. В 1929 г. маньчжурские войска захватили телеграф КВЖД, произвели налет на советское консульство. В июле 1929 г. советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем, приостановило железнодорожное сообщение, советские войска нанесли сокрушительный удар по китайским. Вооруженный конфликт завершился, однако только в 1932 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Китаем.
Улучшению советско-китайских отношений способствовало начало японской агрессии в Маньчжурии в сентябре 1931 г. и в Шанхае в марте 1932 г. Захват японской квантунской армией к концу 1931 г. всей Маньчжурии привел, с одной стороны, к созданию военного плацдарма Японии на дальневосточных границах СССР, а с другой — к полному уничтожению влияния центрального китайского правительства в районе. Отношения с Японией осложнились.
III этап
В январе 1933 г. национал-социалистская (фашистская) партия во главе с А. Гитлером пришла к власти в Германии. Германия и Япония вышли из Лиги Наций и заключили в 1936 г. антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась фашистская Италия. СССР охарактеризовал Германию как главного поджигателя войны в Европе. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна сориентировал компартии европейских стран на создание антифашистского народного фронта.
В 1933-1939 гг. СССР значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность, она носила явный антигерманский характер. В середине 30-х годов Москва активно поддерживала идеи создания системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии. Первыми реальными достижениями в данной сфере были установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений между СССР и США, вызванное, прежде всего, необходимостью координации действий в связи с расширяющейся агрессией Японии на Дальнем Востоке, и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций — международную миротворческую организацию.
Осенью 1934 г. начались переговоры по вопросу о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Позитивными результатами переговоров было заключение в мае 1935 г. советско- французского и советско-чехословацкого договоры о взаимной помощи.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. В 1936 г. в связи с вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону, СССР предложил в Совете Лиги Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций его не поддержали, так как стремились использовать Германию в качестве противовеса коммунистическому внешнеполитическому курсу СССР. В 1936­1939 гг. во время гражданской войны и интервенции Германии и Италии в Испании, СССР оказал значительную помощь — экономическую, политическую, военную, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев, — испанскому республиканскому правительству. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало. Западные страны заняли по отношению к этой войне позицию невмешательства.
В 1938 г. Гитлер проводит «аншлюс» (включение в состав Германии) Австрии, ее независимость была ликвидирована, она стала частью Германии. Европейские государства никак не прореагировали на это. Затем Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Чехословакия отказалась выполнить это требование. Тогда Гитлер, угрожая началом новой войны, созывает конференцию в Мюнхене. В сентябре 1938 г. премьер- министр Великобритании Чемберлен, премьер-министр Франции Даладье, Гитлер и Муссолини заключили соглашение об отторжении от Чехословакии и передаче Германии Судетской области. Чехословакия не была даже приглашена на эту конференцию. Политику Англии и Франции в 30-е годы называют политикой «умиротворения агрессоров», так как они не препятствовали агрессивным действиям Германии и Италии, стремясь направить их агрессию против СССР.
После «мюнхенского сговора» начинаются охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса неуправляемой Германии.
Реальные контакты между Англией, Францией и СССР по поводу германской угрозы начались в марте 1939 г. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией. Предложения участников переговоров были далеки друг от друга, так как каждая из стран стремилась получить односторонние преимущества (западные страны — заставить СССР выставить значительно больше дивизий в случае военных действий, а Советский Союз — увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике), кроме того, ни одна из сторон не хотела брать на себя однозначные обязательства вступать в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Младшие партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Прибалтики — резко негативно высказывались о предложениях Советского Союза предоставить ему право вводить войска на территории этих стран в случае немецкой агрессии. Несмотря на разность подходов, постепенно позиции сторон сближались. Это привело к возможности проведения в Москве 12-21 августа 1939 г. переговоров англо-франко-советских военных миссий. Основными противоречиями были по-прежнему вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К 17 августа переговоры зашли в тупик.
Практически одновременно с началом переговоров с Англией и Францией с весны 1939 г. СССР приступил к осторожному зондажу немецких позиций по поводу возможного сближения. В ходе предварительных секретных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении. Секретный дополнительный протокол к пакту предусматривал разграничение «сфер влияния» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно ему Польша становилась немецкой «сферой влияния», за исключением восточных областей, а Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) — «сферой влияния» СССР, то есть СССР фактически вернул утраченные в 1917-1920 гг. территории бывшей Российской империи. Заключение данного пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР, отзыву английской и французской делегаций из Москвы.
Отношения на Востоке
В июле 1937г. Япония начинает крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. Ухудшение положения Китайской республики усилило его контакты с СССР. В августе 1937г. СССР заключил с Китаем договор о ненападении, сразу же после этого Советский Союз начинает военные поставки в Китай. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и летчики из советских ВВС. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. она резко сократилась.
В июле-августе 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В.К. Блюхер) и 20-31 августа 1939 г. на маньчжурско-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий Г.К. Жуков) происходят военные столкновения между частями Красной Армии и японской квантунской армией. Причинами этих столкновений были рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон улучшить свою пограничную линию. В каждом из конфликтов стороны пытались оказать политическое давление на противника и выяснить его военный потенциал. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях значительно улучшила свое положение на границе.

Источник

Оцените статью