В.М. Захаров. Устойчивое развитие стран СНГ: перспективы сотрудничества
Актуальность проблематики устойчивого развития в ее современном звучании, представленном в итоговом документе Конференции ООН «Рио+20» в июне 2012 года «Будущее, которого мы хотим», не вызывает сомнений, особенно в ключе новой волны активности на уровне мирового сообщества. Успех реализации идей устойчивого развития во многом определяется их «адаптированностью» применительно к национальным и региональным особенностям. Оптимизации решения этой задачи может способствовать объединение усилий соседних государств региона. Разработка совместных программ по устойчивому развитию, в свою очередь, определяет новые возможности взаимовыгодного сотрудничества по их реализации. Этот подход крайне актуален для стран СНГ – таков главный итог первых совместных обсуждений и консультаций представителей стран содружества, единодушно выразивших заинтересованность в сотрудничестве по устойчивому развитию. Две такие встречи на уровне экспертов и представителей структур гражданского общества прошли в Общественной палате РФ.
Очевидна важность обеспечения такого сотрудничества по разным направлениям на разных уровнях – от международных программ по устойчивому развитию и «зеленой» экономике до конкретных проектов. Была отмечена особая роль сотрудничества представителей экспертного сообщества и структур гражданского общества. Принципиальное значение имеет кооперация институтов устойчивого развития, как институтов общественной политики, объединяющих заинтересованных активистов и экспертов, которые могут иметь различные организационные формы – от национальных советов по устойчивому развитию, до различных экспертных организаций и структур гражданского общества. По сути уже сегодня можно говорить об установлении таких деловых контактов, как основы сети заинтересованных структур и экспертов в рамках содружества.
Число конкретных проектов, несомненно, будет расти по мере развития сотрудничества, но уже сегодня можно отметить целый ряд перспективных направлений.
Это, прежде всего, проведение совместных экспертных разработок и рекомендаций по стратегии устойчивого развития и «зеленой» экономике как на национальном уровне для отдельных стран, так и для реализации совместных проектов в этих направлениях. Обоснование важности принципов устойчивого развития для обеспечения модернизации и инновационного развития. Определение путей решения социально-экономических задач на основе низкоуглеродного развития и сокращения негативного воздействия на окружающую природную среду. Разработка и реализация «климатических программ», развитие современных рыночных механизмов обеспечения мер охраны природы, включая торговлю квотами на выбросы, компенсацию негативного воздействия на среду за счет природоохранных мероприятий, в частности лесонасаждений. Специальный интерес представляет сотрудничество в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В большинстве стран содружества определены большие перспективы для развития в этих направлениях, созданы правовые основы. Это открывает большие возможности для конструктивного делового сотрудничества.
Крайне перспективно развитие сотрудничества в области устойчивого природопользования. Это, прежде всего, ряд направлений щадящего природопользования: устойчивое лесопользование (включая использование недревесных ресурсов леса); «органическое» сельское хозяйство (от сохранения и широкого использования генетических ресурсов до обеспечения устойчивого развития сельских поселений); экологический и агротуризм. Многие их них связаны с формами традиционного природопользования, что открывает большие возможности кооперации усилий по их развитию на уровне представителей коренных народов. В этой области появляются новые инициативы по использованию опыта и материалов исконного природопользования как основы для развития современных «зеленых» технологий.
Природные ресурсы стран содружества определяют их интерес в развитии подходов для оценки экосистемных услуг и механизмов компенсации усилий по сохранению и приумножению природного богатства.
Заслуживает дальнейшего развития сотрудничество по сохранению культурного и природного наследия, расширения сети охраняемых при родных территорий, в том числе и трансграничных.
Большие возможности для сотрудничества очевидны в области образования и культуры. Одно из таких перспективных направлений — обеспечение широкого использования в образовательных программах этических принципов устойчивого развития «Хартии Земли», что уже сегодня вызывает интерес у представителей многих стран содружества.
Интересным направлением может стать сотрудничество в рамках молодежного движения как путем развития новых инициатив и проектов, так и привнося тематику устойчивого развития и «зеленой» экономики в существующие молодежные программы стран СНГ (включая программу подготовки молодых лидеров и другие). Опыт такой работы на национальном и международном уровне свидетельствует о высокой заинтересованности молодого поколения в этой тематике.
Все большее значение приобретает разработка национальных и международных инициатив по устойчивому развитию в связи с проведением Олимпиад и других спортивных мероприятий.
Следует обратить внимание на региональные инициативы сотрудничества, перспективные в ключе устойчивого развития, которые заслуживают поддержки и широкого распространения. Это, прежде всего, инициатива «Наш общий дом Алтай», объединившая на основе общности интересов соседние области четырех пограничных государств – России, Казахстана, Монголии и Китая.
Практическую активность по многим из указанных направлений, как и запуск конкретных проектов, особенно в области экологии, можно было бы начать прямо сейчас, учитывая, что текущий год объявлен в рамках содружества как год охраны окружающей среды.
Новые возможности для развития сотрудничества предоставляет развернувшийся сегодня в мире процесс обсуждения и консультаций на национальном и региональном уровне для определения новых целей и индикаторов устойчивого развития, которые должны быть приняты на уровне ООН в 2015 году.
В целом, есть все основания для того, чтобы определить тематику устойчивого развития и «зеленой» экономики в качестве приоритета, открывающего большие перспективы разностороннего взаимовыгодного сотрудничества стран СНГ. Заинтересованность и практические шаги в этом направлении стран содружества станут ощутимым вкладом в глобальный процесс продвижения по пути устойчивого развития.
В.М. Захаров Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ
Источник
Устойчивое развитие стран снг
Устойчивое развитие
Устойчивое развитие… Суть идеи – необходимость вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты. Она не нова, ее официальной жизни в мировом сообществе уже более двадцати лет. Немногие политические призывы жили так долго. Время от времени можно услышать голоса в пользу того, что пора предложить что-то на смену. Наверное, можно сменить лозунг, подать идею несколько иначе. Суть же не может «выйти из моды». Это – «правила игры», условие выживания.
Можно закрыть глаза, стараться не думать, не обращать внимание. Сколько уже было таких попыток. Но ненадолго – результат никогда не заставлял себя ждать и потом долго не давал о себе забыть.
Когда-то на заре индустриализации английский парламент вынужден был прервать свою работу и принять срочные меры – слезились глаза и трудно было дышать от нависшего смога. Великие озера в США и Канаде и реки в Западной Европе превращались в безжизненные сточные водоемы, представлявшие опасность для населения. Сейчас уже трудно в это поверить, но ценой каких затрат и усилий далось улучшение ситуации.
А уроки становятся все жестче, а их последствия – все дороже. Это, и разлив нефти в Мексиканском заливе, и аномальная жара в центральной России, повсеместное таяние ледников и загрязнение мирового океана, наводнения и многое другое. Причем, найти конкретного виноватого или причину для каждого конкретного случая становится все сложнее. Это скорее следствие нашего отношения к себе и природе, нашего неверного поведения. Рост потребления на основе природопользования ведет ко все большему обострению экологических проблем, включая нехватку пресной воды, изменение климата, сокращение площади лесов, обеднение биоразнообразия, опустынивание и многое другое.
При всем многообразии определений устойчивого развития, все они сходны в главном – в обозначении необходимости гармонизации развития человека с окружающим миром.
Забота об окружающей среде все больше становится не актом гуманизма по отношению к природе, а жестким условием обеспечения выживания самого человека. Экологические проблемы порождают все новые социально-экономические проблемы, требующие своего незамедлительного решения.
А нерешенные социальные и экономические проблемы, в свою очередь, ведут ко все большему ухудшению экологической ситуации.
Таким образом, несомненная актуальность политического призыва к устойчивому развитию и определила необходимость проведения Конференции ООН «Рио+20» в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию. А опыт реализации позволил вынести ряд важных уроков, учет которых и определил лицо Конференции и позволил сформулировать новые приоритеты. По ее решению к 2015 году была подготовлена Новая Повестка и Цели устойчивого развития. Все это дало новый импульс для активизации движения по устойчивому развитию в мире.
Побудительным мотивом для призыва к устойчивому развитию явилось осознание того, что использование природных ресурсов нынешними поколениями не должно лишать такой возможности и последующие поколения (по заключению Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития ООН «Наше общее будущее» в 1987 году).
По сути, концепция устойчивого развития – первая серьезная попытка человечества встать на путь ноосферного развития (представления о котором в значительной степени связаны с именем В.И. Вернадского).
Длительное благополучное развитие человечества предполагает решение социально-экономических задач в пределах экологической емкости планеты. Это положение было сформулировано тремя ведущими международными экологическими организациями, включая Международный союз охраны природы (МСОП), Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирный фонд дикой природы (ВВФ), в документе «Забота о Земле» в 1991 году. В качестве основы концепции развития для реализации этого приоритета была предложена схема равноправного гармоничного сочетания трех основных элементов устойчивого развития, включая экономический, социальный и экологический.
Этот принцип лег в основу всех основных документов по устойчивому развитию, принимаемых как на уровне мирового сообщества, так и на национальном уровне, начиная с Конференции ООН 1992 года, где эта концепция была принята мировым сообществом в качестве основной парадигмы развития. Итогом Конференции стали Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию и Повестка дня на 21 век, а также ряд конвенций, включая Конвенцию о биологическом разнообразии и Рамочную конвенцию об изменении климата, которые со временем стали приоритетами мировой политики.
Пройдя большой путь по апробированию различных механизмов для обеспечения сокращения выбросов «парниковых» газов, как на национальном, так и международном уровне, человечество сегодня работает над новым глобальным соглашением по климату. Осознание важности предотвращения климатических изменений определило новое направление развития экономики – «зеленая», низкоуглеродная экономика, стимулировало меры по энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии. Сохранение биоразнообразия рассматривается на сегодня как непременное условие обеспечения баланса биосферы и устойчивого развития человечества.
При обобщении опыта реализации концепции устойчивого развития те же международные организации вынуждены были отметить, что на практике соотношение трех основных элементов оказывается иным, чем это предполагалось в теории. Несмотря на все политические декларации и обоснование приоритетности экологических вопросов, наиболее значимыми, как прежде, оказались экономические аспекты, далее следовали социальные, при минимальном внимании к экологическим проблемам, которые изначально составляли основу предложенной концепции развития. Это поставило задачу обеспечения учета экологических требований не в виде отдельных программ, а закладывая их в основу решения социально-экономических задач, которые и волнуют всех в первую очередь.
Одновременно стало ясно, что обеспечение активного участия в решении экологических проблем затруднительно без решения базовых социально-экономических проблем и, прежде всего, проблемы бедности. Все это определило необходимость иной интерпретации основ устойчивого развития.
Определилась и актуализация перспективных задач устойчивого развития. Угроза нехватки природных ресурсов и негативных последствий активности человека для будущих поколений становится актуальной уже сегодня. Обеспечение практической реализации принципов устойчивого развития из задачи правительства все больше переходит в область ответственного поведения каждого. Стало ясно, что без активного заинтересованного участия гражданского общества реализация идей устойчивого развития не представляется возможной.
Непопулярность призыва к ограничению потребностей определила необходимость формулирования более фундаментальных принципов для ухода от прямой связи экономического роста с обеднением природного капитала.
Учет всех этих моментов и лег в основу современных представлений об устойчивом развитии.
Источник
Тема 8. Проблемы устойчивого развития стран СНГ.
Национальные предпосылки устойчивости развития. Национальный капитал стран СНГ, его основные компоненты (природный капитал, человеческий капитал, производственный капитал) и специфические особенности. Стратегический резерв развития: традиции и уникальное природное и культурное наследие народов стран СНГ. Правовые основы и институциональная инфраструктура устойчивого развития стран СНГ. Основные факторы риска развитию (экологический, экономический, политический, социальный), особенности их проявления в прошлом и в настоящее время. Риски реальные и мнимые. Решающая роль природных и экологических рисков в развитии. Вопрос об экономической эффективности (в показателях производительности труда, материалоемкости производства, экологичности хозяйства и быта, уровня жизни населения и др.) системы производственных отношений в идеологии развития. Внешние и внутренние политические риски. Социальный риск и его главный фактор в странах СНГ – социальное расслоение. Основные социальные проблемы современной России (по Д.С. Львову): социальная апатия (утрата смысла трудовой деятельности, смысла культурного роста, смысла жизни) и социальная агрессия (рост преступности в обществе и криминогенности среды).
География развития как адекватный профессиональный ответ географического сообщества на вызовы современности. География развития – новая научная дисциплина о закономерностях проявления факторов пространственной неоднородности в общественной динамике. Основные проблемы географии развития: систематика параметров развития; пространственная интерпретация феномена развития, выявление факторов развития, индикация развития, выявление закономерностей развития, типология развития, районирование развития, прогнозирование развития, пространственная регламентация в управлении развитием.
Задания для СРС
1.Составьте блок-схему разработки национальной стратегии устойчивого развития.
2. Дайте сравнительную характеристику реализации политики устойчивого развития в России и Казахстане.
3. Охарактеризуйте новое научное направление «география развития».
4. Письменно ответьте на вопросы:
1) В чем состоит актуальность разработки Национальных стратегий по устойчивому развитию?
2) Что такое Национальные стратегии по устойчивому развитию? Чем вызвана необходимость их создания?
3) Каковы принципы эффективных Национальных стратегий по устойчивому развитию?
4) Какова сущность и роль Национальных советов (комиссий, комитетов) по устойчивому развитию?
5) Каковы принципы эффективных Национальных координирующих органов по устойчивому развитию?
Тема 9. Образование для устойчивого развития.
История и суть вопроса. Образование как социальный институт. Миссия образования и воспитания в человеческой истории. исторический контекст феномена образования для устойчивого развития. Преемственность образования для устойчивого развития, его связь с экологическим образованием и внутренняя логика развития. Представления о содержании и структуре образования для устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие в международных документах. Признание образования в качестве «решающего фактора перемен» в современном мире. Всеобщий (рамочный) характер образования для устойчивого развития. Декада ООН образования для устойчивого развития (2005–2014 гг.). Сферы и уровни образования для устойчивого развития.
География образования для устойчивого развития как глобального цивилизационного проекта. Зарождение образования для устойчивого развития в наиболее развитых странах мира. Потенциал развития образования для устойчивого развития в различных странах мира. Опыт внедрения идей образования для устойчивого развития в передовых в рассматриваемом отношении странах мира: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия, Франция, Австралия, США, Канада, Япония. Интересы развивающихся стран. Роль международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Инфраструктура образования для устойчивого развития в современном мире, ведущие научно-методические центры, журналы, интернет-ресурсы и пр.
Образование для устойчивого развития странах СНГ. Традиции и национальный опыт сферы образования и просвещения в странах СНГ. Миссия образования в современной России на пути ее перехода к устойчивому развитию. Отечественный потенциал образования для устойчивого развития. Научные и организационные проблемы внедрения новой образовательной идеологии. Основные научно-методические центры по внедрению образования для устойчивого развития. Международное сотрудничество в области образования для устойчивого развития, включая сотрудничество стран-членов СНГ.
Задания для СРС
1. Дайте сравнительную характеристику странамв реализации образования для устойчивого развития.
2. Составьте алгоритм внедрения системы образования для перехода к устойчивому развитию для стран СНГ.
3. Составьте блок-схемы:«Содержание образования для устойчивого развития», «Структура образования для устойчивого развития».
Аннотация программы
В курсе дисциплины «Устойчивое развитие» подробно рассматриваются взаимодействия общества и природы с тачки зрения будущих поколений, история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Курс ориентирован на формирование у студентов системного представления о истории возникновения основных предпосылок и идей устойчивого развития; активизации новой парадигмы мышления и деятельности в направлении устойчивого развития; формирования знаний о концепции устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке; на ознакомление студентов с существующими подходами и способами перехода к устойчивому развитию в мировой практике, существующими положениями по переходу к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях; изучению способов реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития; освоение методов коммуникаций в процессе обсуждения проблем устойчивого развития; формирование системного, интегрированного подхода к решению экологических проблем в контексте общих проблем общественного развития; придание целостного мировоззрения и занятие активной гражданской позиции для более ясного осознания роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем устойчивого развития.
Курс «Устойчивое развитие» позволит студентам по-новому взглянуть на задачи оптимизации окружающей среды и роль человечества в системе общество — окружающая среда.
5. Рекомендуемые образовательные технологии — Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Форма промежуточной аттестации: контрольная
Примерный перечень вопросов и заданий для подготовки к рубежному контролю
1. Понятие об «устойчивом развитии». Основные определения и толкования. авторы кон-
цепции устойчивого развития.
2. Исторический контекст и предпосылки появления идеологии устойчивого развития.
3. Основные понятия концепции устойчивого развития.
4. Общенаучные основы устойчивого развития.
5. Российская концепция рационального природопользования.
6. Географические аспекты концепции устойчивого развития.
7. Экологический императив устойчивого развития.
8. Экологические ограничения развития.
9. Управление природопользованием в интересах устойчивого развития.
10. Социальный императив устойчивого развития.
11. Культурное многообразие и развитие.
12. Экономический императив устойчивого развития.
13. Глобализация и развитие.
14. Повестка дня на XXI век: глобальный, национальный и местный уровни.
15. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.
16. Индикация развития.
17. Стратегии и сценарии устойчивого развития.
18. Проблемы перехода стран СНГ к устойчивому развитию.
19. Образование для устойчивого развития: идеология и содержание.
20. Миссии предметных научных дисциплин (география, экология, экономика и др.) в устойчивом развитии.
Модуль
1. Оценка потенциала использования достижений науки (биологии, географии, социологии, экономики и др.) или их частных отраслей (биогеографии, геоэкологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения и т.д.) в целях обеспечения устойчивого развития.
2. Научные основы идеологии устойчивого развития.
3. Устойчивое развитие в истории зарубежных стран: ретроспектива.
4. Устойчивое развитие в истории стран СНГ: ретроспектива.
5. Потенциал устойчивого развития США: современное состояние и перспективы.
6. Потенциал устойчивого развития стран Европейского Союза: современное состояние и перспективы.
7. Потенциал устойчивого развития развивающихся стран: современное состояние и перспективы.
8. Потенциал устойчивого развития стран СНГ: современное состояние и перспективы.
9. Сценарии устойчивого развития для стран СНГ.
10. Повестка дня на XXI век для стран СНГ. 11. Местная повестка дня на XXI век для одного из регионов Казахстана (по выбору).
12. Научные основы образования для устойчивого развития и потенциал его развития
В странах СНГ.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Научные основы идеологии устойчивого развития.
2. Научные принципы идеологии устойчивого развития.
5. Концепции рационального природопользования и устойчивого развития: их сходства и особенности.
6. Ноосферная парадигма В.И. Вернадского и концепция устойчивого развития.
7. Политический императив устойчивого развития.
8. Факторы политической устойчивости.
9. Риски политической устойчивости.
10. Политическая модернизация и устойчивое развитие.
11. Образования для устойчивого развития как новая образовательная парадигма.
12. Образования для устойчивого развития: история и современное состояние.
13. Инновационное обучение и образовательные традиции.
14. Десятилетие ООН образования для устойчивого развития и его результаты.
15. Цели тысячелетия ООН и образование.
16. Глобализация и устойчивое развитие.
17. Основоположники устойчивого развития.
18. Роль Римского клуба в устойчивом развитии.
19. Хартия Земли и устойчивое развитие.
20. Конференции ООН по устойчивому развитию.
21. Классификации экологических проблем.
22. Экологические кризисы по Н.Ф. Реймерсу.
23. Изменение биосферы с 1970 по 2030 гг. по К.С. Лосеву.
24. Последствия для биосферы деятельности и человека по К.С. Лосеву.
25. Важность экологических проблем в разных регионах мира.
26. Региональные экологические проблемы в России и Казахстане.
27. Предпосылки развития зеленой экономики.
28. Компоненты качества управления устойчивым развитием.
29. Понятие зеленой экономики и его развитие на конференции РИО+20.
30. Ключевые секторы для зеленой экономики.
31. Основные черты и критерии развития зеленой экономики.
32. Государственная поддержка и перспективы зеленой экономики.
33. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.
34. Доклад «Об измерении экономического развития и социального прогресса».
35. Измерения устойчивого развития.
36. Индекс развития человеческого потенциала.
37. Экологический след.
38. Индекс бедности и валовое национальное счастье.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Ващалова Т.В. Устойчивое развитие: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017.
2. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Изд-во МГУ, 2006.
3. На пути к образованию для устойчивого развития в России. Под ред. Н.С. Касимова
и С.М. Малхазовой. М.: Геос, 2006.
4. Повестка действий в целях устойчивого развития, 2016. — http://maist.ucoz.ru/OON/
5. Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов. Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна, Н.А. Пискуловой. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015.
Дополнительная литература:
1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: учебное пособие. М.:
2. Арманд Д. Нам и внукам. М.: Мысль, 1964.
3. Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В., Власов Ю.С. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учебное пособие. Серия «Высшее образование». М.: Экономика, 2011.
4. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. М.: Ступени, 2002.
5. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. М.: Космосинформ, 2001.
6. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
7. Устойчивое развитие: проблемы и перспективы. Тт. 1–4. Издание института географии
РАН. М.: Изд-во КМК, 2002–2010.
8. Gilpin, Alan. 1997. Dictionary of Environment and Sustainable Development. John Wiley & Sons, West Sussex.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы:
1. ООН и устойчивое развитие: www.un.org/ru/development/sustainable
2. Комиссия ООН по устойчивому развитию: www.un.org/esa/sustdev
3. Всемирный Центр Данных по геоинформатике и устойчивому развитию: wdc.org.ua
4. Информация об органах ООН в области устойчивого развития, глобальных и региональных программах этой тематики: www.un.org/ru/development/progareas/dsd.shtml
5. Фонд «устойчивое развитие»: www.fund-sd.ru
6. WWF и устойчивое развитие: www.wwf.ru/sustainability
7. Информационный сайт по устойчивому развитию: www.ustoichivo.ru
8. Официальные сайты редакции журнала «Устойчивое развитие. Наука и практика»: sdo.uni-dubna.ru/journal и www.yrazvitie.ru
9. Сайт совместной программы Центра экологической политики России и Общественной палаты РФ: www.sustainabledevelopment.ru
11. Сайт Всемирного банка с разделом по устойчивому развитию: www.worldbank.org
12. Сайт некоммерческой организации World Resources Institute: www.wri.org
13. Сайт некоммерческой организации World Watch Institute: www.worldwatch.org
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных и семинарских занятий;
2. Компьютерный класс с доступом в Интернет для проведения семинарских занятий.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ПВО по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование (уровень бакалавриата).
Разработчики:
С.Н. Кириллов, д.э.н., профессор кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова
Ю.Л. Мазуров, д.г.н., профессор кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова
Эксперт:
А.А. Пакина, к.г.н., в.н.с. кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.