- ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
- международный ежемесячный научный журнал
- Эксперты раскрыли, насколько критично рекордное увеличение госдолга России и что будет с экономикой дальше
- Причины роста
- Так ли велик российский госдолг
- Стоит ли россиянам ожидать дестабилизации экономики
- Что будет дальше
- Госдолг России вырос на 39,9% в 2020 году
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Яруллин, Р. Р. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны / Р. Р. Яруллин, О. А. Емец. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 210-212.
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
Р.Р. Яруллин , д — р экон . наук, профессор
О.А. Емец , с тудент
Уфимский филиал Финансов ого университет а при Правительстве РФ
Аннотация . В статье рассмотрены положительные и отрицательные моменты влияния г осударственн ого внешн его долг а на эк ономик у страны , приведена структура, а также выявлены направления долговой политики Российской Федерации по управлению государственным долгом.
Ключевые слова : внешний долг, структура долга, влияние государственного долга.
В настоящее время задолженность по внешним государственным заимствован и ям представляет собой актуальную пр о блему для России. Объективная возмо ж ность погашения внешнего государстве н ного долга является основным моментом стабильности экономики страны. От того насколько правильно происходит управл е ние страной и какие решения принимаю т ся для погашения данного государственн о го долга зависит уровень ставок по пр о центам, эффективность бюджета госуда р ства , стабильность курса по валюте внутри страны, ин вестиционная привлекател ь ность. Следовательно, при организации бюджета государства органам государс т венной власти необходимо принимать во внимание оптимальную величину госуда р с твенного внешнего долга страны.
Бюджетный кодекс Российской Фед е рации определяет государственный долг, как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юрид и ческими лицами Российской Федерации, муниципальными образованиями, ин о странными государствами, междунаро д ными финансовыми организациями, а также долговые обязательства по госуда р ственным гарантиям, предос тавленным Российской Федерацией [ 1] (БК РФ, гл. 14, ст. 97) .
В государственый внешний долг включаются выраженные в иностранной валюте :
– сумма долга по ценным бумагам государства ;
– размер основного долга по тем кредитам, которые получены Р оссийской Федерацией;
– величина обязательств по г осударственным гарантиям Российской Федерации.
Структура государственного внешнего долга России характеризуется следующим образом (табл.1). [3]
Таблица 1 . Структура государственного внешнего долга России по состоянию на 1 октября 2017 года
М лн . долл . США
Государственный внешний долг РФ
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не чл е нами Парижского клуба
Задолженность перед официальными многосторонними кред и торами
Задолженность по внешним облигационным займам
Задолженность по облигациям внутреннего государственного валю т ного займа
Государственные гарантии РФ в иностранной валюте
Заметим, что 75% от общей суммы г о сударственного внешнего долга занимает задолже н ность по внешним облигациям. Выплачивать их необходимо будет до 2047 года, самый высокий платеж ожидается в сумме 6 966 млн. долларов США в 2030 году.
В данное время перед экономикой гос у дарства сто я т две цели: развивать ф ина н сов ый рын о к внутри страны и направлять средства на уменьшение дефицита в ко н солидированном бюджете России. При значительном объем е государственного внешнего долга , большая часть средств федерального бюджета отправляется именно на данные цели , сл е довательно, происходит снижение расходов на разв и тие и расширение производства вну т ри страны , на социальные нужды, в итоге , все сказывается на уро вне жизни людей. Т а ким образом, происходит замедление эк о номического роста страны.
Государственный внешний до лг стр аны оказывает как положительное влияние на национальную экономику страны, так и отрицательное.
Положительные последствия заключ а ются в следующем:
1 ) б ольшой выгодой для страны являе т ся то, что существует возможность пр и влечения в бюджет государства заемных средств и сохранения относительного ра з мера долга;
2 ) д ефицит бюджета в стране приводит к нарастанию объемов государственного долга, а профицит, наоборот, наделяет возможностью погашать наросший долг. Следов а тельно, если в стране наблюдается продолжительный экономический рост, то возрастает доходная часть бюджета, кот о рая позволяет уплачивать проценты по долгу государств а.
Негативные последствия заключаются в следующем:
– п ри постоянном увеличении внешнего долга государства, правительству прих о диться сдерживать капиталовложения и н вестиций в национальное хозяйство стр а ны;
– н арастание внешних заимствований ведет к снижению своей политической н е зависимости, а также влечет за собой о г ромную зависимость отечественных ф и нансов от международных;
– г осударственный внешний долг, как и любой другой долг, необходимо погашать вместе с процентами .
Управлять внешним долгом страны можно с помощью различных инструме н тов, таких как конверсия, выкуп долга с дисконтом, реструктуризация. Конверсия заключается в частичной ликвидации внешних долгов заменяя их на национал ь ные активы. Полож и тельным моментом данного инструмента является превращ е ние внешнего долга страны в акции с п о мощью инвестиций в предприятие страны. Выкуп долга с дисконтом выгоден лишь тем, чьи долги имеют большой дисконт. В данном случае стране, которая является должником необходимо иметь огромные запасы в золотовалютных резервах. Рес т руктуризация представляет собой измен е ние каких-либо основных условий в о б служивании долга.
В настоящее время Правительство РФ намерено применять реструктуризацию по отношению к внешнему долгу государс т ва. Для того чтобы уменьшить совокупный объем в нешнего долга государства и, сл е довательно, снизить расходы на его о б служивание в 2017 году принято решение о расположении ценных бумаг государства в иностранной в а люте со стоимостью до 4 000, 0 млн. долл. США.
При ограничениях на внешние заимс т вования, которые действуют в данное вр е мя, можно порекомендовать следующие направления долговой политики Росси й ской Федерации для управления госуда р ственным долгом:
– п оддержание объема внешнего долга государства на безопасном уровне для экономики;
– н еобходимо максимально эффективно расходовать средства, которые привлеч е ны от внешних государственных заимс т вований;
– с тараться возмещать государственный внешний долг при низком валютном курсе иностранной валюты по отношению к рублю;
– у величивать конкурентоспособность отечественных товаров и уменьшать зав и симость экономики от нефтяных и газовых доходов.
Внешний долг государства является о г ромным бременем для национальной эк о номики страны, потому что при его выпл а те уходит значительная часть денежных средств из бюджета страны. Всё э то то р мозит экономический ро ст в стр ан е и, сл е довательно, может произойти спад в н а циональном производстве. При постоя н ном нарастании долга страна , по сути, п е редае т его своему будущему поколению.
1. Бюджет ный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017).
2. Домашенко А. А . Внешний государственный долг Р оссийской Ф едерации в условиях кризиса // Современные научные исследования и инновации . – 201 7 . – №2 (70).
3. Министерство финансов РФ [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа: www.minfin.ru
INFLUENCE OF THE EXTERNAL STATE DEBT ON THE NATIONAL ECONOMY OF THE COUNTRY
R.R. Yarullin , doctor of economic sciences, professor
O.A. Yemets , student
Ufa branch of the financial university under the Government of the Russian Federation
Abstract. In the article positive and negative moments of influence of the state external debt on the economy of the country are considered, the structure is shown, and directions of the debt po l icy of the Russian Federation on public debt management are revealed.
Keywords: external debt, debt structure, influence of public debt.
Источник
Эксперты раскрыли, насколько критично рекордное увеличение госдолга России и что будет с экономикой дальше
Госдолг России в 2020 году вырос на рекордные 5,4 трлн рублей и почти достиг отметки в 19 трлн рублей (на 39,9% в относительном выражении). Более сильный рост госдолга был в дефолтном 1998 году, когда показатель увеличился в 3,3 раза. Угрожает ли рост госдолга экономике России и чего стоит ожидать россиянам — отвечают опрошенные «Секретом» эксперты.
Причины роста
Основной рост долга произошёл за счёт внутренних заимствований, говорится в докладе Счётной палаты России об исполнении федерального бюджета РФ за 2020 год. Внутренний долг РФ увеличился за год на 4,6 трлн рублей (на 45,4 %) и составил 14,79 трлн рублей, внешний долг в рублёвом эквиваленте вырос на 799,7 млрд рублей (на 23,6 %) и составил 4,2 трлн рублей.
Столь крупный прирост обусловлен тем, что в 2020 году возник огромный бюджетный дефицит, отметил экономист Райффайзенбанка Денис Порывай. В прошлом году значительно упали цены на нефть и газ, а также сократились налоговые поступления из-за того, что экономика просела, и малый и средний бизнес сильно пострадали. При этом государство не стало отменять национальные проекты, несмотря на то что доходы бюджета сократились.
«Дефицит был закрыт за счёт размещения облигаций федерального займа. Их купили в основном госбанки», — напомнил эксперт.
В предыдущие кризисные годы правительство тратило средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ), однако в 2020 году, в условиях низких процентных ставок, Минфин предпочёл наращивать долг, пояснила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Таким образом, рост государственного долга можно объяснить реализацией монетарной политики по борьбе с последствиями коронакризиса, отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова Татьяна Скрыль. «Российская экономика требовала большей ликвидности для покрытия бюджетного дефицита, поэтому часть средств было решено компенсировать за счёт увеличения государственного долга», — отметила она.
Так ли велик российский госдолг
Общий объём госдолга достиг 17,8 % ВВП (против порядка 14% в 2019 году), говорится в докладе Счётной палаты. Закон о федеральном бюджете предполагал, что показатель вырастет ещё больше — до 19,1% ВВП. В 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8%, а в 2023-м — до 21,4%.
При этом по объёму показателя в отношении к ВВП госдолг России остаётся низким, отметил Порывай. «Мы являемся одной из немногих стран мира с таким низким уровнем долга. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — подчеркнул он.
Эксперт напомнил, что помимо объёма ВВП нужно также смотреть на международные резервы. «В нашей стране очень большие резервы, одни из самых больших в мире в целом и среди развивающихся стран в частности, можно по пальцам пересчитать страны, которые имеют больший объём резервов», — отметил Порывай. При этом доля нерезидентов в долге России небольшая, в основном долг в локальной валюте, добавил он.
Уровень госдолга в 19–20% от ВВП в мировом масштабе — довольно низкая величина, и это точно не представляет риска для экономики, добавила Наталия Орлова из Альфа-банка.
Стоит ли россиянам ожидать дестабилизации экономики
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на повышение суммы госдолга, поводов для дестабилизации экономики пока нет.
В период высоких цен на нефть формировались государственные резервные фонды и опережающими темпами погашался государственный внешний долг, напомнил руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Это привело к аномально низкому по сравнению с ведущими экономическими державами уровню долга по отношению к ВВП. По его мнению, низкий уровень госдолга всё ещё остаётся весьма существенной «заначкой на чёрный день», так как позволяет привлекать средства по мере необходимости, сохраняя государственный резервный фонд в качестве неприкосновенного запаса.
При этом, по мнению Скрыль, рост госдолга даёт ускорение развитию экономики за счёт дополнительно привлечённых средств. И для развитых стран жить в долг совершенно обыденное поведение, добавила она.
Даже увеличение уровня госдолга до 50–60% от ВВП не будет критичным, считает Денис Порывай. А вот паниковать нужно будет начинать при росте показателя до 100% от ВВП.
«Долг нужно обслуживать, и в этом случае обслуживание долга будет «съедать» рост ВВП. Деньги нужно будет изымать из экономики. В этом случае возникают чувствительность к процентной ставке и риск невозможности занять на рынке», — отметил эксперт. Он добавил, что этому подвержены развивающиеся страны с большим долгом по отношению к ВВП. Эти страны не могут занять, и возникает риск дефолта, яркий пример таких стран — Аргентина.
Проблема не в размере долга, в способности его обслуживать, согласился с коллегами научный сотрудник Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. «Пока покупают нефть и газ, мы долг обслуживать можем», — подчеркнул он.
Что будет дальше
Планируемый дефицит бюджета в 2021 году составляет порядка 2,75 трлн рублей, отметил Ордов. Это потребует и дальше расширять участие государства на рынке долгового капитала. То есть госдолг продолжит расти. С этим солидарны все опрошенные эксперты.
По мнению Порывая, основным фактором, который будет влиять на дальнейшее наращивание госдолга, остаётся относительно мягкая бюджетная политика из-за слабого роста экономики. Российский экспорт (налоги от которого формирует основную доходную часть бюджета) преимущественно сырьевой, а весь развитый мир потихоньку переключается на «зелёную» энергетику. Сильного роста цен на газ и рост объёмов экспорта не предвидится, и глобально это сдерживает экономику РФ.
«Драйверов для опережающего роста ВВП сейчас тоже нет. При текущем инвестиционном климате приток прямых иностранных инвестиций минимальный, и в целом преобладает вывоз капитала. Кризис сократил малый и средний бизнес, и собираемость налогов особо не растёт. В то же время присутствует много социальных обязательств и госинвестиций в инфраструктуру», — пояснил эксперт.
Новости без купюр и масок в инстаграме «Секрета фирмы».
Источник
Госдолг России вырос на 39,9% в 2020 году
Государственный долг России за 2020 год увеличился на 39,9%, до 18,99 трлн руб. и составил 17,8% от ВВП. Об этом говорится в материалах Счетной палаты.
«Государственный долг Российской Федерации за 2020 год увеличился на 5418,2 млрд руб., или на 39,9%, и составил 18 985,6 млрд руб. (17,8% ВВП)», сообщает Счетная палата.
При этом внутренний долг вырос на 4,6 трлн руб., до 14,791 трлн руб. Внешний долг в иностранной валюте вырос на $1,9 млрд, до $56,8 млрд (4,195 трлн руб).
Расходы российского бюджета на обслуживание госдолга за прошлый год увеличилась на 7,3%, до 784,2 млрд руб.
Для поддержки экономики во время пандемии коронавирусной инфекции и покрытия дефицита федерального бюджета правительству России пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований. В этом году предусматривается увеличение госдолга до 20,4% ВВП, в будущем году — до 20,8% ВВП, а в 2023-м — до 21,4% ВВП.
В 2019 году чистый государственный долг ушел в отрицательную зону. Таким образом, если бы России понадобилось немедленно погасить все свои долги, это можно было бы сделать за счет депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках. Однако спустя год долг федерального правительства на фоне пандемии COVID-19 и падения цен на нефть начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
Источник