- С какими государствами граничит Узбекистан
- Административно-территориальное деление
- С Кыргызстаном
- С Казахстаном
- С Туркменистаном
- С Афганистаном
- С Таджикистаном
- С Россией
- Покорение региона Россией
- Современность
- Граничит ли с Китаем
- Иные соседние страны
- Какие есть КПП
- Заключение
- Международные отношения Узбекистана — Foreign relations of Uzbekistan
- СОДЕРЖАНИЕ
- Визит Турунена в Узбекистан
- Юридические соглашения со странами Персидского залива
- Отношения по странам
С какими государствами граничит Узбекистан
Узбекистан – мусульманская страна, расположенная в Центральной Азии среди сказочных гор, быстрых рек и красивых озер. Равнинная земля с сухим и суровым климатом. Основная этническая группа – узбеки. Относится к небогатым странам мира, где сельское хозяйство является основой экономики. Ранее входила в состав советских республик. С кем сегодня граничит Узбекистан, и на какие области делится территория на политической карте?
Административно-территориальное деление
Узбекистан – унитарная республика, в которой функционирует президентская система. Главой государства с 8 сентября 2016 года является Шавкат Мирзиёев. С точки зрения управления, страна разделена на 12 вилайетов и одну автономную республику – Каракалпакстан. Вилайеты:
- Андижанский,
- Бухарский,
- Хорезмский,
- Джизакский,
- Ферганский,
- Кашкадарьинский,
- Наманганский,
- Навоийский,
- Самаркандский,
- Сурхандарьинский,
- Сырдарьинский,
- Ташкентский
Область в свою очередь делится на районы и города областного подчинения. Районы областей и республики делятся на города районного подчинения, городские посёлки. Крупнейшие города: Ташкент (столица), Самарканд, Наманган, Андижан, Бухара, Фергана и Хива.
Состав населения Узбекистана многонациональный:
Проживают и другие народности – казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены.
С Кыргызстаном
Киргизия – сосед узбекского государства с востока и юго-востока, протяженность границы 1099 км. На южной окраине Ферганской долины есть несколько узбекских анклавов (самые большие Сох и Шахимардан). Они являются наследием процесса установления границ между советскими республиками Центральной Азии. После обретения независимости региона проблема анклавов и, в более широком смысле, проблема делимитации некоторых границ остается проблематичной. Неопределенные границы становились причиной многих конфликтов между Кыргызстаном и Узбекистаном. Это горный район с этнически смешанным населением. Дороги и водная инфраструктура часто проходят через анклавы.
Государственные границы на карте не совпадают с этнической принадлежностью. В крупнейшем эксклаве Узбекистана – Сохе – проживают, в основном, таджики. Этническая и социальная напряженность (конфликты из-за воды и земли) между кыргызами и узбеками, все еще сохраняются на юге Кыргызстана. Понять какую-либо логику возникновения этих анклавов невозможно: в Киргизии много кишлаков (и даже город Узген), населенных узбеками. В Ферганской долине Узбекистана живёт около 400 000 киргизов.
С Казахстаном
Сопредельное государство на севере и северо-западе – Казахстан – лидер Центральной Азии по уровню экономических и социальных изменений. Это девятая по величине страна в мире, простирающаяся от Каспийского моря до Китая. Граница Казахстан-Узбекистан протянулась на 2203 км. Самая большая республика из 5, где находятся месторождения урана, нефти, газа, каменного угля.
Отношения между Астаной и Ташкентом никогда нельзя было бы считать действительно дружескими. Соседи конкурировали друг с другом за лидерство в регионе, и частые инциденты с применением оружия на границе усугубляли атмосферу взаимоотношений. Конкуренция ослабла, когда в Узбекистане возникли серьезные внутренние проблемы, как экономические, так и социальные.
С Туркменистаном
На юге и юго-за Узбекистан граничит с Туркменией. Из всех стран Центральной Азии лишь Туркменистан избежал проблемы анклавов – их нет ни внутри, ни за границей. Узбекско-туркменская граница, протяженностью 1621 километр, начинается на реке Амударья. Проходит в северном направлении через горы Кугитангтау затем – в северо-западном направлении, проходит через Каршинскую степь, приближаясь к реке Амударья, затем наклоняется к руслу реки. За городом Питнак сворачивает на запад, оставив на узбекской стороне города Ургенч, Хива, Танатос, Нукус, Чугайли, Шуманай. Затем линия достигает соленого Сарыкамышского озера, пересекает его, проходит по северному краю возвышенности Капланкыр и достигает точки пересечения границ Узбекистана, Туркменистана и Казахстана в солончаке Казахлышор. На кордоне находятся Хорезмская, Кашкадарьинская и Бухарская области и республика Каракалпакия.
С Афганистаном
Граница Узбекистана с Афганистаном протяженностью 137 км. По всей ее длине проходит по руслу реки Амударья, но был построен еще дополнительный барьер – забор из колючей проволоки под напряжением и минное поле. Приграничный район постоянно патрулируется вооруженными узбекскими солдатами. Создание этой зоны явилось следствием въезда американских войск в Афганистан после терактов 11 сентября 2001 года. Власти Узбекистана хотели власти Узбекистана хотели предотвратить массовую иммиграцию в приграничный Сурхандарьинский вилайет. Единственным пограничным переходом является афгано-узбекский автомобильно-железнодорожный мост дружбы недалеко от афганского города Хайратон.
С Таджикистаном
Граница Узбекистана с Таджикистаном протянулась на 1161 км, в т.ч., по реке – 105 км. По данным Госкомитета по землеустройству и геодезии Таджикистана, протяженность таджикско-узбекской границы составляет 1332 километра. На незаселенных участках Таджикистана и Узбекистана возникали киргизские села. До распада СССР анклавы были чистой формальностью, а после – появилось множество геополитических коллизий для политиков и проблем для народа.
Странами достигнуто соглашение о повышении доверия и стабильности операций на границе. Но 20% линии кордона 20% этой линии до недавних пор оставались «ничьими», из-за чего на рубежах регулярно случались неприятные инциденты. Договоренность по спорной части достигнута в 2018 году. Теперь земля Фархадской ГЭС является собственностью таджиков, а сама станция – собственностью узбеков.
С Россией
Непосредственных границ у России с Узбекистаном сегодня не существует. Но они являются добрыми соседями.
Покорение региона Россией
Первые контакты России с Центральной Азией датируются 16 веком. Миссии, направленные Москвой местным властям, заложили основу для дальнейшей экспансии ханства с целью установления деловых контактов и сбора информации об их политической системе, экономическом положении, национальных отношениях. Царские власти не вмешивались в жизнь местных общин, и наплыв славянских поселенцев был изначально ограничен.
В советский период, как и в царские времена, Узбекистан играл роль поставщика сырья, которое затем перерабатывалось в других республиках СССР. Потом Союз распался. Как отметил Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги: «Центральноазиатские республики не отделились от СССР – развалился Союз, оставив их на произвол судьбы».
Современность
Узбекистан, как и остальные новые независимые государства, быстро оценил преимущества международного расширения прав и возможностей и не собирается возвращаться к кремлевской опеке. В 1990-е годы позиции Москвы в регионе были утрачены. Однако Россия остается привлекательной в качестве желательного места для учебы или работы.
Граничит ли с Китаем
Хотя общих границ с Китаем у республики нет, распад Советской империи сделал регион динамичным полем проекции китайских интересов. Из-за специфики Китая (в том числе, огромной и динамично развивающейся экономики) и Узбекистана (включая высокий спрос на инвестиции, поиск новых рынков, значительные запасы полезных ископаемых), экономические вопросы играют роль во взаимоотношениях между государствами.
Иные соседние страны
Более дальние соседи Узбекистана в этой части света, но не имеющие общих границ – Азербайджан, Китай, Россия, Пакистан. Нефтяная компания Азербайджана планирует создать совместное предприятие для трейдерских поставок углеводородов. Соседний Пакистан признал независимость республики одним из первых. Экономические отношения связывают их в развитии гидроэнергетики и строительства газопроводов.
Какие есть КПП
Попасть в страну иностранцы через 12 КПП, основная часть которых работает до начала темноты (то есть только при свете дня). На таможне обязательно нужно заполнить декларацию. Вывоз валюты разрешен до суммы, заявленной во въездной таможенной декларации. Запрещаются ввозить любые письменные материалы, которые таможня может рассматриваться как нежелательные. При экспорте сувениров, которые не имеют исторической ценности, но могут вызвать сомнения у узбекских таможенников, лучше получить специальные сертификаты, выданные сувенирными магазинами. На таможне Черняевка отмечено вежливое отношение таможенников.
Из Кыргызстана можно проехать через границу в Дустлике и Учкургане. Из Туркмении попадают в страну через Алат, Шават и Ходжецли. Из Казахстана – через Каракалпакию, Черняевку, Навои, Ялламу, а в Казахстане пропустят через Тажен, Жибек-Жолы. Тажен также является административным центром сельского округа. Между узбеками и таджиками раньше работало 16 пропускных пунктов, с 2010 года их осталось только 2. Сегодня действуют 5 – Сариасия, Ойбек, Гульбахор, Джартепа, Андархон. Через мост Хайратон в Сурхандарьинской области – проход из Афганистана.
Заключение
Энергичное выращивание хлопка и зерновых при Советском Союзе привело к злоупотреблению удобрениями и средствами защиты растений к загрязнению почвы и высыханию Аральского озера. Сейчас власти Узбекистана стараются уменьшить свою зависимость от сельского хозяйства, используя нефть и минеральные ресурсы. Насущными проблемами республики до сих пор является терроризм мусульманских ополченцев, застой в экономике, подавление демократии.
Источник
Международные отношения Узбекистана — Foreign relations of Uzbekistan
политике и правительстве
Узбекистана.
- СудыКонституционный суд Председатель: Бактиёр МирбобоевВерховный суд Председатель: Шоюнус ГазиевВысший хозяйственный суд Председатель: Козимжон Комилов
Узбекистан присоединился к Содружеству Независимых Государств в декабре 1991 года. Однако он выступает против реинтеграции и в 1999 году вышел из системы коллективной безопасности СНГ. С тех пор Узбекистан участвует в миротворческих силах СНГ в Таджикистане и в группах, организованных ООН. чтобы помочь разрешить таджикский и афганский конфликты, оба из которых он считает угрозой для собственной стабильности. Узбекистан является активным сторонником усилий США по борьбе с терроризмом во всем мире и присоединился к коалициям, которые занимались как Афганистаном, так и Ираком (хотя в 2005 году отношения с США были напряженными после волнений в мае 2005 года, и Узбекистан потребовал, чтобы США покинули Карши-Ханабад. ). Он является членом Организации Объединенных Наций, Совета евроатлантического партнерства , Партнерства ради мира и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Он принадлежит Организации исламского сотрудничества (ОИС) и Организации экономического сотрудничества , в которую входят 7 стран Центральной Азии : Пакистан , Узбекистан , Казахстан , Туркменистан , Афганистан , Кыргызстан и Таджикистан . Она является одним из основателей и остается членом Центральноазиатского союза , образованного Казахстаном и Кыргызстаном , к которому в марте 1998 года присоединился Таджикистан .
В 1999 году Узбекистан присоединился к альянсу ГУАМ ( Грузия , Украина , Азербайджан и Молдова ), который был образован в 1997 году (временно превратив его в ГУУАМ до выхода Узбекистана в 2005 году). Узбекистан также является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и размещает в Ташкенте Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) ШОС. Узбекистан также присоединился к новой Организации Центральноазиатского сотрудничества (CACO) в 2002 году. CACO состоит из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Он является одним из основателей и остается участником Центральноазиатского союза , образованного Казахстаном и Кыргызстаном, к которому в марте 1998 года присоединился Таджикистан.
СОДЕРЖАНИЕ
Визит Турунена в Узбекистан
Антти Турунен , глава из Министерства иностранных дел Финляндии «s Восточной Европы и Центральной Азии отдела, во главе Европейского Союза миссию по установлению фактов в Ташкенте , Узбекистан 29 августа 2006 года узбекская заместитель министра иностранных дел указал , что узбекское правительство было заинтересовано в переговоры с ЕС во время визита в Хельсинки , Финляндия, в июне 2006 года, незадолго до того, как Финляндия приняла председательство в ЕС. 1 сентября журналисты Радио Свободная Европа поговорили с Туруненом. Турунен сказал, что визит был безрезультатным, но достаточно многообещающим, чтобы ЕС «проанализировал» возможность отмены санкций, введенных в отношении Узбекистана. Визит Турунена в Узбекистан стал первым визитом ЕС с октября, когда были введены санкции после того, как правительство Узбекистана отказалось разрешить международное расследование андижанской резни .
В дипломатические санкции состояли из запрета на политические контакты, порезы помощи и визовых запретов на должностных лиц нести ответственность за события в Андижане и их прикрытии. Турунен сказал: «Есть много-много открытых дел по правам человека , и теперь мы должны внимательно изучить, что было сделано на самом деле и какие рекомендации [ международного ] сообщества были выполнены. Они указали [тогда], что будут возможности снова возобновить диалог на уровне министров, чтобы они были готовы снова обсудить все аспекты отношений между ЕС и Узбекистаном , включая события в Андижане . Это будет частью оценки режима санкций и на основе этой оценки решение О судьбе санкций будет сказано к середине ноября ».
Турунен сказал, что визит прошел «гладко» и что министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов оказал «теплый прием». Делегация ЕС встретилась с должностными лицами Министерства юстиции, Генпрокуратуры и депутатами узбекского парламента в «довольно хорошей» атмосфере. Он подчеркнул, что «реальная проблема» для ЕС — это реакция правительства Узбекистана на андижанскую резню и нарушения прав человека. «Что ж, похоже, что на данный момент вопрос о международном расследовании не стоит в повестке дня как таковой. Они в определенной степени открыты для обсуждения на экспертном уровне событий, которые произошли в Андижане, и теперь мы должны посмотреть, что это состоит в том, какие конкретные шаги в этом направлении можно было бы предпринять. Другой вопрос заключается в том, что теперь они готовы заниматься правами человека, наладить какой-то диалог по правам человека или регулярные встречи по вопросам прав человека, что само по себе является позитивным сигнал «.
Хотя он не был уверен, что послужило причиной приглашения официальных лиц ЕС, он сказал, что Узбекистан пытается преодолеть свою изоляцию. Он сказал, что российско-узбекские отношения и возможное освоение ЕС энергетических ресурсов Узбекистана не обсуждались «напрямую», но «можно предположить, что в долгосрочной перспективе они с нетерпением ждут инвестиций ЕС в этой области». Если санкции будут сняты, позже этой осенью в Брюсселе состоится встреча «Совета сотрудничества» с министром иностранных дел Норовым .
Юридические соглашения со странами Персидского залива
31 марта 2009 года Узбекистан и Султанат Оман согласовали правовую основу, которая защищает оманские инвестиции в Центральной Азии и гарантирует, что торговля из обеих стран свободна от двойного налогообложения . Правительство султаната проводит политику экономической диверсификации и приватизации почти десять лет, подписав аналогичное соглашение с тридцатью другими своими торговыми партнерами.
Отношения по странам
Страна | Официальные отношения начались | Примечания |
---|---|---|
| 1993 г. | |
| 1992 г. | |
1995 г. |
| |
1992 г. |
| |
1992-09-12 | См. Отношения между Болгарией и Узбекистаном
| |
1992 г. | ||
2005 г. |
| |
См. Отношения между Хорватией и Узбекистаном. | ||
2006 г. |
| |
| ||
1992 г. | ||
| 1997 г. | |
| ||
1991 г. |
| |
26 января 1992 г. |
| |
См. Отношения Кыргызстана и Узбекистана
| ||
1992 г. | См. Отношения Малайзии и Узбекистана
| |
14 января 1992 г. |
| |
1994 г. | ||
2 июля 2008 г. |
| |
См. Отношения между Пакистаном и Узбекистаном
| ||
1995-10-06 | См. Отношения между Румынией и Узбекистаном.
| |
1992 г. | ||
29 января 1992 г. | См. Отношения Южной Кореи и Узбекистана
| |
См. Отношения между Испанией и Узбекистаном | ||
| ||
4 марта 1992 г. | См. Отношения между Турцией и Узбекистаном
| |
1992 г. | Развитие культурно-гуманитарного сотрудничества остается одним из важных направлений двусторонних отношений между Украиной и Республикой Узбекистан. Правовая база в этой сфере состоит из десяти двусторонних соглашений, важнейшим из которых является «Соглашение между Украиной и Республикой Узбекистан в области культуры». Сотрудничество между Украиной и Республикой Узбекистан в области науки и образования осуществляется с учетом древних традиций взаимодействия научных и образовательных учреждений, наличия большой украинской диаспоры и установленной правовой базы. Источник |