Храмы Сретенки – экскурсовод Валерий Страхов
В плане проекта «Выход в город» в 2014 году, многие экскурсии посвящены истории и архитектуре московских храмов.
Экскурсовод Валерий Страхов – пожалуй, единственный из профессиональных экскурсоводов проекта, кто имеет теологическое образование.
Валерий может понятно и интересно рассказать гостям экскурсии не только об истории возведения того или иного Храма Москвы, но и объяснить многие не очевидные правила церковной службы.
Экскурсия «Храмы Сретенки» предполагает посещение двух древних православных храмов Москвы и начинается на Сухаревской площади.
Здесь в середине семнадцатого века был построен Храм Живоначальной Троицы в Листах, находившийся изначально на территории Стрелецкой слободы. Стрельцы полковника Сухарева были верны Петру Первому и не пострадали во время гонений на стрельцов в конце 17-го века. Царь с вниманием отнёсся к ремонту и перестройке стрелецкого храма на Сретенке. Храм соседствовал с знаменитой Сухаревой башней – где была организована первая в России Школа математических и навигацких наук.
После подробного рассказа о Храме Живоначальной Троицы в Листах, группа двигается к Храму Успения Богородицы в Печатниках построенному около 1695. Мы проходим всю Сретенку – одну и старейших улиц Москвы. У границ Белого города, а ныне у Бульварного кольца, находится второй храм нашей экскурсии. В семнадцатом веке тут находилась слобода печатников, мастеров Государева Печатного Двора .
Кресты Храм Успения Богородицы в Печатниках были сняты с приходом советской власти, а после Великой Отечественной войны тут находился музей «Советская Арктика», а затем — музей «Морской флот СССР».
Храм в начале Сретенки был передан Русской православной церкви в 1991 году и освящен заново в 1994 году.
Рассказом экскурсовода внутри Храма Успения Богородицы в Печатниках экскурсия Валерия Страхова заканчивается.
Сретенский монастырь, которых находится совсем рядом с Рождественским бульваром на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле), в эту экскурсию не входит. По Сретенскому монастырю предусмотрена отдельная экскурсия «Выход в город», которую проводит представитель монастыря.
Как записаться на бесплатные экскурсии «Выход в город – 2014».>>>
Источник
Драгоценные осколки старины (Усадьбы Валуево и Петровское-Алабино, авторская экскурсия Валерия Страхова)
- Даты проведения:
- 29.05.2021
- Экскурсовод: Страхов Валерий
- Город:
- Длительность: 10 часов
- Код тура: 132854_1
Валуево вполне можно назвать одной из самых сохранившихся старинных дворянских усадеб Подмосковья. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие, дошедшие до наших дней постройки, были сооружены в начале XIX века. Однако территория, на которой расположена усадьба, имеет более давнюю историю. Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. Родоначальником был воевода Дмитрия Донского, великого князя московского, Тимофей Васильевич Окатьевич, погибший на Куликовом поле в 1380 году. Валуево же, в период владения им П. А. Толстым, согласно моде того времени было украшено регулярным парком, который даёт представление о садовых планировках конца XVIII века с их как бы естественно образовавшимися дорожками и куртинами. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Алексей Иванович Мусин-Пушкин — один из тех выдающихся деятелей века русского Просвещения, которые формировали культурную среду своего времени. При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений — семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Боратынский. Усадьбу посещал и А.С. Пушкин.
Первое упоминание о храме, который приписывался к Никольскому монастырю, значится в Духовной грамоте Ивана Калиты. В 1660 году земли, на которых располагался монастырь, переходят во владение окольничему Федору Михайловичу Ртищеву. При новом владельце церковь Святителя Николая была обращена в приходскую, а сама обитель и превратилась в село Никольское. Внук Федора Михайловича — Василий в 1709-1710 годах возводит каменную церковь с двумя приделами в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, освященную через год. Строительство этой церкви было связано с важным событием русской истории — победой в крупнейшем сражении Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась 27 июня 1709 года. Архитектура этого памятника близка и к западноевропейскому барокко и к русскому классицизму. Здание очень украшает торжественная лестница Победителей или лестница Святого Духа. В память о монастыре, основанным Нилом в XIV веке и деревянном храме Св.Николая, в подклете нового храма был образован престол в честь святителя Николая Чудотворца.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Афинеево выстроен в 1704-09 гг. при владельце села А.П. Протасове в стиле московского барокко. В кон. XVIII-нач.XIX в. был перестроен и приобрел исключительно самобытный вид, объединяющий три совершенно разных стиля. Храм не закрывался, сохранилось убранство, иконостасы. В церкви пребывает старинный деревянный резной скульптурный образ «Христос в темнице». В Афинееве прежде существовала усадьба, основанная в кон. XVIII в. при Волынских. В кон. XIX в дом был отстроен заново, а в 1913 г. после приобретения усадьбы купцом и меценатом-театралом А.А. Бахрушиным перестроен по проекту И.Е. Бондаренко. Ныне от усадьбы сохранились лишь остатки парка.
Усадьба Петровское-Алабино основана в 1703 г. П.П. Шафировым — сподвижником Петра I. В 1740 гг. куплена промышленниками Демидовыми. В 1776-80 гг. для Н.А. Демидова по проекту М.Ф. Казакова был создан небольшой, но уникальный и выразительный ансамбль в стиле раннего классицизма. Ныне, даже находясь в руинах, главный дом продолжает сохранять свое величие. Помимо храмов сохранилась часть флигелей, хозяйственных построек и остатки парка. Главный летний – величественный каменный храм Петра митрополита в стиле классицизм был построен по проекту М.Ф. Казакова в 1780 гг. В советское время закрыт, планируется реставрация. Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1858 г. как теплый храм, пристроен к колокольне, воздвигнутой по проекту М.Ф. Казакова в 1785-86 гг. Не закрывался и сохранил оригинальное убранство и росписи в стиле Васнецова.
Храм вознесения Господня в с. Бурцево построен в 1730-33 гг. на средства М.С. Аничкова представляет редкий памятник зодчества, стилистически очень близкий Большому собору московского Донского монастыря. Отреставрирован. Храм Николая чудотворца в с. Каменское – один из древнейших памятников древнерусского зодчества. Село, известное 1325 г., являлось великокняжеской вотчиной. Время строительства храма относится к 1-й пол. XIV в. Уникальнейший белокаменный одноглавый трехапсидный храм с перспективными порталами, один из трех сохранившихся памятников аскетической послемонгольской архитектуры. Его тип характерен для балканского зодчества. В 1938 г. закрыт. В 1958-64 гг. отреставрирован в облике, близком к первозданному. С 1999 г. вновь действующий.
Продолжительность экскурсии
Сбор группы в 08:45ч. Отправление в 09:00ч. от ст. м. от ст. метро «Юго-Западная», втреча с гидом у Макдональдса
Стоимость — 1650 руб/чел
Экскурсионная программа: Путевая информация.
· Усадьба Валуево (экскурсия по территории усадьбы),
· Старо-Никольское, Церковь Святого Духа,
· Афинеево, церковь Иоанна Предтечи,
· Петровское-Княжищево , Покровская церковь,
· Бурцево, Вознесенская церковь,
· Каменское, Никольская церковь.
В стоимость включено:
- транспортное обслуживание (автобусы туристического класса)
- входные билеты
- экскурсионное обслуживание по программе
- услуги гида-сопровождающего.
Практическая информация: экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.
Внимание. В целях профилактики коронавирусной инфекции COVID-19 каждый турист должен иметь при себе маску и перчатки. Масочно-перчаточный режим необходимо соблюдать во время всего путешествия. В ресторанах, при посадке и высадке на транспорте, в музеях и на экскурсиях обязательно соблюдение социальной дистанции 1,5-2 метра. При отсутствии у туриста маски и перчаток в участии в туре будет отказано. Также возможна отмена шведского стола на завтраках в гостиницах.
Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 18 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).
Источник
Под знаком старой веры (авторская экскурсия Валерия Страхова)
- Даты проведения:
- 15.05.2021
- 28.08.2021
- Экскурсовод: Страхов Валерий
- Город:
- Длительность: 6 часов
- Код тура: 130168_1
Экскурсия приоткроет перед нами покров таинственности, лежащий на этой теме. Прикоснувшись к сохранившимся памятникам давно минувших лет, мы обратимся к эпохальным темам русской истории. Была ли церковная реформа XVII века падением Третьего Рима — святой Руси? На этот важный вопрос мы постараемся найти ответ. Знаменитые исторические фигуры пройдут перед нашим взором: цари Алексей Михайлович и Петр I, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев «старой веры», помогла им выстоять в тяжелых, неблагоприятных условиях и не только сохранить свою самобытность, но и занять достойное место в российском обществе. Старообрядцы явились первыми собирателями и хранителями русских древностей: рукописей, древней иконописи, знаменного «крюкового пения». Но не только хранителями седой старины были старообрядцы. Они стремились быть активными гражданами своего Отечества. Именно старообрядческий характер и уклад жизни выковал знаменитых купцов-миллионщиков: Кузнецовых, Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых.
Старообрядчество – явление, затронувшее всю Россию и дошедшее даже до далеких Австралии и Бразилии. Но всегда его центром была Москва. Здесь сохранилась Рогожская слобода – знаменитый старообрядческий центр. Мы увидим главный старообрядческий храм – Покровский кафедральный собор, построенный выдающимся русским зодчим М. Ф. Казаковым и сохранивший богатейшее собрание древних икон; храм Рождества Христова, иконы которого долго хранили на себе следы сабельных ударов французов, ограбивших его в 1812 г; Никольскую церковь – первую из основанных старообрядцами, но волею судеб ставшую единоверческой; церковь-колокольню Воскресения Христова, памятник «золотого века» старообрядчества, начавшегося после Указа о веротерпимости 1905 г. Мы увидим резиденцию ныне действующего старообрядческого митрополита и памятный крест, поставленный в память о герое Отечественной войны, казачьем атамане М. И. Платове. И, конечно же, мы посетим знаменитое Рогожское кладбище, где были похоронены представители знаменитых купеческих родов и старообрядческие иерархии.
Исторически старообрядчество разделилось на два направления: поповцев и беспоповцев. Если Рогожское было центром старообрядцев, сохранивших священство, то другой знаменитый памятник, существующий в Москве – Преображенское кладбище – объединял «первых русских протестантов» старообрядцев, оставшихся без священства. Федосеевцы, поморцы, филипповцы – множество «согласий» (направлений) существовало до революции. Но всех их объединяла одна идея о том, что Антихрист уже царствует в мире. Как строить жизнь в этом мире Антихриста? Беспоповцы нашли свой ответ. Мы постараемся выяснить, в чем же он заключался, и посетим комплекс Преображенского кладбища, где помимо некрополя сохранились и действуют храмы основных беспоповских направлений, доживших до нашего времени.
Преображенское – уникальный исторический уголок Москвы, ставший известным со времен царствования Алексея Михайловича. С 1771 г. история и известность Преображенского связаны с кладбищем, ставшим общероссийским центром беспоповцев. Ансамбль кладбища неплохо сохранился. Старообрядцы, особенно беспоповцы, известны своей закрытостью от внешнего мира. Но так ли это на самом деле? С Преображенским нас познакомят сами старообрядцы, представители «Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума». Что может быть ценнее информации из первых уст? Во время нашей экскурсии мы получим уникальную возможность посетить храм Успения Пресвятой Богородицы московской поморской общины, задать свои вопросы наставнику, посетить территорию бывшего Женского двора, принадлежащую историческим создателям Преображенского – федосеевцам, увидим и прикоснемся к старопечатным, «дониконовским» книгам — основе основ старообрядческого мира.
На экскурсию приглашаются все, кому интересна история России, кто хочет узнать больше о ее закрытых страницах, кто привык задавать себе вопросы и искать на них непростые ответы. История старообрядчества интерпретируется по-разному. Мы не будем настаивать на одностороннем подходе. Выводы каждый сможет сделать сам. Но, безусловно, Рогожское и Преображенское стоит того, чтобы их увидеть.
Экскурсионная программа:
Рогожская Слобода:
- Покровский собор*;
- храм Рождества Христова*;
- Никольская единоверческая церковь (РПЦ)*;
- церковь-колокольня Воскресения Христова;
- Рогожское кладбище;
- природно-ландшафтный комплекс.
Преображенское кладбище:
- церковь Воздвижения Креста Господня — храм старообрядцев федосеевского согласия;
- храм успения Пресвятой Богородицы — храм старообрядцев поморского согласия*;
- часовня старообрядцев филипповского согласия (бывшая);
- Преображенский некрополь.
- Посещение храмов с заходом внутрь*.
В стоимость входит:
- транспортное обслуживание (автобусы туристического класса)
- экскурсионное обслуживание по программе (включая билеты в музеи и услуги гида-сопровождающего).
Сбор группы: от ст. м. «Площадь Ильича» (последний вагон из центра, выход в город к ул. Рогожский вал и Бульвар Энтузиастов. Встреча с гидом на выхода из метро на стороне зеркальной башни.)
Окончание экскурсии у метро «Преображенская площадь».
*Практическая информация: Экскурсия предполагает посещение действующих старообрядческих храмов на территории комплексов.Поэтому участники экскурсии должны иметь соответствующий внешний вид. Для дам обязательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки. Наличие для женщин таких предметов одежды, как брюки, не допускается. В летний период обязателен длинный рукав одежды, как для женщин, так и для мужчин. Экскурсанты, пренебрегшие данной информацией, не смогут посетить старообрядческие храмы, что сделает для них экскурсию неполноценной.
По желанию экскурсантов может быть организовано посещение старообрядческой книжной лавки, где представлены старообрядческие книги, иконы и предметы церковного обихода.
Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 18 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).
Источник