Валютная безопасность как составляющая часть финансовой безопасности страны

Валютная безопасность как составляющая часть финансовой безопасности страны

Вряд ли сегодня найдутся оппоненты утверждению, что устойчивость национальной валюты, ее конвертируемость — непременный атрибут финансовой безопасности любой страны, субъектов хозяйствования и отдельных декабря ромадян. При этом условиями достижения истинной стабильности и оборачиваемости есть и совершенное валютное законодательство, и обоснована валютная стратегия, и эффективная валютная политика, и четкая национальная валютная система, и наличие валютных сделок, и валютный рынок, нормально функционирует. Валютная политика, стержнем которой является валютный курс национальной денежной единицы, выступает ключевым звеном, объединяющим эконо. Мику Украины с мировым хозяйственным комплексомом.

Говорить о постоянном украинских валютное законодательство как совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, сделок между организациями и гражданами одни иеи страны и организациями и гражданами другой, а также порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, пока, к сожалению, не приходится.

Это же обстоятельство не позволяет констатировать и наличие в Украине четкой национальной валютной системы как логически завершенной совокупности таких ее взаимосвязанных и взаимосвязанных элементов, как валюты, прав вил и норм их использования и взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитные отношения, сопровождающие применения валюты, и органы, регулирующие выпуск и обращение валю ных средстве.

сих пор отсутствует в Украине и совершенный валютный рынок. Четко не определены его субъекты, условия осуществления текущих и связанных с движением капитала валютных операций, биржевой деятельности, валютного хеджув ния т.д.. Вследствие отсутствия правовой и»психологической»инфраструктуры валютного рынка, в Украине не наблюдается тесной интеграции всех сегментов национального рынка, а именно денежных ного (в частности, кредитного), рынка капиталов и валютного рынка с эффективным переливанием ресурсов с одного на другой. Незначительная глубина имеющегося»прообраза»валютного рынка является причиной его повышенной ри зикованости и текучестисті.

Читайте также:  Обеспеченность ресурсами стран зарубежной азии

Однако не только несовершенство валютного законодательства, но и фактическое отсутствие до середины 1990-х годов национальной валюты (в настоящем понимании этой категории!),. Надлежащего объема и состав валютных их резервов, нормального валютного паритета, условий конвертируемости, продуманной валютной политики, действенного валютного контроля, а также необоснованный курс национальной денежной единицы, приводили скорости е к бессистемности в этой очень важной для жизнедеятельности нашего государства сфер.

Вот почему в Украине очень важно четко определиться с тем, что такое валютная безопасность, влияет на ее уровень, а также что необходимо сделать для его повышения. При этом, на наш взгляд, следует различать в валютную безопасность государства, валютную безопасность субъектов хозяйствования, валютную безопасность коммерческих банков и валютную безопасность общинн.

• степень обеспеченности ее валютными средствами, достаточный для соблюдения положительного сальдо платежного баланса, выполнения международных обязательств, накопления необходимого объема валютных резервов, пойти содержания стабильности национальной денежной единицы

• состояние курсообразования, который создает оптимальные условия для поступательного развития отечественного экспорта, широкомасштабного притока в страну иностранных инвестиций, интеграции Украины в мировую экономическую в систему и максимально защищает от потрясений на международных валютных рынка.

Валютная безопасность субъектов хозяйствования — это оптимально возможен в условиях имеющейся нормативно-правовой базы, валютной стратегии и политики государства, механизма валютного регулирования, инфраструктуры валют тного рынка уровень обеспеченности валютными средствами, достаточный для расчетов с бюджетной системой, своими контрагентами, а также собственного потребления (социально-экономического развития) и накопления с учетом достижения валютной эффективности (оптимального уровня валютных затрат и выручки.

Валютная безопасность коммерческих банков — это оптимальное соотношение требований (заявок) и обязательств коммерческого банка в иностранной валюте (между величиной обязательств по проданной валютой и объемом требований, между же объемом требований по купленной валютой и объемом обязательств.

Валютная безопасность граждан — это состояние, при котором их валютные поступления и сбережения превышают личные расходы иностранной валюты

Валютная безопасность страны во многом определяется валютной стратегии

Основные валютные режимы и их характеристики приведены в табл 32 их анализ позволяет выяснить все плюсы и минусы того или иного регулирования валютного курса

таблице 32. Режимы и характеристики валютных курсов

Режим валютного курса

Свободно плавающий курс

Полная свобода Установка валютных курсов на основании частного спроса и предложения на иностранную валюту

Теоретически возможен, но на практике в долгосрочном плане применяется редко Как правило, центральный банк пытается проводить интервенции

Управляемый плавающий курс

Центральный банк проводит интервенции, но лишь для поддержания равновесия

Часто применяется, проблема заключается в том, что центральный банк может не знать: является изменение курса краткосрочным колебаниям или долгосрочной тенденцией

Ползучая привязка (crawling peg)

Центральный банк проводит интервенции для достижения определенных целей в области контролируемого корректировки курса, часто на постоянной основе Валютный курс изменяется по заранее заданным зна аченнямы, определенными соответственно ожидаемых темпов инфляции, то есть запрограммированная девальвацийя

Используется довольно часто, но дает положительный результат только тогда, когда действия рынка соответствуют прогнозам Центробанка относительно динамики движения валютного курса; такое прогнозирование осуществляется на основе и формулы, периодически публикуется в печати Этим методом пользуются страны, которые не в состоянии остановить инфляцию и в каких именно падение относительного паритета покупательной способности национальной валюты и является главным фактором снижения ее курса Ползучая привязка использовалась в Польшещі

Предполагает свободное колебание рыночного валютного курса вокруг специально определенного так называемого центрального значения в довольно узких пределах (от 0,5 до 6%), в которых он содержится за счет в валютных интервенций

Как правило, это коллективное мероприятие: интервенции осуществляются центробанками всех стран-членов соглашения Время от времени параметры тоннеля корректируются Типичный пример применения этого метода валютного регул вание демонстрирует Европейский валютный соююз

Фиксированный курс в пределах валютного коридора

Возможны колебания в допустимых пределах; центральный банк проводит интервенции, чтобы удержать курс в установленных пределах Размер коридора составляет не доли или единицы процентов, а их десятки

Субъекты рынка не имеют гарантий даже относительной стабильности Совершенно неизвестно, когда курс достигнет нижнего предела: в конце провозглашенного периода, в его середине или уже на следующий день Невы-значения ними остаются и принципы интервенций центрального банка Когда курс приближается к верхней или нижней границе, перед центральным банком возникают те же проблемы, что и при системе фиксированного курсрсу

Фиксированный курс с возможными отклонениями

Фиксируется (в случае необходимости — с участием Центробанка) на долгосрочный срок с учетом вероятности незначительных отклонений, но может значительно изменяться, если нарушается равновесие или наблюдения ригаеться значительное влияние на курс со стороны ринк

Характерный для Бреттонвудской валютной системы (допустимые пределы колебания составляли 1% в ту или другую сторону от установленного паритета к доллару) широко использовался в 1945-1972 pp, кол ли случаи фундаментального отклонение от равновесия должен был определять МВФ Если курс вовремя не корректируется, то в плане проведения интервенций указанный режим может оказаться слишком дорогиим

Курс, фиксированный центральным банком

Более жесткий сравнении с фиксированным курсом с возможными отклонениями

Целью является фиксация на неопределенный срок, но она не гарантирована; валютный курс может меняться без предварительного оговорок; иначе необходимо проводить значительные интервенции время практически не использ товуеться Фиксацию на долгосрочный период проводили тогда, когда капитал составлял объект контроля и не был очень подвижным (английский и ирландский фунта до 1979 рр.)

Курс, фиксированный валютной советом (или золотой стандарт)

Денежная масса (наличные плюс средства на счетах в банках) должна быть полностью покрыта иностранной валютой (или золотом) по фиксированному курсу

Жесткая дисциплина, которая обеспечивает конвертируемость денежной массы по фиксированному курсу, который через арбитраж приближается к рыночному Однако такой курс может влиять на экономику (например, на банки), производство или и привести к политическому давлению, направленному на изменение курса или на отказ от системы валютной советови

Отказ от национальной независимой валюты и введения новой единой валюты для группы стран

В этом случае может возникнуть вопрос: будет денежно-кредитная политика страны частично независимой, окажется под полным влиянием других стран 3 января 1999 введена единая европейскую ва алюту — еврро

Не может не сказываться на уровне валютной безопасности государства и действующая валютная политика, что является важной составляющей экономической и внешнеэкономической политики государства. Так, в частности, на уровень валютной безопасности влияют режим курсообразования (фиксированный или плавающий обменный курс), паритетность валют, осуществления или неосуществления валютных интервенций, наличие или отсутствие ограничений на осуществление валютных операций, разногласий между режимом операций для резидентов и нерезидентов, наличие или отсутствие достаточных валютных резервов, возможность введения валютной блокады, а также глубина участия края ни в международных валютных механизмах.

Так, например, чешская крона считалась моделью для центральноевропейских валют как первая из бывших восточноевропейских денежных единиц, которое было разрешено менять по рыночному курсу. Она в течение шест лет оставалась стабильной. В мае 1997 г. Центробанк. Чехии потратил на поддержку кроны более 3 млрд долл. (почти 30% своих резервов), но потом сдался и отпустил ее в автономное плавание. Когда посыл илися внутренние экономические проблемы, фиксированный курс обмена не помог. Как и в. Мексике 1994 p,. Таиланде и на. Филиппинах в 1997 p, чешское правительство решило защищать свою валюту из-за введения контроля по нижней и верхней границей цены кроны. Сохранение фиксированного курса в условиях стремительных изменений во внутренней экономике оказалось невыполнимой задачей для всех четырех эффективных новых экономи економік.

Общей чертой всех — от. Чехии в. Таиланд — молодых рыночных экономик столкнулись с обесцениванием своих валют, фундаментальная несоответствие между свободой движения капиталов и отсутствия внутр ние экономических реформ. Открыв рынки для мировых капиталов, их лидеры тем самым передали свои экономические программы на суд строгих судей — международных финансовых менеджеров. И когда чиновники и бизнесмены этих стран не принимать таких же жестких финансовых решений, и их иностранные инвесторы, им очень быстро не покажется. Открытость движения капиталов создает давление, в конечном итоге прим ушуе политиков двигаться в правильном направлении. Такова цена нереформирование, которой нельзя избежать в открытой системтемі.

время следует заметить, что валютный курс и уровень процентной ставки не являются теми монетарными феноменами, которые можно регулировать отдельно, они являются результатом положительных реальных экономических тенденций и к осконалости экономической политик.

Повышению уровня валютной безопасности способствует улучшению стандартизации валютного обращения. С этой целью в 1997 г. Госстандартом Украины утверждены и введены в действие государственные классификаторы валют (ДСТУ ISO 4217 7-95) и государств мира (ДСТУ ISO 3166-95), разработаны в соответствии с. Программой перехода Украины на международную систему статистики и учета (Постановление. Кабинета. Министров Украины от 4 мая 1993 г ??№ 32626).

Важным этапом в развитии валютной политики стало принятие в 1997 г.. Правительством и. Национальным банком международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость гривни по текущим операциям в рамках ках в VIII. Устава. МВФ, что создало определенные условия для привлечения на украинский рынок капиталов иностранных инвесторов. В этой связи стоит упомянуть такое определение (что считается типичным) профессора. Стенф ордського университета. Р. Маккиннона:»Валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или получить услуги, не подлежат особым ограничениям, могут свободных но продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке по единому, возможно, таким, качающийся валютному курсу, который применяется по всем текущим соглашениям, включая нормальный торг овельний кредит, тогда как иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их по тому же курсу или свободно приобрести местные товары по преимуществу ими ценам в этой валютеюті».

Принятие Украиной обязательств по ст VIII. Устава. МВФ — это ее заверения международного сообщества в том, что она будет проводить здоровую экономическую политику, избегая ограничений в осуществлении платежей и переводов по текущим международным операциям, и благодаря этому будет способствовать эффективной деятельности многосторонней платежной системы. Кроме того, принятие таких обязательств предусматривает минимизацию ри зику обменного курса национальной валюты путем ее стабилизации; необязательность продажи валюты, приобретенной в ходе экспортных операций, отсутствие ограничений в погашении или обслуживании внешних кр. Эдит, а также репатриации доходов иностранных инвестореів.

Необходимо акцентировать внимание на том, что»прослеживается цепочка определенных взаимосвязей: экономическая безопасность страны тесно связана с проблемами конвертируемости национальной валюты; конвертируемость не ис снует без достижения финансовой стабильности; финансовая стабильность невозможна без ликвидации причин кризисных факторов в развитии экономики; последние можно преодолеть путем структурной перестройки господа рство, прежде материального производства; материальное производство позволит развить среда конкуренции прежде всего на внутреннем рынке, а конкуренцию можно создать только путем формирования вла сника — производителя товаров.

Мировая практика накопила опыт нескольких видов конвертируемости (обратимости) национальной валюты (табл. 33)

Таблица 33. Виды конвертируемости национальной валюты

Свобода обмена национальной валюты на любые иностранные денежные единицы охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует в равной степени по всем категориям юридических и физических лиц (резидентов и н нерезидентов) и распространяется на все регионы мир

Свободный обмен на иностранные валюты разрешается только по текущим операциям и не разрешается по сделкам, связанным с иностранными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов Согласно требованиями МВФ, страна имеет как минимум обеспечить достижение такой степени либерализации валютного оборота, чтобы ее национальная денежная единица могла войти в число конвертируемых валют

Полная свобода обмена валюты данной страны для платежей и расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), а местные физические и юридические лица (резиденты) такой свободы не имеют

Свобода обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты предоставляется только резидентам данной страны, тогда как на нерезидентов соответствующие права не распространяются

Что же касается сроков достижения национальными валютами конвертируемости, то мировая практика свидетельствует, что некоторые страны шли к этому достаточно долго. Так, например,. Австрийский шиллинг для получения статуса конвертируемой валюты, который он получил в 1991 p, понадобилось почти 40 лет Украина же прошла этот путь всего за несколько. Рокиків.

Однако в отличие от западных стран, где введение конвертации валют обеспечило благоприятные условия для развития производственной активности и повышение жизненных стандартов населения, введение конвертации й гривни не принесло Украине ни малейших признаков экономического благосостояния. Более того, валютный механизм, который при рациональном подходе должен способствовать эффективному взаимодействию с мировым экономическим и фи нсовим сообществом и использованию преимуществ международного разделения труда, на территории Украины трансформировался в фактор подчинения внешнеэкономической сферы узким коммерческим интересам недержа в них структур, вызвал значительную зависимость финансового состояния государства от зарубежных источников и факторов влияния, вывод большой доли денежной массы с банковского оборота, значительную долларизацию национально й экономики, массовое бегство отечественного капитала за кордон.

Уровень валютной безопасности, безусловно, обусловлено и уровнем лицензирования осуществления валютных операций

На валютную безопасность не может не влиять и качество прогнозирования курса национальной валюты

Валютная безопасность определяется и направлением валютных ресурсов, уровнем доходности осуществляемых с ними операций. Так, например, в последнее время среди наиболее привлекательных сфер — международный валютный рино ок FOREX (Foreign Exchange Market), имеющий высокую ликвидность. А высокая доходность операций на FOREX — специалисты называют цифры 5-10% (за очень благоприятного рынка — до 20%) в месяц, что превышает 60-1 20% в год, — делает его наиболее привлекательным для частного инвесторара.

Валютная безопасность зависит и от организации валютного контроля в стране. Необходимость обеспечения действенного валютного контроля обусловлена ??прежде невозможностью непосредственного регулирования. НБУ языка в валюты, находящейся в обращении, которая может существенно влиять на общую денежную массу. В 1996 г для обеспечения необходимого уровня международной ликвидности на общегосударственном уровне был предусмотрен механики изм контроля за лимитом внешнего долга путем лицензирования валютных кредитов от нерезидентетів.

Основными угрозами валютной безопасности Украины:

• массовое правомерно вывоза нерезидентами и неправомерное вывоза резидентами валютных средств за пределы страны;

•»отмывания грязных денег»на территории нашего государства;

• рост валютной задолженности государства и отечественных субъектов хозяйствования;

• проведение незаконных валютных операций;

• развитие кризисных явлений на мировом валютном рынке;

• возможность введения валютной блокады;

• недостаточный уровень официальных валютных резервов;

• наличие валютных рисков (опасности валютных потерь в результате изменения курса валюты цены к валюте платежа в период между подписанием соглашения и осуществлением платежа);

• фальсификации иностранной валюты;

• чрезмерная либерализация отечественного валютного рынка

Соблюдению надлежащего уровня валютной безопасности государства препятствует и то, что несмотря на требования того, чтобы сумма кредитовых проводок платежного баланса Украины совпадала с суммой дебетовых, а общее сальдо доров внювало нулю, на практике наблюдается другая картина. Это происходит вследствие того, что данные о различных сторонах одних и тех же операций приводятся из разных источников. Скажем, экспорт товаров фиксуеть ся таможенной статистикой, а поступления иностранной валюты на счета предприятий за поставки по экспорту — банковской. При этом каждое из источников само по себе определенные пороковади.

Безусловно, убытки финансовой безопасности Украины наносятся и вследствие нецелевого или неэффективного использования валютных кредитов. МВФ,. Всемирного банка,. ЕБРР, других зарубежных финансовых учреждений, правительств зарубежных держа.

Формирование действенной системы валютной безопасности в Украине — очень сложная и комплексная проблема. Для ее решения необходимы:

• четкий и обоснованный выбор валютной стратегии государства;

• определение приоритетов государственной валютной политики;

• создание всестороннего совершенного нормативно-правового поля, регламентирующего функционирование валютного рынка, и разработка эффективных мер по недопущению его нарушения;

• определение государственного органа, ответственного за обеспечение действенного валютного контроля в стране, четкая организация валютного регулирования и контроля;

• обеспечение стабильности национальной денежной единицы — гривны, повышение ее роли в украинской экономике;

• оптимизация общих объемов и структуры поступлений и использования иностранной валюты как в отраслевом, так и в географическом разрезах;

• недопущение неэффективного использования средств кредитов международных финансовых организаций, иностранных правительств и банков;

• быстрее решения проблем возвращения незаконно вывезенных за границу валютных средств и валютных неплатежей;

• предотвращение неконтролируемого оттока валютных ценностей за границу и»отмывания грязных денег»;

• вовлечения в хозяйственный оборот валютных средств населения;

• накопление достаточных валютных резервов государства (по крайней мере эквивалентных трехмесячном импорта) и совершенствование системы управления ими;

• совершенствование функциональной инфраструктуры национального валютного рынка; возобновление регулярных торгов на Украинской межбанковской валютной бирже;

• решение вопроса о восстановлении специальной статистической отчетности и обеспечение доступности информации о наличии и движении средств в иностранной валюте отечественных предприятий и организаций всех ф форм собственности, что позволит контролировать и комплексно анализировать все звенья движения иностранной валюты субъектов хозяйствования в Украину и за ее пределы по срокам и источникам формирования и использования я

• улучшение контроля. НБУ за отечественным наличным валютным рынком (учитывая амплитуду установления валютных курсов обменными пунктами, отказ последних свободно продавать иностранную валюту, видсутнис во надлежащего документального оформления осуществляемых ими валютных операций)

• разработка, утверждение и внедрение системы пороговых значений индикаторов валютной безопасности граждан, предприятий, организаций и учреждений, коммерческих банков и государства;

• постоянный мониторинг мирового валютного рынка для заблаговременного выявления зарождения кризисных явлений и принятия необходимых мер по минимизации их негативного влияния на отечественный валютный и рынок

• проведение действенных мероприятий правоохранительных органов по предупреждению и пресечению деятельности незаконных переходов-ных центров, контрабанды и подделки иностранной валюты;

• недопущение неправильного информирования. НБУ международных финансовых организаций о реальных размерах официальных валютных резервов государства на определенную дату;

• усиление интеграции национального валютного рынка с мировой валютной системой

Источник

Оцените статью