ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОКРЕДИТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН СНГ Состояние и тенденции развития национальных денежных развитие рыночных принципов построения денежных систем …………..……. динамика внутренних валютных рынков и курсов национальных валют…….. 2.3. Процессы в валютной системе стран СНГ…………………….…………………. текущая ситуация на валютных рынках ….. ……………………….…………… степень ориентации на валютную либерализацию……………..…….………… государственный внешний долг…………………………………………………. 2.4. Состояние и тенденции развития национальных кредитных систем стран СНГ………..…………………………….……………………………….. предпосылки к взаимному сотрудничеству банков …..……. …………………. системы страхования вкладов граждан…………………………………………… роль центральных (национальных) банков в развитии коммерческого сектора банковских систем………..………………………………………………. 2.5. Состояние и тенденции развития национальных финансовых систем стран СНГ………………………………………………….………..………….. достижения финансовых систем и их проблемы…………….……..……. ……. тенденции в сфере корпоративных финансов…. ……………………………….. фондовый рынок и прямые иностранные инвестиции………………………….. 2.6. Возможности и основные направления сотрудничества стран СНГ в валютной сфере…………………………………………………………. взаиморасчеты в национальных валютах: их предпочтительность и динамизм развития………………………..…………………………. ………… сотрудничество в валютной сфере на основе координации валютной политики условия создания в ЕврАзЭС интегрированного рынка национальных валют… 2.7. Перспективы сотрудничества стран СНГ на рынке капиталов………………….. 2.8. Выводы…………….………………………………………………………………… 2.1. ПРЕДИСЛОВИЕ Подготовкой настоящего доклада преследовались в основном две цели: содействовать преодолению некоторого вакуума в информационном пространстве СНГ в части, относящейся к познанию современных тенденций развития национальных денежнокредитных и финансовых систем государств Содружества, вакуума, образовавшегося после создания этих систем в результате упразднения СССР; выявить общность и особенности в развитии названных систем, влияющих на экономическую консолидацию стран СНГ с завершением процесса становления самостоятельной государственности, когда возникает потребность в активизации взаимодействия новых государств в сфере экономики, валютнокредитных и финансовых отношений. Важность таких целей видится в том, что на начальном этапе становление политической независимости бывших республик СССР сопровождалось распадом единого экономического пространства. Объективно возникшие административные границы в то же время явились препятствием на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Преодолевая эти препятствия, страны СНГ в меру своей готовности, учитывая сложную совокупность экономических и политических факторов, создали ряд субрегиональных объединений разного типа. В их числе: Союз Белоруссии и России; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которое преобразован Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана; Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) в составе Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана; неформальное объединение четырех государств (Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины (ГУАМ). Четыре государства (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина) намерены создать единое экономическое пространство. Участие Белоруссии, Казахстана и России в ЕврАзЭС и ЕЭП сближает эти межгосударственные союзы. К ЕврАзЭС и ЕЭП начинают тяготеть и другие страны Содружества, в частности, Армения. Самым крупным политикоэкономическим объединением выступает СНГ в целом. Однако многие эксперты из числа политологов и экономистов пока не видят перспектив его развития как классического интеграционного объединения, которое могло бы последовательно восходить от зоны свободной торговли и таможенного союза к общему экономическому пространству и валютному союзу, например, по типу ЕС. Фрагментация экономического и политического пространства Содружества в виде образования субрегиональных объединений стран не исключает, однако, интереса к становлению и развитию их национальных денежнокредитных и финансовых систем. При различии подходов к процессу экономической консолидации у государств СНГ есть и общий интерес. Им является, в частности, создание дееспособной системы взаимных расчетов, основанной на более полном применении национальных валют. Это то, что может способствовать объединению усилий стран СНГ в их продвижении к эффективному финансовому сотрудничеству. Очевидно, легче решать эту задачу в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП, участники которых намереваются устранить барьеры на пути движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а переговорный процесс вести на новой основе – путем выработки согласованной экономической политики, создания при необходимости наднациональных органов, критически осмысливая при этом опыт Евросоюза применительно к своим особенностям. Как утверждается в докладе, в Содружестве к настоящему времени наблюдается ряд позитивных макроэкономических процессов, которые открывают возможность расширения сферы применения национальных валют, учитывая относительную устойчивость их курсов, накопление золотовалютных резервов, повышение эффективности денежнокредитной и валютнофинансовой политики. В случае, если какаялибо из национальных валют сможет приобрести признаки резервной (например, российский рубль), тогда проведение расчетов в этой валюте станет выгодным для хозяйствующих субъектов всех стран СНГ, имея в виду экономию на трансакционных издержках. Решение этой и других актуальных задач валютного сотрудничества – компетенция, прежде всего, национальных государственных органов стран СНГ и их межгосударственных образований, в том числе Межгосударственного валютного Комитета. Содействие этому, очевидно, могут оказать и представители бизнеса, их общественные, неправительственные объединения, в первую очередь те, что связаны с функционированием денежнокредитных, валютных и финансовых систем. Бизнес по определению прагматичен и интересуется теми сферами валютнокредитного и финансового сотрудничества государств, от которых непосредственно зависят его доходы. Но эти сферы нельзя в полной мере задействовать в отрыве от всей совокупности слагаемых, обуславливающих эффективность такого сотрудничества, предполагающего более полное взаимодействие национальных денежнокредитных и финансовых систем. Задача настоящего доклада – привлечь к этому внимание банковского бизнеса, к оказанию им содействия государственным и межгосударственным органам стран СНГ в достижении надлежащей результативности их сотрудничества в сфере денежнокредитных, валютных и финансовых отношений. 2.2. Состояние и тенденция развития национальных денежных систем стран СНГ. Развитие рыночных принципов построения денежных систем. Денежные системы стран СНГ развиваются в тесном взаимодействии с их составными частями – валютными системами, все более выходящими за национальные границы, обслуживая международные отношения на экономическом пространстве Содружества и за его пределами. Действующие к настоящему времени в странах СНГ национальные денежные системы и их составные части – валютные системы – в целом можно считать «выстроенными» по рыночному принципу. Об этом свидетельствуют: отсутствие государственной валютной монополии с ее командноадминистративными методами управления денежновалютной сферой, предусматривающими монопольную собственность власти на валютные ресурсы, обязательную продажу всей иностранной валюты в единый государственный центр в обмен на национальные валюты по монопольной цене (жестко фиксированному валютному курсу), осуществление всех валютных платежей только с санкции власти; провозглашение плюрализма прав и действий разных субъектов валютных отношений, получивших возможность самостоятельно вести валютные дела сообразно своим ресурсам и способностям; функционирование внутреннего валютного рынка куплипродажи национальной и иностранной валют; формирование валютного курса национальной денежной единицы под влиянием спроса и предложения; отход от полной изоляции валютного механизма от международного денежного обращения, когда национальные валюты могли функционировать исключительно во внутреннем платежном обороте; наличие инфраструктуры коммерческих банков, обслуживающей внешнеэкономическую деятельность, посредством которой национальные валютные системы связываются с мировой; приобщение норм национальных валютных законодательств к правилам и обычаям цивилизованного мира; ориентация валютной политики на содействие интеграции национальных экономик в мировую и региональную, какой является экономика Содружества. В тенденции развития национальных денежных и валютных систем многих стран СНГ просматривается ориентация на принципы, присущие экономически развитым государствам. Проявляется это в том, что: за базовую основу денежных систем официально (юридически) положены их национальные денежные единицы: в Азербайджане – азербайджанский манат, в Армении – драм, в Белоруссии – белорусский рубль, Грузии – лари, Казахстане – тенге, Киргизии – сом, Молдове – лей, России – российский рубль, Таджикистане – сомони, Туркменистане – туркменский манат, Узбекистане – сум, в Украине – гривна; подобно другим валютам государств мирового сообщества денежные единицы стран СНГ не имеют фиксированного золотого содержания, что соответствует требованию МВФ; валютные курсы во многих странах СНГ – единые, формируемые главным образом под воздействием соотношения спроса и предложения на внутренних валютных рынках; регулирование рыночного валютного курса и обеспечение международных расчетов необходимыми платежными средствами осуществляют центральные (национальные) банки посредством валютных интервенций, используя для этого накопленные золотовалютные резервы; преодолевая изоляцию национальных валютных систем от внешнего мира, во многих странах СНГ вначале ввели внутреннюю конвертируемость национальных валют, которая распространялась только на резидентов (юридических и физических лиц страны). Затем девять стран СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина) присоединились к статье VIII Устава МВФ, распространив тем самым режим конвертируемости своих национальных валют по текущим операциям на нерезидентов. Валютный режим Азербайджанской Республики, по оценкам экспертов МВФ, также отвечает требованиям статьи VIII его Устава. Создание внутренних валютных рынков, укрепление материальной и финансовой базы национальных валют создали предпосылки к их взаимной конвертируемости. Однако пока в ряде стран по финансовоэкономическим, а иногда и техническим причинам механизм взаимной конвертируемости национальных валют работает с перебоями и ограничениями. Тем самым еще не удалось преодолеть несоответствие между формальной и реальной конвертируемостью национальных валют государств Содружества. К преодолению такого несоответствия страны СНГ побуждают не только экономические, но и политические причины. Как члены МВФ (Россия с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ – в период с апреля по сентябрь 1992 г., Таджикистан – с апреля 1993 г.), они приняли на себя обязательства: поддерживать конвертируемость национальных валют по текущим международным операциям; не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях; не прибегать к множественности валютных курсов своей денежной единицы; противодействовать кратковременным и случайным колебаниям валютного курса; не использовать механизм курсообразования для получения неоправданных конкурентных преимуществ, чтобы не сдерживать развитие рыночных отношений; обеспечивать информационную прозрачность, регулярно предоставляя в МВФ достоверные статистические данные о состоянии и развитии национальной экономики, величине золотовалютных резервов. Динамика внутренних валютных рынков и курсов национальных валют. | • Главная | • Контакты | | | |