Российская Федерация в системе международных финансовых отношений
экономические науки
- Индутенко Антонина Николаевна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
- Полторанин Никита Михайлович , студент
- Белгородский государственный университет
- МБРР
- ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- МВФ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- БАНКОВСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Похожие материалы
Международные финансовые и валютно-кредитные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются основные проблемы мировой и национальной экономики, развитие которых тесно переплетается между собой, а также с исторической точки зрения идет параллельно. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и в особенности кредитов и капиталов.
Большой интерес и важность представляет собой изучение мирового опыта международных финансовых отношений для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики. Необходимо иметь достаточные знания общепринятого кодекса цивилизованного поведения на мировых рынках кредитов, валют, золота и ценных бумаг для того, чтобы осуществлялась постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Международные финансы — это комплекс экономических отношений, которые основаны на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образований, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных расчетов и операций. Одна из главных ролей в регулировании мировых финансовых потоков принадлежит международным финансовым институтам таким, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ).
Международный валютный фонд — межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитные отношения между государствами-членами и оказывающая финансовую помощь при валютных затруднениях, которые вызваны дефицитом платежного баланса, посредством представления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Важное условие получения кредитов от МВФ — проведение государством определенной экономической политики, с целью урегулирования проблем платежного баланса и гарантии обеспечения погашения государством в установленный период времени задолженности перед фондом. Но так же данный порядок придает государству-члену уверенность в том, что в случае выполнения им программы, которая была согласованна с фондом, ему будет гарантировано поступление от фонда.
Начало активному включению России в мировое хозяйство послужили реформы, проходящие в то время в стране. Данный процесс многоплановый и сложный, прежде всего, предполагающий признание в целом всех договоров, действующих принципов и конвенций. Включение России в международные валютно-кредитные и финансовые отношения связано с открытием внутреннего валютного рынка, а также с интенсивной либерализацией внешнеэкономической деятельности.
Прямым и непосредственным толчком к появлению России на международных финансовых рынках стало вступление её в МВФ и МБРР. С 1992 года Российская Федерация является участником МФВ, членство в которой поставила перед нашей страной некоторые, установленные определенным образом, обязательства, а также, одновременно с этим, открыла некоторые новые возможности. Известным и обязательным требованием фонда являлось требование к российскому правительству, в котором было сказано взять на себя обязательство по формированию жесткого бюджета, повысить собираемость налогов, ускорить реализацию программы приватизации. Наряду с экономическими требованиями выдвигались и торгово-политические под давлением США, которые, в свою очередь, являются главным акционером фонда. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России повысил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (инфляция, экономический спад, банкротство, коррупция, неплатежи и т.д.)
МБРР, как и МВФ, представляет собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, которые направленны на структурные реформы в экономике). Деятельность МБРР и МВФ взаимно увязана, эти организации дополняют друг друга, и при этом членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в данном всемирном инвестиционном банке и получать выход на мировой рынок ссудных капиталов. После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.
Деятельность России в международных финансовых организациях предоставляет ей право:
- перенимать у них ресурсы на конкретных условиях, что увеличивает её кредитную оценку и открывает допуск на всемирный рынок ссудных капиталов;
- заинтересовывать иностранные средства с целью долгосрочного финансирования проектов;
- исследовать и применять советы международных организаций согласно совершенствованию банковского надзора, приобретать техническую поддержку по подготовке банкиров, создавать международные образцы учета и отчетности учреждений, в том числе банки, а кроме того стандартизировать принципы ключевых форм международных расчетов;
- приобщиться к богатому опыту регулирования денежной, кредитной и экономической сфер, накопленному всемирным сообществом.
За 2016 год проделана огромная работа по началу операционной деятельности Нового банка развития, больше известного как Банк БРИКС, разработаны и утверждены все ключевые политики и нормативные документы, регламентирующие операционную деятельность, а также организационная структура Банка.
Минфином России ведется активная работа по продвижению российских интересов при принятии решений по инвестиционной деятельности НБР. Подготовлен ряд конкретных проектных предложений, которые с высокой вероятностью будут профинансированы в 2017 году. НБР совместно с Минфином России и Банком России начата подготовительная работа по выпуску первого рублевого займа.
В апреле 2016 года Минфин России и Всемирный банк запустили новый формат сотрудничества, подписав Соглашения о предоставлении платных консультационных услуг по программам «Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации» и «Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации».
Осуществлялась реализация проектов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» в соответствии с условиями соглашений о займах между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Минфин России обеспечил координацию работ по подготовке и реализации федеральными органами исполнительной власти проектов международных финансовых организаций, предусмотренных Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2016.
Участие в международных валютно-кредитных и финансовых взаимоотношениях стало главной точкой опоры формирования российской экономики. Глобальные финансы несомненно помогли определить вспомогательные источники денежных средств, заинтересовать иностранные капиталовложения, поставлять отечественные финансы за границу. Отечественная банковская система осуществляла конкретные операции в привлечении зарубежных банков. В то же время отечественные банки делают усилия проникновения на иностранные рынки банковских услуг.
Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают существенную роль в системе международных экономических отношений. Определенные организации (МВФ) многофункциональны, однако вовлечение зарубежных заимствований содержат в себе как выгоды, так и опасности, и конечный результат для экономики и банковского сектора во многом находится в зависимости от того, оптимально ли выбран уровень внешнего долга и продуктивно ли правительство и банки управляют рисками, объединенными с привлечением внешнего финансирования.
Источник
Роль и место Российской Федерации в системе мировых валютно-кредитных и финансовых отношениях
В условиях глобализации, которая проникает во все сферы жизни общества, постоянно происходит изменение соотношения сил между ключевыми игроками мировой финансово-экономической системы.
Из сферы мировой финансовой системы исходят разнообразные вызовы, угрожающие безопасности многих стран, в том числе и России.
Актуальность темы обусловлена тем, что современные тенденции и позиции России на мировом рынке неоднозначны. В связи с этим необходимо разобраться, какую роль играет Россия в мировой системе финансово-экономических отношений. Для этого необходимо узнать о современных экономических трендах, а также о состоянии экономики РФ в настоящее время.
По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова российская экономика не должна быть изолирована от мировой. Необходимо сделать нашу экономику конкурентоспособной, для того, чтобы добиться большего интегрирования в мировую финансово-экономическую систему. Только тогда появится уверенность и стабильность.
Сложная конъюнктура на мировых рынках, санкции, падение цен на нефть, безусловно, повлияли на российскую экономику. Тем не менее на данный момент происходит процесс адаптации, привыкания к новым реалиям. При этом экономика не может считаться абсолютно здоровой, пока зависит от цен на энергоносители. Однако, действия Путина по отношению к вызовам и угрозам для российской экономики – верны.
Экс-министр внутренней безопасности США Майкл Чертофф выразил уверенность в том, что санкции против России вредят мировой финансовой системе, и нужно «перевести дух и взять паузу». «Каждый раз, применяя санкции, ты идешь на риск для мировой финансовой структуры», — отметил он в ходе выступления в Вашингтоне.
Этому свидетельствуют недавние прогнозы, проведенные Еврокомиссией и Всемирным банком по отношению к нынешним положениям дел в России. В целом, по мнению экспертов, наблюдается положительный тренд и ожидается восстановление цен на нефть до 50-55 долларов за баррель.
Также, по оценкам Еврокомиссии спад ВВП оценивается в 1% по сравнению с прежними 1,9%. В 2017 году прогноз улучшен на 0,1%, а в 2018 ожидается рост на 0,3%.
Всемирный банк дает более оптимистичные прогнозы, вдвое снизив оценку глубины спада экономики до 0,6% по сравнению с прежними 1,2%. Во второй половине текущего года экономика пройдет пик кризиса и начнет восстанавливаться. Более того, Всемирный банк изменил свой прогнозы по отношению к 2017 году, ожидая роста в 1,5%.
Международный валютный фонд в свою очередь ожидает спада в 2016 году на 0,8%, однако, в 2017 году показатель достигнет цифры в 1,1%.
Страны ОПЕК и Россия наращивают объем добычи, а возвращение Ирана на рынки еще больше увеличивает предложение. При этом действуют и другие факторы. Последние данные свидетельствуют о том, что добыча сланцевой нефти вновь может оказаться более устойчивой, чем ожидалось. Ожидания, что страны ОПЕК сократят добычу в сотрудничестве с другими экспортерами, подняли цены до уровня, дополнительно стимулирующего добычу многими производителями сланцевой нефти.
Стоит сказать о том, что прогноз по ценам на нефть может оказаться справедливым, если участники встречи ОПЕК в конце ноября договорятся о снижении добычи нефти. Тогда увеличится цена еще одного экспортного товара – газа. Эти деньги, попав в экономику, положительно скажутся на внутреннем спросе.
Однако, Всемирный Банк предполагает о сохранении зависимости российской экономики он колебаний цен на сырье. Если нефть подорожает на 15%, то рост экономики в 2017 году составит 2,1%, если подешевеет – 0,7%.
По моему мнению, нельзя слепо полагаться на оценки, данные вышеуказанными институтами. Как правило, она не уделяют значимого внимания подробностям, бросаясь в крайности. Если в целом ситуация ухудшается, то у всех все плохо, если улучшается – наоборот, все хорошо. Это непосредственно связано с тем, что они дают общую оценку текущей ситуации, не рассматривая при этом темпы адаптации к кризису и на специфику страны, а также возможные структурные изменения.
Доказательством этого служат прогнозы Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда, сделанные в конце 2014 и 2015 годах. На фоне снижения цен на нефть, падения курса рубля и введения санкций прогнозы были весьма негативными. Однако они не сбылись и постепенно были пересмотрены в лучшую сторону.
В настоящее время прогнозы организаций примерно совпадают с оценками властей РФ. Заместитель главы Минэкономразвития Алексей Ведев, рассматривая макропрогноз «базовый+», говорит примерно о таких же показателях. Рост ВВП РФ в 2017 году, согласно этому прогнозу, составит 1,1%, тогда как по базовому варианту – 0,6%.
Центральный банк в РФ ожидает роста ВВП на 1,2-1,7% в 2017 году по оптимистичному сценарию. Этот прогноз предполагает рост среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2017 году до 46 долларов за баррель, в 2018 году — до 50 долларов за баррель.
В целом эти прогнозы имеют место быть, если цены на нефть не просядут критичным образом. Кроме того, избрание президентом США Дональда Трампа дает шанс надеяться на смягчение санкций в обозримой перспективе.
По прогнозам американского банка Morgan Stanley вероятность того, что при правлении Трампа санкции с России будут сняты, составляет 35%. Налаживание отношений займет около двух лет. Однако, совсем недавно прогнозы об улучшениях отношений России и Вашингтона составляли всего 20%.
Отечественные политики и экономисты не поддаются прогнозам, так как они не подкреплены какими-либо ответными действиями. Макроэкономический прогноз предполагает цену на нефть на уровне 40 долларов за баррель, а наши власти заявляют, что создавать так называемый «прогноз Трампа» для бюджета – весьма глупая и бесполезная идея. Россия строит свою политику исходя из предположения о неизменности санкций, несмотря на победу Трампа. Он, в свою очередь, пока не привел никаких доказательств тому, что он готов сделать конкретные шаги навстречу России. Кроме того, если инфляция в РФ достигнет ожидаемого минимума, то возможно Центральный Банк снизит ставку процента.
График (приложения рис.1) иллюстрирует динамику российского MICEX за последние 10 лет, показывая, как он совершил прорыв после выборов Трампа выше линии нисходящего тренда с рекордных максимумов в 2007 году и выше сопротивления с этих отметок.
Рис. 1 – динамика российского MICEX
Иными словами, график дает ответ на вопрос: было ли поглощено предложение с 2007 года, и можем ли мы переходить на следующий виток этого масштабного восходящего тренда.
Если российские акции будут расти, следует ожидать импульса для нефти. Вспомним, что в начале года нефть зарегистрировала более низкий минимум, однако на сравнительном графике (приложения рис. 2) с развивающимися рынками виден более высокий максимум. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение России, перед нефтью.
Рис. 2 – RSX/USO
Эксперты Центра развития ВШЭ дают более жесткие оценки, предполагая, что экономика России претерпевает процесс структурной деградации. На 2016 год аналитики сохраняют прогноз спада ВВП на уровне 0,9%.
Проанализировав текущие состояние экономики, можно сделать следующие выводы.
- Во-первых, Россия никогда не была полностью интегрирована в международную банковскую систему. Российский банковский сектор сейчас не в лучшей форме, но в долгосрочной перспективе есть поводы для оптимизма. С учетом полной интеграции банковского сектора в международную финансовую систему, а также направления в стану иностранного капитала, можно рассчитывать на его ускоренное восстановление. Одним из условия является отмена санкций. Кроме того, России необходимо избавляться от так называемой «сырьевой» зависимости и развивать не связанные с нефтью сферы. Экономическая модель, ориентированная только на одну отрасль, ограничивает долгосрочный потенциал роста в стране. Более диверсифицированная экономика, в меньшей степени зависимая от продажи нефти, также будет способствовать укреплению банковского сектора, который сможет полагаться на другие источники роста в случае кризиса. Конечно, это долгосрочный проект, но его нужно начинать как можно скорее.
- Во-вторых, роль России в мировой банковской системе еще невелика. По мере роста ВВП и экономики банки будут укреплять свои позиции на международной арене. Необходимо развивать финансовую инфраструктуру страны, переходить на международные стандарты отчетности и применять лучшие мировые практики в области регулирования банковской отрасли.
- В-третьих, страны становятся членами международных организаций как кредитополучатели, как участники управления, как главные акционеры, которые стремятся увеличить свое влияние на целевое использование займов, рассматривая их, как прибыльные инструменты.
Источник