Валютное законодательство в России и за рубежом: от монополии к регулированию — и обратно? (И.В. Хаменушко, В.В. Кораблин, «Законодательство», N 11, ноябрь 2014 г.)
Валютное законодательство в России и за рубежом: от монополии к регулированию — и обратно?
Вначале 2014 г. в России произошло событие, усилившее общий интерес к вопросам валютной политики: курс рубля по отношению к доллару США резко снизился. Падение составило около 7% только за январь*(1). Это событие произошло на фоне ускорения утечки капитала из страны. По итогам 2013 г. наблюдался значительный рост вывоза капитала, превысивший, по одной из не самых пессимистических оценок, аналогичные показатели 2012 г. на 10 млрд. долл.*(2)
Аналогичные процессы происходят во многих зарубежных странах, где также наблюдаются обесценивание национальных валют и значительный отток капитала. Например, за январь 2014 г. отток средств с рынков акций развивающихся стран достиг 12,2 млрд. долл.*(3)
В связи с этим возникает далеко не новый вопрос: достаточно ли существующих мер экономической валютной политики для защиты национальной валюты, не следует ли подкрепить экономические стимулы временным восстановлением тех или иных административных барьеров?
Напомним, что в России с 2007 г. действует правовой режим совершения валютных операций, который можно определить как мягкое валютное регулирование*(4). Практически любые валютные операции разрешены, по крайней мере международные. Единственное условие купли-продажи иностранной валюты — это совершение сделки через уполномоченный банк. Сохранено правило репатриации валютной выручки, но обязательная продажа иностранной валюты за рубли полностью отменена.
Предпринятое в настоящей статье сравнение российского опыта в данной сфере с опытом Китая, Венесуэлы и Аргентины вызвано, таким образом, далеко не праздным любопытством. Все страны мира так или иначе сталкиваются с проблемами надежности своих валют. Есть страны, валюты которых на определенном этапе истории одерживают верх в международной конкуренции валют, получая всеобщее признание в качестве «мировых денег» или мощных региональных валют (доллар США, японская йена). К этой категории относится и евро — валюта стран — участниц Европейского валютного союза. Такие страны могут позволить себе не прибегать к внеэкономическим мерам валютного регулирования и даже декларировать, как США, отказ от всякого активного вмешательства в работу валютного рынка. Валюта таких стран стабильна в силу широкого спроса на нее, создаваемого внутренним и внешним рынком, а значит, им можно обойтись без валютного регулирования. По этой причине отечественное валютное регулирование не получится сравнить с аналогичными институтами США, стран Западной Европы или Японии, которые отказались от валютных ограничений в 80-е годы XX в.
Но большинство стран мира, в том числе Россия, находятся в ситуации, когда национальная валюта имеет хождение только на внутреннем рынке*(5). Их валюта с большими или меньшими трудностями может конвертироваться в иностранную валюту для международных платежей. Но курс такой замкнутой валюты нестабилен из-за множества причин: внутренних и внешних, экономических и политических. Национальная валюта нуждается в дополнительной защите со стороны государства, иначе в условиях свободной конкуренции она рискует проиграть раньше, чем сможет опереться на растущую национальную экономику и начать завоевывать международный валютный рынок.
Защита национальной валюты государством обычно состоит в проведении экономических и юридических мер валютной политики, но может доходить до крайности — валютной монополии. В этом случае государство полностью исключает действие рыночных механизмов, запрещая валютные операции негосударственным субъектам.
Поскольку Россия решает те же задачи в валютной сфере, что и большинство других стран, следует разобраться, уникален ли наш российский опыт правового регулирования валютных операций, существенно ли отличается валютное законодательство зарубежных государств, находящихся в сопоставимых экономических условиях, совпадает ли направление развития валютного законодательства России и зарубежных стран.
Речь пойдет преимущественно о юридическом блоке валютного регулирования, поскольку экономические меры валютной политики составляют предмет исследования специалистов в области экономики и финансов, а не юристов.
Из множества стран для изучения были выбраны три по следующим соображениям:
Китай дает позитивный пример последовательного эволюционного движения от валютной монополии к жесткому, а затем мягкому валютному регулированию, и в этом китайский опыт наиболее близок к российскому;
Венесуэла, напротив, — пример сохранения валютной монополии;
Аргентина — пример жесткого валютного регулирования, применяемого, в отличие от Китая, без видимого позитивного результата.
Забегая вперед, сразу скажем: чем либеральнее валютное законодательство, тем лучший эффект оно дает с точки зрения обеспечения защиты национальной валюты. Чем меньше регулирования, тем лучше работает система. Этот парадокс объясняется просто: валютное регулирование — не причина, а следствие конкретного явления — ослабления национальной валюты; это лекарство, в котором нуждается слабая экономика, и надобность в нем отпадает по мере оздоровления ситуации.
Не следует ждать от валютного регулирования чудес. Оно помогает оградить национальную валюту от конкуренции, но не гарантирует победы в конкурентной борьбе.
Китайская Народная Республика
1. Нормативная база
Особенность нормативно-правовой базы валютного регулирования в КНР заключается в том, что основной нормативный акт, регулирующий вопросы валютного регулирования, издан органом исполнительной власти — Государственным советом (в Российской Федерации валютные ограничения устанавливаются на основе базовых норм закона*(6)). Текущее регулирование валютных операций также осуществляется на уровне исполнительной власти — Управлением валютного регулирования при Государственном совете КНР.
Основным нормативным актом КНР, посвященным вопросам валютного регулирования и валютного контроля, являются Нормы и правила КНР «О валютном регулировании», утвержденные постановлением Государственного совета КНР от 26 января 1996 г. N 193 (далее — Нормы и правила). Значительные изменения были внесены в Нормы и правила 14 января 1997 г. и 1 августа 2008 г.*(7)
Народный банк КНР*(8) не наделен полномочиями для осуществления мер юридического валютного регулирования. Его задача состоит в осуществлении экономических мер при проведении денежно-кредитной политики. Среди прочего Народный банк КНР определяет курс национальной валюты (юаня) по отношению к доллару. В настоящее время Китай отказался от жесткой нормативной привязки курса юаня к курсу доллара. Однако Народный банк КНР ведет активную валютную политику, воздействует на рыночный курс, стремясь к некоторому понижению курса национальной валюты.
2. Валютные ограничения
Основными принципами действующего валютного регулирования КНР являются:
1) практически полная свобода совершения текущих валютных операций;
2) сохранение ряда ограничений по капитальным операциям;
3) сохранение валютного контроля, осуществляемого финансово-кредитными учреждениями (аналог агентов валютного контроля) и Управлением валютного регулирования (орган валютного контроля);
4) допустимость применения мер валютного регулирования в экстренных случаях в экономике.
Базовым валютным ограничением, как и в Российской Федерации, в КНР служит сосредоточение всех валютных операций в уполномоченных банках, точнее финансово-кредитных учреждениях, к которым относятся собственно уполномоченные банки и валютные брокеры. Это касается как проведения расчетов, так и конверсионных операций.
Ранее в КНР существовало еще одно универсальное (т.е. затрагивающее, прямо или косвенно, все валютные операции) валютное ограничение. Еще в 1980 г. в этой стране было принято временное положение о валютном контроле, введшее двойной курс юаня: один курс для экспортеров, продававших валюту государству; другой — для самого государства, по которому оно продавало валюту иным лицам*(9). Данное ограничение в части множественности курсов было отменено Госсоветом КНР в 1994 г., в отношении курса юаня применяется система управляемого плавания. Устанавливаемый Народным банком КНР курс юаня является единственным официальным курсом, согласно этому курсу осуществляется конверсия обязательств, выраженных в иностранной валюте. Однако уполномоченные банки, как и в Российской Федерации, не лишены права устанавливать свои курсы покупки и продажи валюты.
Ограничения по текущим международным операциям в стране отсутствуют (ст. 5 Норм и правил). Необходимо отметить, что КНР является членом МВФ с 1945 г. и присоединилась к разделу 2 ст. VIII Статей Соглашения МВФ, обязывающему не налагать ограничений на текущие операции.
Кроме того, отменены репатриация валютной выручки резидентами и ее обязательная продажа. Теперь возврат выручки на территорию КНР или оставление ее за собой (либо продажа через уполномоченный банк) осуществляется по решению резидента (ст. 9 Норм и правил).
Среди валютных ограничений валютных операций внутри страны можно назвать следующие.
1) Статьей 14 Норм и правил предусмотрено, что осуществление расходов в иностранной валюте осуществляется либо за счет собственной иностранной валюты, либо за счет валюты, приобретенной у финансово-кредитных учреждений на основании подтверждающих документов. Таким образом, для приобретения валюты как физическими, так и юридическими лицами требуются документы, подтверждающие необходимость иностранной валюты для предстоящих лицу платежей. Приобретение валюты в целях хранения формально не запрещено, однако не реализуемо с практической точки зрения. Такая мера, на наш взгляд, может рассматриваться как валютное ограничение, однако не слишком строгое, так как на приобретение валюты не требуется разрешения, приобретение валюты не запрещено, достаточно лишь документов, опосредующих операцию с валютой. Допускается приобретение валюты физическом лицом, выезжающим из КНР по частному делу, при предоставлении соответствующих документов.
2) Запрет обращения иностранной валюты на территории КНР, расчетов и установления цен в иностранной валюте (ст. 8 Норм и правил). Однако Государственным советом КНР могут предусматриваться случаи, когда такие расчеты допускаются, например на приграничных территориях*(10).
3) Купля-продажа иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки или специализированных валютных брокеров.
Если текущие валютные операции в КНР совершаются свободно (отчасти даже более свободно, чем в Российской Федерации, в связи с отменой требования репатриации валютной выручки), то регулирование операций движения капитала сохраняет рудименты режима жесткого валютного регулирования.
В КНР установлены следующие валютные ограничения для капитальных операций.
1) Согласно ст. 16 Норм и правил при осуществлении прямых инвестиций на территории КНР иностранные организации и частные лица после получения разрешения должны также зарегистрировать в Управлении валютного регулирования свою деятельность. Положением «Об осуществлении валютного контроля в отношении прямых инвестиций в КНР иностранных инвесторов» от 10 мая 2013 г. установлен перечень инвестиций, требующих предварительной регистрации.
2) Регистрация в Народном банке КНР также требуется для иностранных организаций в случае осуществления на территории Китая деятельности с ценными бумагами, выпуска и операций с производными финансовыми инструментами.
3) Резиденты, планирующие осуществлять инвестирование за пределами КНР, также должны оформить регистрацию.
4) Средства в иностранной валюте и юанях, полученные при конвертации иностранной валюты, на счете движения капитала должны использоваться по установленному назначению. Таким образом, для приобретения валюты при капитальных операциях представляются подтверждающие документы. После совершения операций резидент должен быть готов подтвердить факт целевого использования валюты органу валютного контроля.
5) Предоставление банковским учреждением кредита за рубеж, в том числе резиденту, осуществляется с согласия Народного банка КНР.
Действующее законодательство не устанавливает ограничений на открытие валютных счетов внутри страны или за ее пределами.
Отменена обязательная проверка источников валютных поступлений для компаний, желающих инвестировать за рубеж.
Специальных ограничений на валютные операции с офшорными юрисдикциями Нормы и правила не устанавливают.
Полученную в юанях выручку иностранные инвесторы вправе использовать для приобретения иностранной валюты, также они могут репатриировать ее за рубеж, но только через посредство финансово-кредитного учреждения, осуществляющего обмен и продажу иностранной валюты.
Особую значимость представляет активное использование юаня и иностранных валют в международных расчетах, закрепляемое в соответствующих нормативных документах (приводимые положения не являются валютными ограничениями, однако устанавливают правовой режим в отношении ряда операций).
КНР активно устанавливает со своими экономическими партнерами договорные взаимоотношения в части использования юаней в международных расчетах и иностранных валют при трансграничных платежах. Соглашением между Центральным банком РФ и Народным банком КНР от 22 августа 2002 г. «О межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах», а также протоколом к нему расчеты и платежи, связанные с торговлей в приграничных районах, между российскими банками, зарегистрированными в г. Благовещенске Амурской области, филиалами российских банков, зарегистрированными на этой территории, и китайскими банками, расположенными в ряде провинций КНР, а также расчеты и платежи туристических организаций, зарегистрированных на ряде территорий Российской Федерации или КНР, наряду с расчетами в свободно конвертируемых валютах могут осуществляться в рублях или юанях.
В соответствии с соглашением между Центральным банком РФ и Народным банком КНР от 23 июня 2011 г. «О расчетах и платежах» расчеты и платежи за товары и услуги между субъектами гражданских правоотношений Российской Федерации и КНР могут осуществляться как в свободно конвертируемых валютах, так и в национальных валютах двух стран.
3. Валютный контроль
Целями валютного контроля являются сбор статистической информации о совершаемых валютных операциях, проверка валютных операций на предмет соответствия закону и выявление нарушителей.
Основные методы валютного контроля: наблюдение, осуществляемое финансово-кредитными учреждениями, и проверка, проводимая как финансово-кредитными учреждениями, так и органами валютного контроля.
Нормы и правила детально описывают полномочия субъектов, осуществляющих валютный контроль в КНР. Исходя из объема полномочий Управление валютного регулирования можно назвать органом валютного контроля, а уполномоченные финансово-кредитные учреждения — агентами валютного контроля. Оговоримся, что в Нормах и правилах термины «органы валютного контроля» и «агенты валютного контроля», характерные для российского законодательства, не используются.
До недавнего времени в КНР действовал двойной валютный контроль: отчеты о валютных операциях, помимо финансово-кредитных учреждений, опосредующих движение валютных ценностей, сдавали и сами участники валютных отношений. Теперь такое требование отменено.
Финансово-кредитные учреждения в КНР признаются агентами валютного контроля. При выявлении финансово-кредитными учреждениями, осуществляющими операции с иностранной валютой, противоправных действий клиентов с иностранной валютой они информируют об этом органы валютного регулирования (ст. 36 Норм и правил).
Указанные организации обязаны подавать в орган валютного регулирования (Управление валютного регулирования) информацию о платежах в иностранной валюте и об изменениях на счетах клиентов.
В основе валютного контроля в КНР лежат принципы законности всех операций и достоверности документов. Финансово-кредитные учреждения, осуществляющие валютные операции по поручению клиентов, продавая им валюту, должны принимать разумные меры для проверки документов, подтверждающих операции, а также их соответствие платежам в иностранной валюте. Орган валютного регулирования обеспечивает надзор и проводит проверку использования средств в иностранной валюте и в юанях, полученных при конвертации иностранной валюты, на счете движения капитала.
Для текущих операций также разработаны меры контроля финансово-кредитных учреждений за расходными операциями с использованием иностранной валюты. Такие расходы должны опираться на подтверждающие документы.
Законодательством предусмотрено право любого лица проинформировать орган валютного контроля о правонарушениях в сфере валютного регулирования (ст. 38 Норм и правил).
Нормами и правилами устанавливается ответственность за нарушение валютного законодательства, в том числе за использование иностранной валюты при расчетах на территории КНР; конверсионные операции в обход финансово-кредитных учреждений; самовольное изменение назначения использования средств в иностранной валюте или средств, полученных при конвертации иностранной валюты; проведение капитальных операций без соответствующих разрешений.
Существуют специальные положения об ответственности финансово-кредитных учреждений за непроведение разумной проверки достоверности документов, подтверждающих операции, а также их соответствие платежам в иностранной валюте при оформлении платежей по расчетным счетам; оформление платежей по счетам движения капитала в нарушение правил. За указанные нарушения законодательство предусматривает как административные взыскания (штрафы), так и привлечение к уголовной ответственности для физических лиц, а также лиц, облеченных должностными полномочиями.
4. Эффективность валютной политики
Цель защиты национальной валюты объективируется в виде конкретных задач, о решении которых свидетельствует достижение определенных количественных показателей. Прежде всего это стабильность курса национальной валюты, сохранение золотовалютных резервов и поддержание оптимальной структуры платежного баланса.
По нашему мнению, валютная политика КНР, сочетающая экономические меры, валютные ограничения и валютный контроль, демонстрирует довольно убедительный результат. На протяжении последних восьми лет, в течение которых действует управляемое плавание, наблюдается постепенное удорожание юаня по отношению к доллару США*(11). Интересно, что даже отказ от фиксированного курса юаня к доллару в 2005 г. не привел к резким колебаниям курса.
Отмена обязательной продажи валютной выручки в совокупности с отменой требования репатриации валютной выручки не привела, как можно было бы ожидать, к снижению золотовалютных резервов Народного банка КНР. Их величина в последние 10 лет растет и в 2013 г. составляла около 3,8 трлн. долл. США*(12). Полагаем, что Россия также могла бы последовательно двигаться в этом направлении. Ведь сохранение в нашем законодательстве требования репатриации выручки после отмены с 2007 г. обязательной продажи валютной выручки до некоторой степени утратило смысл.
Платежный баланс КНР характеризуется общим положительным сальдо, приток иностранной валюты в страну преобладает над оттоком как за счет торговых статей баланса, так и за счет операций с капиталом, сальдо составляет более 200 млрд. долл. США*(13). Заметим для сравнения, что положительное сальдо платежного баланса Российской Федерации сохраняется только благодаря перевесу экспортной выручки над платежами за импорт (положительное сальдо по счету текущих операций составляет примерно 29 млрд. долл. США). Напротив, баланс операций с капиталом дает отрицательный итог, который в 2013 г. едва не перевесил положительный итог внешнеторговых операций (около 28 млрд. долл. США)*(14).
Система юридических валютных ограничений отсекает спекулятивное давление на курс и препятствует оттоку капитала. В условиях экономического роста это позволяет Народному банку КНР успешно реализовать денежно-кредитную и валютную политику посредством рыночных инструментов.
Боливарианская Республика Венесуэла
1. Нормативная база
В Венесуэле особенностью нормативной базы является наличие валютно-правовых норм в ряде специфических нормативных актов. Помимо Законов Республики Венесуэла «О Центральном банке Республики Венесуэла» от 4 сентября 2001 г. и «О валютном регулировании» от 13 мая 2010 г.*(15) порядок регулирования и контроля за валютными операциями содержится в актах Комитета валютного контроля, а также соглашениях между Президентом и Центральным банком Республики Венесуэла.
Центральный банк Республики Венесуэла наделен максимальными полномочиями в области валютного регулирования*(16), в том числе в части определения курса национальной валюты по отношению к доллару. В отличие от КНР, где Народный банк в основном пользуется экономическими мерами регулирования и влияния на курс валюты, в Венесуэле курс боливара по отношению к доллару устанавливается на фиксированном уровне в размере 6,3 боливара за один доллар США (действует с 2013 г., ранее был установлен курс в размере 4,3 боливара за один доллар США). Центральный банк Республики Венесуэла в силу жесткого установления курса боливара не пользуется экономическими рычагами, воздействуя на валютный курс и объемы валютных резервов исключительно административными мерами.
Можно отметить зависимость Центрального банка Республики Венесуэла от исполнительной власти. Так, Центральный банк должен заключать соглашения с Президентом Республики Венесуэла, а также согласовывать свою валютную политику с исполнительной властью.
Основными нормативными актами, регулирующими вопросы валютного регулирования и контроля, служат упомянутые Законы Республики Венесуэла «О Центральном банке Республики Венесуэла» и «О валютном регулировании».
Главным принципом валютного законодательства в Венесуэле является провозглашение и поддержание валютной монополии, т.е. состояния, при котором единственным лицом, имеющим право на держание валютных ценностей, выступает государство. Однако в исключительных, установленных законом случаях оно может предоставлять ряду названных в законе субъектов валютные ценности для осуществления сделок, разрешаемых в индивидуальном порядке.
2. Валютные ограничения
Целью валютного регулирования*(17) согласно ст. 1 Закона Республики Венесуэла «О валютном регулировании» является выявление нарушений закона и наложение санкций. Указанные цели характерны для валютного контроля как составляющей части валютного регулирования, которое преследует более масштабные цели: обеспечение устойчивости валютного рынка и защиту национальной валюты*(18).
Основным валютным ограничением является валютная монополия как таковая, т.е. ограничение круга субъектов, имеющих право совершать валютные операции.
Тем не менее есть и иные правила, из которых самое универсальное — установление Центральным банком Республики Венесуэла курса валюты. Этот курс:
а) фиксирован, не зависит от текущей экономической ситуации;
б) обязателен для всех лиц, допущенных к совершению валютных операций;
в) дифференцирован для разных операций (политика множественности валютных курсов).
Такой подход к установлению курса валюты принципиально отличается от российского. Банк России определяет единый официальный курс, который ни фиксированным, ни обязательным при совершении валютных сделок не является, хотя и подлежит применению при пересчете валютных требований и обязательств в рубли для целей бухгалтерского и налогового учета.
Политика множественности валютных курсов заключается в том, что в стране официально применяется двойной валютный курс. Первый валютный курс (6,3 боливара за один доллар США) доступен только импортерам жизненно необходимых товаров. Второй валютный курс (около 11,3 боливара за один доллар США) применяется во всех остальных предусмотренных Центральным банком Республики Венесуэла случаях, например для туристов, приобретающих валюту для выезда за рубеж. Насколько мы можем судить, второй курс зафиксирован не вполне жестко и колеблется вокруг заданного значения в ходе проводимых валютных аукционов Центрального банка Республики Венесуэла*(19).
Проведение валютных операций в Республике Венесуэла сосредоточено в Комитете валютного контроля и Центробанке: первый дает соответствующее разрешение, второй осуществляет необходимые расчеты и конверсионные операции.
В стране отсутствует деление валютных операций на капитальные и текущие, в связи с установлением валютной монополии все валютные операции имеют одинаковый правовой режим их осуществления.
Приобретение иностранной валюты для осуществления валютных операций допускается по разрешению Центробанка или Комитета валютного контроля по фиксированному курсу и только на определенные законодательством цели. Проведение любой валютной операции, за исключением ввоза определенного размера валюты и операций с ранее приобретенной валютой (приобретаемой на основании разрешения и под контролем Комитета валютного контроля), требует разрешения.
Закон предусматривает репатриацию и обязательную продажу валютной выручки экспортерами за боливары по фиксированному курсу.
Приобретение валюты на нужды предпринимательской деятельности, как было отмечено, возможно на основании разрешения, а ее использование допускается только на цели, указанные в выданном разрешении.
Жесткое регулирование установлено и в отношении валютных операций физических лиц. Хранение иностранной валюты в целях накопления не допускается, как и использование в расчетах любой валюты, кроме боливара. Физические лица — резиденты приобретают валюту только в случае выезда за рубеж в туристических целях. В указанной ситуации резидент подает заявление и подтверждающие документы в Комитет валютного контроля, осуществляющий проверку обоснованности прав резидента на приобретение валюты. Даже при наличии достаточных оснований резидент имеет право на получение валюты лишь в строго ограниченном количестве. По возращении в Венесуэлу резидент должен продать неиспользованные или полученные валютные средства.
Законодательство требует обязательного декларирования валюты, ввозимой или вывозимой из страны, в сумме более 10 тыс. долл. США или эквивалентной суммы в иной валюте.
В связи с наличием валютной монополии законодательство не предусматривает право резидентов открывать какие-либо валютные счета (говорится лишь об обязанности в период до вывоза средств для их использования хранить их в Центральном банке Республики Венесуэла).
3. Валютный контроль
Среди способов контроля необходимо упомянуть обязательное представление документов, подтверждающих необходимость приобретения валюты, а при продаже валюты — указывающих на источник получения валюты (по сути, это валютные ограничения на покупку валюты, установленные в форме правил контроля). Основным методом контроля является проверка установленных ограничений, проводимая Комитетом валютного контроля и Центробанком Республики Венесуэла последовательно до совершения операции (при выдаче разрешения), в процессе ее осуществления при расчетах и после совершения операции.
Валютный контроль в Венесуэле тесно переплетается с таможенным контролем над перемещением валюты через границу. В настоящий момент на межгосударственном уровне власти Венесуэлы планируют заключение международного соглашения со своими географическими соседями, которое будет направлено на предотвращение попыток продажи резидентами Венесуэлы иностранной валюты, купленной в Венесуэле*(20).
В Законе Республики Венесуэла «О валютном регулировании» немало статей посвящено установлению различных видов административной и уголовной ответственности за нарушения в валютной сфере. Это нормы о нарушении порядка совершения валютных операций, а также о придании валютным средствам видимости иного происхождения, отличающегося от реального, даже если они получены законным путем. Законодательством предусмотрены особые составы правонарушений, направленные на борьбу с черным рынком.
Так, защита валюты Республики Венесуэла осуществляется путем установления штрафов за распространение информации любым способом о котировках валют, отличных от официально заявленного курса. Любая покупка, продажа или аренда товаров и услуг, оцениваемых в валюте, равно как и предложение совершить указанные действия, является правонарушением.
Установлен административный штраф за отказ принять боливар в качестве средства платежа по сделке.
Уголовная ответственность предусмотрена для физических лиц за совершение валютных правонарушений в особо крупных размерах.
4. Эффективность валютной политики
Провозглашенная в ст. 5 Закона Республики Венесуэла «О Центральном банке Республики Венесуэла» цель — стабильность цен и стоимости валюты — достигается посредством фиксированного курса валюты. Защита национальной валюты обеспечивается мерами валютного регулирования, однако, несмотря на это, валюта Венесуэлы все равно постепенно теряет свою стоимость, что влечет пересмотр фиксированного курса национальной валюты (в 2010 г. курс боливара был девальвирован властями с 2,15 боливара до 4,3 боливара за один доллар США, а в 2013 г. — уже до 6,3 боливара за один доллар США; затем последовало установление второго курса 11,3 боливара за один доллар США в 2014 г.).
Фиксированный (тем более двойной) курс валюты стимулирует возникновение теневого валютного рынка, на котором курс национальной валюты существенно ниже официального. Так, по сведениям отечественных СМИ, на черном рынке в Венесуэле за один доллар США дают 57 боливаров*(21).
Платежный баланс страны демонстрирует положительное сальдо текущих операций (за счет существенного объема экспорта нефтепродуктов из страны). Парадоксально, но, несмотря на жесткий режим валютной монополии, иностранная валюта уходит из страны — именно отрицательное сальдо по капитальным операциям дает общее отрицательное сальдо по балансу в целом примерно в размере 5 млрд. долл. США*(22).
В условиях нерыночного формирования курса золотовалютные резервы Венесуэлы стабильны и составляют около 30 млрд. долл.*(23)
Нельзя не отметить позитивные для Венесуэлы изменения в области международных расчетов. В настоящий момент в Латинской Америке существует региональный торговый и валютный союз — Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America (включающий ряд стран Латинской Америки и Карибского бассейна), страны-участницы которого приняли решение об использовании в международных безналичных платежах между центральными банками единой валюты — сукре.
Существующая валютная модель Венесуэлы имеет много общего с режимом валютной монополии в СССР 1937-1989 гг. Как и в СССР, относительная стабильность национальной валюты до определенного момента маскирует наличие серьезных проблем, которые дают о себе знать в виде дефицита платежного баланса и существования черного рынка.
1. Нормативная база
Основные правовые нормы валютного регулирования содержатся в нормативных актах Правительства, Министерства экономики и Центрального банка Аргентины.
За последние двадцать лет Аргентина несколько раз меняла тип валютного регулирования, действующего в стране: от мягкого регулирования переходила к максимально жесткому и обратно.
С 2001 г. по настоящее время действует тенденция к ужесточению валютного регулирования (в России — ровно наоборот). Причиной изменений являются серьезные экономические проблемы страны, а также непрекращающееся обесценение национальной валюты (с 5 песо за один доллар США в феврале 2013 г. курс вырос до 7,8 песо за один доллар США в феврале 2014 г.*(24)), истощение валютных резервов*(25) страны и массовый отток капиталов. Попытки пересмотра валютного режима до сих пор не принесли позитивных результатов.
В 1991 г. был принят Закон Республики Аргентина «О конвертируемости», жестко привязавший национальную валюту к доллару*(26), а также допустивший на территории страны свободное обращение валют, предполагавшее, что любой желающий вправе приобрести или продать валюту.
Однако в начале 2000-х годов Центральным банком Аргентины*(27), активно осуществляющим как экономические, так и административные меры в области валютной политики, по согласованию с Правительством Аргентины было принято решение резко ограничить обращение иностранных валют, а также ввести управляемое плавание курса национальной валюты.
Основными нормативными актами в сфере валютного регулирования являются постановление Правительства Аргентины от 9 июня 2005 г. N 616/2005, резолюция Министерства экономики Аргентины от 28 июня 2005 г. N 365/2005 и многочисленные разъяснения Центрального банка, уточняющие или дополняющие указанные правовые акты*(28).
Главные принципы валютного регулирования: запрет свободного использования иностранных валют на внутреннем рынке, целевой характер приобретения иностранной валюты и обязательная «заморозка» средств по капитальным операциям.
2. Валютные ограничения
Среди универсальных валютных ограничений отметим знакомую по Венесуэле множественность валютных курсов. Это двойной валютный курс: официальный валютный курс (используется большинством субъектов и отраслей, устанавливается Центробанком, по нему должно осуществляться подавляющее большинство конверсионных операций) и льготный курс (предназначен для ряда импортеров и экспортеров).
Расчеты по валютным операциям, а также конверсионные операции могут проходить только через уполномоченные банки.
Основным ограничением текущих операций является правило о том, что приобретение иностранной валюты резидентами возможно только при представлении подтверждающих документов, являющихся основанием для платежа, с разрешения Налогового управления Республики Аргентина. При этом для физических лиц введено дополнительное ограничение: приобретение валюты допускается исключительно в туристических целях при наличии подтверждающих документов.
Действующее валютное законодательство Аргентины крайне жестко регулирует капитальные операции. В определенных аспектах оно похоже на валютное законодательство Российской Федерации в период 2003-2007 гг., например, в части требований о предварительной регистрации трансграничных денежных переводов, а также резервирования сумм в уполномоченных банках при осуществлении валютных операций.
В отношении любых трансграничных денежных переводов, которые влекут или могут повлечь за собой денежное обязательство резидента по выплате средств в иностранной валюте, установлено требование об их обязательной предварительной регистрации в Центральном банке. Таким образом, по сути, любая капитальная операция требует обязательной регистрации в Центробанке страны.
Средства, поступившие в Аргентину по капитальным операциям, в том числе для осуществления инвестиций, приобретения песо или связанные с внешней задолженностью резидента и зачисленные на банковские счета, должны находиться на внутреннем валютном рынке на счете в банке не менее чем в течение 365 календарных дней (так называемый период отсрочки) вне зависимости от порядка расчетов между сторонами. Только по истечении указанного периода поступившие валютные средства могут вновь быть выведены из страны.
Установлено требование о резервировании (зачислении на специальный беспроцентный депозит в банке) 30% валютных средств, ввезенных в Аргентину для осуществления инвестиций или предполагаемых к уплате резидентами по валютным операциям. Указанный депозит размещается в долларах США на счете в банке на 365 дней, на него не начисляются проценты, и он не может быть использован в качестве какого-либо обеспечения.
Для проведения капитальных операций также устанавливается разрешительный порядок приобретения иностранной валюты.
Что касается валютных операций внутри страны, то в отношении них также введено довольно жесткое регулирование. Валютные операции между резидентами запрещены, расчеты с использованием валютных ценностей не допускаются, валютнообменные операции могут быть осуществлены только через уполномоченные банки на основании, как отмечено ранее, разрешения Налогового управления Республики Аргентина.
Помимо этого законодательством установлен налог в размере 35% на приобретение иностранной валюты физическими лицами, а также на расчеты пластиковыми картами физическими лицами за рубежом.
Законодательство Аргентины предусматривает обязательную репатриацию полученных валютных средств и их последующую продажу на внутреннем валютном рынке. Постановлением Правительства Аргентины от 25 октября 2011 г. N 1722/2011 установлены обязательная репатриация и продажа валютной выручки для всех резидентов вне зависимости от отрасли экономики*(29).
Допускается оставление экспортером полученной валютной выручки, если указанная сумма будет направлена на погашение долга перед иностранным банком в случае привлечения кредита, позволившего увеличить производство товаров на экспорт. Это обстоятельство должно быть доказано экспортером Центральному банку.
Открытие валютных счетов резидентами допускается, но с разрешения Центробанка Республики Аргентина. Также разрешено открытие нерезидентами счетов в национальной валюте.
Не допускается открытие счетов за рубежом в иностранных валютах, а также валютных счетов нерезидентов.
Вывоз или ввоз иностранной валюты свыше 10 тыс. долл. США требует разрешения Центрального банка и может осуществляться только через уполномоченные финансово-кредитные учреждения.
Законодательство Аргентины специально устанавливает требования о получении предварительного одобрения Налогового управления в отношении платежей в страны, признаваемые офшорными юрисдикциями.
3. Валютный контроль
Основной целью валютного контроля определено пресечение возможных нарушений валютного законодательства, контроль за оборотом валюты и привлечение к ответственности нарушителей. Ключевым методом валютного контроля выступает проверка. Органами валютного контроля (вновь воспользуемся отечественной терминологией) являются Налоговое управление и Центральный банк, а агентами валютного контроля — уполномоченные финансово-кредитные учреждения.
В Аргентине принят специальный закон, устанавливающий ответственность за нарушение требований валютного законодательства. Ответственность наступает за нарушение порядка совершения валютных операций (совершение сделок не по официальному курсу; приобретение валюты без разрешения или минуя уполномоченный банк; нарушение требований об обязательной продаже валютной выручки; нарушение порядка, установленного для совершения капитальных операций). За повторное совершение правонарушения для физических лиц может наступить уголовная ответственность.
4. Эффективность валютной политики
Как показывает практика, применяемые меры валютной политики не позволяют остановить падение курса песо по отношению к доллару США*(30); продолжается уменьшение золотовалютных резервов страны, расходуемых для поддержки курса национальной валюты*(31), проявилась тенденция к сокращению положительного сальдо текущих операций платежного баланса*(32).
Получается замкнутый круг: жесткие меры валютного регулирования позволяют немного наполнить валютные резервы страны, однако не в состоянии остановить бегство капитала из Аргентины; доступ инвестиций в страну затруднен; получаемые валютные резервы используются на поддержку национальной валюты. Иными словами, применяемые меры валютного регулирования не дают необходимого результата, позволяя лишь замедлять падение курса национальной валюты. Получается, что жесткое регулирование в рассматриваемой сфере оказывают лишь негативное влияние на курс валюты, подрывая доверие к национальной экономике и валюте.
Проведенный анализ показал, что существующий в Российской Федерации правовой режим валютного регулирования имеет наибольшее количество общих черт с валютным режимом КНР. Однако в КНР, в отличие от России, последовательно отменены все ограничения текущих валютных операций (в том числе репатриация экспортной валютной выручки) при сохранении ограничений движения капитала.
Сбалансированное валютное законодательство КНР позволяет государству получить все выгоды от развития частной инициативы, исключив негативное влияние сугубо спекулятивных валютных операций. Напротив, жесткий режим валютной монополии Венесуэлы, позволяя заморозить ситуацию на валютном рынке, не дает экономике страны свободно развиваться. Пример Аргентины в тройке образцов для сравнения, по нашему мнению, наихудший. Он сочетает все недостатки отказа от свободной экономики со всеми недостатками слабой валютной политики, не достигающей своих целей.
Представляется, что России не следует перенимать опыт Аргентины и тем более Венесуэлы, возвращая валютную монополию. В то же время опыт КНР заслуживает детального изучения.
1. Брюков В.Г. Реформирование системы валютного регулирования КНР // Международные банковские операции. 2010. N 1.
2. Законодательство Боливарианской Республики Венесуэла: В 3 т. М., 2012. Т. 2.
3. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебно-практическое пособие. М., 2013.
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового
права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
аспирант кафедры финансового права юридического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова МГУ им. М.В. Ломоносова
«Законодательство», N 11, ноябрь 2014 г.
*(2) http://www.cbr.ru/statistics/; http://www.rosbalt.ru/business/.
*(3) http://forbes.ua; http://www.forbes.ru/finansy/rynki/.
*(4) Деление валютного регулирования на мягкое и жесткое достаточно условно. Упрощенно можно сказать, что жесткое ближе к валютной монополии и валютные операции запрещены, если иное не установлено законом; в мягком регулировании, напротив, запреты являются исключением из правила, этот режим ближе к свободному совершению валютных операций. Подробнее см.: Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность. М., 2013. С. 45-48.
*(5) Оговоримся, что в случае с Россией ситуация сравнительно неплоха: рубль фактически используется во внешнеторговых расчетах со странами ближнего зарубежья, а недавние нормативные изменения направлены на расширение сферы применения рубля в качестве валюты международных расчетов при экспорте.
*(6) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Ст. 5 // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
*(8) Это центральный эмиссионный банк. Народный банк КНР осуществляет свою деятельность под руководством Госсовета КНР согласно Закону КНР «О Народном банке КНР», наделен властными функциями, в том числе в сфере регулирования денежного обращения и надзора за иными кредитными организациями, осуществляет эмиссию национальных денежных знаков — юаней.
*(9) См. об этом: Брюков В.Г. Реформирование системы валютного регулирования КНР // Международные банковские операции. 2010. N 1.
*(10) Так, в соответствии с Правилами осуществления валютного контроля в зонах специального таможенного контроля от 23 апреля 2013 г., изданными Управлением валютного регулирования, расчеты по сделкам между организациями, находящимися в пределах зоны специального таможенного контроля, могут осуществляться в юанях или в иностранной валюте (см.: http://cnlegal.ru).
*(13) http://www.economywatch.com/economic-statistics/China/; http://www.b24.am/ru/economy/.
*(15) Законодательство Боливарианской Республики Венесуэла: В 3 т. М., 2012. Т. 2.
*(16) Центральный банк Республики Венесуэла, помимо прочего, осуществляет эмиссию национальной валюты — боливара.
*(17) Термин «валютное регулирование» применительно к законодательству Республики Венесуэла в настоящей статье мы использовали вслед за переводчиками издания «Законодательство Боливарианской Республики Венесуэла» (М., 2012). Однако в российской правовой терминологии наиболее близким по смыслу является термин «валютный контроль», так как именно целью валютного контроля является обеспечение законности в валютной сфере, в том числе выявление нарушений и наложение санкций.
*(18) Преамбула, а также ст. 22, 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859; Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (утратил силу). Ст. 10 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.
*(19) О двойном курсе и черном рынке см., напр.: http://www.banki.ru.
*(23) http://forexaw.com/; http://ru.wikipedia.org/.
*(26) Согласно Закону «О конвертируемости» устанавливался курс 10 тыс. аустралей за один доллар США. В конце 1991 г. была произведена замена аустралей на новое конвертируемое песо из расчета 10 тыс. аустралей за 1 новый песо. Тем самым курс валюты Аргентины был приравнен к доллару США.
*(27) Эмиссию национальной валюты осуществляет Центральный банк Аргентины, одной из функций которого согласно Закону Аргентины «О Центральном банке» является поддержание устойчивости национальной валюты. Для решения этой задачи Центральный банк осуществляет периодические валютные интервенции на валютном рынке.
*(29) Ранее для ряда отраслей, таких как горнодобывающая, нефтяная и газовая, были предусмотрены льготы в виде сниженного размера валютной выручки, подлежащей репатриации и продаже.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Хаменушко И.В., Кораблин В.В. Валютное законодательство в России и за рубежом: от монополии к регулированию — и обратно?
Khamenushko I.V., Korablin V.V. Monetary laws in Russia and abroad: from monopoly to regulation — and back?
В последнее время в связи с обесценением курса национальной валюты все более острыми становятся вопросы ее защиты и осуществления валютного регулирования. В связи с этим актуально изучение и сравнение подхода, сложившегося в Российской Федерации, с подходами, применяемыми в ряде стран, где также используются различные меры валютного регулирования. В качестве примеров для сопоставления выбраны страны, использующие различные методы ведения валютной политики и поддержки национальной валюты: КНР, Венесуэла и Аргентина.
Due to the devaluation of national currency the questions of protecting national currency and monetary regulation are getting more acute. Therefore, it seems relevant to analyze and compare the Russian approach in monetary regulation and compare it with those applied in a number of countries which have adopted various measures of regulation. The author compares the methods used in China, Venezuela, and Argentina.
Ключевые слова: валютное регулирование; валютные ограничения; валютный контроль; уполномоченные банки; финансово-кредитные учреждения; Китайская Народная Республика; Республика Аргентина; Боливарианская Республика Венесуэла
Keywords: Monetary regulation, monetary restrictions, monetary control, authorized banks, financial institution, People’s Republic of China, Republic of Argentina, Bolivarian Republic of Venezuela
Валютное законодательство в России и за рубежом: от монополии к регулированию — и обратно?
И.В. Хаменушко — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
В.В. Кораблин — аспирант кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2014, N 11
Источник