Важнейшая функция для демократических странах

Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Понятие демократического государства

Демократическое государство — это государство, устройство и деятельность ко­торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

  • отдельные граждане, их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Читайте также:  Чемпионат страны по футболу 2019 2020

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей — выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы демократии

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Представительная демократия — осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Дру­гое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Феде­рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Источник

Раздел 1. Роль гражданского общества в демократическом государстве

Верьте, что преобразование может произойти

Вступление

В настоящем разделе раскрывается роль гражданского общества в демократическом государстве, указывается как и в чем гражданское общество может оказать помощь властям. В главе также описываются иные функции гражданского общества, направленные на обеспечение подотчетности государственных органов и гласности в деятельности органов власти. В главе подчеркивается важность информирования общественности в демократическом обществе, а также раскрывается незаменимая роль общественных объединений в обеспечении связи между гражданами и избранными должностными лицами.

1.1. Значение гражданского общества в демократическом государстве

Сильное гражданское общество, базирующееся на принципах плюрализма, способное объединить широкие слои населения, является критически важным фактором в демократическом преобразовании государства. По мнению Ларри Даймонда, «гражданское общество выполняет множество других важнейших функций для демократического развития и объединения демократических сил». К числу таких функций относятся:

— ограничение власти чиновников, в том числе контроль и борьба с правонарушениями власть предержащих;

— контроль за соблюдением прав человека и укрепление законности и правопорядка;

— наблюдение за выборами, обеспечение более высокого уровня демократии, повышение доверия к демократическому процессу;

— правовое воспитание граждан, разъяснение их прав и обязанностей;

— создание общей атмосферы гражданской выдержки и гражданского участия в жизни страны;

— вовлечение различных общественных групп и движений в политический процесс, повышение их активности в защите общественных интересов;

— выработка альтернативных способов повышения уровня общественного благосостояния, отличных от бюджетного финансирования;

— обеспечение гласности и плюрализма путем информирования общественности, последовательности в проведении экономических и политических реформ.

Даймонд также поясняет, что «там, где общественные гражданские организации добиваются уважения и доверия к себе со стороны различных политических сил, там они способны стабилизировать положение, а иногда и спасти демократию в кризисной ситуации». В качестве примера он приводит ситуацию, сложившуюся в Центрально-Африканской Республике, где негосударственная организация Центрально-африканская лига по правам человека сыграла решающую роль посредника в двух армейских восстаниях в 1996 г.

Во время первого армейского бунта . Центрально-африканская лига по правам человека выступила в качестве главного посредника между военными повстанцами и правительством, «разрабатывая протоколы (чтобы обеспечить выплату денежного содержания солдатам) и, в конечном итоге, убедила солдат сложить оружие». Второе и более серьезное восстание приняло форму попытки военного переворота. Оно грозило не только демократии, но и могло перерасти в гражданскую войну, поскольку сопровождалось этническими конфликтами, разделением сил внутри армии, вооружением населения, требованиями отставки президента, а также мародерством и насилием над гражданским населением. Несмотря на то, что данное восстание в конечном счете было подавлено благодаря введению французского военного контингента, политическое решение конфликта, во многом, было достигнуто, благодаря открытой поддержке Центрально-африканской лиги за права человека правящего режима и посреднической роли этой организации в переговорах между правительством и повстанцами.

Способность Центрально-африканской лиги по правам человека выступить в качестве защитника демократии обусловливается ее последовательно нейтральной и объективной позицией и общепризнанным мнением о моральной чистоплотности, которое сложилось об организации за пять лет борьбы за демократию.

При переходе к демократическому обществу различные страны сталкиваются с самыми разными проблемами. Практически во всех случаях гражданские общественные организации могут внести значительный вклад в укрепление жизнестойкости демократии, повышение уровня общественного сознания и даже предотвращение злоупотреблений и нарушений закона власть предержащими (частично, за счет разоблачений и документальных подтверждений таких правонарушений). Испытывая на себе постоянное давление, угрозы, подвергаясь арестам и риску физической расправы, группы защиты прав человека и другие гражданские организации мужественно продолжают борьбу за демократию.

1.2. Как гражданское общество может помочь властям

Данное пособие разработано для общественных объединений, вовлеченных в процесс демократического преобразования в Российской Федерации, которые совместно с другими членами гражданского общества могут сыграть важную роль в поддержке органов власти на местном уровне, на уровне субъектов Федерации, а также на федеральном уровне.

Гражданское общество объединяет в своих рядах большую часть демократически настроенного населения страны. Это «я и вы», люди, не занимающие выборные должности, а именно: студенты, члены клубов, объединений, религиозных организаций и спортивных обществ. В странах с сильными авторитарными режимами грань между властями и гражданским обществом практически размыта. Можно привести множество хорошо известных примеров, когда гражданского общества (то есть, организаций и объединений, не созданных по инициативе властей или не связанных с ними) практически не существует.

Обращаясь к истории демократического развития на африканском континенте, например, Даймонд предупреждает, что:

Одной из наиболее серьезных угроз демократии . является интенсивная политизация общественной жизни. Государство было настолько централизованным и вездесущим при распределении материальных благ, необходимых населению, что каждое крупное объединение или организация отчаянно стремилась получить доступ к власти, либо пыталась захватить власть. Практически все крупные группировки (политические и общественные) задавались вопросом: что можно получить от политической системы, и не спрашивали себя, что можно сделать для того, чтобы обеспечить справедливость этой системы. Что жизненно необходимо в таких обстоятельствах, — это нейтральные, пользующиеся доверием арбитры и наблюдатели, стремящиеся обеспечить чистоту и справедливость процесса, незаинтересованные в каком-либо конкретном исходе, не являющиеся сторонниками какой-либо партии, фракции или политического деятеля.

В такой ситуации, власти сталкиваются с задачей, как обеспечить предоставление всех или большей части материальных благ своим гражданам. Сложная задача даже для самых богатых стран! Неизбежно складывается ситуация, когда ресурсы становятся ограниченными, и людям приходится либо не иметь ничего, либо получать значительно меньше того, что они хотели бы иметь или что им просто необходимо, а довольствуются только тем, что власти способны предоставить им. При этом есть все основания полагать, что власти заинтересованы в сотрудничестве с каждым, кто способен обеспечить население необходимыми товарами и услугами, именно такую цель и ставит перед собой гражданское общество.

Гражданское общество способно сыграть выдающуюся роль в общественной жизни, приняв на себя часть бремени, лежащего на властях, и помочь им донести товары и услуги до простых граждан.

Несмотря на то, что в данном разделе мы уделяем особое внимание гражданским общественным организациям и их роли в демократическом развитии, необходимо отметить, что гражданское общество также играет ключевую роль во всех областях общественного развития и оказания помощи неимущим и малоимущим слоям населения. Программы здравоохранения, образования, социальной защиты, развития спорта, искусства, бизнеса, — каждые из этих направлений являются различными аспектами деятельности негосударственных гражданских общественных организаций.

Как отмечает Даймонд, «Демократическое развитие требует, чтобы гражданское общество было не только простым наблюдателем, контролером и критиком действий властей, но также выражало свою лояльность и поддержку государству в тех областях, где оно привержено демократическим принципам».

Общественным непартийным объединениям в Российской Федерации предстоит сыграть заметную роль в происходящем экономическом и политическом реформировании страны.

Разумеется, существует большое количество проблем — многие люди работают по несколько месяцев, не получая зарплаты. Как бы люди не работали, получая за свой труд плату (хотя и дожидаясь ее месяцами) или на добровольных началах, каждый тем или иным образом вносит свою лепту, помогая стране продвинуться вперед к светлому будущему.

Во многих странах люди оказывают такую помощь pro bono , то есть на общественных началах или бесплатно. Даже в тех странах, где на благотворительные цели выделяется до 500 млн. долларов в год, миллионы людей отдают свое время и силы тому, чтобы обеспечить должную работу системы. Американский президент Джон Кеннеди, обращаясь к гражданам Америки, произнес незабываемую фразу: «Спросите, что ваша страна может сделать для вас, а также спросите, что вы сможете сделать для страны». Это обращение может быть адресовано к гражданам практически любой страны.

1.3. Информирование общественности в демократическом обществе

Если гражданское общество является основой демократического общества, то информирование общественности является процессом, обеспечивающим возможность гражданскому обществу видеть, слышать и чувствовать. «Информирование общественности» означает предоставление объективной, политически нейтральной информации о ходе избирательного процесса или о действиях властей, например, информация о правах и обязанностях при проведении выборов или о вопросах, обсуждаемых в правительстве. Общественные объединения могут обеспечить связь между властями и людьми, избравшими эти власти.

Открытая и постоянная связь жизненно необходима для того, чтобы люди видели, что власти подотчетны, а их действия открыты.

Информирование общественности позволяет людям понять, каким образом их жизни зависят от решения властей. Он показывает им, чего можно добиться, участвуя в избирательном процессе. Информирование общественности превращает демократию из мифа в реальность, дает возможность каждому почувствовать себя частью этого процесса, даже несмотря на то, что люди иногда могут быть обескуражены медленным ходом демократических преобразований.

Избиратели должны знать как свои права, так и обязанности в демократических государствах. Им необходимо иметь связь с теми людьми, за которых они голосуют и кому поручают представлять свои интересы. Они должны быть достаточно уверены, что их голос имеет значение на выборах, что они могут как в устной, так и в письменной форме заявить о своих взглядах на волнующие их вопросы.

Программа информирования общественности может предусматривать предоставление различных услуг и видов продукции своей деятельности. Она может быть посвящена разработке информационных материалов для новых избирателей или быть направлена на обеспечение явки избирателей. В период между выборами может быть создана инициативная организация, представляющая различные молодежные движения, или проведена парламентская наблюдательная кампания, направленная на получение информации о работе избранных должностных лиц. Общественные объединения могут также помочь избирательным комиссиям в подготовке посвященных выборам материалов или выделить им помощников на добровольных началах.

Без хорошо налаженной и четкой обратной связи с избирателями избранные должностные лица могут превратиться в ленивых и высокомерных чиновников. Даже в странах с глубокими демократическими традициями «народные избранники» часто отдаляются от людей, чьи интересы они представляют. Избиратели должны иметь возможность как требовать ответов на заданные ими вопросы, так и доводить информацию до выборных должностных лиц, которая поможет последним в принятии решений в области публичной политики. Большинство выборных должностных лиц не имеет большого аппарата для помощи в работе.

Информирование — это двухсторонний поток информации. Избирателям необходимо участвовать в информировании властей по наиболее важным для них вопросам и проблемам.

Наиболее сложная задача, стоящая перед общественными объединениями, заключается в предоставлении фактов и вопросов таким образом, чтобы общественность почувствовала потребность в информации, знала к кому обращаться и была готова участвовать в этом информационном процессе. Следующие разделы будут посвящены различным методам достижения этой цели.

Вопросы для обсуждения

Как бы вы определили гражданское общество в Российской Федерации?

Какие ведущие деятели и организации входят в ряды гражданского общества в Российской Федерации сегодня?

Поддерживают ли общественные объединения деятельность власти на федеральном и местном уровне? Каким образом?

Какую роль играют общественные объединения в информировании общественности?

Осложняет ли какой-либо аспект публичной политики доведение информации общественными объединениями?

Почему для групп с аналогичными интересами важно, чтобы выборные должностные лица знали, что такие группы представляют избирательный блок?

Кто является наиболее надежным, пользующимся доверием источником информации? Кто еще вовлечен в этот процесс, и почему успех таких организаций и деятелей не столь велик?

Автор: ИРИС
Форма выпуска: Брошюра

Источник

Оцените статью