Важность высшего образования для страны

Важность высшего образования для страны

Для современного человека высшее образование стало легкодоступным, в последние годы его получают около 70% выпускников школ. Несмотря на то, что сын или дочь в школе не показали высоких результатов в учебе, родители всеми правдами и неправдами стараются устроить свое любимое чадо в какой-нибудь ВУЗ, чтобы, получив высшее образование, у него была возможность устроиться на высокооплачиваемую престижную работу.

По мнению родителей, высшее образование дает гарантию светлого будущего и способствуют совершенствованию личности. На самом деле студенты, которые плохо учились в школе, не проявляют особого желания «грызть гранит науки» и в ВУЗе, поэтому перспективы дальнейшего трудоустройства для них выглядят весьма туманными.

Прежде чем принять решение поступить на дневной факультет ВУЗа, надо все хорошо продумать. Ведь обучение во многих ВУЗах отнимает 5 лет жизни, а в некоторых и больше. Так стоит ли столько времени жить на иждивении родителей, если есть возможность трудоустроиться и параллельно получить диплом о высшем образовании.

Каждая фирма заинтересована в хорошем работнике, если вы окажитесь одним из них, то можете даже рассчитывать на помощь работодателя по оплате вашего обучения. Много успешных людей долгое время работали без высшего образования, и только встав твердо на ноги, решились повысить свой уровень знаний. Бесспорно, высшее образование помогает открыть новые горизонты знаний и позволяет получить специальность.

Качество знаний, получаемых в ВУЗе, зависит не только от способностей самого студента, но и от уровня аккредитации высшего учебного заведения. Обычно выделяют дневную и заочную форму обучения. При дневной форме обучения ежедневно студент посещает занятия, а при заочной — приезжает в ВУЗ только во время сессии. По форме оплаты обучение в ВУЗе может быть контрактным или бюджетным. При бюджетной форме обучения за обучение студента платит государство, при этом каждый месяц ему выплачивается еще и стипендия.

Читайте также:  Страны для рекреационного туризма

Если же студент учиться на контрактной основе, то он сам оплачивает за обучение и стипендию ему никто не платит. Длительность обучения в ВУЗах также может быть разным. Во многих ВУЗах чтобы получить диплом бакалавра достаточно отучиться 4 года, если же есть желание стать магистром, то на занятия придется ходить 5 лет. Некоторые ВУЗы выдают диплом о высшем образовании только через 6 лет обучения. Например, чтобы стать врачом нужно учиться 6 лет.

Но вот наконец-то диплом о высшем образовании у вас на руках! Вы считаете его «волшебным» ключом, с помощью которого вам откроются все двери в новую и интересную жизнь? Диплом о высшем образовании на самом деле не помогает современному человеку в устройстве на работу. Он не является гарантией того, что вы будете востребованы, как хороший специалист, и будете получать высокую зарплату.

Сегодня уже никто не удивляется тому, что человек с красным дипломом ВУЗа торгует колбасой на рынке, занимается евроремонтом квартир или частным извозом. А есть и такие, кто закончил два института и не может найти работу ни по одной из этих специальностей. Работодатель при приеме на работу обращает внимание не на диплом, а на наличие опыта работы и хорошей рекомендации, на пол и возраст, на инициативность и целеустремленность.

Получить высшее образование, чтобы иметь просто диплом уже бессмысленно. Учиться в ВУЗе стоит только тем, кто готов получить не только знания, но и трудиться. Сегодня высшее образование — это не только набор заученного материала, но и знание, переломленное в практическую плоскость. Чтобы быть успешным человеком, прежде всего, нужно научиться общаться с людьми, быть компетентным и видеть ситуацию в контексте. Поэтому еще в стенах ВУЗа нужно научиться анализировать факты и делать выводы, искать пути для реализации своих способностей.

Значение диплома о высшем образовании для современного человека заключается в том, что он оказывается тем «плюсиком», который позволяет быть его обладателю на полшага впереди других претендентов на повышение должности или соискателей при поиске работы. Чтобы у вас не было горького разочарования о потраченных впустую годах, подумайте над тем, что высшее образование — это мерила духовного потенциала человека. По окончании высшего учебного заведения у вас уже другое мышление и поведение, а это тоже очень важно. Ведь человек не должен оценивать высшее образование, оперируясь только его материальной стороной, гордитесь тем, что вы теперь образованный человек.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам и элементам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального, политического и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное, непрерывное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу полного разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции — формировать созидающую силу, созидательные силы общества.

В отечественной науке вплоть до недавнего времени отвергалось само понятие «мировой кризис образования».

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Многие задумываются, правильно ли начинать реформы образования, в частности высшей школы, именно сейчас, в условиях столь сложной исторической ситуации в России? Встает вопрос, нужны ли они вообще, ведь высшая школа России, бесспорно, обладает рядом достоинств по сравнению с высшими школами США и Европы? Прежде чем ответить на этот вопрос, перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:

  • она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;
  • по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;
  • отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;
  • традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективизируют недостатки отечественного высшего образования, в свое время рассматривавшиеся нами как его достоинства:

  • в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не «выпускаются» на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;
  • бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности; его статус, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;
  • чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;
  • усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;
  • тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;
  • вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;
  • изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии;
  • экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

Необходимо подчеркнуть, что Правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на достаточно успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

  • широкое развитие форм самоуправления;
  • прямое участие вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;
  • предоставление вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;
  • расширение академических свобод преподавателей и студентов.

В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства — научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук .

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

  • единство федерального образовательного пространства;
  • открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

Источник

Роль и значение высшего образования в современной России

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Кривошапова Светлана Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

УДК 338

Одним из ключевых показателей оценки развития страны в настоящее время является индекс человеческого развития, в котором кроме уровня жизни и долголетия учитывается, также уровень грамотности и образованности населения исследуемой страны. На эти показатели, безусловно, оказывает влияние система высшего образования в стране, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества. Совсем недавно образование рассматривалось как сумма знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения в учебных заведениях и реже – самостоятельно. Сегодня, образование – это отрасль экономики, хозяйства страны, которая включает в себя организации, учреждения, предприятия, обеспечивающие обучение, передачу знаний, выпуском учебной литературы. Так насколько же ценна система образования на сегодняшний день для нашей страны?

Актуальность данной проблемы состоит в том что, высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадров, а также развитии целостной, творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики страны. На данный момент, оценка уровня развития страны определяется, также образованностью её граждан. Усовершенствование системы высшего образования — это прямой путь к положительным изменениям в обществе, а также к нормальному его функционированию.

Источник

Оцените статью