Ведущие капиталистические страны англия

Главные капиталистические страны

США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада (их еще называют большой семеркой). Эти страны лидируют в мире по своему экономическому и научно-техническому потенциалу, совокупному ВВП, отличаются наиболее диверсифицированной экономикой, а также самым крупным людским потенциалом. На эти страны приходится около 70% производства всей промышленной продукции мира, все прямые иностранные инвестиции.

Первое место среди «большой семерки» занимают США, контролирующие самую значительную часть капиталистического мирового хозяйства и играющие в нем определяющую роль.

Обострившаяся к середине 80-х годов конкуренция между ведущими странами выявила три противоборствующих центра: США, западноевропейские страны, занимавшие «оборонительные» позиции, и Япония («наступающие» позиции на рынках массовых товаров народного потребления).

Именно Япония оказалась главным соперником США и ЕС в эти годы. Уже к середине 80-х годов она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования. Японские компании заняли господствующие позиции на американском рынке станков с числовым программным управлением. Между 1973 и 1986 гг. доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21,4%, доля ЕС – с 25,7 до 22,9%, а доля Японии выросла с 7,2 до 7,7%. Следствием этого процесса стало ухудшение позиций американских компаний. Если в 1971 г. 280 из 500 крупнейших ТНК были американскими, то к 1991 г. таковых осталось лишь 157. К этому времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями, притом, что в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке – всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Японию. В конце 80-х годов японское экономическое чудо продемонстрировало, насколько далеко может зайти страна, использующая индустриальную парадигму, в окружении соседей, принадлежащих постиндустриальному миру.

Читайте также:  Страны какими морями омываются

Однако японские производители, увлеченные количественными показателями своего успеха в области индустриализации, не учли ряд других факторов.

Во-первых, хотя условия торговли США с остальным миром в 80-е гг.

серьезно ухудшились (уровень цен на американский экспорт снизился между 1970 и 1990 гг. более чем на 20% по отношению к уровню цен на импортируемые товары), Соединенные Штаты по-прежнему получали большую часть импорта из стран с близким к их собственному уровнем развития, в силу чего образовывавшийся торговый дефицит не был необратимым. Кроме этого, сами американские компании, сокращавшие индустриальную занятость в США и перемещавшие рабочие места за границу, вносили существенный вклад в нарастание дефицита, в данном случае достаточно формального (известно, например, что IВМ, использующая в Японии 18 тыс. работников и имеющая годовой объем продаж в 6 млрд долл., стала с начала 90-х годов одним из ведущих японских экспортеров компьютерной техники, в том числе и в США). Данный фактор имел и имеет гораздо большее значение, нежели то, которое ему обычно придается. Если в 1985 г. Япония экспортировала в США товаров на 95 млрд долл., а покупала только на 45 млрд, это еще не означало того гигантского разрыва, о котором часто говорят политики и экономисты. В том же году американские компании произвели и продали в Японии товаров на 55 млрд долл., тогда как соответствующий показатель для японских фирм в США не превышал 20 млрд. Если учесть это обстоятельство, то окажется, что японские производители поставили в США продукции на 115 млрд долл., тогда как американские в Японию — на 100 млрд, и дефицит составлял не более 15%, а если учесть выплаты японских компаний за американские авторские права и патенты, то фактически отсутствовал вовсе.

Читайте также:  Англия политический режим страны

Во-вторых, японские производители тешили себя положительным сальдо своего торгового баланса с США во многом подобно тому, как это делали поставщики нефти в период высокой инфляции в 1977–1980 гг. Анализируя процесс образования торгового дисбаланса между странами, нельзя не видеть, что такового фактически не существовало в 1980 г., но уже в 1981-м он достиг 36 млрд долл., в 1982-м – 67 млрд, а в 1983-м превысил 113 млрд долл. Что же произошло в этот период и какова была основная причина подобной ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: важнейшим фактором роста американского импорта и стагнации экспорта служило беспрецедентное повышение курсовой стоимости доллара по отношению к «корзине» основных мировых валют – только между серединой 1979-го и первым кварталом 1985 г. оно составило 73%. В этих условиях совершенно естественным был как рост потребления импортных товаров в США, так и снижение по всем без исключения товарным позициям отношения объема экспорта американских товаров к общему объему их производства.

Японские стратеги не учли двух обстоятельств: того, что усиление доллара объясняется временными трудностями американской экономики и поэтому не может быть продолжительным; и того, что, пока расчеты ведутся в долларах, США не имеют внешней торговли в собственном смысле слова, а проблема «восстановления» баланса решается посредством организации спекулятивной атаки против доллара, обесценивающей средства, полученные экспортерами от продажи их товаров в США.

Как только ситуация в американской экономике стала нормализовываться, началось снижение процентных ставок, а вместе с ним – падение доллара на мировых рынках; за полтора года его курс снизился более чем на 25%, а к февралю 1987 г. «отыграл назад» почти четыре пятых своего прежнего беспрецедентного повышения. В результате с середины 1986 по середину 1988 г. американский экспорт вырос более чем на треть, а дефицит торгового баланса сократился на 40 %. Проявившиеся в эти годы тенденции фактически устранили дефицит в торговле США с европейскими странами, а снижение курса доллара еще на 15–20 % обеспечило бы и полное преодоление дефицита в торговле с Японией. Трудности 80-х гг. серьезно дезориентировали конкурентов США, которые, убедившись в привлекательности американского рынка, усилили присутствие на нем, в первую очередь, в сфере распределения и торговли и предпочли отказаться от создания производственных мощностей. Это видно при сравнении американских и японских показателей в сфере экспорта готовой продукции и перенесения производства за границу. Если в 1988 г. общий объем японского экспорта был всего на 20% ниже американского, то масштабы продаж произведенных за рубежом японских товаров отставали от аналогичного показателя американских компаний почти в четыре раза, а реализация товаров через созданные за границей японские торговые конгломераты была вдвое большей, нежели через американские. В результате совокупный объем американских товаров, вывезенных из страны или произведенных за рубежом, почти вдвое превосходил аналогичный японский показатель; таким образом, на фоне беспрецедентных формальных успехов японцев американские производители сумели самым серьезным образом пересмотреть прежние ориентиры, что стало залогом их успехов в 90-е гг.

В конце ХХ в. стало очевидным, что Япония значительно отстает от США в эффективном использовании достижений информационной революции. Так, к середине 90-х гг. кабельными сетями были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовалось 233 персональных компьютера; в Германии и Англии – около150, тогда как в Японии – 80; электронной почтой пользовались 64% американцев, от 31 до 38% населения Западной Европы и только 21% японцев.

В начале 90-х годов мировой рынок программных продуктов контролировался американскими компаниями на 57%, а их доля превышала японскую более чем в три раза. В середине 90-х гг. США восстановили с Японией равенство на рынке производства микрочипов.

Таким образом, в новых условиях важнейшим направлением эволюции западного мира в целом и семерки развитых стран в том числе стало формирование постиндустриальной цивилизации как целостной системы. Возможности включения в нее Японии в конце ХХ в. значительно сузились в силу того, что исповедуемая этой страной парадигма хозяйственного роста по своей природе неадекватна ценностям постиндустриального строя. Япония, не сумев одержать победу в информационном и технологическом соревновании с США, перешла к оборонительной позиции.

Японские предприниматели и политические лидеры уверены в возможности восстановления своей экономической мощи за счет экспансии в Азии. Однако такая позиция привела к тому, что сама Япония к концу ХХ в. откатилась далеко назад по сравнению с серединой 80-х гг.

С учетом того, что развитие «четвертичного сектора» неминуемо должно было привести к глубокому кризису традиционной индустриальной модели, возможной задачей, стоящей перед «большой семеркой» и другими высокоразвитыми странами в конце ХХ – начале XXI в., является сокращение индустриального сектора экономики и перераспределение экономической мощи таким образом, который соответствует уже осуществившемуся перераспределению как технологического, так и интеллектуального потенциала между основными центрами современного мира – США, Западной Европой и Японией.

Источник

Ведущие капиталистические страны

Превращение США в ведущую мировую державу. Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнер­гии, выплавка стали. США заняли лидирующее положение в ми­ровом хозяйстве.

Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран.

Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взры­вы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г.Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бре­мя ответственности за дальнейшее руководство миром. США выступили с концепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, нацеленных против СССР. Военные базы США покры­вают значительную часть мира.

Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному пред­принимательству, развитие экономики после «нового курса» Руз­вельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Новая политика называлась «справедливым кур­сом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав проф­союзов (закон Тафта-Хартли). Одновременно по инициативе се­натора Дж. Маккартни развернулись гонения на людей, обвиняе­мых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие извест­ные, как Ч.Чаплин. В рамках подобной политики продолжалось наращивание вооружений, в том числе ядерных. Завершается скла­дывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и воен­ной индустрии.

50 —60-е гг. XX в. были в целом благоприятны для развития экономики, происходил ее быстрый рост, связанный прежде всего с внедрением достижений научно-технической револю­ции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негри­тянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л.Кинг, привели к запрету расо­вой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечиваю­щие равноправие чернокожих. Однако добиться реального рав­ноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятель­ные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убий­стве Кинга.

Проводились и другие преобразования в социальной сфере. Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступ­ности, предотвращение ядерной войны). Были приняты многие важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.

В конце 60 — начале 70-х гг. XX в. положение США ухудшается. Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончив­шейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг! XX в. Эти собы­тия стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

В начале 80-х гг. XX в. начался новый экономический кризис. В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, на­званную «консервативной революцией». Были сокращены социальные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижа­лись и налоги. США взяли курс на развитие свободного пред­принимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х гг. XX в. по предложению лиде­ра СССР М.С.Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.

Крушение СССР и всего социалистического лагеря способство­вало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. XX в. при президенте У.Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в начале XXI в. экономическая ситуация в стране ухудшилась.

Испытанием для США стали террористические акты 11 сен­тября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне сто­или жизни более 3 тыс. человек. Под предлогом борьбы с между­народным терроризмом США при президенте Дж. Буше-младшем усилили внешнюю экспансию. Американцы способствовали при­ходу к власти в результате так называемых «оранжевых револю­ций» в ряде стран марионеточных режимов. Были оккупированы Афганистан, Ирак. США стали инициатором принятия в НАТО новых стран, размещения систем противоракетной обороны вблизи границ России.

Ведущие страны Западной Европы. Вторая мировая война подо­рвала экономику всех стран Европы. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У.Черчилля, стали «триумфом и траге­дией». Англия окончательно превратилась в «младшего партнера» США. К началу 60-х гг. XX в. Англия потеряла почти все свои коло­нии. Серьезной проблемой с 70-х гг. XX в. стала вооруженная борь­ба в Северной Ирландии. Экономика Великобритании долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. XX в. сохраня­лась карточная система. Пришедшие к власти после войны лейбо­ристы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в эко­номике улучшилась. В 50 —60-е гг. XX в. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974— 1975 и 1980— 1982 гг. нанесли стране сильный урон. Пришедшее к власти в 1979 г. пра­вительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защи­ту «истинных ценностей британского общества». На практике это выразилось в приватизации государственного сектора, уменьше­нии государственного регулирования, сокращении налогов и со­циальных расходов. Экономические показатели страны улуч­шились, но большинство населения оказалось недовольным сво­им положением. В конце XX в. к власти пришли лейбористы во главе с Э. Блэром. Однако лейбористы, с некоторыми корректива­ми, продолжали внутреннюю политику консерваторов.

Во Франции после Второй мировой войны под влиянием ком­мунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, произошла национализация ряда крупных отраслей промышленности, была конфискована собственность пособников немцев. Расширились социальные права и гарантии народа. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвер­той республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме, Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустой­чивой.

На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Ш. де Голль. Он провел референдум, принявший новую консти­туцию, резко расширяющую права президента. Наступил период Пятой республики. Ш. де Голлю удалось решить ряд острых про­блем: французы ушли из Индокитая, получили свободу все коло­нии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью воен­ной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Однако эскалация военных действий, усиление репрессий против участников национально-освободи­тельной войны вели лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов оттуда бежало во Францию. С середины 60-х гг. XX в. более независимой стала внешняя политика Франции, она вышла из военной орга­низации НАТО, был заключен договор с СССР.

Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым вы­ступлениям студентов, рабочих в 1968 г. Под влиянием этих вы­ступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку. Его преемник Ж. Пом-пиду сохранил прежний политический курс. В 70-е гг. XX в. поло­жение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Ф. Мит­теран. После победы социалистов на парламентских выборах они сформировали свое правительство (с участием коммунистов). Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокра­щение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические проблемы заставили прави­тельство пойти по пути жесткой экономии. Серьезной проблемой стало усиление националистических настроений во Франции из-за массового наплыва в страну эмигрантов. Настроения сторонни­ков лозунга «Франция для французов» выражает Национальный фронт во главе с Ж.-М.Ле Пеном, который временами получает значительное число голосов. Влияние левых сил сократилось. На выборах 1995 г. президентом стал правый политик голлист Ж. Ши­рак. В 2007 г. его сменил однопартиец Н. Саркази.

После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Гер­мании ее правительство возглавил лидер Христианско-демокра-тического союза (ХДС) К.Аденауэр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил политику создания социально ориентиро­ванной рыночной экономики при значительной роли государствен­ного регулирования. После завершения периода восстановления хозяйства развитие немецкой экономики шло очень быстрыми темпами, чему способствовала помощь США. ФРГ превратилась в экономически мощную державу. В политической жизни происхо­дила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. XX в. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с В.Брандтом. Были проведены многие пре­образования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70-х гг. XX в. привели к ухуд­шению положения страны. В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Г. Коль. Его правительство сократило государственное регулирова­ние экономики, проводило приватизацию. Благоприятная конъ­юнктура способствовала увеличению темпов развития. Произош­ло объединение ФРГ и ГДР. К концу 90-х гг. XX в. возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победи­ли социал-демократы во главе с Г. Шредером. Усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство социал-демокра­тами. На выборах 2006 г. христианские демократы получили не­большое большинство. Было сформировано правительство «боль­шой коалиции» (ХДС и СДПГ) во главе с лидером христианских демократов А. Меркель.

Падение авторитарных режимов в европейских странах. В сере­дине 70-х гг. XX в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот, свергнув диктаторский режим А. Салазара. Были проведены де­мократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности.

В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос I. Со временем были достигнуты значитель­ные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.

После окончания Второй мировой войны в Греции разгоре­лась гражданская война (1946—1949) между прокоммунисти­ческими и прозападными силами, поддержанными Англией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «чер­ных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковни­ки» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка режима присоединить Кипр привела к его падению в 1974 г.

Европейская интеграция. Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе.

Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 —80-е гг. XX в. количество членов ЕЭС возросло до 12. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием. В 1991 г. в резуль­тате долгих переговоров и десятилетий сближения стран ЕЭС в голландском городе Маастрихте были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Евро­пейский союз (ЕС). С 2002 г. в 12 странах ЕС была окончательно введена единая валюта — евро, что усилило экономические пози­ции этих стран. Договоры предусматривают расширение наднаци­ональных полномочий ЕС. В начале XXI в. состав ЕС значительно расширился за счет восточноевропейских стран. Началось созда­ние наднациональных органов власти, прообразом которых явля­ется Европейская комиссия.

Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия — разрушение экономики, потеря колоний, окку­пация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти по­стоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).

Японии очень быстро удалось восстановить свою экономику. С 50-х гг. XX в. начинается ее резкий подъем, получивший назва­ние японского «экономического чуда». Это «чудо» было, помимо благоприятной конъюнктуры, основано на особенностях орга­низации экономики и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоратив­но-общинные традиции населения позволяли японской эконо­мике успешно конкурировать. Был взят курс на развитие науко­емких отраслей, сделавших Японию лидером по производству электроники.

Тем не менее на рубеже XX и XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономиче­ского роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индуст­риальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малай­зии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью