Главные капиталистические страны
США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада (их еще называют большой семеркой). Эти страны лидируют в мире по своему экономическому и научно-техническому потенциалу, совокупному ВВП, отличаются наиболее диверсифицированной экономикой, а также самым крупным людским потенциалом. На эти страны приходится около 70% производства всей промышленной продукции мира, все прямые иностранные инвестиции.
Первое место среди «большой семерки» занимают США, контролирующие самую значительную часть капиталистического мирового хозяйства и играющие в нем определяющую роль.
Обострившаяся к середине 80-х годов конкуренция между ведущими странами выявила три противоборствующих центра: США, западноевропейские страны, занимавшие «оборонительные» позиции, и Япония («наступающие» позиции на рынках массовых товаров народного потребления).
Именно Япония оказалась главным соперником США и ЕС в эти годы. Уже к середине 80-х годов она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования. Японские компании заняли господствующие позиции на американском рынке станков с числовым программным управлением. Между 1973 и 1986 гг. доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21,4%, доля ЕС – с 25,7 до 22,9%, а доля Японии выросла с 7,2 до 7,7%. Следствием этого процесса стало ухудшение позиций американских компаний. Если в 1971 г. 280 из 500 крупнейших ТНК были американскими, то к 1991 г. таковых осталось лишь 157. К этому времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями, притом, что в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке – всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Японию. В конце 80-х годов японское экономическое чудо продемонстрировало, насколько далеко может зайти страна, использующая индустриальную парадигму, в окружении соседей, принадлежащих постиндустриальному миру.
Однако японские производители, увлеченные количественными показателями своего успеха в области индустриализации, не учли ряд других факторов.
Во-первых, хотя условия торговли США с остальным миром в 80-е гг.
серьезно ухудшились (уровень цен на американский экспорт снизился между 1970 и 1990 гг. более чем на 20% по отношению к уровню цен на импортируемые товары), Соединенные Штаты по-прежнему получали большую часть импорта из стран с близким к их собственному уровнем развития, в силу чего образовывавшийся торговый дефицит не был необратимым. Кроме этого, сами американские компании, сокращавшие индустриальную занятость в США и перемещавшие рабочие места за границу, вносили существенный вклад в нарастание дефицита, в данном случае достаточно формального (известно, например, что IВМ, использующая в Японии 18 тыс. работников и имеющая годовой объем продаж в 6 млрд долл., стала с начала 90-х годов одним из ведущих японских экспортеров компьютерной техники, в том числе и в США). Данный фактор имел и имеет гораздо большее значение, нежели то, которое ему обычно придается. Если в 1985 г. Япония экспортировала в США товаров на 95 млрд долл., а покупала только на 45 млрд, это еще не означало того гигантского разрыва, о котором часто говорят политики и экономисты. В том же году американские компании произвели и продали в Японии товаров на 55 млрд долл., тогда как соответствующий показатель для японских фирм в США не превышал 20 млрд. Если учесть это обстоятельство, то окажется, что японские производители поставили в США продукции на 115 млрд долл., тогда как американские в Японию — на 100 млрд, и дефицит составлял не более 15%, а если учесть выплаты японских компаний за американские авторские права и патенты, то фактически отсутствовал вовсе.
Во-вторых, японские производители тешили себя положительным сальдо своего торгового баланса с США во многом подобно тому, как это делали поставщики нефти в период высокой инфляции в 1977–1980 гг. Анализируя процесс образования торгового дисбаланса между странами, нельзя не видеть, что такового фактически не существовало в 1980 г., но уже в 1981-м он достиг 36 млрд долл., в 1982-м – 67 млрд, а в 1983-м превысил 113 млрд долл. Что же произошло в этот период и какова была основная причина подобной ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: важнейшим фактором роста американского импорта и стагнации экспорта служило беспрецедентное повышение курсовой стоимости доллара по отношению к «корзине» основных мировых валют – только между серединой 1979-го и первым кварталом 1985 г. оно составило 73%. В этих условиях совершенно естественным был как рост потребления импортных товаров в США, так и снижение по всем без исключения товарным позициям отношения объема экспорта американских товаров к общему объему их производства.
Японские стратеги не учли двух обстоятельств: того, что усиление доллара объясняется временными трудностями американской экономики и поэтому не может быть продолжительным; и того, что, пока расчеты ведутся в долларах, США не имеют внешней торговли в собственном смысле слова, а проблема «восстановления» баланса решается посредством организации спекулятивной атаки против доллара, обесценивающей средства, полученные экспортерами от продажи их товаров в США.
Как только ситуация в американской экономике стала нормализовываться, началось снижение процентных ставок, а вместе с ним – падение доллара на мировых рынках; за полтора года его курс снизился более чем на 25%, а к февралю 1987 г. «отыграл назад» почти четыре пятых своего прежнего беспрецедентного повышения. В результате с середины 1986 по середину 1988 г. американский экспорт вырос более чем на треть, а дефицит торгового баланса сократился на 40 %. Проявившиеся в эти годы тенденции фактически устранили дефицит в торговле США с европейскими странами, а снижение курса доллара еще на 15–20 % обеспечило бы и полное преодоление дефицита в торговле с Японией. Трудности 80-х гг. серьезно дезориентировали конкурентов США, которые, убедившись в привлекательности американского рынка, усилили присутствие на нем, в первую очередь, в сфере распределения и торговли и предпочли отказаться от создания производственных мощностей. Это видно при сравнении американских и японских показателей в сфере экспорта готовой продукции и перенесения производства за границу. Если в 1988 г. общий объем японского экспорта был всего на 20% ниже американского, то масштабы продаж произведенных за рубежом японских товаров отставали от аналогичного показателя американских компаний почти в четыре раза, а реализация товаров через созданные за границей японские торговые конгломераты была вдвое большей, нежели через американские. В результате совокупный объем американских товаров, вывезенных из страны или произведенных за рубежом, почти вдвое превосходил аналогичный японский показатель; таким образом, на фоне беспрецедентных формальных успехов японцев американские производители сумели самым серьезным образом пересмотреть прежние ориентиры, что стало залогом их успехов в 90-е гг.
В конце ХХ в. стало очевидным, что Япония значительно отстает от США в эффективном использовании достижений информационной революции. Так, к середине 90-х гг. кабельными сетями были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовалось 233 персональных компьютера; в Германии и Англии – около150, тогда как в Японии – 80; электронной почтой пользовались 64% американцев, от 31 до 38% населения Западной Европы и только 21% японцев.
В начале 90-х годов мировой рынок программных продуктов контролировался американскими компаниями на 57%, а их доля превышала японскую более чем в три раза. В середине 90-х гг. США восстановили с Японией равенство на рынке производства микрочипов.
Таким образом, в новых условиях важнейшим направлением эволюции западного мира в целом и семерки развитых стран в том числе стало формирование постиндустриальной цивилизации как целостной системы. Возможности включения в нее Японии в конце ХХ в. значительно сузились в силу того, что исповедуемая этой страной парадигма хозяйственного роста по своей природе неадекватна ценностям постиндустриального строя. Япония, не сумев одержать победу в информационном и технологическом соревновании с США, перешла к оборонительной позиции.
Японские предприниматели и политические лидеры уверены в возможности восстановления своей экономической мощи за счет экспансии в Азии. Однако такая позиция привела к тому, что сама Япония к концу ХХ в. откатилась далеко назад по сравнению с серединой 80-х гг.
С учетом того, что развитие «четвертичного сектора» неминуемо должно было привести к глубокому кризису традиционной индустриальной модели, возможной задачей, стоящей перед «большой семеркой» и другими высокоразвитыми странами в конце ХХ – начале XXI в., является сокращение индустриального сектора экономики и перераспределение экономической мощи таким образом, который соответствует уже осуществившемуся перераспределению как технологического, так и интеллектуального потенциала между основными центрами современного мира – США, Западной Европой и Японией.
Источник
Ведущие капиталистические страны
§ 87. Ведущие капиталистические страны
Превращение США в ведущую мировую державу.
В ходе Второй мировой войны США не только мало пострадали, но и получили значительные прибыли. Возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной продукции. Основой экономического подъема стали военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве.
Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены большое число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.
В 1945 г. президент Г. Трумэн заявил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. США выступили с концепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, т. е. СССР. Военные базы США покрыли весь мир.
Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному рынку, развитие экономики уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и других объектов. Сохранились многие социальные программы времен «нового курса». Скорректированная политика называлась «справедливый курс».
Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). По инициативе сенатора Джона Маккарти развернулись гонения на обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. Продолжалось наращивание вооружений, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной промышленности.
5е гг. XX в. в целом были благоприятны для развития экономики США. Ее быстрый рост прежде всего был связан с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг, привели к принятию к 1968 г. законов, обеспечивающих равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия было гораздо сложнее, чем юридического; сопротивление влиятельных сил нашло выражение в убийстве Кинга.
Ставший в 1961 г. президентом Джон Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение войны). Были приняты законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и прочим социальным благам.
В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. положение США ухудшилось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг. XX в. Эти обстоятельства стали одним из факторов, которые привели к политике разрядки: при президенте Ричарде Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х гг. XX в. разразился новый экономический кризис. В этих условиях президент Рональд Рейган предложил политику, названную «консервативная революция». Были сокращены расходы на образование и медицину, пенсии, однако снижались и налоги. США взяли курс на свободу предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, но в конце 80-х гг. по инициативе лидера СССР бачева начался процесс сокращения вооружений (в основном одностороннего, со стороны СССР).
Крушение СССР и социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. XX в., при президенте Уильяме Клинтоне. Соединенные Штаты превратились в главный центр силы в мире.
11сентября 2001 г. в высотные здания в Нью-Йорке врезались два самолета с пассажирами. Власти США обвинили в этом исламских террористов. Под предлогом борьбы с ними при президенте Джордже Буше-младшем американцы оккупировали Афганистан и Ирак, угрожали напасть на Северную Корею, Иран и Сирию. «Сферами жизненных интересов США» были объявлены огромные регионы, прежде всего богатые запасами нефти, газа. По инициативе США в НАТО приняли новые страны востока Европы. Однако американская экспансия вызвала сопротивление во всем мире, а также способствовала ухудшению положения в экономике. В 2008 г. США стали центром глобального экономического кризиса, охватившего весь мир. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Бараком Обамой, вступившим в должность в 2009 г.
Ведущие страны Западной Европы.
Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. На восстановление экономики ушли огромные силы. Болезненные явления в ряде стран были вызваны также потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Черчилля, стали «триумфом и трагедией». Эта страна окончательно превратилась в «младшего партнера» США. Британская экономика долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. XX в. в стране сохранялась карточная система распределения продуктов.
Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. Ве гг. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1и 1гг. нанесли стране сильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала вооруженная борьба противников британской власти в Северной Ирландии.
Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». Это выразилось в приватизации, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Экономические показатели улучшились, но большинство населения оставалось недовольным своим положением. Длительное правление консерваторов в г. было завершено победой на выборах лейбористов. Однако лейбористы, хоть и с некоторыми коррективами, продолжали внутреннюю политику консерваторов. Во внешней политике они придерживались проамериканской линии, участвовали в нападениях на Афганистан, Ирак.
Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, были национализированы некоторые отрасли промышленности, конфискована собственность пособников оккупантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме и Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.
В 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль, избранный президентом. Конституция 1958 г. ознаменовала режим Пятой республики. Первоначально де Голль, предоставив свободу большинству колоний, пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Но эскалация военных действий вела лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость.
С середины 60-х гг. XX в. внешняя политика Франции стала более независимой, государство вышло из военной организации НАТО (оставаясь в рядах блока), были улучшены отношения с СССР. Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов и рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку.
В 70-е гг. XX в. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Франсуа Миттеран. Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Но возникшие экономические проблемы заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, реформы были приостановлены. В 1995 г. президентом стал голлист Жак Ширак, в 2007 г. его сменил Николя Саркози.
Серьезной проблемой для Франции явился массовый наплыв эмигрантов. Тяжелые условия существования большинства из них, нежелание интегрироваться во французское общество вызвали с 2005 г. серию погромов в городах, совершаемых молодыми выходцами из семей эмигрантов. Данные проблемы усиливают во Франции националистические настроения. Их выражает Национальный фронт во главе с Жан-Мари Лe Пеном.
После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Конрад Аденауэр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования. Развитие немецкой экономики шло быстрыми темпами («немецкое экономическое чудо»), чему способствовала помощь США. В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. XX в. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с Вилли Брандтом. Были проведены преобразования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисых гг. XX в. привели к ухудшению положения страны.
В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Гельмут Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономики, провело приватизацию. В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.
К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шрёдером. Однако усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство части населения проводимой политикой. На досрочных выборах 2005 г. победили христианские демократы. Сформировалось правительство во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель. Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.
Падение авторитарных режимов в европейских странах.
В середине 70-х гг. XX в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот, свергнув диктаторский режим Антониу Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость колониям.
В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос I. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.
После окончания Второй мировой войны в Греции разгорелась Гражданская война (1между прокоммунистическими и прозападными силами, поддержанными Великобританией и США; она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка Греции присоединить Кипр привела к падению в 1974 г. диктаторского режима и восстановлению в стране демократии.
Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. Ве гг. XX в. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция, в 1983 г. — Испания и Португалия.
В 1991 г. в результате долгих переговоров были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже пятнадцать государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в двенадцати странах ЕС была окончательно введена единая валюта — евро, что усилило экономические позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу десять новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). Всего в союз вошли 27 стран. Это, с одной стороны, усилило позиции ЕС, но с другой — способствовало обострению внутренних противоречий в нем. Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана конституция ЕС, однако при ее принятии возникли многочисленные трудности. Серьезные испытания для стран ЕС были связаны с начавшимся в 2008 г. кризисом, вызвавшим существенное падение производства, рост безработицы, сокращение социальных программ.
Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).
С 50-х гг. XX в. в Японии начался резкий подъем экономики, получивший название «японское экономическое чудо». Помимо благоприятной конъюнктуры оно было основано на особенностях организации производства и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволили Японии успешно конкурировать на мировом рынке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, Япония стала лидером по производству электроники. Однако на рубеже XX и XXI вв. в стране возникли значительные проблемы. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой войны? Каковы были особенности развития США во второй половине XX — начале XXI в.?
2. Как развивались ведущие страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.? В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран? Попытайтесь отразить данную информацию в виде таблицы.
3. Как и почему пали авторитарные режимы в Европе?
4. Как начиналась европейская интеграция? Чем была вызвана ее необходимость?
5. Каковы особенности развития Японии во второй половине XX — начале XXI в.?
Источник