Ведущие капиталистические страны сравнение

Главные капиталистические страны

США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада (их еще называют большой семеркой). Эти страны лидируют в мире по своему экономическому и научно-техническому потенциалу, совокупному ВВП, отличаются наиболее диверсифицированной экономикой, а также самым крупным людским потенциалом. На эти страны приходится около 70% производства всей промышленной продукции мира, все прямые иностранные инвестиции.

Первое место среди «большой семерки» занимают США, контролирующие самую значительную часть капиталистического мирового хозяйства и играющие в нем определяющую роль.

Обострившаяся к середине 80-х годов конкуренция между ведущими странами выявила три противоборствующих центра: США, западноевропейские страны, занимавшие «оборонительные» позиции, и Япония («наступающие» позиции на рынках массовых товаров народного потребления).

Именно Япония оказалась главным соперником США и ЕС в эти годы. Уже к середине 80-х годов она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования. Японские компании заняли господствующие позиции на американском рынке станков с числовым программным управлением. Между 1973 и 1986 гг. доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21,4%, доля ЕС – с 25,7 до 22,9%, а доля Японии выросла с 7,2 до 7,7%. Следствием этого процесса стало ухудшение позиций американских компаний. Если в 1971 г. 280 из 500 крупнейших ТНК были американскими, то к 1991 г. таковых осталось лишь 157. К этому времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями, притом, что в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке – всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Японию. В конце 80-х годов японское экономическое чудо продемонстрировало, насколько далеко может зайти страна, использующая индустриальную парадигму, в окружении соседей, принадлежащих постиндустриальному миру.

Читайте также:  Практическая работа составление эгх страны

Однако японские производители, увлеченные количественными показателями своего успеха в области индустриализации, не учли ряд других факторов.

Во-первых, хотя условия торговли США с остальным миром в 80-е гг.

серьезно ухудшились (уровень цен на американский экспорт снизился между 1970 и 1990 гг. более чем на 20% по отношению к уровню цен на импортируемые товары), Соединенные Штаты по-прежнему получали большую часть импорта из стран с близким к их собственному уровнем развития, в силу чего образовывавшийся торговый дефицит не был необратимым. Кроме этого, сами американские компании, сокращавшие индустриальную занятость в США и перемещавшие рабочие места за границу, вносили существенный вклад в нарастание дефицита, в данном случае достаточно формального (известно, например, что IВМ, использующая в Японии 18 тыс. работников и имеющая годовой объем продаж в 6 млрд долл., стала с начала 90-х годов одним из ведущих японских экспортеров компьютерной техники, в том числе и в США). Данный фактор имел и имеет гораздо большее значение, нежели то, которое ему обычно придается. Если в 1985 г. Япония экспортировала в США товаров на 95 млрд долл., а покупала только на 45 млрд, это еще не означало того гигантского разрыва, о котором часто говорят политики и экономисты. В том же году американские компании произвели и продали в Японии товаров на 55 млрд долл., тогда как соответствующий показатель для японских фирм в США не превышал 20 млрд. Если учесть это обстоятельство, то окажется, что японские производители поставили в США продукции на 115 млрд долл., тогда как американские в Японию — на 100 млрд, и дефицит составлял не более 15%, а если учесть выплаты японских компаний за американские авторские права и патенты, то фактически отсутствовал вовсе.

Читайте также:  Икебана бонсай назовите другие традиции этой страны

Во-вторых, японские производители тешили себя положительным сальдо своего торгового баланса с США во многом подобно тому, как это делали поставщики нефти в период высокой инфляции в 1977–1980 гг. Анализируя процесс образования торгового дисбаланса между странами, нельзя не видеть, что такового фактически не существовало в 1980 г., но уже в 1981-м он достиг 36 млрд долл., в 1982-м – 67 млрд, а в 1983-м превысил 113 млрд долл. Что же произошло в этот период и какова была основная причина подобной ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: важнейшим фактором роста американского импорта и стагнации экспорта служило беспрецедентное повышение курсовой стоимости доллара по отношению к «корзине» основных мировых валют – только между серединой 1979-го и первым кварталом 1985 г. оно составило 73%. В этих условиях совершенно естественным был как рост потребления импортных товаров в США, так и снижение по всем без исключения товарным позициям отношения объема экспорта американских товаров к общему объему их производства.

Японские стратеги не учли двух обстоятельств: того, что усиление доллара объясняется временными трудностями американской экономики и поэтому не может быть продолжительным; и того, что, пока расчеты ведутся в долларах, США не имеют внешней торговли в собственном смысле слова, а проблема «восстановления» баланса решается посредством организации спекулятивной атаки против доллара, обесценивающей средства, полученные экспортерами от продажи их товаров в США.

Как только ситуация в американской экономике стала нормализовываться, началось снижение процентных ставок, а вместе с ним – падение доллара на мировых рынках; за полтора года его курс снизился более чем на 25%, а к февралю 1987 г. «отыграл назад» почти четыре пятых своего прежнего беспрецедентного повышения. В результате с середины 1986 по середину 1988 г. американский экспорт вырос более чем на треть, а дефицит торгового баланса сократился на 40 %. Проявившиеся в эти годы тенденции фактически устранили дефицит в торговле США с европейскими странами, а снижение курса доллара еще на 15–20 % обеспечило бы и полное преодоление дефицита в торговле с Японией. Трудности 80-х гг. серьезно дезориентировали конкурентов США, которые, убедившись в привлекательности американского рынка, усилили присутствие на нем, в первую очередь, в сфере распределения и торговли и предпочли отказаться от создания производственных мощностей. Это видно при сравнении американских и японских показателей в сфере экспорта готовой продукции и перенесения производства за границу. Если в 1988 г. общий объем японского экспорта был всего на 20% ниже американского, то масштабы продаж произведенных за рубежом японских товаров отставали от аналогичного показателя американских компаний почти в четыре раза, а реализация товаров через созданные за границей японские торговые конгломераты была вдвое большей, нежели через американские. В результате совокупный объем американских товаров, вывезенных из страны или произведенных за рубежом, почти вдвое превосходил аналогичный японский показатель; таким образом, на фоне беспрецедентных формальных успехов японцев американские производители сумели самым серьезным образом пересмотреть прежние ориентиры, что стало залогом их успехов в 90-е гг.

В конце ХХ в. стало очевидным, что Япония значительно отстает от США в эффективном использовании достижений информационной революции. Так, к середине 90-х гг. кабельными сетями были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовалось 233 персональных компьютера; в Германии и Англии – около150, тогда как в Японии – 80; электронной почтой пользовались 64% американцев, от 31 до 38% населения Западной Европы и только 21% японцев.

В начале 90-х годов мировой рынок программных продуктов контролировался американскими компаниями на 57%, а их доля превышала японскую более чем в три раза. В середине 90-х гг. США восстановили с Японией равенство на рынке производства микрочипов.

Таким образом, в новых условиях важнейшим направлением эволюции западного мира в целом и семерки развитых стран в том числе стало формирование постиндустриальной цивилизации как целостной системы. Возможности включения в нее Японии в конце ХХ в. значительно сузились в силу того, что исповедуемая этой страной парадигма хозяйственного роста по своей природе неадекватна ценностям постиндустриального строя. Япония, не сумев одержать победу в информационном и технологическом соревновании с США, перешла к оборонительной позиции.

Японские предприниматели и политические лидеры уверены в возможности восстановления своей экономической мощи за счет экспансии в Азии. Однако такая позиция привела к тому, что сама Япония к концу ХХ в. откатилась далеко назад по сравнению с серединой 80-х гг.

С учетом того, что развитие «четвертичного сектора» неминуемо должно было привести к глубокому кризису традиционной индустриальной модели, возможной задачей, стоящей перед «большой семеркой» и другими высокоразвитыми странами в конце ХХ – начале XXI в., является сокращение индустриального сектора экономики и перераспределение экономической мощи таким образом, который соответствует уже осуществившемуся перераспределению как технологического, так и интеллектуального потенциала между основными центрами современного мира – США, Западной Европой и Японией.

Источник

Ведущие капиталистические страны

§ 87. Ведущие капиталистические страны

Превращение США в ведущую мировую державу.

В ходе Второй мировой войны США не только мало пострадали, но и получили значительные прибыли. Возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, произ­водство сельскохозяйственной продукции. Основой экономи­ческого подъема стали военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хо­зяйстве.

Фактором обеспечения экономической и научно-техни­ческой гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эми­грировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены большое число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.

В 1945 г. президент Г. Трумэн заявил, что на Америку лег­ло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. США выступили с концепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, т. е. СССР. Военные базы США по­крыли весь мир.

Наступление мирного времени не остановило вмешатель­ства государства в экономику. Несмотря на похвалы свобод­ному рынку, развитие экономики уже не мыслилось без ре­гулирующей роли государства. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и других объектов. Со­хранились многие социальные программы времен «нового курса». Скорректированная политика называлась «справед­ливый курс».

Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). По инициативе сенатора Джона Маккарти развернулись гонения на обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертва­ми «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. Продолжалось наращивание во­оружений, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной промышленности.

5е гг. XX в. в целом были благоприятны для раз­вития экономики США. Ее быстрый рост прежде всего был связан с внедрением достижений научно-технической рево­люции. В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Ак­ции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг, привели к принятию к 1968 г. законов, обеспечивающих рав­ноправие чернокожих. Однако добиться реального равнопра­вия было гораздо сложнее, чем юридического; сопротивление влиятельных сил нашло выражение в убийстве Кинга.

Ставший в 1961 г. президентом Джон Кеннеди провоз­гласил политику «новых рубежей», нацеленную на созда­ние общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение войны). Были приняты законы, облегчавшие доступ мало­имущих к образованию, медицинскому обслуживанию и про­чим социальным благам.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. положение США ухудшилось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закон­чившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг. XX в. Эти обстоятельства стали одним из факторов, которые привели к политике разрядки: при президенте Ричарде Никсоне между США и СССР были заключены первые до­говоры об ограничении вооружений.

В начале 80-х гг. XX в. разразился новый экономический кризис. В этих условиях президент Рональд Рейган пред­ложил политику, названную «консервативная револю­ция». Были сокращены расходы на образование и медицину, пенсии, однако снижались и налоги. США взяли курс на сво­боду предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооруже­ний, но в конце 80-х гг. по инициативе лидера СССР ­бачева начался процесс сокращения вооружений (в основном одностороннего, со стороны СССР).

Крушение СССР и социалистического лагеря способство­вало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. XX в., при президенте Уильяме Клинтоне. Соединенные Штаты превратились в главный центр силы в мире.

11сентября 2001 г. в высотные здания в Нью-Йорке вре­зались два самолета с пассажирами. Власти США обвинили в этом исламских террористов. Под предлогом борьбы с ними при президенте Джордже Буше-младшем американцы ок­купировали Афганистан и Ирак, угрожали напасть на Север­ную Корею, Иран и Сирию. «Сферами жизненных интересов США» были объявлены огромные регионы, прежде всего бо­гатые запасами нефти, газа. По инициативе США в НАТО приняли новые страны востока Европы. Однако американ­ская экспансия вызвала сопротивление во всем мире, а так­же способствовала ухудшению положения в экономике. В 2008 г. США стали центром глобального экономического кризиса, охватившего весь мир. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Бараком Обамой, вступившим в должность в 2009 г.

Ведущие страны Западной Европы.

Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. На восстановление экономики ушли огромные силы. Болезненные явления в ряде стран были вызваны также потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Черчилля, ста­ли «триумфом и трагедией». Эта страна окончательно пре­вратилась в «младшего партнера» США. Британская эконо­мика долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. XX в. в стране сохранялась карточная система рас­пределения продуктов.

Пришедшие к власти после войны лейбористы провели на­ционализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. Ве гг. происходил интенсивный эконо­мический рост. Однако кризисы 1и 1гг. нанесли стране сильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала вооруженная борьба противников британ­ской власти в Северной Ирландии.

Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консервато­ров во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных цен­ностей британского общества». Это выразилось в приватиза­ции, уменьшении государственного регулирования и поощре­нии частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Экономические показатели улучши­лись, но большинство населения оставалось недовольным сво­им положением. Длительное правление консерваторов в г. было завершено победой на выборах лейбористов. Од­нако лейбористы, хоть и с некоторыми коррективами, про­должали внутреннюю политику консерваторов. Во внешней политике они придерживались проамериканской линии, уча­ствовали в нападениях на Афганистан, Ирак.

Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борь­бы с фашизмом, были национализированы некоторые отрас­ли промышленности, конфискована собственность пособни­ков оккупантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, уста­новившая режим Четвертой республики. Однако внешнепо­литические события (войны во Вьетнаме и Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.

В 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль, из­бранный президентом. Конституция 1958 г. ознаменовала ре­жим Пятой республики. Первоначально де Голль, предоста­вив свободу большинству колоний, пытался с помощью во­енной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся ро­диной для миллиона французов. Но эскалация военных действий вела лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость.

С середины 60-х гг. XX в. внешняя политика Франции стала более независимой, государство вышло из военной ор­ганизации НАТО (оставаясь в рядах блока), были улучшены отношения с СССР. Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов и рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку.

В 70-е гг. XX в. положение в экономике стало менее ста­бильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Франсуа Миттеран. Был прове­ден ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокра­щение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленно­сти. Но возникшие экономические проблемы заставили пра­вительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, реформы были приостановлены. В 1995 г. президентом стал голлист Жак Ширак, в 2007 г. его сменил Николя Саркози.

Серьезной проблемой для Франции явился массовый на­плыв эмигрантов. Тяжелые условия существования большин­ства из них, нежелание интегрироваться во французское общество вызвали с 2005 г. серию погромов в городах, совер­шаемых молодыми выходцами из семей эмигрантов. Данные проблемы усиливают во Франции националистические настроения. Их выражает Национальный фронт во главе с Жан-Мари Лe Пеном.

После возникновения в 1949 г. Федеративной Респу­блики Германии ее правительство возглавил лидер Хри­стианско-демократического союза (ХДС) Конрад Аденау­эр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил по­литику создания социально ориентированной рыночной эко­номики при значительной роли государственного регулиро­вания. Развитие немецкой экономики шло быстрыми темпа­ми («немецкое экономическое чудо»), чему способствовала помощь США. В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. XX в. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демо­кратов во главе с Вилли Брандтом. Были проведены пре­образования в интересах широких слоев населения. Во внеш­ней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Поль­шей, ГДР. Однако экономические кризисых гг. XX в. привели к ухудшению положения страны.

В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Гельмут Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономики, провело приватизацию. В 1990 г. произошло объ­единение ФРГ и ГДР.

К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шрёдером. Одна­ко усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство части населения проводимой политикой. На до­срочных выборах 2005 г. победили христианские демократы. Сформировалось правительство во главе с лидером ХДС Ан­гелой Меркель. Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.

Падение авторитарных режимов в европейских странах.

В середине 70-х гг. XX в. в Европе исчезли последние авто­ритарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совер­шили переворот, свергнув диктаторский режим Антониу Салазара. Были проведены демократические преобразова­ния, национализирован ряд ведущих отраслей промышлен­ности, предоставлена независимость колониям.

В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию обще­ства поддержал король Хуан Карлос I. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.

После окончания Второй мировой войны в Греции разго­релась Гражданская война (1между прокомму­нистическими и прозападными силами, поддержанными Великобританией и США; она завершилась поражением ком­мунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничи­вая демократию, «черные полковники» в то же время рас­ширили социальную поддержку населения. Попытка Греции присоединить Кипр привела к падению в 1974 г. диктатор­ского режима и восстановлению в стране демократии.

Во второй половине XX в. наме­тились тенденции к интеграции стран, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. шесть стран во гла­ве с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Обще­го рынка, снимающего таможенные барьеры. Ве гг. XX в. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент пря­мым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Гре­ция, в 1983 г. — Испания и Португалия.

В 1991 г. в результате долгих переговоров были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже пятнадцать государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. чле­нами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в двенадцати странах ЕС была окончательно введена единая валюта — евро, что усилило экономические позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу десять новых чле­нов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). Всего в союз вошли 27 стран. Это, с одной стороны, усилило позиции ЕС, но с дру­гой — способствовало обострению внутренних противоречий в нем. Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана конституция ЕС, однако при ее принятии возникли многочисленные трудности. Серьезные испытания для стран ЕС были связаны с начавшимся в 2008 г. кризисом, вызвавшим существенное падение производства, рост безра­ботицы, сокращение социальных программ.

Вторая мировая война имела для Японии тяже­лейшие последствия: разрушение экономики, потеря коло­ний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была при­нята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюдже­та). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).

С 50-х гг. XX в. в Японии начался резкий подъем эконо­мики, получивший название «японское экономическое чудо». Помимо благоприятной конъюнктуры оно было основано на особенностях организации производства и менталитете япон­цев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, не­прихотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволили Японии успешно конкурировать на мировом рын­ке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, Япония стала лидером по производству электроники. Однако на ру­беже XX и XXI вв. в стране возникли значительные пробле­мы. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой вой­ны? Каковы были особенности развития США во второй поло­вине XX — начале XXI в.?

2. Как развивались ведущие страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.? В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран? Попытайтесь отразить данную информацию в виде таблицы.

3. Как и почему пали авторитарные режимы в Европе?

4. Как начиналась европейская интеграция? Чем была вызвана ее необходимость?

5. Каковы особенности развития Японии во второй половине XX — начале XXI в.?

Источник

Оцените статью