- Морской транспорт
- Морские торговые пути: 9 главных артерий мировой торговли
- Ла-Манш
- Малаккский пролив
- Панамский канал
- Суэцкий канал
- Пролив Босфор
- Ормузский пролив
- Датские проливы
- Река Святого Лаврентия
- Северный морской путь
- Глобальные тренды морской отрасли: Флот, грузы, крупнейшие операторы
- Мировая торговля
- Грузы
- Регионы
- Диверсификация
- Флот
- Судостроение
- Крупнейшие контейнерные перевозчики и портовые операторы
Морской транспорт
Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).
Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж — это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск — Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного моря (Новороссийск — Туапсе).
По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.
Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.
Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), Мальта (27), Греция (26), Кипр (23), Норвегия (22), Сингапур (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.
Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.
Источник
Морские торговые пути: 9 главных артерий мировой торговли
Морской транспорт перевозит свыше 80% всех мировых грузов. Фактически морские перевозки играют главную роль в мировой торговле.
Из разных уголков мира морской транспорт доставляет любой вид товаров в другие страны, причем эти перевозки отличаются безопасностью и быстротой.
Кроме того, с точки зрения экономики это самый эффективный и недорогой способ перевозить товары.
Ниже мы расскажем об основных морских торговых путях, которые используются в современном мире.
Ла-Манш
Длина — 578 км, ширина на западе — 250 км, на востоке — 32 км, наименьшая глубина на фарватере — 23,5 м.
Ежедневно по каналу проходят приблизительно 500 судов.
Именно поэтому пролив является критически важным торговым путем для европейской торговли.
Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.
Малаккский пролив
Малаккский пролив — пролив между Малайским полуостровом (западная Малайзия) и индонезийским островом Суматра.
Это основной путь, соединяющий Индийский океан с Тихим, по которому осуществляется связь между наиболее населенными государствами мира — Индией, Индонезией и Китаем.
В год через пролив проходит около 50 тыс. судов, обслуживающих, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой всего морского товарооборота.
В 2016 г. 16 млн баррелей нефти транспортировались по проливу ежедневно, что сделало пролив одним из самых важных путей в транспортировке нефти.
Другие продукты, которые перевозят по каналу: уголь, пальмовое масло, индонезийский кофе, СПГ.
Панамский канал
Панамский канал — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.
Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина — 150 м, глубина — 12 м.
Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством.
Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всем мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение.
Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.
После ввода в 2016 г. дополнительных новых, более объемных шлюзов появился дополнительный стандарт «Новый Панамакс» на более крупные суда.
Ежегодно по каналу проходят свыше 14 тыс. судов, перевозящих такие товары, как растительное масло, жиры, замороженную пищу, химикаты, нефтехимикаты, запчасти, зерновые.
Суэцкий канал
Суэцкий канал— бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря.
Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией.
Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана.
Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки.
До открытия канала транспортировка осуществлялась путём разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.
Пролив Босфор
Босфор — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным.
Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.
Пролив формирует значимый путь между Европой и Азией, по которому перевозят нефть, а также идет коммерческая и военная торговля.
Свыше 48 000 судов проходят по этому пути ежегодно, около 132 в день.
Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период.
Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов.
Ормузский пролив
Ормузский пролив — узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное — Объединённым Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана.
Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров.
Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2.5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-километровой буферной зоной.
На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы.
Через Ормузский пролив проходит 33% глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю.
Датские проливы
Фото:Wikimedia/Ævar Arnfjörð Bjarmason
Датские проливы — система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Включает проливы Малый Бельт(наименьшая ширина 0,5 км), Большой Бельт (3,7 км), Эресунн (10,5 км), Каттегат (60 км) и Скагеррак (110 км).
Датские проливы являются основным морским путём, соединяющим порты Балтийского моря с портами мирового океана.
По оценкам экспертов, через проливы транспортируется 3.2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, по данным на 2016 год.
Река Святого Лаврентия
Среди более чем 150 портов по всей протяжённости водного маршрута от Атлантического океана до Верхнего озера, такие как Квебек, Монреаль, Торонто, Гамильтон, Су-Сент-Мари, Буффало, Эри, Кливленд, Детройт, Чикаго и Дулут-Сьюпириор.
Суда из различных частей планеты ежегодно доставляют по реке Святого Лаврентия миллионы тонн грузов. Использование этой речной системы создаёт десятки тысяч рабочих мест и ежегодно приносит миллиарды долларов дохода.
Северный морской путь
Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).
Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).
На данный момент этот морской торговый путь не слишком загружен, тем не менее, по словам экспертов, он очень перспективный, и в будущем он станет одним из самых популярных в мире.
Источник
Глобальные тренды морской отрасли: Флот, грузы, крупнейшие операторы
Какие ключевые тенденции развития мировой морской отрасли выделили аналитики, подготовившие в 2019 году отчет для ООН.
В конце 2019 года UNCTAD — Конференция ООН по торговле и развитию (органа Генеральной Ассамблеи ООН) выпустила отчет Review of Maritime Transport 2019. В силу глобального характера отчета и, соответственно, времени, необходимого на сбор данных, большая часть информации для него была получена еще по итогу 2018 года. Тем не менее документ в целом позволяет отследить актуальные тенденции развития морского транспорта и торговли.
ЦТС изучил его и приводит наиболее интересные статистические наблюдения и выводы аналитиков UNCTAD.
Мировая торговля
Согласно документу, объемы мировой торговли несколько утратили импульс: если до этого на протяжении нескольких лет ее ежегодный рост составлял в среднем 3%, то в 2018-м объемы снизились до 2,7%. Вместе с тем, в тоннаже объемы морской торговли все равно достигли рекордного показателя за все время — 11 млрд тонн. По оценкам аналитиков, за пятилетку 2019-2024 годов средний рост мировой торговли должен составить 3,4% ежегодно.
Естественно, что в отчете не учтены новые факторы, влияющие прямо сейчас на мировую торговлю, как, например, эпидемия коронавируса, которая может внести существенные коррективы в данный прогноз.
Что касается более прогнозируемых факторов влияния, то специалисты UNCTAD отмечают следующие:
— проблемы окружающей среды и экономия топлива;
— торговая война между США и Китаем;
— геополитика, в частности, вопрос контроля над Ормузским проливом;
— изменения в моделях глобализации.
Грузы
В 2018 году основными видами транспортируемых сухих грузов были железная руда, зерно и уголь. В сумме на них пришлось больше 40% всего объема сухих грузов. 25,8% составили сталь, дерево, цемент, сахар, 24% — товары, перевозимые в контейнерах.
29% мировой морской торговли пришлось на перевозки в танкерах (нефте-, газо- и химовозы).
Объемы перевезенного угля в 2018 году составили 1236 млн т, зерна — 471 млн т, стали — 390 млн т, древесины — 378 млн т. К примеру, перевозки угля в 2018-м выросли на 5,1%, однако их рост сдерживался растущими экологическими стандартами некоторых стран-импортеров. Так, в ЕС импорт угля сократился на 5,8%. Однако снижение на европейском рынке компенсировалось ростом импорта угля в Китай. В 2018 году 19% мирового импорта этого ископаемого пришлось именно на Поднебесную. Лидирующими экспортерами угля стали Австралия и Индонезия.
Что касается экспорта зерновых, то среди важных изменений, произошедших на этом рынке — 10% рост поставок из Бразилии и 1,4% сокращение — из США. Свое слово в поставке зерна сказала и Украина: в рейтинге крупнейших экспортеров наше государство оказалось на 4-м месте.
Среди основных тенденций последних десятилетий аналитики отмечают то, что перевозка основных навалочных грузов продолжает вытеснять танкерные перевозки в процентном соотношении.
Однако быстрее всего растут перевозки контейнерных грузов: с 1980 года по 2018 год их доля увеличилась на 8%. В позапрошлом году общий объем контейнерной торговли, как указано в отчете, составил 152 млн TEU.
Регионы
В региональном разрезе контейнерная торговля все больше диверсифицируется. То есть, несмотря на то что основными для контейнерных линий остаются маршруты Азия-Европа, Транстихоокеанские и Трансатлантические маршруты, на них приходится лишь 40% мирового объема, остальное — вторичные маршруты, которые включают развивающиеся страны. Также интересно, что к весне 2019 года контейнерные поставки из Китая в США за год сократились на 6%, в то время как из других стран ЮВА — продолжили расти.
В целом лидером по объему как экспортируемых, так и импортируемых товаров прогнозируемо остается Азия. В 2018 году 41% мировых товаров были произведены и отгружены на экспорт в странах Азии. При этом 61% мировых товаров были импортированы также в страны этого региона.
Африка продолжает сокращать свое присутствие на мировом рынке — поставки сырья хоть и растут в количественных показателях, однако продуктов с высокой добавленной стоимостью больше не становится. Также заметно некоторое снижение активности в Латинской Америке. И если указанные регионы преимущественно поставляют именно сырье, то Азия, в противовес им, экспортирует в основном продукты производства и комплектующие.
Экспорт нефтепродуктов танкерами в последние годы несколько сместился со стран Западной Азии к странам Атлантики, таким как Ангола, Бразилия, Канада, Нигерия и США.
Отдельной строкой стоит вынести тенденции, наблюдающиеся в Китае. Из любопытных можно выделить следующее. В позапрошлом году на Китай пришлось 43,5 % мирового импорта навалочных грузов, 71% импорта железной руды. Ввиду ограничений, действующих в Бразилии и Австралии (которые поставляют порядка 83% мирового объема стали) Поднебесная в последние годы испытывает нехватку стали, поэтому там растет спрос на лом.
Диверсификация
Еще одним феноменом, меняющим конъюнктуру рынка мировых грузоперевозок, является то, что большие судоходные компании вроде MAERSK и COSCO Shipping намерены расширять свое присутствие не только на море, но и на суше. Например, MAERSK, у которого 80% перевозок приходится на контейнеры, намерены достичь показателя 50/50 по морским и сухопутным сервисам.
Флот
В начале 2019 года, по данным UNCTAD, мировой грузовой флот состоял из 95,4 тыс. судов общим дедвейтом 1,97 млрд т. Наибольшее количество из них составили сухогрузы (42,6%) и нефтяные танкеры (28,7%). Средний возраст флота был на уровне 21 года. При этом 71% сухогрузов, 56% контейнеровозов и 54% нефтяных танкеров были представлены судами моложе 10 лет.
В ТОП стран-владелиц флота по состоянию на начало 2019 года вошли Греция (17,79%), Япония (11,47%), Китай (10,51%), Сингапур (6,19%) и Гонконг (5%). Этим пяти государствам принадлежит почти половина мирового флота.
При этом государствами-лидерами по стоимости флота являются Греция, Япония, США, Китай и Норвегия. Суда, принадлежащие собственникам из этих стран, вместе составляют 45% стоимости всех судов в мире.
70% флота в мире зарегистрировано под иностранными флагами. Странами, чей флот чаще всего зарегистрирован под флагами других государств, являются Иран (98%), Индонезия (93%), Вьетнам (81%), Таиланд (73%), Гонконг, Саудовская Аравия, Малайзия (по 72%). Чаще всего это флаги таких стран как Панама, Маршалловы Острова, Багамы, Либерия, Гонконг, Мальта, Сингапур, Китай, Греция, Италия.
Судостроение
В 2018 году Китай, Южная Корея и Япония сохраняли лидерство в мировом судостроении, вместе представляя 90% отрасли. При этом на Китай пришлось 60% всех сухогрузов, построенных в мире, 47% генеральных грузовых судов, 49% контейнеровозов, 45% так называемых offshore vessels — судов, использующихся для эксплуатационных целей, таких как разведка нефти и строительные работы в открытом море, обслуживание буровых платформ и т. д.
Судостроители Южной Кореи выпустили 64% газовозов мира, 42% нефтяных танкеров. На верфях Японии собрали 45% химовозов.
В целом в судостроении самым значимым сегментом стали LNG-танкеры. На 1 января 2019 года их рост по сравнению с предыдущим годом составил 7,25% (в тоннаже). Причиной стало расширение использования сжиженного газа, и эта тенденция продолжится в будущем ввиду повышения экологических стандартов в мире.
Рост строительства контейнерного флота составил 5%. Стабильный рост также демонстрируют химовозы (+4,14%), и сухогрузы (+2,86%), в то время как доля нефтеналивных танкеров в судостроении снижает темпы роста (+0,98%).
На будущее UNCTAD прогнозирует, что в ближайшие годы контейнерный флот будет продолжать расти в мощностях: на верфях будет собираться все больше контейнеровозов тоннажем больше 15 тыс. TEU.
Крупнейшие контейнерные перевозчики и портовые операторы
Самыми крупными контейнерными перевозчиками мира с точки зрения емкостей флота являются Maersk, MSC, COSCO, CMA CGM, Hapag-Lloyd, ONE, Evergreen, Yang Ming, Pacific International Lines, Hyundai.
В ТОП-10 мировых контейнерных операторов, согласно исследованию, позиции были распределены следующим образом: COSCO, Hutchison Ports, PSA International, APM Terminals, DP World, Terminal Investment Limited, China Merchants Ports, CMA CGM, Eurogate, SSA Marine.
Перевод ЦТС
Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.
Источник