Ведущие страны цифровой экономики

Топ-10 самых конкурентоспособных цифровых экономик мира

Bjørn Christian Tørrissen/Wikimedia

Эксперты Шанхайской академии социальных наук опубликовали свой ежегодный отчет Global Digital Economy Competitiveness Development Report (2019), в рамках которого они назвали самые конкурентоспособные цифровые экономики мира.

При составлении рейтинга учитывались четыре факторы, составляющих цифровую экономику страны, включая цифровую индустрию, цифровые инновации, цифровое оборудование и институты цифрового управления.

Ниже мы расскажем о 10 конкурентоспособных цифровых экономиках мира.

Германия является постиндустриальной страной, где основу экономики (54%) составляют услуги. По уровню конкурентоспособности цифровой экономики Германия занимает 10 место в мире.

Австралия является одной из развитых стран, будучи тринадцатой по размеру экономикой в мире, и имеет шестое место в мире по ВВП в расчёте на душу населения. Австралия — высокоразвитое постиндустриальное государство, по уровню конкурентоспособности цифровой экономики страна занимает девятое место в мире.

Нидерланды имеют современную высокоразвитую постиндустриальную экономику. Экономику Нидерландов называют экспортной, так как эта страна в основном ориентируется на внешние рынки. По уровню конкурентоспособности цифровой экономики страна занимает восьмое место в мире.

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни. Япония — одна из лидирующих стран в области научных исследований, таких как высокие технологии, биомедицина и робототехника.

По уровню конкурентоспособности цифровой экономики страна занимает седьмое место в мире.

Республика Корея является экономически развитым государством с высоким уровнем доходов на душу населения. Важнейшую роль в экономическом росте страны сыграли крупные корпорации — чеболи, продукция которых в настоящее время пользуется широким спросом во всём мире. По уровню конкурентоспособности цифровой экономики страна занимает шестое место в мире.

Финляндия относится к числу малых высокоразвитых индустриальных стран.

Nokia — финская транснациональная компания, один из мировых лидеров в области мобильных коммуникационных технологий, ведущий поставщик оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей.

Великобритания — высокоразвитое постиндустриальное государство. Научные изыскания также являются одним из основных направлений деятельности британских университетов, многие из которых создают технопарки для упрощения производства и работы с компаниями.

Китайская экономика является второй экономикой мира по номинальному ВВП и первой экономикой мира по ВВП (ППС). КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них.

Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации.

По уровню конкурентоспособности цифровой экономики Сингапур занимает второе место в мире.

Соединённые Штаты — высокоразвитая страна, обладающая первой экономикой мира по номинальному ВВП и второй по ВВП (ППС). В то время как экономика США является постиндустриальной, характеризуется преобладанием сферы услуг и экономики знаний, производственный сектор страны остаётся вторым по величине в мире.

Источник

Страны соревнуются в стратегиях

Критерии, по которым составляются многочисленные рейтинги цифрового развития стран, сильно разнятся. Например, Международный рейтинг конкурентоспособности в цифровой среде бизнес-школы IMD 2018 года отдал преимущество США, Сингапуру, Швеции, Дании и Швейцарии (у РФ — 40-е место), а в Глобальном индексе сетевого взаимодействия Huawei 2018 года лидируют США, Сингапур, Швеция, Швейцария и Великобритания (РФ — 36-я), в Международном индексе цифровой экономики и общества (I-DESI) Еврокомиссии, сравнивающем цифровые успехи государств — членов ЕС с показателями 17 стран, не входящих в ЕС, на первых строчках — Южная Корея, Норвегия, Исландия, Швейцария и Япония.

Однако общая черта стран, попадающих в первые строчки рейтингов по диджитализации, — наличие комплексной государственной стратегии в этой сфере.

В России строительство цифровой экономики начинается не с нуля, говорит заместитель руководителя проектного офиса по реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ» аналитического центра при правительстве РФ Сергей Лещенко: «У нас довольно развитая информационная инфраструктура, высокий уровень вовлеченности населения в цифровую экономику, достойный уровень развития «электронного правительства», большие образовательные и научные заделы по ряду критически важных направлений: математике, информатике, физике».

Госпрограмма «Цифровая экономика» принята в России в 2017 году. В прошлом году она получила статус нацпроекта, а формирование цифровой экономики, по словам президента Владимира Путина, стало «вопросом национальной безопасности и независимости». С учетом уже заложенных в бюджете средств на развитие цифрового госуправления (820 млрд руб.) и внедрения системы паспортно-визовых документов нового типа «Мир» (114 млрд руб.) общие расходы в цифровую пятилетку 2019–2024 годов составят 1,6 млрд руб. Расходы на «Информационную инфраструктуру» составят 772 млрд руб., «Кадры для цифровой экономики» — 143 млрд руб., «Информационную безопасность» — 30 млрд руб., «Нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб.

В 2018 году в индексе развития «электронного правительства» ООН (e-Government Development Index), измеряющем готовность и способность правительств использовать информационно-коммуникационные технологии в целях оказания услуг населению, Россия поднялась на три строчки по сравнению с 2016 годом и заняла 32-е место. Лидер рейтинга Дания совершила еще более стремительный скачок, поднявшись за два года с девятого на первое место. В рейтинге «электронного правительства» в городах Москва заняла первую строчку, опередив Кейптаун и Таллин.

Государству помимо роли регулятора (нацпроект предполагает принятие в 2019 году целого пакета нормативных актов, регулирующих цифровую сферу, включая один из наиболее острых вопросов — доступ к данным) предстоит постепенно стать и крупнейшим поставщиком онлайн-услуг. Этому будут способствовать запуск «цифрового профиля гражданина», отказ от бумажных документов, а также реализация концепции «суперсервисов», предусматривающих в том числе и допуск частного бизнеса к оказанию госуслуг населению.

Вице-премьер Максим Акимов заявил, что в развитии цифровой экономики должны участвовать и регионы. Для них будут разработаны KPI по инвестициям в цифровую экономику. По данным индекса «Цифровая Россия» бизнес-школы «Сколково», разрыв в цифровом развитии регионов уже снижается. Растет и средний балл цифровизации — за год он поднялся с 45,9 до 55,9 пункта. Однако разрыв между десяткой регионов-лидеров (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Югра, Московская и Тюменская области и др.) и десяткой замыкающих субъектов остается большим — в среднем 46,7%.

«Сложно ожидать одинакового развития в Москве и Норильске, где еще недавно основной доступ в Сеть осуществлялся через спутник», — говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян.

Нацпрограмма как своего рода верхнеуровневый механизм должна связать все звенья цифровой цепочки страны в единую систему, считает эксперт по цифровой экономике РАНХиГС Александр Черкавский.

Лидеры smart-рейтингов

Дания лидирует в рейтинге Еврокомиссии DESI 2018. Стратегия, действующая с 2004 года, предусматривает перевод на цифровые технологии всего госсектора. 95% домохозяйств подключены к интернету, создана сеть телемедицины, а более ста видов услуг власти всех уровней обязаны оказывать в цифровой форме. На реализацию новой стратегии диджитализации до 2025 года государство планирует потратить €134 млн. Власти Дании заключили трехсторонний «технологический пакт» с бизнесом и образовательными институтами для продвижения цифрового и технического образования, запустили первое решение на основе блокчейна для регистрации кораблей и намерены создать национальную сеть 5G.

Норвегия — первая в Digital Evolution Index 2017 компании Mastercard. Страна полностью покрыта сетями 4G (против 84% в среднем по ЕС), 96% населения являются пользователями интернета, 94% пользуются услугами онлайн-банкинга (59% в среднем по ЕС). В 2015 году в Норвегии была создана система Mobile Bank ID, позволяющая гражданам получить онлайн-доступ более чем к 600 услугам, включая специальный электронный почтовый ящик для взаимодействия с властями. Норвегия значительно опережает общеевропейские темпы распространения электронных счетов и облачных вычислений, а система телемедицины в стране считается одной из лучших в мире.

Южная Корея — лидер Международного индекса цифровой экономики и общества (I-DESI) Еврокомиссии. Система электронного правительства формируется в стране с 2001 года. До 2020 года должна появиться возможность получения любой услуги из любого места, с любого устройства и без бумажных документов. $35 млрд было потрачено на создание с нуля первого «умного» города в мире Сонгдо, где вся инфраструктура связана сетью датчиков. В партнерстве корейских властей с ИТ-компаниями создана цифровая «платформа-как-сервис» для госсектора, а перевод госданных в облако позволил сократить расходы и повысить надежность госслужбы.

Сингапур — первый в глобальном индексе кибербезопасности Международного союза электросвязи ООН (International Telecommunication Union) 2017 года. Власти страны с 2014 года реализуют инициативу Smart Nation и обеспечивают необходимую инфраструктуру для стартапов и гражданской инициативы. Платформенные решения и огромный сет открытых данных, которые поставляют 70 правительственных агентств, позволяют отследить и проанализировать любой процесс — от дорожного трафика до вспышек заболеваний. Создана сеть из «умных» датчиков и камер, пронизывающих всю публичную инфраструктуру. 3,3 млн граждан Сингапура используют цифровое удостоверение личности SingPass для моментального доступа к госуслугам.

Источник

Все будет digital: названы страны-лидеры по уровню развития цифровой экономики

Mastercard определил лидеров среди стран по уровню развития цифровой экономики

Страны-лидеры по уровню развития цифровой экономики. Фото: Voice&Data

Школа Флетчера при Университете Тафтса в партнерстве с компанией Mastercard представили новое исследование “Индекс цифровой эволюции в 2017 году”. Компании проанализировали прогресс, которые страны достигли в процессе развития их цифровых экономик. А также насколько они смогли интегрировать новые возможности в повседневную жизнь миллиардов людей.

По результатам исследования, лидерами по развитию цифровой экономики стали Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония и Израиль. Темпы цифровой эволюции в этих странах служат примером другим странам для выбора вектора развития в будущем.

Исследование Mastercard, охватывающее почти половину онлайн-пользователей всего мира, отражает развитие 60 стран и демонстрирует их конкурентоспособность и потенциал для дальнейшего роста цифровой экономики. Индекс определяется на основе четырех ключевых показателей и 170 уникальных индикаторов:

  • Доступ к интернету и развитие инфраструктуры
  • Потребительский спрос на цифровые технологии
  • Государственная политика, законы и ресурсы
  • Инновации в стране (в т.ч. инвестиции в технологии и цифровые стартапы).

Основные результаты исследования

Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг и США входят в ТОП-10 стран с наиболее развитой цифровой экономикой. Но с учетом современного темпа распространения инноваций и постоянных изменений, нынешний статус «цифровых лидеров» не обеспечит им первенство в будущем. Только открытость к инновациям и переменам помогут этим государствам создать потенциал для дальнейшего роста.

Проанализировав темпы роста и состояние цифровой экономики, авторы исследования разделили страны на четыре категории:

  • Лидеры: Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония и Израиль демонстрируют высокие темпы цифрового развития и продолжают лидировать в распространении инноваций.
  • Замедляющие темпы роста: сюда относятся многие развитые страны Западной Европы, страны Скандинавии, а также Автралия и Южная Корея. В течение долгого времени эти страны демонстрировали устойчивый рост, но сейчас заметно снизили темпы развития. Без внедрения инноваций, они рискуют отстать от лидеров цифровизации.
  • Перспективные: Несмотря на то, что эти страны демонстрируют относительно низкий общий уровень цифровизации, они демонстрируют устойчивые темпы роста, что привлекает инвесторов. К этим странам относятся: Китай, Кения, Россия, Индия, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бразилия, Колумбия, Чили, Мексика.
  • Проблемные: Такие страны, как ЮАР, Перу, Египет, Греция, Пакистан сталкиваются с серьезными вызовами, которые связаны с низким уровнем цифрового развития и медленными темпами роста.

Фактор доверия

На сегодняшний день доверие к цифровым технологиям остается краеугольным камнем глобальной цифровой экономики. В целом исследование показывает, что в странах с более высоким уровнем цифрового доверия потребители более толерантны к техническим сбоям, которые происходят во время пользования интернет-сервисами или проведения онлайн-транзакций. Таким образом, степень диджитализации может стать ключевым условием для понимания потребительского поведения и оценки доверия к цифровой среде.

Кроме того, представители власти и бизнеса считаются гарантами доверия. Поэтому их задача — повышать его уровень среди граждан и потребителей.

Исследование показало, что доверие — это ключевой фактор, который определяет конкурентоспособность цифровой экономики страны. Без него дальнейшее развитие невозможно.

Источник

Harvard Business Review опубликовал рейтинг 2020: «Самые цифровые страны мира»

Главная страница » Harvard Business Review опубликовал рейтинг 2020: «Самые цифровые страны мира»

За минувший год из-за пандемии объем мировой экономики снизился на 4,4%. В то же время по всему миру ускорилась диджитализация. Страны объявляют локдауны (иногда по нескольку раз за год), закрывают школы и целые отрасли, а цифровые сектора — будь то сфера дистанционного образования, интернет-торговля или сервисы для работы из дома — приобретают особую важность. Как же этот тренд проявляется в разных странах? И что нужно сделать властям, компаниям и инвесторам, чтобы оседлать эту волну?

Наши коллеги из Школы Флетчера при Университете Тафтса в партнерстве с компанией Mastercard подготовили третье издание рейтинга Digital Evolution Scorecard (ее более ранние версии были опубликованы в HBR в 2015 и 2017 годах. Издание 2020 года сопровождает интерактивный симулятор политических мер. Рейтинг 90 экономик мира составлен на основании 160 индикаторов, отслеживающих четыре главных фактора: предложение, спрос, институты и инновации. Мы использовали как общедоступные, так и коммерческие данные из более чем 45 разных массивов информации, а также анализ, проведенный командой Digital Planet Школы Флетчера, чтобы исследовать следующие вопросы:

  • Предложение: насколько развиты цифровая среда и физическая инфраструктура, необходимые для обустройства цифровой экосистемы? (Сюда относятся доступность широкополосного интернета, качество дорог для доставки товаров из интернет-магазинов и прочие факторы.)
  • Спрос: хотят ли и могут ли потребители участвовать в цифровой экономике? Есть ли у них необходимые инструменты и навыки, чтобы подключиться к ней?
  • Институты: законы страны (и действия правительства) способствуют или мешают развитию цифровых технологий? Инвестируют ли власти в диджитализацию? Принятые меры госрегулирования: подталкивают они или, наоборот, тормозят использование и хранение данных?
  • Инновации: насколько развиты главные составляющие экосистемы инноваций: а) доступ к талантам и капиталу, б) процессы (например, сотрудничество между университетами и бизнесом) и в) выход к потребителю (новые цифровые масштабируемые продукты и услуги)?

В рейтинге мы собрали все эти данные и оценили экономики по двум показателям: текущее состояние цифровизации в стране и ее скорость (измеренная как прирост баллов рейтинга за 12 лет — с 2008-го по 2019-й). Как вы увидите на графике ниже, получившаяся «карта» разделяет экономики на четыре зоны: лидеры, замедляющиеся, перспективные и проблемные.

Цифровая эволюция: состояние и скорость

Лидеры

В эту зону входят экономики, которые отличает как высокий исходный уровень цифровизации, так и мощный темп развития этой сферы. Здесь особенно выделяются три страны: Южная Корея, Сингапур и Гонконг. Наряду с еще несколькими экономиками — например, Эстонией, Тайванем и ОАЭ — они стабильно попадают в число лидеров в таких индексах, демонстрируя как адаптивность, так и институциональную поддержку инноваций. Интересно, что США занимает второе место по цифровой эволюции после Сингапура: выдающийся темп роста для экономики такого размера и сложности.

Что же отличает эти страны? Каждый отдельный кейс уникален, но наш анализ позволяет предположить, что самые успешные из них выбрали следующие приоритеты:

  1. Поддержка внедрения цифровых потребительских инструментов (интернет-торговля, цифровые платежи, развлечения и т. д.);
  2. Привлечение, обучение и удержание ИТ-кадров;
  3. Пестование цифровых стартапов;
  4. Обеспечение быстрого и общедоступного доступа в интернет — как наземного (например, оптоволоконного), так и мобильного;
  5. Специализация на экспорте цифровых товаров, услуг или медиа;
  6. Координированный инновационный процесс: университеты, бизнес и ответственные за цифровое развитие министерства.

Перспективные

Эту зону характеризуют экономики, цифровая инфраструктура в которых пока ограничена, но которые стремительно цифровизуются. Здесь выделяется Китай: по темпу цифровой эволюции он существенно опережает все остальные страны — в первую очередь благодаря сочетанию быстрорастущего спроса и инноваций. Еще два заметных участника группы — Индонезия и Индия: это огромные страны, тем не менее занимающие третье и четвертое места в мире по темпам роста. Помимо этих крупных развивающихся стран, в нескольких государствах среднего размера — например, в Кении, Вьетнаме, Бангладеш, Руанде и Аргентине — цифровое развитие тоже идет ускоренными темпами, что указывает на потенциал расцвета диджитализации, которая благотворно повлияет как на восстановление экономики после пандемии COVID-19, так и на долгосрочную трансформацию.

На основе нашего анализа мы установили, что успешные прорывные экономики концентрируются на следующих задачах:

  1. Улучшение мобильного интернет-доступа, его доступности и качества, для более широкого распространения инноваций;
  2. Укрепление институциональной среды и развитие цифрового законодательства;
  3. Поощрение инвестиций в цифровые предприятия, финансирование цифровых НИОКР, обучение ИТ-кадров и использование приложений для создания рабочих мест;
  4. Меры по сокращению неравенства в доступе к цифровым инструментам по гендерным, классовым, этническим и географическим признакам (хотя во многом доступ по-прежнему остается неравномерным).

Замедляющиеся

К этой зоне относятся страны со зрелыми цифровыми системами, но невысоким темпом дальнейшего развития. Многие из этих стран входят в Евросоюз. Отчасти это объясняется естественным замедлением роста, которое приходит со зрелостью. Кроме того, многие страны этой зоны намеренно приняли решение пожертвовать темпом роста ради ответственного и инклюзивного развития. Чтобы вернуть темп роста (в то же время не отказываясь от своих ценностей), этим странам стоит сделать приоритетом следующие задачи:

  1. Защита от «цифровых плато»: дальнейшие инвестиции в устойчивые институциональные опоры, регуляторную среду и рынки капитала для поддержки дальнейших инноваций;
  2. Дальнейшее использование политических инструментов и регулирования для обеспечения равномерного доступа к цифровым возможностям и защита всех потребителей от нарушений конфиденциальности, кибератак и других угроз (и в то же время сохранение доступности данных для новых цифровых приложений);
  3. Привлечение, обучение и удержание профессионалов с цифровыми навыками — зачастую посредством реформ иммиграционной политики;
  4. Определение новых технологических ниш и создание экосистем, способствующих инновациям в этих сферах.

Проблемные

Наконец, последняя зона, куда вошли страны из Африки, Азии, Латинской Америки и Южной Европы, отличается как проблемами в существующей цифровой экосистеме, так и низким темпом роста. Странам этой зоны стоит брать пример с перспективных экономик в использовании цифрового роста как инструмента экономической устойчивости. В частности, в тех проблемных экономиках, где есть хороший спрос в цифровом сегменте, приоритеты должны быть следующими:

  1. Долгосрочные инвестиции в решение базовых проблем с инфраструктурой;
  2. Создание институциональной среды, которая поддерживает безопасное и широкое распространение цифровых продуктов и услуг среди потребителей — особенно если эти продукты способствуют продуктивности и созданию новых рабочих мест;
  3. Поддержка инициатив по развитию цифрового доступа для сегментов населения, исторически находящихся в слабом положении (особенно посредством сотрудничества государства с частным бизнесом);
  4. Поддержка приложений, которые решают насущные проблемы и тем самым могут стать катализаторами для распространения цифровых инструментов (например, платформ цифровых платежей).

Источник

Читайте также:  Как определить страну по автомобильному номеру
Оцените статью