Ведущие страны тяжелого машиностроения

Страны-лидеры в области машиностроения

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные — Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Читайте также:  Бренды духов по странам

Машиностроение подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Источник

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Развитые страны — 35—40% стоимости промышленного производства, 25—35% занятых в промышленности.

Ведущие производители

Великобритания

Лидеры по производству морских судов: Япония, Южная Корея, Китай. Лидеры в автомобилестроении: США, Япония, ФРГ.

Факторы размещения отраслей машиностроения Электроника и электротехника — научный Приборостроение, станкостроение — потребительский, трудовой Автомобилестроение, авиа-, судостроение — транспортный Металлообработка и металлоремонт — потребительский С/х машиностроение — потребительский Тяжелое и энергетическое — материалоемкое (металлургические базы).

Четыре главных машиностроительных района мира Северная Америка — все виды продукции, лидер — США Зарубежная Европа — все виды продукции, лидер — ФРГ Страны СНГ — ведущая отрасль специализации, лидер — Россия Восточная и Юго-Восточная Азия — массовое машиностроительное производство и новейшие отрасли, лидер — Япония

Специализация отдельных стран Нидерланды — электроника, электротехника Швеция — автомобилестроение, авиастроение Швейцария — точное машиностроение, станкостроение Венгрия — производство автобусов

Развивающиеся страны производят 10% мировой продукции, среди них выделяются: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Бразилия, Индия, Аргентина, Мексика.

Высокая экспортность продукции: Япония — 60% США, Канада, ФРГ, Швеция — более 40%

Авиастроение 1/2 мирового рынка гражданской авиации — США Европейский консорциум «Эрбас индастри» (Франция, Великобритания, ФРГ, Испания) — 1/4 Россия

Автомобилестроение Северная Америка — 30% Западная Европа — 25-30% Восточная Европа и Восточная и Юго-Восточная Азия — 20%

Страны — лидеры Япония — 12,3 млн шт.

20 ведущих стран, из них 1/3 — развивающиеся страны: Япония, Южная Корея, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Индия, ФРГ, Нидерланды, Аргентина, Мексика. Тяжелое и энергетическое машиностроение: США, Россия, Япония, Китай. С/х машиностроение: США, Россия, Япония, ФРГ, Китай, Индия, Бразилия. Станкостроение: Россия, Япония, Китай, ФРГ, США, Италия, Германия.

Производство телевизоров (140 млн шт. в год) Китай — 26 млн шт. в год Южная Корея — 16 млн шт. в год Япония — 15 млн шт. в год США — 15 млн шт. в год

Источник

Ведущие страны тяжелого машиностроения

Машиностроение в развитых странах – это ведущая отрасль не только промышленности, но и экономики страны в целом.

Как отдельная отрасль машиностроение возникло в 19 веке в Англии.

С того времени в машиностроительном комплексе наблюдается тенденция перехода от старых, традиционных производств, в сторону новых, наукоемких, это вызвано прежде всего переходом производства к электротехнике, средствам автоматизации и других наукоемких продуктов.

Подобные тенденции ярко выражены в таких высокоразвитых странах, как США, Япония, Германия и др.

В современном мире выделяются четыре основных центра машиностроения:

  1. Северная Америка, производящая практически всю номенклатуру промышленности
  2. Западная Европа, производящая в основном массовую машиностроительную продукцию
  3. Юго-восточная Азия, лидером которой бесспорно является Япония. Здесь сочетается производство массового машиностроения с высокими технологиями
  4. Страны СНГ, отстающие в производстве наукоемких отраслей, но преуспевающих в производственных мощностях.

Готовые работы на аналогичную тему

На развитые страны приходится 67% все выпускаемой продукции промышленности. Из них 43% приходится на США, Германию и Францию.

Машиностроение является основным поставщиком продукции для отраслей промышленности. На США при этом приходится 30,5% всего экспорта, на Японию — 11%, на Германию – 10%.

Развитые страны, по торговле машинно-техническими изделиями, опережает развивающиеся страны. Они занимают лидирующие позиции по расходам на душу населения, что позволяет поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне. Учитывая это, в развитых странах потребители предъявляют повышенные требования к продукции.

Ни одна страна не может быть впереди по всем направлениям научно-технического прогресса. Даже США вкладывает в развитие мирового научно-технического прогресса гораздо больше, чем может получить от его использования.

Но не смотря на это наиболее активное использование продуктов научно-технического прогресса развитыми странами, позволяет удерживать конкурентные позиции в мировом хозяйстве.

Лидеры автомобилестроения

Начало массового выпуска машин было положено Генри Фордом. Используя разделение труда, ему удалось в восемь раз сократить время сборки. Таким образом США более полувека была закреплена в лидирующих позициях автомобильного машиностроения.

Но сравнительно недавно США уступило свои позиции Японии и странам Западной Европы, которые сделали ставку на малолитражные автомобили. В конце 90-х годов к производству автомобилей подключились страны Латинской Америки и Азии.

В этот же период, страны начали осваивать не только внутренний рынок, но и активно развивать внешний. К примеру США, стали поставлять свои автомобили на рынок в Японии и Европе, а европейские и японские страны выходили на американский рынок.

На сегодняшний день лидером во внутренних продажах остается США, за ней тесно следуют станы Европы и Японии. Так же в последнее время наблюдается быстрый рост автомобилестроения в Китае.

Лидеры авиаракетной-космической отрасли

В 20 веке лидером по производству авиа продукции была Германия. После войны эту позицию разделили между собой США и СССР.

США развивали как гражданскую, так и военную авиацию, в то время как советские страны делали акцент на обороне. Так как данная отрасль требует много квалифицированных кадров, то лидерами по-прежнему в этой отрасли является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Лидеры судостроения и железнодорожного производства

В настоящее время в судостроительной отрасли наблюдается спад. Но не смотря на это выпуск специальных судов, танкеров, ледоколов, наоборот увеличился. Если раньше лидером в производстве судов была Европа, то на данный момент право лидерства перешло к США и Азии. Однако в строительстве именно морских судов абсолютными лидерами является Япония и Корея.

Железнодорожное машиностроение – это одна из старейших отраслей в мире. В данное время география производства постепенно меняется, это конечно же не могло не отразится на выпуске продукции. Сейчас лидирующие позиции плавно переходят к Азии, таким странам как Индия и Китай. В Европе же основная ставка делается на скоростные поезда. Лидерами в этой ветви являются Япония, США и Корея.

Лидеры в электронике

Электроника – это быстроразвивающаяся наукоемкая отрасль.

По стоимости, электроника занимает первое место в общемировой промышленности, оставив далеко позади даже автомобилестроение. Лидерами в данной отрасли считаются так же США, Япония, Корея и Европейский союз.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Реализация продуктов машиностроения приносит странам довольно ощутимые капиталы. Например, США составляет 30% от мировой стоимости продукции. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%.

Лидеры в других отраслях

Станкостроение: ФРГ, Япония, США, а также Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия. Лидерами в станкостроении являются развитые страны.

Военно-промышленная электротехника: в первую очередь США, ФРГ, Великобритания. Военно-промышленная электроника представлена лишь в развитых странах

Бытовая электроника: Южная Корея, а также Тайвань и Китай. Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

Судостроение: Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Япония, Индия, Мексика. Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших количествах сырья, которое поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором.

Важное значение в этой отрасли имеет стоимость труда рабочих, поэтому бывшие ведущие производители грузовых судов — США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)

Источник

Страны-лидеры по машиностроению

Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем отрасли машиностроения распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Отрасли машиностроения

  • общее машиностроение;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническое машиностроение.

К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.

Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.

Машиностроение мира

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто. В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась. Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах. Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США. Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы. В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн. Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы. Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG. На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Судостроение

В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.

Ж/Д производство

Старейшая из отраслей, к которой относится производство локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, железнодорожного оборудования, сейчас испытывает проблемы. Виной этому измененная география производств. Теперь строительством поездов все больше занимаются в странах Азии, таких как Индия и Китай. Европа же делает ставку на современные скоростные поезда.

Электротехническое машиностроение – самая наукоемкая отрасль и самая прогрессирующая. В последнее время наблюдается спад производства бытовой электротехники и увеличение производства микросхем.

Лидерами в этой отрасли являются фирмы США, Японии и Южной Кореи. Китай, Тайвань и другие азиатские страны стремительно развиваются в этом направлении.

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

Из развивающихся стран в этом списке:

Видео по теме: Лучшие машины мира

Источник

Оцените статью