- Международный валютный фонд (МВФ)
- Общие сведения
- Цели и задачи
- Финансовые ресурсы
- Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
- Сотрудничество Банка России с МВФ
- Что такое Международный валютный фонд?
- Квоты стран в капитале МВФ
- Как принимаются решения в МВФ?
- Кредиты МВФ
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Навигация
- Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
- Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
- Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
- Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
- расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
- поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
- обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
- содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
- помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
- сокращение внешних дисбалансов.
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Источник
Что такое Международный валютный фонд?
Международный валютный фонд (МВФ, англ. International Monetary Fund, IMF) — это международная финансовая организация, связанная с Организацией Объединённых Наций соглашением о сотрудничестве. МВФ создан на На Бреттон-Вудской конференции для восстановления мировой экономики, разрушенной во времена Великой депрессии и Второй мировой войны. Цели работы МВФ закреплены в его уставе:
- укреплять международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
- развивать международную торговлю;
- способствовать стабильности валют;
- обеспечение финансовой стабильности.
МВФ проводит курсы для членов правительств и сотрудников центральных банков стран-участниц, наблюдает за экономической политикой стран, готовит рекомендации и предоставляет кредиты государствам.
В декабре 2015 года 188 стран состояло в Международном валютном фонде
Квоты стран в капитале МВФ
Капитал МВФ формируется из взносов государств-членов и номинируется в специальных правах заимствования. В 2010 году уставной капитал фонда составлял 476,8 миллиардов единиц СДР.
Для каждого государства-члена определена его квота в капитале МВФ. Квота отражает роль государства в мировой экономике. Размер квоты может измениться, если Совет управляющих посчитает это целесообразным и страна-участница согласится на это изменение.
Страна | Квота, % |
---|---|
Австралия | 1,39 |
Бельгия | 1,35 |
Бразилия | 2,33 |
Великобритания | 4,25 |
Германия | 5,62 |
Индия | 2,77 |
Испания | 2,01 |
Италия | 3,18 |
Канада | 2,33 |
Китай | 6,43 |
Мексика | 1,88 |
Нидерланды | 1,84 |
Россия | 2,72 |
Саудовская Аравия | 2,11 |
США | 17,51 |
Франция | 4,25 |
Швейцария | 1,22 |
Южная Корея | 1,81 |
Япония | 6,50 |
Данные о квотах получены из списка стран-участниц за 3 августа 2016 года с официального сайта МВФ.
Крупнейшие квоты принадлежат США (17,51% от общего числа квот), Японии (6,50%), Китаю (6,43%) и Германии (5,62%).
Квота России в капитале МВФ соответствует 2,50%
Как принимаются решения в МВФ?
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих ( англ. Board of Governors), в который входят представители всех государств-членов. Повседневную работу МВФ выполняют Исполнительный совет ( англ. Executive Board) и персонал под руководством Директора-распорядителя ( англ. Managing Director).
Решения в Совете управляющих МВФ принимаются голосованием, а квота определяет количество голосов, которое есть у страны. Каждая страна получает 250 базовых голосов плюс каждые 100 тысяч единиц СДР дают 1 дополнительный голос. Страны могут продавать друг другу СДР, что также повлияет на количество голосов: каждые 400 тысяч купленных единиц СДР дадут государству-покупателю 1 дополнительный голос, которого лишится продавец. МВФ ограничивает размеры такой коррекции 25% от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал фонда.
Разные решения требуют разного числа голосов. Если для обычных вопросов достаточно простого большинства (50%), то особо важные вопросы (например, пересмотр квот голосов) требуют квалифицированного большинства — 85% от общего числа голосов. Таким образом США и страны ЕС могут заблокировать решения по важным для себя вопросам, требующим квалифицированного большинства голосов Совета управляющих.
Представители Швейцарии используют при принятии решений не только свои голоса, но и голоса Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Польши, Сербии, Таджикистана и Туркменистана. В сумме это даёт 2,74% от общего количества голосов, хотя у самой Швейцарии только 1,22%.
Эта группа стран получила неформальное название Гельветистан
Кредиты МВФ
МВФ предоставляет кредиты только государствам-участникам, каждый из которых может обратиться за финансированием, если нуждается в займах для осуществления внешних платежей и поддержания уровня резервов без использования «мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне».
Размер кредита ограничен 200% квоты государства ежегодно, но в исключительных случаях размеры кредита могут быть увеличены.
Источник
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд является межправительственной валютно-финансовой организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. МВФ учрежден решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Практическую деятельность Фонд начал 1 марта 1947. Штаб-квартира расположена в г. Вашингтон (США). Членами МВФ в настоящее время являются 188 государств. Общая численность персонала насчитывает приблизительно 2500 сотрудников из 156 стран. Директор-распорядитель МВФ – Кристин Лагард (гражданка Франции).
В своей деятельности МВФ сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции. Основными задачами фонда являются поддержание стабильности мировой финансовой системы и сбалансированного роста международной торговли, содействие устойчивости обменных курсов валют и равновесию платежных балансов, создание многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ, а также развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в который входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего (как правило, министр финансов или руководитель центрального банка) от каждого государства-члена, назначаемые на 5 лет. В ведение Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Важнейшие решения принимаются квалифицированным большинством в 70 — 85 % от общего числа голосов, а остальные решения принимаются простым большинством голосов. Управляющие собираются на сессии не реже одного раза в год.
Еще одним органом управления МВФ является Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), базирующийся в Вашингтоне, который включает в себя руководителей финансовых ведомств государств-членов (министров или других официальных лиц сопоставимого уровня). Это консультативный орган Совета Управляющих, проводящий свои заседания два раза в год. МВФК докладывает Совету о состоянии международной валютной системы и ее функционировании, а также о предложениях по внесению поправок в Устав МВФ и др.
Исполнительный совет под руководством Директора-распорядителя отвечает за оперативную деятельность МВФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом управляющих. Его заседания проводятся на постоянной основе в штаб-квартире Фонда. В настоящее время он состоит из 24 исполнительных директоров. Директор-распорядитель МВФ выбирается Исполнительным советом и является руководителем персонала. Три заместителя назначаются Директором-распорядителем с одобрения Исполнительного совета.
Количество голосов каждого государства-члена в руководящих органах зависит от размера его квоты в капитале МВФ, существующей в виде т.н. специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR). СДР являются, по сути, искусственным резервным платежным средством или т.н. синтетической валютой, которая представляет собой потенциальное право государств-членов на часть внесенных в фонд денег. СДР существуют только в безналичной форме, имеют ограниченную сферу применения (обращается только внутри МВФ) и рассчитываются на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлинга. В октябре 2016 г. в корзину СДР войдет также юань, который станет третьей по весу валютой с долей в 10,92% (соответствующее решение принято руководством Фонда 30 ноября 2015 г.).
Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25 % своей квоты в СДР или в основных мировых валютах, а остальные 75% — в национальной валюте. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР. Квоты призваны отражать относительную долю государства-члена в мировой экономике и пересматриваются раз в 5 лет. Общее количество квот МВФ (по сути, уставной капитал) составляет по состоянию на первую половину 2013 г. 238 млрд. СДР (или 360 млрд. долл. США).
Крупнейшая квота – у США (42,1 млрд. СДР или 17,7% всех голосов). Каждое из пяти государств-членов, имеющих наибольшие квоты (США, Япония – 15,6 млрд. СДР, ФРГ – 14,5 млрд. СДР, Великобритания – 10,7 млрд. СДР и Франция – 10,7 млрд. СДР), назначает своего исполнительного директора. 3 директора представляют каждый свою страну (Россия, КНР и Саудовская Аравия), 16 директоров избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп с учетом принципа географического представительства. Российская квота в капитале МВФ – 5,9 млрд. СДР (2,5%).
Механизмы финансовой помощи МВФ государствам-членам варьируются в зависимости от характера макроэкономических проблем, которые необходимо решать (механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, экстренная помощь, механизм финансирования для преодоления внешних шоков и т.д.). Соглашения «стэнд-бай» обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной определенных условий.
Крупнейшие по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл. США – пришлись на 1997-1999 гг. Основными реципиентами помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансового кризиса – Южная Корея, Индонезия, Бразилия и Россия. В 2009 г. в рамках новых соглашений о заимствованиях было принято решение о рекордном увеличении доступных по линии МВФ ресурсов до 600 млрд. долл. в целях антикризисной поддержки платежных балансов развивающихся стран.
После Сеульского саммита «двадцатки» (ноябрь 2010 года) наметились существенные подвижки в процессе проведения реформы МВФ. На саммите был утвержден план перераспределения квот и голосов в МВФ, который приводит расстановку сил в Фонде в большее соответствие с реалиями мировой экономики. Предполагается, что свыше 6% голосов будет перераспределено в пользу динамично развивающихся стран с переходной экономикой и от «перепредставленных» стран к «недопредставленным». При этом, однако, совокупная доля развивающихся стран и государств с переходной экономикой увеличится лишь на 2,8% (с 39,5% до 42,29%), что не вполне соответствует заявленным целям реформы. В качестве компенсации в совете директоров МВФ представителям развивающихся стран будет выделено на ротационной основе два дополнительных места за счет европейских государств.
Кроме того, согласовано повышение в МВФ совокупного веса стран БРИКС, который увеличится на 3,46% и составит 14,18% (порог в 15% позволяет блокировать в МВФ практически все важные решения). Все государства БРИКС войдут в десятку крупнейших акционеров МВФ. При этом доля России увеличится на 0,22% — до 2,71%.
Одновременно должно состояться удвоение капитала Фонда с нынешних 329 млрд.долл. до 659 млрд.долл.
В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял бюджетные законопроекты, касающиеся ключевых положений Сеульского плана действий по реформированию МВФ. Таким образом, менеджмент МВФ получил возможность приступить к практическому завершению процесса реформы.
Источник