- Какой вид парламента соответствует странам англосаксонского права?
- Англосаксонская правовая семья. Основные черты правовой системы Великобритании. Характерные особенности правовой системы США
- Основные черты правовой системы Великобритании, как старейшей представительницы англо-саксонской правовой семьи
- Характерные особенности правовой системы США, как представителя англо-саксонской правовой семьи
Какой вид парламента соответствует странам англосаксонского права?
А) С ограниченными полномочиями.
Б) С неограниченными полномочиями.
Д) Ни один из видов.
2. Что такое контрасигнатура?
А) Введение чрезвычайного или военного положения в государстве.
Б) Скрепление акта государства главы государства подписью министра (правительства).
В) Ответственность главы государства перед парламентом.
Г) Направление вотума недоверия от парламента к правительству.
Д) Нет верного ответа.
Какой орган, как правило, привилегирован объявлять амнистию?
Б) Орган исполнительной власти.
4. По своему территориальному устройству Франция делится на:
А) Округа и коммуны.
Б) Коммуны, департаменты и регионы.
В) Регионы, департаменты, округа и коммуны.
Г) Штаты, департаменты и коммуны.
Д) Департаменты и коммуны.
5. В соответствии с концепцией разделения властей I место среди ветвей государственной власти принадлежит:
Д) Зависит от формы государства.
6. Основой Союзного государства России и Белоруссии является:
7. Какие государства юридически имеют трехпалатную структуру парламента?
А) Ирландия и Великобритания.
Б) Великобритания и Индия.
В) Великобритания и США.
Г) Великобритания, США и Канада.
8. В мировой практике Президенты государств занимают свой пост:
Б) Не более 5 лет подряд.
Г) Возможны все перечисленные варианты.
9. Абсолютные монархии существуют в:
А) Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии.
Б) Афганистане, Катаре, Кувейте.
В) Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Катаре.
Г) Таких государств сегодня не существует.
10. Правительство в парламентарной республике формируется:
В) Парламентом и Президентом совместно.
Г) Выбирается населением страны.
11. Федеральный Президент Германии избираются сроком на:
В) Срок определяется правящей политической партией, но не может превышать срока полномочий парламента.
Г) Данная должность в Германии отсутствует.
12. По своему территориальному устройству федеративными являются следующие государства:
А) Германия, Швейцария, Бельгия, США.
Б) Франция, Германия, Босния и Герцеговина, США.
В) Сербия и Черногория, Канада, Бразилия, Индия.
Г) Австрия, Пакистан, Италия, Австралия.
Тесты по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
1. Срок полномочий Палаты представителей и Сената США, соответственно:
А) 3 года и 6 лет.
Б) 6 лет и 5 лет.
В) 2 года и 6 лет.
Д) Каждый раз срок полномочий палат определяется специальным законом.
2. Укажите лишнее полномочие парламента:
А) Формирование некоторых органов государства.
Б) Ратификация международных договоров.
В) Денонсация международных договоров.
Г) Объявление войны.
Д) Все ответы верны.
В каких государствах верхняя палата формируется путем народных выборов?
А) США, Германия, Италия.
Б) Великобритания, США, Германия.
В) Великобритания, Франция. Италия.
Г) Белоруссия, США, Германия.
Д) Франция, Италия, США.
4. Составить и внести свой законопроект может:
А) Только парламент.
Б) Только правительство.
В) Любое юридическое лицо.
Г) Любое физическое и юридическое лицо.
5. Какие государства являются сложными унитарными по своему устройству?
А) Франция, Белоруссия, Великобритания.
Б) Украина, Япония, Бельгия.
В) Финляндия, Германия, Италия.
Г) Белоруссия, Украина, Франция.
Д) Италия, Франция, Великобритания.
6. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии предусматривает:
А) Создание общего однопалатного парламента.
Б) Создание общего двухпалатного парламента.
В) Создание общего трехпалатного парламента.
Г) Создание общего парламента в договоре не предусмотрено.
7. Результаты выборов проводимые по мажоритарной системе абсолютного большинства по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства обладают:
А) Более высокой степенью легитимности.
Б) Более высокой степенью легальности.
В) Более высокой степенью легальности процедуры проводимых выборов.
Г) Степень легитимности и легальности выборов проводимых по этим системам — одинаковая.
8. Государством-участником СНГ не являются:
В) Грузия, Литва, Латвия и Эстония.
Г) Литва, Латвия и Эстония.
9. Факторами, определяющими форму государственного устройства, являются:
А) Национальный состав государства.
Б) Геополитический фактор и условия образования суверенного государства.
В) Площадь территории государства и природно-климатические условия.
Г) Все из перечисленных факторов.
10. Палата общин парламента Великобритании избирается сроком на:
Г) Срок определяется каждый раз перед выборами парламента специальным законом, принимаемым правительством страны.
11. Правительство США формируется:
А) Исключительно президентом страны.
Б) Парламентом и президентом совместно.
В) Специальной коллегией выборщиков.
Г) Правительство в США отсутствует и, следовательно, не формируется.
12. В определении – «Конституционное право это система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах, регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего, основы устройства общества и государства, правовые основы положения личности)», термин «конституционное право» использован в значении:
А) Отрасль действующего права.
В) Учебная дисциплина.
Тесты по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
ВАРИАНТ 7.
1. Правовой статус политических партий базируется:
А) На праве нации на самоопределение.
Б) На праве на объединение.
В) На праве на достоинство.
Г) Все ответы верны.
2. Гражданство – это:
А) Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав обязанностей и ответственности.
Б) Положение человека в обществе и государстве, возможность участия в управлении государственными и общественными делами.
В) Порядок приобретения и утраты гражданства.
Г) Нет верного ответа.
Предполагает ли смена политического режима обязательное изменение формы правления и формы государственного устройства?
А) Не предполагает.
В) Предполагает в парламентских республиках.
Г) Предполагает в государствах с однопартийной системой.
4. Не относятся к принципам организации и деятельности судов, следующие:
А) Независимость судей.
Г) Коллегиальность рассмотрения дел.
Д) Участие общественности в осуществлении правосудия.
Правительство может иметь название?
А) Кабинет министров.
В каком году было образовано Содружество Независимых государств (СНГ)?
7. Конституция Германии принята в:
По форме правления страны входящие в СНГ?
А) Только президентские республики.
Б) Только парламентские республики.
В) Парламентские и полупрезидентские республики.
Г) Нет верного ответа.
9. Кодифицированная (консолидированная) Конституция это:
А) Конституция, состоящая из одного документа принятого парламентом.
Б) Несколько основных законов принятых в разное время.
В) Конституция, состоящая только из нормативно-правовых актов.
Г) Нет верного ответа.
10. Президент Франции:
А) Является главой исполнительной власти.
Б) Разделяет исполнительную власть с Правительством.
В) В исполнительную власть не входит и является только главой государства.
Г) Нет верного ответа.
11. Число членов нижних палат парламентов США и Франции, соответственно:
12. Федеративных государств в мировой практике насчитывается:
Источник
Англосаксонская правовая семья. Основные черты правовой системы Великобритании. Характерные особенности правовой системы США
Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права (common law).
В истории его развития обычно различаются четыре основных периода:
Первый период. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения.
В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи).
Второй период развития английского права с 1066 г. и вплоть до 1475 г., Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления общего права.
Третий период с 1485 по 1832 г. и считается периодом расцвета общего права в Англии. Особенность его состояла в том, что в силу сложившихся условий в этот период оно вынуждено было соперничать и одновременно «сотрудничать» с так называемым правом справедливости.
Четвертый период определяется 1832 г. и продолжается до настоящего времени. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовые и судебные реформы. Была проведена также огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной судебной реформы все английские суды были уравнены в своих правах. В отличие от всех предшествующих периодов они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы «права справедливости».
В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений — такова специфика английского права.
Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию.
Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микроклеток) англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не логический, рациональный, а традиционно-исторический характер.
Основным правовым органом традиционно был суд, так как именно судебные органы формировали основной источник права — прецедент. Судебное решение состоит из : юридического заключения по делу и мотивировки, аргументации принятия этого решения («ratio decidendi»); части носящей убеждающий характер « попутно сказанного» («obiter dictum”). К прецедентной норме относят только первую часть судебного решения, а вторая часть является необязательной для других судей.
Законодательные органы, а именно Парламент, действуют также под воздействием институтов прецедентов и обычаев. Порядок принятия законов в английском Парламенте, например, находится под влияние сильно устаревших обычаев. Исполнительные органы лишены права заниматься нормотворчеством, за исключением случаев делегирования права нормотворчества парламентом.
К источникам англосаксонского права можно отнести судебные прецеденты, законы (статуты), обычаи, юридическую доктрину.
Прецедент долгое время был главной формой выражения и закрепления норм английского права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями (Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета (по делам государств — членов содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецедентов не создают. Каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом и созданным ею самой. Правило прецедента гласит: “ stare decsis” (решать так, как было решено ранее). В 1966 году Палата лордов сделала заявление, в котором допускала возможность отмены ранее созданных ею прецедентов, в случае установленной необходимости. Это стало исключением из жесткого правила прецедента.
Вторым источником англосаксонского права является статут (закон). Статут имеет приоритет перед прецедентом, т. е. может отменить его. Это не значит, что прецедент производен от закона. Напротив, закон реализуется через прецеденты. Всякий законодательный акт конкретизируется посредством обязательных судебных решений. По сфере действия законы можно разделить на публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) и частные (распространяются на отдельных лиц и территории). Выделяют также делегированное законодательство, т. е. акты, создать которые Парламент уполномочил других субъектов (правительство, королеву, министерства). Данные акты имеют силу закона и являются обязательными для исполнения всеми гражданами. Можно еще отметить так называемое автономное законодательство — акты местных органов власти, действующие на определенной территории, некоторых учреждений, организаций. Такие законы обязательны для исполнения на местном уровне, членами организаций, их клиентами и т. п. Сила автономных актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства.
Древним источником англосаксонского права является обычай. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение.
Особое место среди источников англо-саксонского права занимает Юридическая доктрина. Некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при рассмотрении конкретных судебных дел. К таким источникам можно отнести « Институцию» Кока, которая часто цитируется в судах (а именно судебные комментарии, описание прецедентной практики).
Основные черты правовой системы Великобритании, как старейшей представительницы англо-саксонской правовой семьи
Правовая система Великобритании на современном этапе развития продолжает сохранять многие основные черты, характерные для правовых систем государств, относящихся к англо-саксонской правовой семье: прецедентность (наличие в качестве источника права судебных решений); отсутствие кодифицированных полностью отраслей права; автономия судебной власти от любой иной власти в государстве; большое значение имеет соблюдение процессуальных норм судопроизводства (т.
к. они являются составной частью механизма правообразования и правореализации).
В ходе рассмотрения дела английский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее и в случае положительного ответа руководствоваться уже принятыми решениями.
Степень обязательности прецедента зависит от иерархии суда, рассматривающего дело, и суда, чьё решение может стать в данном случае прецедентом. Решения высшей судебной инстанции — Палаты лордов — обязательны для всех судов. Апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения, включая и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций. Его решения обязательны для всех нижестоящих судов, а также влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда, не будучи строго обязательными для них. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения не являются прецедентами. Не являются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 году для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.
Прецедент может быть отменен лишь вышестоящей организацией или парламентским актом, а сама организация не может отказаться от созданного ею прецедента. Однако, поскольку полное совпадение обстоятельств дела случается довольно редко, судья по своему усмотрению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья вправе констатировать совпадение обстоятельств и тогда, когда они на первый взгляд, различаются. Если судья не находит никакого сходства обстоятельств, при отсутствии регламентации со стороны статутного права, судья сам создает правовую норму, становясь как бы законодателем. Из вышесказанного понятно, что полномочия судьи распространяются на достаточно широкий круг вопросов.
Одной из проблем английского права являлось наличие слишком большого количества прецедентов. С 1870 года издаются «Судебные отчеты», содержащие решения высших судов, на которые обычно и ссылаются, как на прецеденты в последующих судебных инстанциях.
Большое значение наряду с судебной практикой придается в правовой системе Англии статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем роль их в последнее время возрастает. Это обусловлено развитием международного сотрудничества и вступлением Великобритании в Европейское экономическое сообщество.
На современном этапе развития, английское право имеет тенденцию к избавлению от архаичных форм и все активнее рассматривает кодификацию, как метод формирования правовых норм.
Проблема систематизации законов встала перед юристами ещё в конце XIX века. С 1870 по 1934 годы парламент принял 109 законов консолидации (новых, более обширных специальных законодательств, основанных на модернизации старого материала статутов). Таким образом, в Англии почти незаметно приблизились к методам континентального законодательства.
Необходимо отметить, что проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии своеобразна. Закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Однако, правоприменительный орган связан не только текстом закона, но и тем толкованием, которое было дано ему в предшествующих судебных решениях (прецедентах толкования). Поэтому в Англии вместо текста закона чаще цитируется текст судебных решений, в которых он был применен.
Некоторые авторы считают, что в Англии нет писаной конституции, а то, что англичане называют конституцией, на самом деле комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничить произвол власти и обеспечивающих права и свободы личности. Среди законодательных актов такого характера следует упомянуть « Хабеас корпус акт»(1679), и «Билль о правах» (1689), в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др.
Обращая внимание на организационную сторону правовой системы Великобритании, необходимо отметить, что характерной её чертой является автономия судебной власти от любой иной. Этим обусловлено отсутствие таких органов как прокуратура и отсутствие административной юстиции.
Характерные особенности правовой системы США, как представителя англо-саксонской правовой семьи
Право США, так же как и англо-саксонское право, в качестве основных источников включает: обычаи и традиции: законодательство, которое в самом широком смысле называют статутным правом и прецедентное право, создаваемое судами.
Для американского, как и для английского юриста, право — это, прежде всего судебная практика.
Нормы закона входят в систему права лишь после того, как будут неоднократно истолкованы судьями. В американских судах, как и в английских, ссылаются не на законы, а на судебные решения, в которых они были применены.
Однако Верховный суд США и апелляционные суды штатов не считают себя, безусловно связанными своими прошлыми решениями. Американские судьи в своих решениях не соблюдают так строго правило прецедента, как их английские коллеги. По их мнению, жесткость прецедента создает излишнюю сложность в принятии взвешенных решений.
Существенное отличие права США от английского обусловлено федеральной структурой США. В пределах своей компетенции, которая достаточно значима, штаты создают своё законодательство и свои многочисленные прецеденты. В С ША существует фактически 51 система права (по одной на каждый штат и одна — федеральная). Несмотря на большое значение федерального законодательства, граждане и юристы в первую очередь пользуются правом штатов.
Юрисдикция судов каждого штата осуществляется вне зависимости от юрисдикции другого штата. Решения, принятые судами одного штата могут совершенно отличаться от решений судов другого штата по одному и тому же делу. Нередки случаи принятия совершенно противоположных решений судами разных штатов по аналогичным делам. Ежегодно в США публикуется более 300 томов судебных прецедентов.
Законодательства штатов значительно отличаются друг от друга. Отличаются меры уголовного наказания за одно и то же преступление, устанавливается режим общности или раздельности имущества супругов и так далее. Подобные явления делают правовую систему США очень сложной и запутанной.
Одна из самых важных особенностей правовой системы США состоит в контроле судов за конституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могут признать тот или иной закон неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права.
Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США.
В правовой системе Соединенных Штатов законодательство более значимо и весомо, чем в английском статутном праве. Существующая уже более двухсот лет
Федеральная конституция и более молодые конституции штатов играют важную роль в регулировании жизни общества. Каждый штат имеет большое количество своих собственных законов, так как обладает широкой законодательной компетенцией и активно её использует.
Еще одной отличительной особенностью законодательства США является наличие в ней кодексов, ранее неизвестных в английском праве. В своих кодексах американские законодатели стремились воспроизвести прежние нормы, созданные путем судебной практики, объединить прецеденты, сделать их основой законодательства.
Важным фактором, обусловившим качественно новую роль судебных решений в США можно назвать то факт, что Конституция США имеет прямое действие и в отличие от английских судов, американские, при толковании отдельных казусов, обращаются к её тексту.
Судебную систему возглавляет Верховный суд США, деятельность которого наполняется глубоким политическим содержанием. Верховный суд в процессе своей судебной деятельности осуществляет функцию конституционного надзора и может решать не только судьбу дела на основании закона, но и судьбу закона (его соответствие Конституции).
Суммируя материал, изложенный в главе, можно отметить, что отличительными чертами своеобразной правовой системы США, сложившейся благодаря многочисленным факторам (историческим и географическим) являются: — качественное преобразование общего права, права справедливости и полное обновление статутного права (кодификация), заимствованных из английской правовой системы;- наделение судебной власти большими полномочиями, в том числе функцией контроля за законодательным процессом (Верховный суд США); — наличие огромного массива законодательств, связанное с федеративным строением государства; — своеобразие правовых систем различных штатов и их относительная правовая автономия; — наличие Конституции в качестве источника права и фактора определяющего правосознание граждан; — выборность как законодательной, так и исполнительной власти и их отчетность перед гражданами государства; — относительная стабильность и созидательная способность правовой системы.
Источник