Видения стратегического развития страны

О миссии, видении и стратегии: Практическая классификация

1. Основные стратегические термины

В процессе разработке и формализации стратегии компании часто приходится сталкиваться с терминами, такими как миссия, видение, стратегия. Данная статья основана на фрагментах переписки с клиентами и коллегами по вопросам терминов стратегического управления, и отвечает на ряд вопросов, возникающих в процессе их разработки. На сегодняшний день написано много книг и формулировании миссии и видения, и часто они противоречат друг другу, что вполне естественно, исходя из идеального характера рассматриваемых терминов.

В рамках проведения проектов по постановке стратегического управления необходимо выбрать один из подходов, логично объединяющих их в одну систему. Вот основные определения, которыми мы пользуемся в своей работе:

  • Миссия — это предназначение организации. Может отвечать на вопрос: «Зачем создана организация?» Или быть продолжение «Мы созданы для того, чтобы . »
  • Видение — это мечта, описание желаемого состояния компании в будущем через несколько лет (обычно горизонт стратегического планирования выбирается от 2-3 лет до 5-10 лет).
  • Стратегия — это путь достижения стратегического видения.

С практической точки зрения стратегию удобно представлять в виде комбинации следующих элементов:

  • Стратегические цели — главные цели, которые оказывают воздействие на направление развития и жизнеспособность структуры в целом
  • Философия и ценности- это основные правила, определяющие границы действий организации.
  • Программы действий — направленная на достижение главных целей пошаговую последовательность действий. Программы отвечают на вопрос о том, каким образом могут быть реализованы стоящие перед организацией задачи в определяемых ее политикой рамках
Читайте также:  Индикатор экономического состояния страны

Все эти элементы приведены на следующем рисунке:

Чтобы в них разобраться в взаимосвязи этого множества терминов, можно воспользоваться следующим предложением:

«Исполняя свою Миссию, Компания стремится к реализации своего Видения путем выполнения своей Стратегии, достигая Стратегических целей, реализуя Стратегические программы, мероприятия и инициативы, строго придерживаясь принципов, определяемых Философией компании.»

Можно воспользоваться также связками между данными существительными и поставить им в соответствие глаголы, которые приведены в следующей таблице. Там же приводятся вопросы, на которые должны отвечать соответствующие стратегические документы.

Термин

Определение

Глагол

Вопрос

Для чего мы созданы?

Идеальное состояние организации через несколько лет

Видение — реализовывается или достигается

Какой будет наша компания через несколько лет?

Способ достижения видения

Стратегия — выполняется (идти путем, определенным Стратегией)

Каким путем мы пойдем?

Стратегические цели — достигаются

Какие результаты мы собираемся достичь?

Программы действие, мероприятия, инициативы

Мероприятия, которые необходимо предпринять для достижения видения.

Стратегические программы и инициативы — реализуются

Что мы собираемся сделать?

Взгляды, ценности и ограничения, которых придерживается организация при реализации своей стратегии.

Философия — принципы, которых придерживаются

Каких принципов мы придерживаемся? Что мы ценим?

2. В чем разница между миссией и видением?

Разница между Миссией и Видением можно объяснить следующим образом:

  • Миссия — это прагматичное определение того, что компания призвана выполнять.
  • Видение — это эмоционально-чувственное определение мечты, описание того, как будет выглядеть компания через несколько лет.

То есть Миссия — это направление деятельности, а Видение — это целевое состояние компании. Вполне возможно, что Видение изменится через несколько лет, так как после того, как мы достигнем своего Видения, мы помечтаем и придумаем другое Видение, и т.д. Для того, чтобы не свернуть с выбранного пути под воздействием эмоций мы собственно и определяем для себя Миссию, чтобы на его основе сформулировать себе новое Видение еще на несколько лет вперед.

Эмоционально-чувственная окраска Видения нужна для того, чтобы лучше представить и закрепить в качестве целевого то состояние, которое описывает Видение. Можно сказать, что формулирование Видения — это «программирование» человека на его достижение (по крайней мере, так происходит с точки зрения психологии). Именно таким подходом пользуются политики, красочно описывая «светлое будущее».

3. Философские и психологические основы миссии и видения

Действительно, все классики говорят разные вещи, но из их противоречивых советов можно выбрать следующие крупицы:

  • У компании должно быть «что-то» консолидирующее и направляющее деятельность компании.
  • Это «что-то» должно быть символично, то есть выражено в простой форме, обращение к которой (например, прочтение) должно вызывать целый пласт ассоциаций.
  • Это «что-то» может быть публично, и тогда оно принимает вид рекламного лозунга, или строго интимно, как какой-нибудь тайный символ массонов.
  • Это «что-то» должно с одной стороны иметь логическую составляющую и эмоциональную окраску (упрощенно говоря для обоих полушарий мозга).
  • Это «что-то» должно быть «первопричиной» всех мыслей и поступков людей из организации. То есть, на вопрос «почему так?» можно было бы получить отчет, основанный на этом «что-то». А истинность самого «что-то» выводится догматическим путем из самого себя (понятие парадокса возникло из-за противоречивости логики, поэтому все на свете объяснить с помощью логики нельзя, не вводя догматов).

В разных человеческих организациях это консолидирующее что-то может принимать вид:

  • миссии, предназначения, направления развития
  • видения, мечты, описания целевого состояния
  • других атрибутов: гимна, герба, рекламного лозунга, гимна
  • символов (креста, звезды Давида и т.д.), тайных знаков (как у массонов), ритуалов (танцев, песнопений) и даже тотемных животных
  • в некоторых случаях, это «что-то» может быть очень большого размера (как священные книги Библия, Коран, Тора или мифы).

Подводя итоги, можно сказать, что это «что-то» должно обладать следующими характеристиками:

  • «оно» должно объединять людей вокруг какой-нибудь концепции
  • «оно» должно отличать их от других групп людей
  • с одной стороны «оно» должно выглядеть логически непротиворечиво (сейчас в мир логики многие люди ненавидят парадоксы)
  • с другой стороны в «него» должны верить.

А в какую форму это будет облечено, — это зависит от существующий в данный момент времени культуры. Сейчас (начало третьего тысячелетия) предпочитают слова, написанные прозой. Окей, давайте пользоваться парой из миссии (предназначения, направления развития) и видения (описания целевого состояния, мечты).

Миссия, как и видение, по своей сути неотделимы от стратегии. Это система наших представлений и ощущений о существовании нашей компании в будущем. Эту систему мы можем представить в различных форматах, из которых тройка «миссия (направление)-видение(цель, мечта)-стратегия (путь в заданном направлении для достижения мечты)» является лишь одним из наглядных способов систематизировать несистематизируемое.

Лично мне такая тройка (миссия, видение и стратегия) нравится, так как она более-менее замкнута и самобъяснима, метафорична (указатель направления, конец пути, выбранная дорога) и не противоречит большинству из современных теорий стратегического управления.

Источник

Стратегическое видение

Стратегическое видение выражает намерения организации в долгосрочной перспективе, отвечая на вопросы: куда мы движемся? что хотим достичь? какими себя видим в будущем?

Стратегическое видение — это желаемая картина будущего, выражающая устремления и намерения компании или человека, построенная в соответствии с ментальной моделью мира и восприятия изменений [Константинов].

Находясь на дальнем горизонте планирования, стратегическое видение является достаточно неопределенной величиной. Оно основывается на намерениях организации, предвидении существующих и предполагаемых тенденций. «Тело» стратегического видения формируется из гипотез о состоянии будущего и желаниях ключевых стейкхолдеров организации.

Стратегическое видение является основополагающей единицей для стратегического планирования. Понимание такой картины будущего позволяет оценить объем ресурсов и действий, требуемых для достижения желаемого состояния. Видение будущего в процессе планирования декомпозируется на более конкретные и точные цели.

Образ желаемого будущего, возникающий в головах руководителей, может находить совершенно разные формы проявления, начиная от точных и содержательных формулировок и заканчивая развернутым перечнем позиций с указанием желаемых результатов по каждому функциональному направлению.

Положения, определяющие видение

  • Является «мечтой» организации, рассказывая о том, какой станет компания в будущем.
  • Формируется топ-менеджментом организации, на основе его взглядов и представлений.
  • В отличие от миссии, видение имеет временную характеристику и описывает будущее.
  • Описывает желаемый результат, но при этом не обладает характеристиками сформулированной цели.
  • Представляет «позитивную» картину будущего, привлекательную для всех заинтересованных лиц.
  • Стратегическое видение часто может быть недостижимым, но при этом всегда остается реалистичным.
  • Видение достигается результатом выполнения всех существующих целей организации.
  • Воплощается в виде яркого и содержательного сообщения.

Функции стратегического видения

  • Определяет направление развития организации.
  • Связывает действия компании в настоящем с действиями компании в будущем.
  • Является основой для формулирования системы целей и стратегий организации.
  • Формирует приверженность сотрудников выбранному стратегическому направлению.
  • Мотивирует и воодушевляет сотрудников, придает осмысленность их действиям.
  • Позволяет идентифицировать компанию для внешней и внутренней среды.
  • Помогает синхронизировать действия руководителей и исполнителей.

Формулирование видения

Для того, чтобы стратегическое видение хорошо воспринималось стейкхолдерами организации необходимо обратить внимание на ее формулировку.

Характеристики удачной формулировки видения

Hakan Butuner предлагает концепцию формулировки видения, которая состоит из 4 характеристик:

  1. Идеалистичность — описывает будущее, в котором состояние организации лучше, чем в настоящем, и дает сотрудникам надежду, что это будущее может быть достигнуто.
  2. Подлинность — показывает сущность и демонстрирует отраслевую принадлежность организации, определяет границы ее присутствия.
  3. Отличительность — выделяет компанию на фоне конкурентов, позволяет пределить свой уникальный путь в будущем, сформулировать собственные цели и намерения.
  4. Привлекательность — притягивает внимание людей, как в организации, так и за ее пределами, вдохновляет и воодушевляет сотрудников прикладывать усилия в нужном направлении.

Рекомендации по формулированию видения

В качестве рекомендаций по созданию привлекательной формулировки для стратегического видения можно использовать следующие принципы [Thompson, Strickland]:

Be graphic. Рисуйте ясную картину того, куда следует компания, и какое место на рынке она хочет получить.

Be directional. Описывайте стратегический курс, который поможет компании подготовиться к грядущему будущему.

Keep it focused. Фокусируйте внимание на тех, кто играет ключевую роль в принятии решений и распределении ресурсах.

Have some wiggle room. Формулировка видения всегда должна содержать аспект гибкости, необходимый для корректировки курса при серьезных изменениях внешней среды.

Be sure the journey is feasible. Нарисованное направление должно быть измеримым и достижимым для организации и ее сотрудников.

Indicate why the directional path makes good business sense. Сформулированное стратегическое видение должно отражать интересы стейкхолдеров, в особенности акционеров и сотрудников компании.

Make it memorable. Видение должно хорошо считываться и восприниматься разными группами заинтересованных лиц, поэтому его стоит представлять в виде нескольких емких пунктов или запоминающегося слогана.

Примеры формулировки видения

Группа «Илим»: «Стать лучшей и самой уважаемой компанией — компанией мирового класса по производству бумаги и упаковки для российского рынка, оставаясь ведущим поставщиком целлюлозы в Китай».

Southwest Airlines: «Открыть небо для простых людей» (Open the sky to ordinary people).

British Airways (1998): «Стать лидером в международных перевозках» (Become a leader in world transport).

Stanford University (1940): «Быть Гарвардом на Западе» (Be the Harward of the West).

Sony (1950): «Стать наиболее известной компаний, меняющей мировой образ низкокачественных японских продуктов» (Become the company most known for changing the worldwide poor-quality image of Japanise products).

General Electric (1980): «Стать номером один на каждом нашем рынке, сочетая в себе силу крупного бизнеса с бережливостью и ловкостью маленькой компании» (Become the number one in every market we serve, having the strength of a big company combined with the leanness and agility of a small company).

Источник

Концептуальные основы стратегического планирования

Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований (городов, районов, поселков) может быть состоятельной в своей реализации лишь при ее соответствии целям, задачам, принципам, ориентирам региональной и общефедеральной стратегии. Однако это не исключает определенной стратегической самостоятельности в развитии поселений, обусловленной их местоположением, экономическим потенциалом, демографическими и экологическими процессами, уровнем развития социальной инфраструктуры и др.

Поэтому при разработке стратегии социально-экономического развития города авторы программы исходят как из общетеоретических и методологических посылок проведения этой работы, так и тех принципиальных установок, которые придавали бы стратегии поселенческую особенность и неповторимость.

Принадлежность муниципальных образований к единому экономическому, политическому, правовому пространству страны, подчинение общефедеральной социальноэкономической стратегии развития не исключают, нормального диалога муниципального образования с региональной администрацией и с федеральным центром в межбюджетных отношениях, необходимости представлять и защищать экономические интересы города, а также конкуренции между городами за привлечение инвестиций и налогоплательщиков на свою территорию. В этой связи первым условием состоятельности муниципального образования и эффективности стратегического планирования социально-экономического его развития служат осмысление и проекция применительно к местной специфике общей стратегии развития региона, реального состояния его экономики, его кратко- и среденесрочной экономической политики, а также (что очень важно) ее долгосрочных стратегических ориентиров. Суть новой социальноэкономической стратегии и стержень концепции реформирования муниципальных образований состоит в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа, созданием благоприятной среды его обитания, на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли как государства так и местного самоуправления в ее трансформации и регулировании.

Главным ориентиром выбора приоритетов социально-экономического развития муниципального образования является качество жизни населения или отдельного человека. Именно поэтому данный показатель интерпретируется нами как целевая функция стратегии развития. Ограниченность экономических ресурсов в развитии города — это фактор, который определяет взаимосвязь отдельных аспектов качества жизни населения, поскольку основные составляющие «конкурируют» друг с другом за выделение ресурсов. Вместе с тем, институциональные ограничения не ставят в конкурентное положение отдельные параметры качества жизни населения. Этот аспект особенно важен для современных транзитивных (неопределенных) условий экономического и социально-политического развития муниципальных образований, регионов и России в целом. Поэтому необходим системный подход к разработке законодательных и других нормативных актов, адекватных рыночной экономике и охватывающих все секторы экономики.

Поскольку качество жизни является главным ориентиром в стратегии социальноэкономического развития муниципальных образований, постольку его содержание определяет основные направления планирования и прогнозирования жизни города Владимира.

Для разработки стратегии социально-экономического развития города необходимо определиться с теми принципиальными установками, которые могут составить фундамент этой работы. К числу таких установок мы относим следующие:

Во-первых , соотношение текущих проблем социально-экономической политики развития города и ориентиров на формирование постиндустриального общества в стране и регионах, что на первом этапе неизбежно скажется на задачах экономического роста и социального благополучия. Но кратко- и среднесрочное планирование не должно терять свою ориентацию в параметрах долгосрочной стратегии социально-экономического развития города.

Во-вторых , в стратегии развития традиционных для города предприятий машиностроения, организаций социальной инфраструктуры и других отраслей необходимо особо выделять инновационные проекты, реализация которых связана с переходом к высоким технологиям с производством продукции с большой конкурентоспособностью.

В-третьих , требуют внимательного анализа возможности города в формировании и развитии новых наукоемких производств с опорой на наличный научный и интеллектуальный потенциал муниципального образования. Это тем более важно, что город не богат природными, топливно-сырьевыми и другими ресурсами.

В-четвертых , вполне естественна межгородская конкуренция на территории области с другими муниципальными образованиями региона и страны в привлечении на свою территорию инвестиций и источников налоговых поступлений в городской бюджет. Этим определяется важность формирования инвестиционного климата в городе и создание благоприятных условий для предпринимательства.

В-пятых , неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития города является его институциональное, правовое обеспечение. Оно создается в границах общего институционального пространства региона, но предполагает дополнительные меры институционального характера в масштабах города. Наряду с эффективными мерами в налогообложении и в поддержке предпринимательских инициатив, которые разрабатываются и осуществляются при взаимодействии местных органов власти с региональными объединениями промышленников и предпринимателей, немалую роль играет поддержка инноваций путем производственной пропаганды, информации о лучшем опыте, о хозяйственных достижениях через местную печать, радио и телевидение.

В-шестых , как свидетельствует мировой опыт, инновационные процессы возникают вначале в отдельных звеньях экономики, а затем распространяются более широко. При разработке стратегии социально-экономического развития города важно выявить местные точки зарождения инновационных процессов для всемерной их поддержки наличными ресурсами.

В-седьмых , в рыночной экономике вмешательство государства, органов власти в экономическую жизнь ограничено самостоятельностью хозяйствующих субъектов, и перспектива заключается в освобождении властных органов от избыточных для экономики и социального развития функций. Это означает, что стратегическое планирование имеет не директивный, а индикативный характер, опирается на частные интересы фирм, частных собственников в получении прибыли и других выгод. Главная цель — создание условий для эффективного и стратегически ориентированного социально-рыночного хозяйства.

Разработка стратегии развития осуществлялась поэтапно:

1. Организационный этап.

2. Анализ и оценка существующей ситуации и тенденций.

3. Определение направлений и целей развития.

4. Разработка проекта стратегии развития.

5. Обсуждение и утверждение стратегии.

Разработка стратегии городского развития имеет высокий приоритет для органов местного самоуправления. В процессе разработки стратегии на президиуме городского Совета неоднократно заслушивалась информация о ходе работы по стратегическому планированию. Текущий контроль за ходом разработки стратегии со стороны городского Совета народных депутатов осуществлял комитет по экономической и промышленной политике, имущественному комплексу, развитию предпринимательства и потребительского рынка.

Принципы и методы разработки

При разработке стратегии в целях обеспечения ее обоснованности была использована совокупность методов, включающая:

Ø выявление и структурирование проблем развития;

Ø статистический, экономический и сравнительный виды анализа;

Ø методы прогнозирования; методы экспертной оценки;

Ø матричный метод разработки стратегии.

Источниками информации для разработки являются:

Ø результаты групповой работы руководителей органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций по выявлению проблем развития города;

Ø официальные статистические и аналитические данные;

Ø отчеты о финансово — хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

Ø информация о деятельности организаций, учреждений и предприятий иных форм собственности.

При разработке стратегии широко применялись методы групповой работы.

Структура стратегии развития

Стратегия имеет иерархическую пирамидальную структуру. На вершине пирамиды находится видение и цели, определяющие философию развития муниципального образования. Философия развития трансформируется в практическую часть стратегии: в политики (функциональные стратегии), стратегические программы и проекты. Системное построение стратегии позволяет связать будущее видение развития города с целями конкретных программ, которые в свою очередь конкретизируются в проекты и мероприятия. Таким образом, достигается высокая связность стратегического и оперативного управления и обеспечивается проникновение стратегических решений на уровень исполнения.

Стратегия развития – это документ нового типа, он отражает стратегическое видение перспективы и на основе комплексного анализа и оценки ресурсов, возможностей и угроз формулирует основные цели и задачи развития города. Целью стратегического планирования является придание устойчивости городскому развитию на долговременную перспективу, активизация экономической и общественной деятельности на территории.

Реализация стратегии развития придаст городу новый импульс для экономического роста, усилит его конкурентные преимущества, повысит качество жизни горожан.

Реализация стратегии существенно повысит эффективность управления территорией, система управления городом станет более результативной, способной адаптироваться к изменениям городской и внешней среды. При этом значительно возрастет роль органов местного самоуправления – они станут ядром, организующим социально-экономическое развитие города.

Понимание городским сообществом, того, что усилия органов местного самоуправления направлены не только на решение текущих задач, но и на формирование будущего города, позволит создать открытый и доверительный диалог с населением, объединить усилия власти и горожан для достижения совместных целей, повысит доверие горожан к власти и привлечет их к решению городских проблем. Стратегия обеспечит концентрацию усилий городского сообщества на самых главных направлениях развития, которые являются наиболее перспективными для города.

Стратегия развития является стимулом для городского сообщества вести поиск новых, нетривиальных подходов и решений, изучения лучшего опыта других городов, развития творчества, обогащения знаниями. Город выражает готовность инициировать разработку и участвовать в реализации федеральных и областных программ, содействующих его развитию.

Источник

Оцените статью