Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.
«Экскурсия, как форма обучения
детей дошкольного возраста»
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.
По содержанию экскурсии делятся на:
- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- Военно-исторические, т.е .экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- Литературные;
- Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
- Городские (обзорные и тематические);
- Заочные (видеосюжеты);
- Загородные (автобусные и пешеходные);
- Музейные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- — Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- — Учебные;
- — Экскурсии – прогулки.
Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.
Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.
Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.
При разработке экскурсии решаются задачи:
- воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
- образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
- развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.
Структура экскурсии включает в себя:
- Вводную беседу с напоминанием о её цели;
- Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
- Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- Сбор природоведческого материала;
- Игры детей с собранным материалом;
- Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Этапы виртуальной экскурсии:
Подготовительный этап:
- Изучение и подбор литературы;
- Определение целей и задач;
- Изучение экскурсионных объектов;
- Отбор фото и видеоматериалов;
- Составление маршрута экскурсий;
- Подготовка текста экскурсии;
- Определение техники ведения виртуальной экскурсии.
Основной этап.
Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).
Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).
Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.
Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.
Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.
Список литературы:
1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty
2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. — URL: gramoteyka.jimdo.com.
4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. — URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.
6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. — 2015. — С. 31 — 33.
7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.
8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». — 2010. — 96 с.
9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 34 – 36.
Источник
Портал образования
Автор: Биктимирова Людмила Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район с.Прибельский
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация экскурсий, проводимых с воспитанниками детского сада
Дата публикации: 15.08.2020
Раздел: дошкольное образование
Классификация экскурсий, проводимых с воспитанниками детского сада
Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду
По содержанию. Это природоведческие и посещение социальных
объектов (с целью ознакомления с трудом взрослых и
достопримечательностями своего родного края). Помимо того,
экскурсии бывают обзорные и тематические: военно-исторические и
производственные, искусствоведческие и посещение уникальных
По форме проведения. Различаются учебные и прогулочные
экскурсии. В первом случае географический материал родного края
используется для изучения определённой темы в рамках занятий по
ознакомлению с окружающим. Прогулочные — это обычно
природоведческие экскурсии, сочетающиеся с отдыхом на свежем
воздухе (на территории ДОУ, рядом расположенного сквера или
парка), при этом много времени отведено самостоятельному общению
ребят с объектами природы.
По составу участников. Перед проведением мероприятия
воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь
в конкретную экскурсию. Причём, чем моложе воспитанники, тем
более малочисленным должен быть коллектив.
По месту проведения. Это городские, загородные, музейные, а также
заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.
По характеру передвижения. Экскурсии бывают пешеходные,
транспортные, а также комбинированные. Пешеходный вариант
позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить
себя полноценными участниками событий. Выбранный путь при этом
должен составлять 2–5 км (в зависимости от возрастной группы детей).
Время, проведённое в дороге воспитанниками средней группы, не
превышает 30 минут, соответственно в старшем дошкольном возрасте
— не более 40–50 минут. Конечно же, обязательно учитываются
погодные условия и особенности дороги.
Пешеходные экскурсии способствуют более глубокому погружению в среду
Цели проведения экскурсий в ДОУ
Экскурсия как особая форма образовательной деятельности решает три
Образовательные. Дошкольники получают конкретные новые знания
по определённой теме, расширяя свой кругозор.
Развивающие. Все виды экскурсий совершенствуют мыслительные
операции (анализ, синтез, умение обобщать, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и пр.), а также
формируют у ребёнка внимание, наблюдательность (психическая
деятельность сосредоточена на определённом объекте), сенсорные
Воспитательные. Данный вид деятельности способствует
формированию у воспитанников ДОУ нравственно-патриотических и
эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость.
Во время экскурсии интерес дошкольников сосредотачивается на
определённом объекте, что способствует развитию внимания
Актуальные педагогические приёмы
Во время проведения экскурсии воспитатель детского сада использует
особые педагогические приёмы и методы.
Экскурсия проводится живо и увлекательно, педагогу следует избегать
формального учения. Дети должны усваивать знания непринуждённо, даже
не догадываясь об этом. В отличие от традиционной формы занятия
демократический стиль общения воспитатель заменяет на более мягкий
и доверительный. Ведь, например, если на природе сделать ребёнку резкое
замечание, громко окликнуть его, то особое эмоциональное, созданное в
результате общения с живым миром, сразу разрушится.
Во время экскурсии стиль общения воспитателя с детьми должен быть
более душевным и мягким
Содержание экскурсии обязательно должно соответствовать возрасту и
интересам детей. Количество объектов, на которых акцентируется внимание,
должно быть ограничено. Так, в младшей группе на природоведческой
экскурсии стоит сосредоточиться только на чём-то одном, например, весной
рассмотреть первую пробивающуюся из-под земли травку. В среднем
дошкольном возрасте на аналогичной прогулке внимание обращается и на
травку, и на набухшие почки у деревьев и кустарников, и на проталины.
Воспитанникам же старшего дошкольного возраста можно дать задание
исследовательского характера: найти в парке или на участке все признаки
весны и затем отразить их в рисунке.
Сведения не должны быть общеизвестными (ребятам будет скучно), но и не
совсем оторванными от детских знаний. При восприятии информации и
впечатлений педагог внимательно следит за реакцией дошкольников, чтобы
избежать переутомления. Можно рекомендовать такие способы поддержания
Шутки. Это может быть забавное четверостишие. Можно вспомнить
смешной эпизод из мультфильма.
Элементы ритуала (актуально для экскурсий на военно-историческую
тему, но можно использовать и в природоведческих). Например, на
мемориале, посвящённом событиям Великой Отечественной войны,
педагог предлагает устроить торжественную минуту молчания. Или
при входе в лес ребята говорят волшебные слова, чтобы он раскрыл им
Смена деятельности (после рассматривании памятника педагог
предлагает воспитанникам подготовительной группы прочитать
надпись на мемориальной доске, в парке после созерцания красоты
природы он просит ребят сравнить форму иголок сосны и ели).
К такому ответственному мероприятию воспитатель всегда готовится
использоваться. Следует наметить вопросы, которые будут побуждать ребят
рассматривать объект, сравнивать его с другими, устанавливать связи.
Первоначальный образ на экскурсии создаёт чувственное восприятие.
Педагог прикрепляет к нему слово, т. е. наполняет конкретным
содержанием. Таким образом, при получении впечатлений происходит и
обогащение словарного запаса воспитанников.
Педагог должен учитывать, что если в процессе исследования задействовать
все органы чувств ребёнка, то его знания будут более прочными. Поэтому
ребята не просто рассматривают исследуемые объекты и слушают рассказ
воспитателя о них, но и по возможности дотрагиваются до них руками
Очень важно в течение двух-трёх дней после проведения экскурсии
закрепить у дошкольников полученные знания и впечатления. Это может
быть рисование, рассматривание фотографий, беседа или дидактическая игра
по теме. Например, после экскурсии в осенний парк ребятам можно
соответствие между листочком дерева и его плодами (дуб — жёлудь, берёза
— «серёжки» и веточка ели — шишка и т. д.) При этом материал может быть
в виде картинок, но лучше если он будет природным. После экскурсии на
какое-то предприятие следует развить профессиональную тему и провести
круглый стол на тему «Где работают мои родители», где дошкольники
обсуждают достоинства и трудности разных профессий. После посещения
библиотеке удачная идея — провести презентацию любимой книги, где
каждый ребёнок расскажет о своих предпочтениях в литературе.
Конечно, экскурсия сама по себе очень увлекательная деятельность, которая
обычно вызывает у дошкольников радость. Однако никогда не помешает
создать у ребят дополнительную мотивацию. Накануне мероприятия
педагог может объявить детям, что после посещения парка, музея,
библиотеки или другого места будет устроен конкурс рассказа либо рисунка
по теме экскурсии.
Конечно, экскурсию организовать труднее, чем традиционное занятие в
группе. Успех её зависит от подготовки педагога и детей. Воспитатель
заблаговременно продумывает все моменты мероприятия (включая время,
проведённое в пути), решает, брать ли с собой помощника (няню, методиста,
другого педагога, кого-либо из родителей). Также он заранее осматривает
место экскурсии и, если необходимо, готовит оборудование (например,
корзинки для посещения парка, альбомы для зарисовок). Хорошо привлечь
ребят к подготовке необходимого снаряжения (например, изготовить те же
корзинки из картона) – это поможет возбудить интерес к предстоящему
Также имеет значение правильно выбранный путь к объекту наблюдения: он
не должен быть утомительным и отвлекать ребят от планируемой цели.
Готовясь к предстоящей экскурсии, педагог заранее сообщает дошкольникам,
куда они отправятся и зачем. Также необходимо обсудить с детьми вопросы
культуры поведения в незнакомом месте.
Воспитатель обращает внимание и на одежду воспитанников — она должна
соответствовать времени года и погоде.
Если экскурсия предусматривает поездку на транспорте, то воспитатель и
администрация ДОУ должна заблаговременно подготовить все
соответствующие документы (приказ, инструктаж по технике безопасности,
список дошкольников и пр.
Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах
Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий.
Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся
только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и
экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются
короткие посещения близлежащего парка или луга.
Во второй младшей группе практикуются экскурсии в пределах территории
В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные
природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного
края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.
Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их
возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив.
Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с
подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.
Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они
носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте
больше внимания уделяется доносимой до детей информации.
Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ
экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной
деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает
педагог), дают ей эмоциональную оценку.
Виды экскурсий с детьми дошкольного возраста
В зависимости от объектов посещения можно выделить различные виды
экскурсий в ДОУ.
Природоведческой экскурсии нацелена на то, чтобы познакомить
дошкольников с миром природы, накопить у них представления о
различных её объектах. Такие мероприятия обычно ставят перед детьми
конкретные задачи. Приведём некоторые примеры:
познакомить с первыми весенними проталинами;
рассмотреть пробивающуюся из-под земли травку;
рассмотреть сосульки, проанализировать их цвет, размер, структуру;
выяснить, какие насекомые обитают на лугу;
собрать шишки, отличая при этом сосновые от еловых;
увидеть настоящий ручей.
Тем не менее, каждая прогулка на природу даёт ребятам массу впечатлений и
вопросов для размышления, не предусмотренных планом.
Природоведческая экскурсия, как правило, имеет определённую структуру:
совместное с воспитателем наблюдение за объектами природы;
самостоятельное наблюдение дошкольников;
сбор природных материалов (зависит от времени года);
игровые действия с собранным материалом;
подведение итогов экскурсии.
Природоведческие экскурсии решают определённую задачу, например,
изучение строение дерева
Знания, приобретённые в ходе природоведческой экскурсии, обязательно
впоследствии нужно закреплять на занятиях в группе, в дидактических играх.
что касается собранного материала, то он размещается в уголке природы:
цветочки ставятся в вазы, растения же можно посадить в горшочки, шишки,
каштаны и жёлуди складываются в контейнеры (позднее их можно
использовать для создания поделок).
Достоинство природоведческой экскурсии в том, что она знакомит
обстановке. Такие прогулки развивают стремление познавать окружающий
мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь
Конкретные маршруты природоведческой экскурсии — это прогулки по
территории детского сада (преимущественно в младшем дошкольном
возрасте), целевые прогулки по родному городу или посёлку (когда акцент
ставится именно на окружающую природу), поход в близлежащий парк,
сквер, на луг, поле или к водоёму (реке, пруду, озеру).
Постепенно из различных экскурсий у ребёнка складывается целостный
образ природы родного края, Малой Родины.
Экологическая экскурсия как разновидность природоведческой направлена
на установление разного рода связей в мире природы:
между органами живых существ (растений и животных) и
выполняемых ими функциями;
между особенностями образа жизни организмов и средой, где они
между разными организмами в пределах одной экосистемы.
составить представление о человеческом труде. Это прогулки в поле в
период вспахивания, сева, уборки урожая, посещения луга во время уборки
сена или выпаса скота, сельскохозяйственной фермы, оранжереи, теплицы,
зоопарка (где человек ухаживает за животными). Посещение таких объектов
демонстрирует дошкольникам, как человек может влиять на природу,
выращивает самые разные растения и животных, использует машины,
ответтсвенно относится к своей работе.
Фотогалерея: варианты природоведческих экскурсий с дошкольниками
Экскурсия в теплицу покажет ребятам, как взрослые выращивают
Экскурсия в осенний лес позволяет ребятам закрепить признаки осени
Ребята узнают, что водоём — это целый мир со своими обитателями
Источник