allib.org
Добро пожаловать в Областную библиотеку для детей и юношества им. И. Алтынсарина! Давайте вместе пройдемся по залам и этажам самой замечательной библиотеки города Костаная. Кстати, мы находимся по адресу: ул. Касымканова, 74.
Начнем со здания, где обитают «старшие», а именно учащиеся 7-11 классов и студенты различных учебных заведений города и, конечно их родители, учителя и другие взрослые.
Режим работы библиотеки: понедельник-пятница с 10.00 до 18.00, суббота — с 9.00 до 17.00. Выходной день — воскресенье.
Любая библиотека, как и театр в поговорке, начинается с вешалки, то есть с гардероба. Здесь Вас встретит внимательная гардеробщица, она возьмет не только одежду, но и вещи, которые лучше оставить: рюкзаки, сумки и пакеты.
Фойе, как сказочный камень-указатель: прямо посмотришь и увидишь всю историю библиотеки. И, конечно, узнаешь кто такой Ибрай Алтынсарин, чье имя носит библиотека и чем он так знаменит. А дальше, как в сказке: есть повороты направо и налево.
Направо — открывается зал Научно-популярной литературы. Здесь находится много умных книг, в том числе словари, справочники, энциклопедии. С их помощью можно подготовить сообщение, реферат, написать научную работу. А еще, здесь есть интересные книги, которые помогут разобраться в различных науках, заняться самообразованием и избавиться от скуки. Можно искать самому, каждый раздел соответствует науке, но лучше обратиться к библиотекарю, он покажет и подскажет. Здесь есть свежая пресса — журналы и газеты, более 40 наименований. Все это можно читать здесь, а можно брать домой. Главное, знать правила библиотеки.
Правила библиотеки:
- книги выдаются только при наличии городской прописки и документа, удостоверяющего личность; — книги выдаются сроком на 1 месяц;
- если вы не успели прочитать книгу, ее можно продлить лично, по телефону или через интернет;
- книги требуют бережного обращения!
Если Вы пришли с компанией и хотите поболтать, есть уютные уголки и диванчик, хотите позаниматься — есть рабочие зоны.
Еще, в отделе есть компьютеры, на которых можно работать, играть в развивающие игры, слушать аудиокниги, заниматься иностранными языками, просматривать рекомендательные указатели книг. Совершенно бесплатно.
Информационно-библиографический отдел занимается сбором информации. Сотрудники ежедневно просматривают все газеты и журналы, отбирают нужные статьи и размещают их описание в электронный каталог. Также, они готовят различные памятки к юбилеям писателей и знаменательным датам со списками литературы, что иногда очень помогает при подготовке к урокам.
Отдел автоматизации отвечает за компьютерную и цифровую технику в библиотеке. Помогает библиотекарям готовить презентации и оформлять книжные выставки. Но, самое главное, сотрудники именно этого отдела обеспечивают связь библиотеки с безбрежными просторами интернета. Благодаря их стараниям, у нас есть сайт, библиотеку можно найти в различных социальных сетях (ВК, Твиттер, Фейсбук), у нас есть свой канал на Ютубе. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе библиотечных новостей.
А теперь вернемся в фойе и пойдем налево — в отдел Художественной литературы.
Из отдела можно попасть в Справочную зону. Чем она интересна? Здесь можно сделать ксерокопию, есть компьютеры с выходом в интернет (бесплатный выход в среду и субботу) и, самое главное, электронный каталог. Если Вы ищете книгу, желаете узнать, имеется ли она в нашей библиотеке, какие еще есть книги по данной тематике, в каком зале их искать, то Вам обязательно надо сюда заглянуть, а библиотекарь поможет правильно сформулировать запрос и научит пользоваться базами данных библиотеки.
Еще один отдел, который находится в «старшем» здании — это Отдел комплектования и обработки литературы. Там сидят самые везучие сотрудники. Потому что именно они получают новые книги, оформляют их, заносят в специальные журналы и электронный каталог. В нашей библиотеке есть алфавитный и систематический каталоги — карточный и в электронном виде. Каталог состоит из карточек, на которых пишется автор, название книги и точное место ее прописки в библиотеке. После того, как книга «прописалась», получила печать и полочный шифр, она попадает к читателям.
А теперь перейдем в другое здание и узнаем какие отделы есть там.
И снова здравствуйте! В этом здании библиотеки ждут взрослых, почти взрослых и совсем маленьких читателей, ведь здесь расположились следующие отделы: Сектор литературы по искусству, Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-6 классов, Отдел инновационной и методической работы, администрация и бухгалтерия. Нужное Вам направление подскажет указатель на входе.
Правила пользования здесь такие же:
- книги выдаются только при наличии городской прописки и документа, удостоверяющего личность;
- книги выдаются сроком от 15 дней до 1 месяца;
- если Вы не успели прочитать книгу, ее можно продлить лично, по телефону или через интернет;
- книги требуют бережного обращения.
В гардеробе оставляем верхнюю одежду, пакеты, рюкзаки, все, кроме ценных вещей и начнем наше знакомство. Хотите научится играть на гитаре, домбре, баяне (нужное подчеркнуть:)? Хотите узнать об искусстве Голландии больше, чем написано в Википедии? Поднимаемся на второй этаж, Вам помогут в Секторе литературы по искусству. Здесь Вы найдете книги обо всех видах искусства, диски с фильмами, мультфильмами, увидите необычные выставки, научитесь делать удивительные вещи своими руками. Понравившееся издание можно взять домой, а можно работать в зале.
Следующим Вас встретит Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-6 классов. Если даже Вам давно уже не 12 лет — загляните в этот отдел вместе с младшими братьями, сестрами, племянниками — им здесь обязательно понравится! В игровой комнате можно от души порезвиться или поиграть в тихие настольные, развивающие компьютерные игры. В читальном зале доступно большое количество самых разных журналов, море новых книжек, книжек-игрушек, энциклопедий, справочников. Все это можно читать в режиме «здесь и сейчас», то есть нельзя брать с собой домой. Здесь же рождается тот самый «ЕЖИК», музей которого Вы видели в другом отделе. Ежеквартальный Журнал Интересной Компании — именно так расшифровывается название нашего библиотечного журнала. Если Вы пробуете свои силы в литературном творчестве, пишите стихи, прозу или рисуете, присоединяйтесь к нашей Интересной компании, приносите свои творения — их оценят и опубликуют.
Хотите выбрать книгу для чтения дома? Добро пожаловать на абонемент — здесь собраны лучшие детские книги на любой читательский вкус, можно полистать, почитать, не спеша выбрать и взять книги домой на 15 дней.
Спускаемся на первый этаж — здесь расположены приемная администрации, отсюда идут «нити управления» всей библиотекой. Далее Вас ждет Отдел инновационной и методической работы. Несмотря на сложное название, этот отдел тоже обслуживает читателей. В отделе помогут подобрать сценарий к школьному, календарному, семейному празднику; учителям, воспитателям будут интересны материалы из российских и казахстанских педагогических журналов. Кроме этого, в отделе собрана хорошая библиотека по коррекционной педагогике, ведь этот отдел отвечает за работу с маломобильными читателями — обслуживает их на дому, организует для них мероприятия, собирает библиотеку в помощь родителям и педагогам.
Конечный пункт нашей экскурсии в здании — лекционный зал. Иногда он оправдывает свое название — в нём проходят лекции, но чаще здесь собираются участники различных библиотечных клубов и кружков, а их у нас не малое количество, каждый может найти себе занятие по интересам и возрасту. Все клубы, кружки абсолютно бесплатные и очень. душевные. Приятная компания единомышленников, чашечка чая со сладостями, умные беседы или творческие занятия — вот что значит библиотечный клуб. Напомним, что, где и когда происходит в библиотеке.
Кружок «Школа оригами» — тех, кто хочет носить звание рукодельниц и мастеров, здесь научат делать чудесные поделки не только из бумаги, но и других доступных материалов. Занятия проходят в Секторе литературы по искусству.
«Ою ойғанның ойы ұшқыр» — творческие занятия по казахскому декоративно-прикладному искусству, изготовление поделок, украшений в национальном стиле.
Творческая студия «Я сам!» — здесь учатся рисовать дети с особенностями в развитии. Студийцы встречаются по понедельникам в 14.30.
«English reading club» — клуб для учащихся 7-11 классов, изучающих английский язык. Занятия проходят 2 раза в неделю: во вторник в 10.30 и четверг в 14.30.
Студия «Территория творчества» поможет развить свой литературный талант, встретиться и подружиться с такими же творческими, увлеченными пером ровесниками. Встречи проходят в каникулярное время.
Клуб «Жажда человечности» — клуб любителей чтения, где читают и жарко дискутируют о прочитанных книгах. Клуб собирается 2 раза в неделю: вторник, четверг в 16.00.
«Девичий мирок» — литературные посиделки в девичьей компании. Здесь читают, обсуждают книги о девочках, мальчиках, мамах, папах и всех остальных. Встречи проходят в каникулярное время.
Клуб для родителей «Время душевного общения» — встречаются один раз в три месяца, обсуждают проблемы в воспитании, знакомятся с книгами о детях, семьях, проводят вместе праздники.
Театр книги «Сундучок историй» — театральная студия для подростков 10-14 лет, встречи проходят по субботам в 14.00.
Вы узнали всё о нашем здании, но не все о библиотеке, она не заканчивается за дверью. В теплое время года Вы можете посетить Открытую библиотеку.
Источник
Библиотечная экскурсия: понятие и виды
Библиотечная экскурсия: понятие и виды
В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция – формирование информационной культуры личности.
Главный объект организатора библиотечной экскурсии – экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности – цель экскурсии в библиотеке.
А поэтому необходимо максимально учесть уровень информированности, общей культуры экскурсантов.
Библиотечная экскурсия – это способ групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).
Среди средств работы по воспитанию информационной культуры пользователей, есть такие, которые воздействуют преимущественно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотечной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она особенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.
Однако, определяя место экскурсии, в ряду других средств формирования информационной культуры читателей библиотеки, можно утверждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются:
- максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов
- посвящение их в смысл библиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знаниям через Библиотеку
Задумывая и проводя библиотечную экскурсию, мы всегда заботимся о том, чтобы ее план, используемые наглядные пособия максимально способствовали серьезному ознакомлению с библиотекой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользователей.
И даже, когда речь идет о художественных экскурсиях в библиотеке (например, по размещенной здесь выставке живописи или произведений декоративно-прикладного искусства), то и они не ограничиваются у нас лишь просмотром-любованием, а сопровождаются обстоятельными комментариями и проводятся как своеобразные уроки постижения творчества художника.
Важно помнить, что каждая хорошо проведенная экскурсия дает не только определенные информационные познания, но и позволяет пережить эмоциональные моменты. Э моциональное наслаждение – сопутствующий элемент библиотечной экскурсии.
Библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.
1) изучение объекта в его естественной обстановке
2) необходимость для экскурсанта отправиться к этому объекту
Под естественной обстановкой мы понимаем библиотеку как действующую социальную среду. Только в ней экскурсант может почувствовать себя пользователем библиотеки и только в этих условиях он с наибольшей эффективностью всесторонне и прочно воспримет передаваемую экскурсоводом информацию.
Желающий понять, что такое библиотечные технологии и как правильно разыскать информацию в огромном книжном море, не может ограничиться абстрактным изучением структуры библиотеки, умозрительным рассмотрением функций ее отдельных структурных подразделений и продуктов ее деятельности. Только оказавшись там, где расположены рядом и книжные сокровища, и средства, позволяющие ориентироваться в библиотечных фондах (традиционные каталоги и картотеки, электронные ресурсы), можно почувствовать и по-настоящему понять, что же такое библиотека и охватить в целом этот сложный организм. В этом, думается, – главное преимущество экскурсионной формы работы.
Чтобы получить возможность изучать объект в естественной обстановке, надо отправиться к нему. Это путешествие предшествует изучению, или продолжается параллельно с ним, психологически срастается с самою работою экскурсии.
Библиотечная экскурсия – это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт в ее естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения — в библиотеку.
Библиотечные экскурсии можно разделить на три группы и выделить те основные черты, которые определяют характер ведения экскурсии:
По содержанию:
- тематические (например, изучается только справочно – библиографический аппарат библиотеки);
- комплексные экскурсии;
По составу участников:
- детские (дошкольники, школьники);
- юношеские (школьники, студенты);
- взрослые (лица, повышающие уровень информационной культуры, гости города, профессиональное сообщество, представители власти и спонсоры).
По форме проведения:
- реальные (в помещении библиотеки);
- виртуальные (на сайте библиотеки);
Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое значение имеет возрастная дифференциация, во взрослых — профессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной подготовки: юношеский возраст однороден; это тот момент жизни, когда разница в два-три года не имеет значения, и 16 или 20-летний юноша или девушка — сверстники; профессия еще не завладела их психикой, еще не сложились навыки, не установилось отношение к окружающему миру: широко и жадно воспринимается знание, безотносительно к утилитарным соображениям. Зато большую разницу делает образовательный уровень. Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юридических специальностей необходимо больший акцент сделать на информационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.
С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют библиотечные экскурсии школьные и юношеские, и происходит это по следующим причинам:
- такие экскурсии исторически являются первыми — на них выработалась методика экскурсионного дела в библиотеке;
- громадному большинству библиотекарей приходится проводить именно эти виды библиотечных экскурсий;
Правила экскурсии
- Экскурсант в процессе библиотечной экскурсии обязательно должен узнать о спектре услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы в дальнейшем он мог ими воспользоваться
- В процессе экскурсии необходимо заострить внимание на основных правилах пользования библиотекой
- Руководитель экскурсии не должен злоупотреблять использованием слов-профессионализмов, так как это может усложнить усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснить
- В ходе экскурсии не стоит заострять внимание на отдельных сотрудниках библиотеки, необходимо только пояснить: чем в силу своих профессиональных обязанностей они могут помочь пользователю, если у него возникли затруднения в поиске или получении информации
- Помните, что на первом месте из всего, что создает комфортность работы в библиотеке, читатели называют доброжелательность библиотекаря, поэтому тон экскурсии должен быть ровным, недопустимы назидания привлечение к порядку как со стороны экскурсовода, так и со стороны сотрудников, в чьем отделе находятся экскурсанты
И – добро пожаловать на экскурсию в нашу библиотеку.
Источник