Виды экскурсий по библиотеке

allib.org

Добро пожаловать в Областную библиотеку для детей и юношества им. И. Алтынсарина! Давайте вместе пройдемся по залам и этажам самой замечательной библиотеки города Костаная. Кстати, мы находимся по адресу: ул. Касымканова, 74.

Начнем со здания, где обитают «старшие», а именно учащиеся 7-11 классов и студенты различных учебных заведений города и, конечно их родители, учителя и другие взрослые.

Режим работы библиотеки: понедельник-пятница с 10.00 до 18.00, суббота — с 9.00 до 17.00. Выходной день — воскресенье.

Любая библиотека, как и театр в поговорке, начинается с вешалки, то есть с гардероба. Здесь Вас встретит внимательная гардеробщица, она возьмет не только одежду, но и вещи, которые лучше оставить: рюкзаки, сумки и пакеты.

Фойе, как сказочный камень-указатель: прямо посмотришь и увидишь всю историю библиотеки. И, конечно, узнаешь кто такой Ибрай Алтынсарин, чье имя носит библиотека и чем он так знаменит. А дальше, как в сказке: есть повороты направо и налево.

Направо — открывается зал Научно-популярной литературы. Здесь находится много умных книг, в том числе словари, справочники, энциклопедии. С их помощью можно подготовить сообщение, реферат, написать научную работу. А еще, здесь есть интересные книги, которые помогут разобраться в различных науках, заняться самообразованием и избавиться от скуки. Можно искать самому, каждый раздел соответствует науке, но лучше обратиться к библиотекарю, он покажет и подскажет. Здесь есть свежая пресса — журналы и газеты, более 40 наименований. Все это можно читать здесь, а можно брать домой. Главное, знать правила библиотеки.

Правила библиотеки:

  • книги выдаются только при наличии городской прописки и документа, удостоверяющего личность; — книги выдаются сроком на 1 месяц;
  • если вы не успели прочитать книгу, ее можно продлить лично, по телефону или через интернет;
  • книги требуют бережного обращения!
Читайте также:  Конспект по внеурочной деятельности 4 класс путешествие

Если Вы пришли с компанией и хотите поболтать, есть уютные уголки и диванчик, хотите позаниматься — есть рабочие зоны.

Еще, в отделе есть компьютеры, на которых можно работать, играть в развивающие игры, слушать аудиокниги, заниматься иностранными языками, просматривать рекомендательные указатели книг. Совершенно бесплатно.

Информационно-библиографический отдел занимается сбором информации. Сотрудники ежедневно просматривают все газеты и журналы, отбирают нужные статьи и размещают их описание в электронный каталог. Также, они готовят различные памятки к юбилеям писателей и знаменательным датам со списками литературы, что иногда очень помогает при подготовке к урокам.

Отдел автоматизации отвечает за компьютерную и цифровую технику в библиотеке. Помогает библиотекарям готовить презентации и оформлять книжные выставки. Но, самое главное, сотрудники именно этого отдела обеспечивают связь библиотеки с безбрежными просторами интернета. Благодаря их стараниям, у нас есть сайт, библиотеку можно найти в различных социальных сетях (ВК, Твиттер, Фейсбук), у нас есть свой канал на Ютубе. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе библиотечных новостей.

А теперь вернемся в фойе и пойдем налево — в отдел Художественной литературы.

Из отдела можно попасть в Справочную зону. Чем она интересна? Здесь можно сделать ксерокопию, есть компьютеры с выходом в интернет (бесплатный выход в среду и субботу) и, самое главное, электронный каталог. Если Вы ищете книгу, желаете узнать, имеется ли она в нашей библиотеке, какие еще есть книги по данной тематике, в каком зале их искать, то Вам обязательно надо сюда заглянуть, а библиотекарь поможет правильно сформулировать запрос и научит пользоваться базами данных библиотеки.

Еще один отдел, который находится в «старшем» здании — это Отдел комплектования и обработки литературы. Там сидят самые везучие сотрудники. Потому что именно они получают новые книги, оформляют их, заносят в специальные журналы и электронный каталог. В нашей библиотеке есть алфавитный и систематический каталоги — карточный и в электронном виде. Каталог состоит из карточек, на которых пишется автор, название книги и точное место ее прописки в библиотеке. После того, как книга «прописалась», получила печать и полочный шифр, она попадает к читателям.

А теперь перейдем в другое здание и узнаем какие отделы есть там.

И снова здравствуйте! В этом здании библиотеки ждут взрослых, почти взрослых и совсем маленьких читателей, ведь здесь расположились следующие отделы: Сектор литературы по искусству, Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-6 классов, Отдел инновационной и методической работы, администрация и бухгалтерия. Нужное Вам направление подскажет указатель на входе.

Правила пользования здесь такие же:

  • книги выдаются только при наличии городской прописки и документа, удостоверяющего личность;
  • книги выдаются сроком от 15 дней до 1 месяца;
  • если Вы не успели прочитать книгу, ее можно продлить лично, по телефону или через интернет;
  • книги требуют бережного обращения.

В гардеробе оставляем верхнюю одежду, пакеты, рюкзаки, все, кроме ценных вещей и начнем наше знакомство. Хотите научится играть на гитаре, домбре, баяне (нужное подчеркнуть:)? Хотите узнать об искусстве Голландии больше, чем написано в Википедии? Поднимаемся на второй этаж, Вам помогут в Секторе литературы по искусству. Здесь Вы найдете книги обо всех видах искусства, диски с фильмами, мультфильмами, увидите необычные выставки, научитесь делать удивительные вещи своими руками. Понравившееся издание можно взять домой, а можно работать в зале.

Следующим Вас встретит Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-6 классов. Если даже Вам давно уже не 12 лет — загляните в этот отдел вместе с младшими братьями, сестрами, племянниками — им здесь обязательно понравится! В игровой комнате можно от души порезвиться или поиграть в тихие настольные, развивающие компьютерные игры. В читальном зале доступно большое количество самых разных журналов, море новых книжек, книжек-игрушек, энциклопедий, справочников. Все это можно читать в режиме «здесь и сейчас», то есть нельзя брать с собой домой. Здесь же рождается тот самый «ЕЖИК», музей которого Вы видели в другом отделе. Ежеквартальный Журнал Интересной Компании — именно так расшифровывается название нашего библиотечного журнала. Если Вы пробуете свои силы в литературном творчестве, пишите стихи, прозу или рисуете, присоединяйтесь к нашей Интересной компании, приносите свои творения — их оценят и опубликуют.

Хотите выбрать книгу для чтения дома? Добро пожаловать на абонемент — здесь собраны лучшие детские книги на любой читательский вкус, можно полистать, почитать, не спеша выбрать и взять книги домой на 15 дней.

Спускаемся на первый этаж — здесь расположены приемная администрации, отсюда идут «нити управления» всей библиотекой. Далее Вас ждет Отдел инновационной и методической работы. Несмотря на сложное название, этот отдел тоже обслуживает читателей. В отделе помогут подобрать сценарий к школьному, календарному, семейному празднику; учителям, воспитателям будут интересны материалы из российских и казахстанских педагогических журналов. Кроме этого, в отделе собрана хорошая библиотека по коррекционной педагогике, ведь этот отдел отвечает за работу с маломобильными читателями — обслуживает их на дому, организует для них мероприятия, собирает библиотеку в помощь родителям и педагогам.

Конечный пункт нашей экскурсии в здании — лекционный зал. Иногда он оправдывает свое название — в нём проходят лекции, но чаще здесь собираются участники различных библиотечных клубов и кружков, а их у нас не малое количество, каждый может найти себе занятие по интересам и возрасту. Все клубы, кружки абсолютно бесплатные и очень. душевные. Приятная компания единомышленников, чашечка чая со сладостями, умные беседы или творческие занятия — вот что значит библиотечный клуб. Напомним, что, где и когда происходит в библиотеке.

Кружок «Школа оригами» — тех, кто хочет носить звание рукодельниц и мастеров, здесь научат делать чудесные поделки не только из бумаги, но и других доступных материалов. Занятия проходят в Секторе литературы по искусству.

«Ою ойғанның ойы ұшқыр» — творческие занятия по казахскому декоративно-прикладному искусству, изготовление поделок, украшений в национальном стиле.

Творческая студия «Я сам!» — здесь учатся рисовать дети с особенностями в развитии. Студийцы встречаются по понедельникам в 14.30.

«English reading club» — клуб для учащихся 7-11 классов, изучающих английский язык. Занятия проходят 2 раза в неделю: во вторник в 10.30 и четверг в 14.30.

Студия «Территория творчества» поможет развить свой литературный талант, встретиться и подружиться с такими же творческими, увлеченными пером ровесниками. Встречи проходят в каникулярное время.

Клуб «Жажда человечности» — клуб любителей чтения, где читают и жарко дискутируют о прочитанных книгах. Клуб собирается 2 раза в неделю: вторник, четверг в 16.00.

«Девичий мирок» — литературные посиделки в девичьей компании. Здесь читают, обсуждают книги о девочках, мальчиках, мамах, папах и всех остальных. Встречи проходят в каникулярное время.

Клуб для родителей «Время душевного общения» — встречаются один раз в три месяца, обсуждают проблемы в воспитании, знакомятся с книгами о детях, семьях, проводят вместе праздники.

Театр книги «Сундучок историй» — театральная студия для подростков 10-14 лет, встречи проходят по субботам в 14.00.

Вы узнали всё о нашем здании, но не все о библиотеке, она не заканчивается за дверью. В теплое время года Вы можете посетить Открытую библиотеку.

Источник

Библиотечная экскурсия: понятие и виды

Библиотечная экскурсия: понятие и виды

В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция – формирование информа­ционной культуры личности.

Главный объект орга­низатора библиотечной экскур­сии – экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, рас­ширение их кругозора и просвеще­ние в сфере информационной гра­мотности – цель экскурсии в биб­лиотеке.

А поэтому необходимо макси­мально учесть уровень информиро­ванности, общей культуры экскурсан­тов.

Библиотечная экскурсия – это способ групповой просветительской работы в биб­лиотеке по формированию инфор­мационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).

Среди средств работы по вос­питанию информационной культу­ры пользователей, есть такие, кото­рые воздействуют преимущест­венно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотеч­ной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она осо­бенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.

Одна­ко, определяя место экскурсии, в ряду других средств формирова­ния информационной культуры чи­тателей библиотеки, можно утвер­ждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются:

  1. максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов
  2. посвя­щение их в смысл биб­лиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знани­ям через Библиотеку

Задумывая и проводя библио­течную экскурсию, мы всегда забо­тимся о том, чтобы ее план, ис­пользуемые наглядные пособия максимально способствовали се­рьезному ознакомлению с библио­текой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользо­вателей.

И даже, когда речь идет о художественных экскурсиях в библиотеке (например, по разме­щенной здесь выставке живописи или произведений декоративно-прикладного искусства), то и они не ограничиваются у нас лишь про­смотром-любованием, а сопро­вождаются обстоятельными ком­ментариями и проводятся как свое­образные уроки постижения творчества художника.

Важно помнить, что каждая хо­рошо проведенная экскурсия дает не только определенные информа­ционные познания, но и позволяет пережить эмоциональные момен­ты. Э моциональное на­слаждение – сопутствующий эле­мент библиотечной экскурсии.

Библиотечная экс­курсия — это форма групповой просветительской работы в биб­лиотеке по формированию инфор­мационной культуры личности, при которой группа лиц (экскур­сантов) под руководством сведу­щего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.

1) изучение объекта в его естес­твенной обстановке

2) необхо­димость для экскурсанта отпра­виться к этому объекту

Под естественной обстановкой мы понимаем библиотеку как дей­ствующую социальную среду. Только в ней экскурсант может по­чувствовать себя пользователем библиотеки и только в этих услови­ях он с наибольшей эффективнос­тью всесторонне и прочно воспри­мет передаваемую экскурсоводом информацию.

Желающий понять, что такое библиотечные технологии и как правильно разыскать информацию в огромном книжном море, не мо­жет ограничиться абстрактным изучением структуры библиотеки, умозрительным рассмотрением функций ее отдельных структурных подразделений и продуктов ее де­ятельности. Только оказавшись там, где расположены рядом и книжные сокровища, и средства, позволяющие ориентироваться в библиотечных фондах (традици­онные каталоги и картотеки, элект­ронные ресурсы), можно почувст­вовать и по-настоящему понять, что же такое библиотека и охватить в целом этот сложный организм. В этом, думается, – главное пре­имущество экскурсионной формы работы.

Чтобы получить возможность из­учать объект в естественной обста­новке, надо отправиться к нему. Это путешествие пред­шествует изучению, или продол­жается параллельно с ним, психо­логически срастается с самою работою экскурсии.

Библиотечная экскурсия – это форма групповой просвети­тельской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под ру­ководством более сведущего лица (библиотекаря) изучает библиоте­ку как информационный социаль­ный институт в ее естественной об­становке, отправляясь с этой це­лью к объекту своего изучения — в библиотеку.

Библиотечные экскурсии мож­но разделить на три группы и выделить те основные черты, которые опре­деляют характер ведения экскур­сии:

По содержанию:

  • тематические (например, изу­чается только справочно – библиографический аппарат библиотеки);
  • комплексные экскурсии;

По составу участников:

  • детские (дошкольники, школьники);
  • юношеские (школьники, сту­денты);
  • взрослые (лица, повышаю­щие уровень информационной культуры, гости города, професси­ональное сообщество, представи­тели власти и спонсоры).

По форме проведения:

  • реальные (в помещении биб­лиотеки);
  • виртуальные (на сайте биб­лиотеки);

Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое зна­чение имеет возрастная диффе­ренциация, во взрослых — про­фессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной под­готовки: юношеский возраст одно­роден; это тот момент жизни, когда разница в два-три года не имеет значения, и 16 или 20-летний юно­ша или девушка — сверстники; профессия еще не завладела их психикой, еще не сложились навы­ки, не установилось отношение к окружающему миру: широко и жадно воспринимается знание, безотносительно к утилитарным соображениям. Зато большую разницу делает образовательный уровень. Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юриди­ческих специальностей необходимо больший акцент сделать на инфор­мационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.

С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют библиотечные экскурсии школьные и юношеские, и происходит это по следующим причинам:

  • такие экскурсии исторически являются первыми — на них выра­боталась методика экскурсионно­го дела в библиотеке;
  • громадному большинству библиотекарей приходится прово­дить именно эти виды библиотеч­ных экскурсий;

Правила экскурсии

  • Экскурсант в процессе биб­лиотечной экскурсии обязательно должен узнать о спектре услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы в дальнейшем он мог ими воспользоваться
  • В процессе экскурсии необ­ходимо заострить внимание на ос­новных правилах пользования биб­лиотекой
  • Руководитель экскурсии не должен злоупотреблять использо­ванием слов-профессионализмов, так как это может усложнить усвое­ние информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их не­обходимо популярно разъяснить
  • В ходе экскурсии не стоит за­острять внимание на отдельных сотрудниках библиотеки, необхо­димо только пояснить: чем в силу своих профессиональных обязан­ностей они могут помочь пользова­телю, если у него возникли затруд­нения в поиске или получении ин­формации
  • Помните, что на первом мес­те из всего, что создает комфорт­ность работы в библиотеке, чита­тели называют доброжелатель­ность библиотекаря, поэтому тон экскурсии должен быть ровным, недопустимы назидания привлечение к порядку как со стороны экскурсовода, так и со стороны сотрудников, в чьем отделе находятся экскурсанты

И – добро пожаловать на экскурсию в нашу библиотеку.

Источник

Оцените статью