- ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
- Функции госбюджета:
- Уровни бюджетной системы РФ:
- Источники госбюджета:
- Направления расходов госбюджета РФ:
- Факторы, влияющие на состояние госбюджета:
- Социальные внебюджетные фонды:
- Экономические внебюджетные фонды:
- Государственный долг.
- Государственный бюджет и его виды
- Содержание:
- Виды государственного бюджета
- Виды государственного бюджета
ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.
Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.
Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.
По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.
Части госбюджета:
- доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
- расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.
Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.
Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.
Функции госбюджета:
- регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
- контролирующая (легально контролирует действия правительства);
- информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
- направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).
Уровни бюджетной системы РФ:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
- бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).
Источники госбюджета:
- налоги,
- государственные займы,
- доходы от предпринимательской деятельности государства
- пошлины и неналоговые средства,
- походы от внешнеэкономической деятельности.
Направления расходов госбюджета РФ:
- оборона
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность
- содержание органов власти
- оплата труда работников бюджетной сферы
- развитие национальной экономки
- ЖКХ
- охрана окружающей среды
- образование
- культура
- СМИ
- здравоохранение
- спорт
- социальная политика
- межбюджетные трансферты
- выплата государственного долга
Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.
Пути преодоления дефицита госбюджета:
- внутренние займы
- внешние займы
- денежная эмиссия
- продуманная политика государства
Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.
Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.
Факторы, влияющие на состояние госбюджета:
- состояние налоговых поступлений
- государственные расходы
- политика государства
- фаза экономического цикла в стране
Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь
В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.
Социальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд
- Фонд социального и обязательного медицинского страхования
- Федеральная служба по труду и занятости
Экономические внебюджетные фонды:
- Фонд развития промышленности
- финансовые фонды поддержки отраслей
- инвестиционные фонды и др.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Государственный бюджет и его виды
Содержание:
Бюджет – смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок. Государственный бюджет – прибыль и расходы страны за определённый промежуток времени, фиксируемые в смете с указанием каналов прибыли и расходов. Государственный бюджет закреплён правительственными силами государства и специализированным законодательным учреждением. В конце года правительство отчитывается о состоянии бюджета.
Функции государственного бюджета – регулятор денежных каналов в государстве, осуществление контроля за действиями правительственного органа, информирует о намерениях субъектах государственной власти субъектам экономической деятельности, назначает функции и комплекс операций правительству.
На экономическом макроуровне решаются вопросы денежной регуляции с помощью бюджета. Бюджет выполняет роль формирования конечного спроса, через него проходят денежные операции, оказывает влияние на базовые экономические показатели.
Доходы государственного бюджета представлены финансовой суммой, потупленной от сборов налоговой платы физическими и юридическими лицами и налогов федерального, регионального и местного вида. Формирование доходов бюджета производится с помощью действия специализированного налогового законодательства. Деньги официально переходят в бюджет со временем их перевода организацией на счёт бюджетного органа. Остаток на бюджетном счету данного года переводится на следующий год.
Налоговые доходы представлены получением денежных средств от налогового законодательства, сюда относятся федеральные, региональные и местные налоги. Неналоговые дохода представлены суммы за пользование государственным имуществом, продажи собственности государства, денежные доходы от предоставляемых услуг государственными организациями; штрафы; бюджетные ссуды.
К доходам от использования имущества относится собственность государства: аренда за сдачу помещения, проценты кредитных организаций, доход от уставного капитала в сельскохозяйственных обществ, доходы от акций.
Собственные доходы бюджетов – частичные или закреплённые доходы, соответствующие государственному бюджету. К регулирующим доходам бюджета относятся федеральный и региональный тип налогов, устанавливающий сумму отчислений в бюджет государства.
Государственные доходы – финансовые суммы, составляющие национальный бюджет, разделяющиеся по виду поступления в имущество и распоряжение правительства для создания денежной базы и дальнейшего выполнения функций социально-экономической политики, безопасности государства.
Доход государства состоит из трёх компонентов: прямых налогов, неналоговых денежных сумм и бюджетных фондов государства.
Расходы государственного бюджета:
- в первую очередь финансирование производится промышленной сфере, которая удовлетворяет базовые потребности общества;
- осуществление социально политики и управления;
- безопасность и оборонительные силы государства;
- правоохранительная деятельность специализированных служб;
- повышение уровня здравоохранения;
- образование населения.
Капитальные расходы направлены на инвестиционную деятельность государства. Текущие расходы обеспечивают работу государственных органов самоуправления и бюджетных фондов.
Расходы бюджета представлены формами: ассигнований государственного бюджета на организации, средства, оплачиваемые за работу на государственных контрактах; субсидии и трансферты, кредиты, погашения долгов перед другими государствами.
Виды государственного бюджета
Источниками финансирования бюджета представлены:
Внутреннее финансирование | – доходы от продажи акций и иных ценных бумаг, ссуды, полученные с другого уровня государственного бюджета, средства ЦРБ. |
Внешнее финансирование | – продажа ценных бумаг на мировом уровне, кредиты в международных организациях и фондах, кредиты иностранными государствами. |
Бюджету необходимо обеспечивать гибкость в экономической политике, т.е. не иметь привязку доходов к расходам, включенность прибыли и расходов подконтрольных государству и иерархия бюджета, выполняющая функцию автономности оных.
Покрытие дефицита в бюджете осуществляется с помощью выпуска денежных единиц в общества, выпуск облигаций, взятие внешнего долга, т.е. кредиты от других государств.
Меры по сокращению дефицита представлены:
- Пересмотр неналоговой системы для улучшения работоспособности;
- Пересмотр условий государственных долгов;
- Надзор за поступлениями и расходами средств в государственном бюджете;
- Сокращение финансирования на неприбыльные отрасли;
- Приостановление систем льгот и выплат.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета:
- Внутренние – представлены кредитами от кредитных организаций в валюте страны, заем денежной суммы от другого государства, осуществляемый с помощью выпуска ценных бумаг.
- Внешние – государственные займы в иностранной валюте, кредиты от правительства, организаций, физических или юридических лиц иных государств.
Государственный долг – денежная сумма государства по непогашенному кредиту, включая определяемые проценты. Обслуживание долга – оплата процентной сумы и постепенная выплата займа.
Внутренний государственный долг – невыплаченная денежная сумма, накладывающая финансовые обязательство на правительство. Представлены рыночными долгами (денежный долг на внутреннем рынке), нерыночные (исполнение бюджета, где долг перечисляется в государственный)
Причины, способствующие возникновению внутреннего государственного долга:
- Получение кредитов от банков, физических или юридических лиц в национальной денежной единице.
- Размещение облигаций от лица правительства.
- Бюджетные ссуды предоставляются с одного уровня бюджетной системы на другой.
Внешний государственный долг – непогашенные внешние кредиты государства и невыплаченные проценты международным банках и организациям. Несоблюдение сроков погашения долгов ведёт к санкциям государства.
Реструктуризация государственного долга – пересмотр требований погашения займа. Наблюдается в случае невозможности оплаты долга государством.
Меры по управлению государственным долгом:
- Недопуск долговых ситуаций, где ресурсы государства задействованы на выплату займа.
- Поиск финансовых средств на выплату государственной задолженности.
- Эффективные методы ведения денежных средств.
- Нейтрализация пагубных воздействий в ходе выплаты долга.
Источник
Виды государственного бюджета
1. По территориальному признаку бюджет Российской Федерации подразделяется на следующие виды:
1.2. Территориальный (региональный), включает бюджеты автономных республик, автономных областей, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга.
1.3. Местный — это бюджет административного района, города.
1.4. Консолидированный бюджет, представляет собой совокупность всех вышеназванных бюджетов.
2. По соотношению величин доходной и расходной частей бюджет бывает:
2.1 Сбалансированным, когда его доходы и расходы равны.
2.2 Дефицитным, если расходы бюджета превышают доходы.
2.3 Профицитным, когда доходы бюджета больше расходов.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр). При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.
Основные статьи расходной части бюджета
1.Трансфертные платежи в денежной или натуральной формах.
2.Затраты на общественные блага.
3.Выплаты процентов по государственному долгу.
Источник