- Для чего существует миграционная политика?
- Сущность и цели миграционной политики
- Типы миграционной политики
- Полное исключение
- Сегрегация
- Политическая ассимиляция
- Мультикультурализм
- Социальная интеграция и культурно-языковая адаптация
- Основные инструменты миграционной политики
- Для чего нужна миграционная политика
- Понятие и сущность миграционной политики
- Главные тенденции и проблемы миграционной политики
- МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Для чего существует миграционная политика?
Основной задачей миграционной политики является учет иностранных граждан, прибывающих в страну, контроль их деятельности и легализация. Трудовая миграция является наиболее важным направлением, позволяющая государству решать проблему нехватки квалифицированной рабочей силы.
Сущность и цели миграционной политики
Государственная миграционная политика осуществляется в двух направлениях:
- эмиграционная – регулирует нормы и правила для выезжающих из страны;
- иммиграционная – решает вопросы прибывающих в страну иностранцев.
В основном, миграционная политика – это система норм и правил, принятых государством для осуществления контроля над присутствием и деятельностью иностранных граждан. Она призвана:
- защищать интересы граждан своей страны;
- ограничить приток рабочей силы из-за рубежа;
- обеспечить защиту прав мигрантов;
- регулировать права на проживание и получение гражданства.
Миграционная политика также определяет, в каком количестве и какой квалификации нужна иностранная рабочая сила на данный момент. Как правило, большинство стран дает разрешение на пребывание на своей территории мигрантам, имеющим контракт с официально зарегистрированной компанией. В этом случае сроки проживания ограничиваются сроками действия трудового договора.
В разных странах существуют различные миграционные проблемы, как следствие этого, цели миграционной политики и пути их достижения тоже различны.
Выделяют следующие цели:
- создание и стабилизация постоянного состава населения;
- привлечение высококвалифицированных специалистов, крупных инвесторов;
- обеспечение рабочей силой объектов в районах нового освоения;
- повышение миграционной активности коренного населения;
- сдерживание притока мигрантов на перенаселенные территории;
- увеличение фактической численности населения.
В соответствии с демографическими целями миграционная политика решает три стратегические задачи:
- Контроль масштабов и состав мигрантов, прибывающих в страну; управление потоками мигрантов в соответствии с геополитическими интересами государства; создание благоприятных условий для совместного проживания на одной территории местного населения и мигрантов.
- Формирование миграционных программ для регулирования различных видов миграции. Меры воздействия могут быть как стимулирующими, так и сдерживающими миграционную активность, соответствующую национальным интересам государства.
- Постоянная деятельность государственных органов, которые осуществляют регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики являются:
- универсальное миграционное законодательство;
- единая классификация категорий мигрантов;
- федеральная и региональная ответственность за решение проблем, связанных с миграцией;
- система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
- система мер поддержки вынужденных категорий мигрантов;
- эффективное использование федеральных и региональных бюджетных средств на решение проблем отдельных категорий мигрантов;
- привлечение внебюджетных источников финансирования миграции.
Стратегически важно выстроить правильную политику по вопросам миграции, чтобы исключить негативные последствия для коренного населения и международного авторитета государства.
Типы миграционной политики
Существует несколько типов политики государства в отношении миграции.
Полное исключение
Миграционная политика направлена на закрытость страны. Опыт показал, что такая модель неэффективна в условия современной глобализации мировых процессов.
В ряде стран миграционная политика очень жесткая, оформление документов не гарантирует получение разрешения на въезд. К таким государствам относятся Афганистан, КНДР, Куба, Непал, Сомали, Туркменистан.
Сегрегация
Эта модель характерна для государств, нуждающихся в дополнительных трудовых ресурсах. Мигранты приезжают в страну по временному контракту на работу, а по окончании его – уезжают. Они не получают гражданства, социальные пособия, не имеют избирательного права. Установленные сроки пребывания, отсутствие гражданских прав мигрантов способствуют стабильной обстановке в государстве.
Но эта модель оказалась также неэффективной. Работодатели несли расходы, связанные с постоянной сменой иностранных работников – прежде всего, затраты на обучение и получение опыта работы. В некоторых странах правительство пошло на уступки, постоянные работники стали получать вид на жительство.
Политическая ассимиляция
Принимающие государства создают благоприятные условия для быстрого получения мигрантами нового гражданства. В рамках этой модели идентичность новых граждан определяется национальным политическим устройством принимающей страны, а не этническим и религиозным происхождением.
Государство формально не признает этнические различия и не учитывает их в своей политике. От мигранта требуется – хорошее знание языка, культуры страны пребывания, следование государственным законам и правам.
Эта политика также малоэффективна. Игнорирование проблем мигрантов привело к их радикализации, образованию целых районов в городах с этническими группами, возникновению преступных группировок. Попытки ликвидации таких группировок расцениваются как расизм.
Мультикультурализм
В основе модели лежит принцип принятия иммигрантов с сохранением их культуры и идентичности. Приезжие пользуются всеми правами коренного населения и перенимают только основные культурные ценности.
Эта модель подразумевает принятие не только самого мигранта, но и его семьи. Дети, рожденные от иностранцев, получивших гражданство, становятся гражданами страны. Эта политика вызывает большой общественный резонанс и недовольство коренного населения.
Социальная интеграция и культурно-языковая адаптация
Это современная модель интеграционной политики, которая использует опыт мультикультурализма, но позволяет избежать его крайностей, ведущих к расколу в обществе.
В рамках этой модели три основных составляющих:
- Политико-правовая – либерализация правил получения гражданства и улучшение правового положения иностранцев; антидискриминационная политика (разработка законодательства, создание комиссий по защите прав человека в связи с его этнической принадлежностью или принадлежностью к другим меньшинствам); политическая интеграция мигрантов (предоставление избирательного права).
- Социально-экономическая – правительственные программы в сфере занятости; адаптация системы образования (языковая подготовка трудовых мигрантов и членов их семей); социальные программы адаптации и обустройства вынужденных мигрантов (жилищная политика, здравоохранение, социальное обеспечение).
- Культурно-религиозная – обеспечение мигрантам права на культурную автономию (изучение родного языка, сохранение национальных традиций).
Во многих странах в настоящее время осуществляется переход от политики мультикультурализма к современной политике социальной интеграции. Государствами ведется поиск наиболее сбалансированного варианта, который устраивает коренное население и учитывает потребности мигрантов:
- решение социально-экономических проблем, что должно исключить накопление конфликтного потенциала в обществе;
- введение интеграционных мер, за неисполнение которых мигрантам могут грозить санкции (это принудительная интеграция на языковой, культурной и ценностной основе);
- улучшение правового положения мигрантов, включающих либерализацию правил получения гражданства и борьбу с дискриминацией;
- ориентация на содействие к межэтническому и межрелигиозному диалогу.
Основные инструменты миграционной политики
Инструменты миграционной политики представляют свод правил и набор методов, призванных контролировать процесс миграции. Они призваны защитить коренное население страны от преступности, нелегалов, террористических актов.
Каждое государство подбирает свои методы и инструменты для реализации миграционной политики, накладывает запреты и ограничения, стимулирует или ограничивает поток мигрантов для решения собственных задач.
Основными ограничительными методами являются:
- Прямое ограничение рабочей силы (государство выставляет квоты на прием мигрантов).
- Ограничение времени пребывания в стране.
- Особые требования к трудовым мигрантам: профессиональная квалификация, возрастной ценз, состояние здоровья, отсутствие судимости. Сюда же можно отнести запреты на определенные профессии, которыми запрещено заниматься иностранцем, в соответствии законодательством.
- Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные страны для иммиграции (реализуется путем выдачи квот на трудоустройство мигрантов конкретных стран).
- Система санкций для незаконно-трудящихся мигрантов, а также работодателей, незаконно использующих труд мигрантов, и лиц, занимающихся незаконным ввозом рабочей силы.
Миграционная политика ужесточается. Но возникают новые способы и каналы нелегальной миграции. Мигранты задерживаются на территории принимающей страны дольше положенного срока, соглашаются на низкооплачиваемую работу, занимаются нелегальной трудовой деятельностью, создают преступные группировки, дестабилизируя политическую и экономическую ситуацию в стране пребывания.
Миграционная ситуация выдвинула новые внутренние и внешние задачи в сфере регулирования миграционных процессов.
Во внешней сфере решаются задачи: привлечение трудовых мигрантов, соблюдение их прав, развитие сотрудничества с международными и межправительственными организациями в целях борьбы с незаконной миграцией.
Во внутренней сфере ведется: разработка эффективных механизмов перераспределения потоков миграции с учетом геополитических интересов стран, формирование условий для адаптации вынужденных мигрантов, создание системы мер по сдерживанию внезапных массовых недобровольных миграций населения.
Источник
Для чего нужна миграционная политика
В каждой стране есть свой свод правил и законов, направленных на контроль присутствия на ее территории граждан других стран. Миграционная политика отличается в каждом государстве, но в любом случае в числе ее основных задач контроль над пересечением иностранными гражданами границ, учет пребывания, деятельности и легализации мигрантов. Наиболее важным направлением является трудовая миграция, позволяющая получать необходимую квалифицированную рабочую силу из-за рубежа.
Понятие и сущность миграционной политики
Национальная миграционная политика любого государства призвана защищать интересы граждан, связанные с мигрантами, ограничить поток низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, обеспечить защиту прав работающих мигрантов, регулировать вопросы присвоения и лишения гражданства, права на проживание. Она также определяет, какие типы миграции возможны, требуется ли (и если да, то какая) в данной ситуации иностранная рабочая сила.
Большое количество стран дает возможность проживания на своей территории только людям, имеющим рабочий контракт с какой-либо зарегистрированной организацией. Такой тип миграции не позволяет остаться надолго – срок пребывания ограничен сроком действия трудового договора.
До 1993 года въезд и выезд из страны для граждан России (и до этого СССР) был жестко регламентирован, однако с 1 января 1993 года каждый россиянин имеет право получить заграничный паспорт сроком действия на 5 лет (а с 2010 года – и на 10 лет) и свободно выезжать из страны, жить на территории других государств. Наиболее частыми направлениями для эмиграции наших сограждан являются США, Канада и страны Европы.
Главные тенденции и проблемы миграционной политики
Государственная миграционная политика – это деятельность, направленная на регулирование миграций и иммиграций населения. Многие развитые страны, такие, как Австрия, США, Италия, Германия, Испания, Португалия в последние десятилетия проводят протекционистскую политику, направленную прежде всего на защиту интересов собственных граждан и экономики.
Во втором десятилетии XXI века в связи с мировым экономическим кризисом и ухудшением ситуации во многих – прежде всего развивающихся – странах, широкий размах обретает экономическая миграция. Большое количество беженцев из стран Северной Африки, на территории которых ведутся военные действия, получают легальный статус во многих странах Европы.
Распространена эмиграция и в других востребованных направлениях – США, Россия, Австралия, Великобритания, Канада.
Также получила развитие бизнес-миграция, то есть переезд предпринимателей, связанный с поиском более политически и экономически стабильных мест для развития собственного дела.
Миграционные законодательства ужесточаются, и в противовес им возникают новые способы и каналы нелегальной миграции: иностранцы остаются на территории государств дольше разрешенного срока или и вовсе прибывают нелегально, соглашаются на низкооплачиваемую работу, уходят в криминальную деятельность, дестабилизируя экономическую и социальную жизнь.
Для ограничения нежелательных миграций существуют разные инструменты иммиграционной политики. Основные из них:
- Установление обязательных требований, которым должен соответствовать приезжий рабочий (стаж, возраст, образование, опыт).
- Ограничение допустимого количества зарубежных рабочих посредством установления квот.
- Законы, не позволяющие иностранным гражданам претендовать на определенные должности.
- Перечни востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
- Меры наказания за трудоустройство нелегальных мигрантов как для них самих, так и для работодателей, нанимающих их.
Источник
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения.
Базируется на международных договорах, национальных законодательных актах, решениях правительства или уполномоченных органов. При формулировании направлений миграционной политики общество и правительство пытаются оценить как созидательные, так и регрессивные импульсы миграции как экономической и социальной силы. Стратегия и цели миграционной политики обосновываются в профильной концепции — системе определённых взглядов социально-экономического и иного порядка, очерчивающей ключевые характеристики государственного регулирования миграционных процессов.
Миграционная политика любой страны строится на базе основополагающих принципов мирового сообщества, содержащихся в конвенциях, хартиях, резолюциях и других документах различных международных организаций — Организации Объединённых Наций, Международной организации труда, Международной организации по миграции (МОМ), Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других. Комиссия ООН по народонаселению субсидирует национальные программы по вопросам миграции населения. Международные нормы в области миграционной политики могут касаться всех стран или применяться в едином ключе для группы стран, объединённых специальными соглашениями [например, Шенгенское соглашение европейских стран, Соглашение между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), предусматривающее свободу передвижения рабочей силы]. В рамках миграционной политики государства, испытывающие значительный миграционный приток, периодически проводят крупные амнистии мигрантов, легализуя их пребывание у себя. Современный подход к миграции основан на признании неодномерности этого процесса, невозможности изолированного подхода к нему, необходимости его регулирования или управления им в рамках миграционной политики.
Миграционная политика решает не только миграционные проблемы, но и задачи экономического развития, соблюдения прав человека, воссоединения семей, этнического многообразия страны, культурной однородности и тому подобного. Во многих странах меры миграционной политики включают ряд подходов, обусловленных интересами, лежащими в области других, взаимосвязанных с миграцией явлений, — характером демографического развития страны, проблемами занятости и динамикой численности трудоспособного населения, состоянием рынка труда и нехваткой работников отдельных профессий и специальностей, поощрением притока человеческого капитала с высоким уровнем качества, геополитическими интересами государства. Большинство этих подходов связано с ролью внешней миграции в развитии общества и национальной экономики. Так, три четверти европейских регионов не имеют альтернативы иммиграции как источника противодействия снижению численности населения до 2030 года.
Основными вопросами миграционной политики являются предотвращение нелегальной (незаконной) миграции, перераспределение миграционных потоков внутри страны в связи с различной заселённостью, обжитостью её территорий, создание первичных условий для нормальной жизни разных категорий иммигрантов, способствующих их последующей адаптации и интеграции в принимающее общество, предотвращение недобровольной (вынужденной) миграции с помощью национальных и международных правовых норм.
В большинстве стран миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную, они могут носить стимулирующий или сдерживающий характер. Политику по активному поощрению въезда мигрантов в целях удовлетворения своих национальных потребностей проводят (по данным ООН) такие развитые страны, как Австралия, Канада, Россия, Чехия и ряд других. Большинство стран входа мигрантов, проводя селективную миграционную политику, используют такой её инструмент, как иммиграционная квота, которая распределяется между разными группами мигрантов, различающихся по праву «въезда». Это могут быть родственники граждан страны (принцип воссоединения семей), специалисты, в которых заинтересована национальная экономика, этнические, конфессиональные или иные группы, подвергающиеся опасности на прежнем месте проживания, и так далее. Так, закон США об иммиграции (1996 год), расширив квоты, ужесточил требования к качественным характеристикам иммигрантов. Ряд стран в рамках миграционной политики осуществляют государственной программы репатриации мигрантов, ориентированные на экономические стимулы.
Государственную эмиграционную политику проводят страны-экспортёры рабочей силы, осуществляя программы поддержки трудовых мигрантов или, наоборот, сдерживания эмиграции. Миграционная политика в таких странах стремится использовать механизм регулирования миграции, позволяющий совмещать защиту интересов страны и её граждан-мигрантов. Особое место эта политика занимает в таких странах (важных источниках рабочей силы), как Вьетнам, Китай, Турция, Филиппины, Индонезия и другие. Наибольшее значение для развитых стран, где преобладает приток внешних мигрантов, имеет иммиграционная политика, несущая мощный социальный заряд. Среди её мер наиболее важны правила, установленные для трудовых мигрантов и регулирующие миграцию рабочей силы иностранных граждан, приезжающих в страну для временные работы или на постоянное место жительства.
Консультации правительствам по миграционной политике оказывает МОМ, которая стремится обеспечить гуманное и упорядоченное управление миграцией, её регулирование; она способствует развитию международного миграцтонного законодательства как основы миграционной политики.
В России миграционная политики проводится на основе международного права и национальной нормативно-правовой базы; в 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН по беженцам 1951 года и протоколу к ней 1967 года. Проблемы, связанные с недобровольной миграцией после распада СССР, не решены полностью; для их уменьшения в 1996 году Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев проводилась спец. конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. Общее направление российской миграционной политики связано с сокращением населения трудоспособного возраста с 2007 года. Регулирование миграции иностранной рабочей силы в рамках СНГ, других интеграционных объединений на постсоветском пространстве осуществляется на основе двусторонних соглашений между РФ и другими странами. В январе 2007 года вступил в силу закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (2006 год), которым были установлены квоты в объёме 6,3 миллионов человек из безвизовых стран и введена упрощённая процедура выдачи разрешений на работу. Действуют законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (1996 год) и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (2002 год). Разработана концепция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов, а в действующей Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года регулирование внутренней и внешней миграции рассматривается как часть демографической политики.
С ноября 2002 года введены миграционные карты для учёта въезжающих на территорию России иностранцев. С 2007 года осуществляется федеральная программа переселения соотечественников, в соответствии с которой регионам предоставляются дотации в зависимости от их экономического и географического положения, а субъекты РФ разрабатывают свои программы переселения. Интерес субъектов к интеграции мигрантов в региональное сообщество слаб, а объём миграции невелик. При радикальных изменениях политики по отношению к внешней миграции в ходе рыночных преобразований регулирование внутренней миграции всё ещё отстаёт от требований свободного рынка — сохраняется разрешительный характер регистрации граждан по месту жительства, существуют условия по её ограничению, прежде всего в крупных городах.
В миграционной политике в XXI веке всё большее значение как для развитых, так и для развивающихся стран приобретают точность, полнота информации и приобщённость мигрантов к ней, развитие миграционной статистики, прежде всего её стандартизация, и обмен данными между странами как условие эффективного международного (межгосударственного) сотрудничества.
Источник