Виды политических систем зарубежных стран

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Разновидности политических систем

Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.

Что такое политическая система

Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.

Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:

  • институты власти и организации;
  • законы и нормативные акты;
  • коммуникация и взаимодействие;
  • идеология и культура.

В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.

Функциональный аспект рассмотрим подробнее.

Функции

Политическая система выполняет следующие функции:

  • формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
  • государственное руководство и управление обществом;
  • регулирование общественных отношений с помощью законов;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • усовершенствование системы законодательства;
  • контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.

Виды политических систем современности

В современном мире существует 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • континентально-европейская;
  • доиндустриальная;
  • тоталитарная.

Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.

Характеристика, примеры

Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.

Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.

Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).

Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.

Какие виды политических систем еще бывают

В политической науке существуют и другие классификации политических систем.

На основе общественно-экономических решений

Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.

На основе степени демократичности власти

По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:

  1. Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
  2. Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
  3. Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.

На основе роли и места государства

В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:

В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.

На основе способов управления обществом

Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:

  1. Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
  2. Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
  3. Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.

Источник

Читайте также:  Индекс экономической свободы стран рассчитывается
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятие партийных систем зарубежных стран.
  2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.
  3. Функции и организационная структура политических партий.
  4. Институализация политических партий.

1. Понятие партийных систем зарубежных стран

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Для этих стран при демократическом режиме характерно наличие нескольких политических партий.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институ-циализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

А). Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. В этих странах нет одной партии, которая исключительно осуществляет формирование правительства страны. Это Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.

Б). Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, США, Великобритании, Индии. Либо это господство одной коалиции: Германия и др.

В). Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.

В зарубежных странах действуют различные по своим социально-экономическим установкам политические партии. Их можно подразделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии.

Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов, что позволяет, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни граждан. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др.

Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

В политических системах демократических стран коммунистические партии, как правило, выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма или его модификаций.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. Эти партии часто являются весьма влиятельными политическими организациями. В числе католических партий можно назвать Христианско-демократический союз ФРГ (эта партия сотрудничает и с протестантской церковью), социально-христианскую и христианскую народную партии Бельгии. Конфессиональные партии могут опираться на самые различные религии. Так, партия комэйто в Японии является политической организацией религиозного буддистского общества Сока-гаккай.

В некоторых странах определенным влиянием пользуются националистические партии. Питательной базой для них являются националистически настроенные группы населения.

3. Функции и организационная структура политических партий

Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.

Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации. Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Выделяют и другие функции политических партий: информационная, институциональная, коммуникативная и др.

В основу структуры положено членство. Хотя существуют партии и без официально установленного членства. Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США — республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера, например, партийное отделение или ячейка.

Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном.

В крупных городах вышестоящей партийной организацией по отношению к избирательному участку является партийный комитет квартала.

В некоторых странах создаются партийные комитеты округов — избирательных, судебных и др. Округа по своим размерам различны. Высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета).

Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет. Важное место в механизме партий занимают фракции партии в парламенте.

Общая тенденция к бюрократизации и централизации, свойственная политическим партиям, находит свое выражение в том, что количество организационно неоформленных партий неуклонно сокращается. Организационно оформленное членство с обязательной уплатой партийных взносов и обязанностью подчиняться партийной дисциплине становится обязательным атрибутом организационной структуры политических партий.

4. Институализация политических партий.

В зарубежных странах особую важность в современную эпоху приобретает институализация политических партий. Речь идет прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. Длительное время это было вне пределов правового регулирования государства. Политические партии рассматривались государственной властью как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положение изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.

В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий — внешний и внутренний.

Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий — съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности.

Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.).

Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.