Помощь России другим странам
В этой статье собран список стран, которым Россия когда-либо оказывала или продолжает оказывать помощь (финансовую, военную и иную).
Содержание
Страны Европы
Болгария
В 1878 году эти страны восстановили государственность благодаря России — по итогам Русско-турецкой войны (1877—1878), стоившей России 15,5 тыс. убитыми и 56,6 тыс. ранеными. Болгария объявлялась независимым государством (при протекторате Турции), равно как Румыния и Сербия.
Сербия
- В 2017 году Россия в рамках военно-технической помощи безвозмездно передала Сербии шесть истребителей МиГ-29 и десятки единиц бронетехники. По рыночным ценам данная техника оценивается в 600 миллионов евро.[1][2]
- В апреле 2020 года 11 самолётов Ил-76 Воздушно-космических сил России направлены в Сербию с 87 военными-вирусологами и медиками, техникой, спецоборудованием, средствами защиты и с 16 единицами военной техники для помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19.[3]
ДНР и ЛНР
Война на Донбассе привела к гуманитарной катастрофе в регионе. Для минимизации её последствий Россия с самого начала конфликта оказывала помощь республикам Донбасса.
С августа 2014 года Россия регулярно отправляет на Донбасс гуманитарные конвои:
- С августа 2014 — по март 2015 годов Россия доставила 27 тыс. тонн гуманитарной помощи.[4]
- К марту 2016 года было доставлено 33 тыс. тонн (нарастающим итогом). [5]
- К августу 2019 года (ровно через 5 лет) — 43 тысячи тонн груза (продукты питания, медикаменты, строительные материалы).[6]
Также в России нашли убежище более 1 млн беженцев, некоторые из них были трудоустроены и даже получили российское гражданство.
Россия выступила инициатором Минских соглашений, призванных если не остановить конфликт, то хотя бы заморозить его. Несмотря на нарушение перемирия с обеих сторон, главная цель соглашений была достигнута — прекратились активные боевые действия, из-за которых страдали мирные жители. Война приняла позиционный характер, обстрелу подвергают лишь прифронтовые территории.
Италия
- В марте 2020 года 15 самолётов Ил-76 Воздушно-космических сил России отправлены с подмосковного аэродрома Чкаловский в Италию для помощи в борьбе с пандемией коронавируса «SARS-CoV-2» (инфекционное заболевание «COVID-19»). В состав входят около 100 российских специалистов в области вирусологии и эпидемиологии, а также с десяток врачебно-сестринских бригад, средства защиты, медицинское оборудование и мобильные комплексы на базе КамАЗа для аэрозольной дезинфекции транспорта и территории.[7]
Польша
По решениям Ялтинской и Потсдамской конференций земли, присоединенные к СССР в сентябре 1939 года после польской кампании РККА, были признаны советскими, а Польше решили компенсировать их утрату за счёт земель Германии. К Польше перешли земли Германии к востоку от р. Одер, в частности Силезия, а также южная часть Восточной Пруссии, которые сегодня составляют территорию 5 воеводств Польши.
Приднестровье
Приднестровская Молдавская Республика существует благодаря России, так как именно после введения российской армии в 1993 г. прекратился приднестровско-молдавский конфликт.
В Приднестровье и Молдове по состоянию на 2015 год примерно одинаковые зарплаты — около 15 000 рублей. Но уровень безработицы в Молдове — 6 ℅, а в ПМР — 4 ℅. Средняя пенсия в ПМР — 7320 рублей, а в Молдове — 4380 рублей. [8]
Страны Азии
Абхазия
В августе 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Республики Абхазия, а в сентября того же года были установлены дипломатические отношения между двумя странами. Признав независимость Абхазии, Россия выступила гарантом ее существования в качестве независимого государства.[9]
Афганистан
В 1980-е гг. в Афганистане при помощи СССР был значительно повышен уровень жизни местного населения: была выстроена система всеобщей занятости, построены многие предприятия, больницы, школы. Важно отметить, что присутствие СССР в Афганистане в 1979—1989 гг. было вызвано просьбой законного афганского правительства, а политика СССР в отношении мирного населения и экономики данной страны не идёт ни в какое сравнение с действиями США и НАТО, оккупировавшими страну в 2001—2014 гг. [10]
Израиль
Само возникновение Израиля заслуга СССР, ибо СССР вместе с союзниками победил нацистскую Германию, которая проводила политику геноцида еврейского населения. Плюс СССР выступал одним из главных сторонников разделения Палестины на две части — еврейскую (Израиль) и арабскую (Палестина).
Создание Израиля осуществило многовековую мечту еврейского народа о возрождении государства на исторической родине и обретении политически гарантированного убежища. При этом расчёт СССР обрести союзника в лице Израиля не оправдался — с самого начала своего существования Израиль проводит проамериканскую политику и фактически является проводником интересов Вашингтона на Ближнем Востоке.
Китай
СССР сыграл значительную роль в борьбе Китая против японских оккупантов — в 1937 году был подписан договор о ненападении, фактически закрепивший поддержку СССР в борьбе китайцев против Японии и её марионеточного государства Маньчжоу-Го. Советский Союз, желая избежать войны с Японией в конце 1930-х годов, оказывал помощь Китаю отправкой военных специалистов, кредитами и добровольцами.
На прямой военный конфликт с Японией СССР пошёл в 1945 году после разгрома Третьего Рейха — 9 августа 1945 года была начата Советско-японская война длиной почти в месяц, в результате которой были разбиты войска Японии в Китае (Квантунская армия) и деоккупирована территория Маньчжурии и центрального Китая. Также СССР оказал помощь китайским коммунистам в гражданской войне, которая в 1949 году была ими выиграна.
После войны между странами установились чуть ли не союзнические отношения — СССР не только оказывал Китаю помощь кредитами и специалистами, но и оказывал военную помощь, в частности крупное авиасоединение СССР вместе с частями ПВО в 1950 году в Шанхае предотвратили бомбардировки города американской авиацией. [11]
КНР смогла при помощи советских специалистов преодолеть послевоенную разруху, разработать и осуществить широкую программу социальных реформ и восстановления народного хозяйства.
Выполняя союзнический долг, СССР объявил 8 августа войну Японии, которая аннексировала Корею ещё в 1910 году.
9—18 августа 1945 года шли основные бои Красной Армии против японской, в ходе которых 14 августа советские солдаты вступили в Корею. К концу августа СССР вышел к 38-й параллели, подавляя местные очаги сопротивления. После Второй мировой войны за северную часть Кореи (выше 38-й параллели) должны были нести ответственность советские войска, за южную часть — американские. Об этом был подписан договор ещё до вступления СССР в войну против Японии. После капитуляции Японии американцы заняли свою зону ответственности. При освобождении Кореи погибли 4,5 тысячи советских солдат и офицеров.
Предполагалось создать единое, независимое государство, в 1946—1947 годах над этим работала совместная советско-американская комиссия. Но начавшаяся холодная война положила конец проекту единой Кореи. Возникло два государства: 15 августа 1948 была образована Корейская Республика, 9 сентября того же года — Корейская Народно-Демократическая Республика.
Вывод служивших сдерживающим фактором войск — советских в декабре 1948 и американских в середине 1949 года— привёл к началу вооружённых конфликтов на разграничительной линии. 25 июня 1950 года разразилась полноценная война. Формально резолюцией Совбеза ООН виновником была назначена КНДР. Так как СССР бойкотировал работу Совбеза ООН из-за присутствия гоминьдановцев в качестве представителей Китая, он не мог наложить вето на эту резолюцию.
К середине сентября 1950 года 90 % Южной Кореи контролировала более боеспособная армия КНДР, несмотря на начавшиеся на второй день войны бомбёжки американскими ВВС, блокаду побережья (объявлена 4 июля) и переброску войск США из Японии (начата 27 июля). В это время коалиция из 17 государств во главе с США (значительные силы прислали в Корею только Великобритания, Турция и Канада), создавшая значительный перевес в технике и солдатах, перешла в наступление. За месяц ситуация стала противоположной: 23 октября коалицией был взят Пхеньян, позже в районе Хесона она достигла китайско-корейской границы.
Если бы не вступившие в бой 19 октября под видом добровольцев китайские войска (5 стрелковых корпусов и 3 артиллерийских дивизии НОАК) под командованием опытного военачальника Пэна Дохуая, в истории социализма в Корее можно было бы ставить точку. Но теперь силы сравнялись, и после тяжёлых потерь с обеих сторон, силы коалиции были отброшены к 38-й параллели. С 1951 года началась позиционная война, а также переговоры о перемирии, которое было подписано 27 июля 1953 года.
СССР всю войну помогал продовольствием, техникой, лекарствами, ГСМ и боеприпасами, специалистами и советниками. Отдельно нужно сказать о советских лётчиках, которые не позволили интервентам разрушить инфраструктуру и обеспечивали воздушное прикрытие корейско-китайских войск. [12]
В 2017 году российская компания «Транстелеком» осуществила проект по подключению КНДР к интернету через территорию РФ, что позволит Северной Корее избежать ограничений в случае давления со стороны США. [13]
Сирия
Россия оказывает поддержку Башару Асаду и властям Сирии — 30 сентября 2015 года была начата операция ВКС РФ в Сирии, которая на момент октября 2017 года продолжается.
За счёт помощи России удалось сирийским властям удалось достичь следующего:
- За почти два года операции было освобождено 87,5 % территории Сирии. [14]
- За год с начала операции ВКС РФ в места постоянного проживания вернулось около 88 тысяч сирийских беженцев.
- Боевики ИГИЛ перешли от наступательной к оборонительной войне
Также Россия оказала Сирии значительную гуманитарную помощь — за 2011—2016 гг. Россия выделила около 52 миллионов долларов для оказания гуманитарной помощи арабской республике, доставила тонны гуманитарных грузов, оказала медицинскую помощь более 5 тыс. человек и т. д.
Япония
В 2011 году произошла знаменитая катастрофа на АЭС «Фокусима». Помощь пострадавшим оказало МЧС России и не только гуманитарными грузами (водой, топливом, едой) — за 15—23 марта российские специалисты обследовали более 20 км² территории, извлекли из-под завалов 112 тел погибших (живых пострадавших обнаружить не удалось). [15] Также 18 марта было доставлено в Россию 66 её граждан, пожелавших покинуть Японию из-за катастрофы.
Страны Америки
Россия была одной из стран, которые поддержали борьбу США за независимость. Об этом напомнил в 2014 году напомнил Владимир Путин:
Мы никогда не забудем, как помогали Соединенным Штатам в обретении независимости, никогда не забудем нашего сотрудничества в Первую и во Вторую мировую войны. Я полагаю, что наши глубинные, стратегические интересы американского народа, российского народа во многом совпадают и нужно опираться на эти взаимные интересы |
Помощь России была не военной (в отличие от Франции и Испании), а дипломатической. 1 сентября 1775 г. английский король Георг III направил личное послание Екатерине II, в котором просил отправить корпус для подавления восстания в северо-американских колониях, на которое Екатерина II ответила отказом. А в 1780 году Россия официально объявила вооружённый нейтралитет, который способствовал ведению морской торговли во время военных действий на американском континенте. Когда к этому нейтралитету присоединились другие государства, появилась «Лига нейтральных держав». [16] В Штатах рассматривали лигу как прямого союзника. Подробнее вклад России в войну США за независимость описан в книге «Россия открывает Америку. 1732—1799» историка Николая Болховитинова.
Россия оказала помощь США и во время Гражданской войны. С сентября 1863 года по апрель 1864 года в американских портах (Нью-Йорк и Сан-Франциско) были расквартированы эскадры контр-адмиралов С. С. Лесовского и А. А. Попова. Россия исходила из расчёта не только приобрести в лице США союзника и тем самым выбраться из международной изоляции, в которой Россия оказалась после поражения в Крымской войне. Плюс в это время проходило польское восстание, которому Англия и Франция желали победы, так же, как и южанам. Поэтому с целью получения стратегического преимущества в возможной войне Россия отправила эскадры для атаки на торговые пути англичан и демонстрации силы.
1 января 1959 — победа революции на Кубе, которая свергла проамериканского диктатора Батисту. Советское руководство далеко не сразу могла определится как относится к смене власти на острове в течении двух лет, пока США не организовали знаменитую операцию в заливе Свиней, которая провалилась. Фидель Кастро открыто провозгласил, что Куба пойдет по социалистическому пути развития, что изменило отношение СССР к его режиму — советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции, были размещены баллистические ракеты средней дальности (операция «Анадырь»).
До своего распада СССР активно помогал Кубе. На острове работали тысячи советских специалистов во всех отраслях. Особого прогресса удалось добиться в области медицины, кубинские врачи по сей день считаются одними из самых квалифицированных в мире. За щедрую помощь Советского Союза Куба расплачивалась, как правило, сахаром — основной статьей экспорта. Важную роль играл созданный в 1962 г. советский центр радиоперехвата в Лурдесе.
Источник
Виды помощи другим странам
Гуманитарная помощь |
В последние годы наблюдается объединение усилий международного сообщества в области гуманитарной деятельности, которая начинает приобретать глобальный характер. При этом инициатива помощи исходит как от отдельных государств, так и от авторитетных международных организаций.
Расширяющееся международное сотрудничество в области гуманитарного реагирования ведет к кооперации отдельных стран, международных и межправительственных организаций в рамках конкретных программ и проектов гуманитарной деятельности, интеграции их ресурсов и возможностей по региональному принципу. При этом привлекаются соответствующие государственные и международные структуры и их финансовые возможности.
Одновременно международные организации все чаще стали мобилизовывать ресурсы национальных структур различных государств для осуществления конкретных операций по чрезвычайному гуманитарному реагированию.
На этом фоне наблюдается укрепление позиций неправительственных организаций, действующих под эгидой Евросоюза, ООН и других международных и межправительственных учреждений.
Активное участие в международном сотрудничестве в области гуманитарного реагирования в последние годы принимает Россия, прежде всего, в лице МЧС России. За это время оказана гуманитарная помощь десяткам государств на различных континентах. Силами российских спасателей спасены тысячи людей, в пострадавшие страны поставлены материальные средства, продовольствие и медикаменты на миллиарды рублей.
Международное сотрудничество, способствующее объединению усилий мирового сообщества и государств в борьбе с бедствиями, а также стимулирующее определенную интеграцию национальных усилий в этой области, в том числе экономических, в пределах компетенции международных организаций, проектов, программ, инициатив, превратилось в важную составляющую общего труда человечества во имя выживания цивилизации.
В рамках ООН, объединяющей все суверенные государства мира, была развита прежде существовавшая и дополненная новыми документами нормативная правовая база, основанная на общепризнанных принципах международного права. Эта база составила юридическую основу международно-правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом. В числе этих основополагающих документов могут быть названы:
— Всеобщая декларация прав человека, пакты о правах человека;
— Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
— конвенции, запрещающие геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, пытки, жестокое и бесчеловечное обращение;
— конвенции, специально ограждающие права женщин и детей;
— конвенции Международной организации труда, регламентирующие все стороны и виды трудовой деятельности мужчин, женщин и подростков;
— конвенции о защите жертв войны.
Все эти документы создали (наряду с регламентацией других вопросов) правовую основу для международной деятельности в области противодействия бедствиям, которая в настоящее время осуществляется преимущественно на гуманитарной основе, из-за чего эту деятельность называют гуманитарной.
Гуманитарная деятельность в широком смысле слова — это деятельность, посвященная человеческой личности, направленная на обеспечение прав, свобод и других интересов человека. Гуманитарная деятельность в области противодействия бедствиям направлена на выживание человека и его сообществ в условиях бедствий. В процессе гуманитарной деятельности на международной арене между ее субъектами и объектами осуществляется сотрудничество, которое получило название международного гуманитарного сотрудничества.
Важная составляющая гуманитарной деятельности — гуманитарная помощь. Она обычно оказывается в случае бедствий и, часто, при миротворческих операциях.
Гуманитарная помощь — это помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших. Важной особенностью гуманитарной помощи является безвозмездность ее предоставления пострадавшим, благотворительный порядок этой формы содействия.
Гуманитарная помощь преследует следующие основные цели:
— обеспечить спасение и выживание наибольшего числа людей, пострадавших при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте, сохранить их здоровье, насколько это возможно, в условиях чрезвычайной ситуации;
— восстановить экономическую самостоятельность всех групп населения и работу служб жизнеобеспечения в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся;
— отремонтировать и восстановить пострадавшую инфраструктуру и возродить экономическую деятельность.
Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах — гуманности, беспристрастности, нейтралитете.
Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако можно наметить ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.
Гуманитарная помощь, как правило, включает, во-первых, безвозмездное снабжение пострадавших различными материальными ресурсами, продовольствием, медикаментами, а, во-вторых, — их обеспечение некоторыми необходимыми услугами.
Международная гуманитарная помощь в широком смысле в качестве составной части включает чрезвычайную международную помощь при бедствиях и иногда используется в качестве ее синонима. Поэтому оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях также является важнейшей составной частью международной деятельности в области противодействия бедствиям.
Оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях заключается в предоставлении пострадавшей стране, странам пострадавшего региона или непосредственно пострадавшему населению предметов первой необходимости (временного жилья, воды, продовольствия, медикаментов, имущества), персонала для оказания помощи и услуг (аварийно-спасательных, медицинских, коммунальных, транспортных, информационных и др.). Еще раз подчеркнем, что в большинстве случаев гуманитарная помощь и чрезвычайная помощь при бедствиях по смыслу и содержанию трудноразделимы и чаще всего просто разными терминами описывают одну и ту же деятельность.
В международной практике проведения гуманитарных операций выделяется шесть основных направлений действий, степень важности и приоритет которых варьируются по иерархии и масштабам. Но в целом эти направления можно считать базовыми:
— поиск и спасение;
— предоставление убежища;
— обеспечение питанием;
— снабжение питьевой водой;
— медицинское и социальное обеспечение;
— защита от насилия и запугивания.
Эти направления действий определены реальными потребностями людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Все действия по оказанию гуманитарной помощи базируются на отношениях двух ее сторон — субъектов и объектов.
Субъектами гуманитарной помощи являются организации системы ООН, другие международные гуманитарные организации, страны-доноры. Последние являются решающим звеном системы гуманитарной помощи, поскольку именно их материальные и финансовые ресурсы служат ее источником. В качестве примеров стран-доноров ООН могут быть названы большинство развитых и некоторых других государств, таких как Австралия, Великобритания, государства Европейского Союза, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Япония и др.
Право получать или предлагать гуманитарную помощь — одно из основополагающих гуманитарных прав, которое должно принадлежать всем людям. Поэтому необходимость получения беспрепятственного доступа к пострадавшим от бедствия имеет важное значение для успеха предоставления гуманитарной помощи.
При этом в роли объектов гуманитарной помощи, в основном, выступают граждане государств, терпящих бедствие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, чрезвычайных социально-экономических обстоятельств. Кроме того, помощь может оказываться органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим жизнеобеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций. При необходимости оказание гуманитарной помощи осуществляется на всех этапах ликвидации чрезвычайной ситуации.
При внезапно возникшей чрезвычайной ситуации гуманитарная помощь, прежде всего, преследует цели материальной и неотложной медицинской помощи во имя спасения и сохранения человеческих жизней. Кроме того, она позволяет пострадавшим удовлетворить свои основные потребности в медицинском обслуживании, крове, одежде, воде и пище, включая средства для ее приготовления.
В случае возникновения гражданского или международного конфликта, целью гуманитарной помощи является не только обеспечение, но и защита гражданского населения, которая осуществляется чаще всего под эгидой соответствующих структур ООН и во взаимодействии с Международным Комитетом Красного Креста в соответствии с международными соглашениями. Во всех этих случаях формирование, доставка, распределение и доведение гуманитарной помощи до нуждающихся осуществляется, как уже указывалось, путем проведения гуманитарных операций.
Организация международной деятельности по противодействию бедствиям осуществляется ООН, международными гуманитарными организациями, отдельными государствами, как правило, на двусторонней и многосторонней основе.
Для ведения гуманитарной деятельности, в том числе по противодействию бедствиям, в рамках ООН созданы специальные органы, организации, программы, комитеты и комиссии. Продолжают свою важную деятельность или возникают новые межправительственные и неправительственные международные организации гуманитарной направленности.
Особое место в деле борьбы с бедствиями в настоящее время занимают:
— Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ);
— Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ);
— Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО);
— Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО);
— Всемирная продовольственная программа (ВПП);
— Программа ООН по развитию (ПРООН);
— Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
— Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ);
— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
— Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
— Международный Комитет Красного Креста;
— Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
— Международная организация гражданской обороны (МОГО) и некоторые другие.
В последнее время свою роль в решении гуманитарных вопросов активизировал Северо-Атлантический Союз (НАТО), особенно в лице своего Департамента чрезвычайного гражданского планирования (ДЧГП).
Международная деятельность по противодействию бедствиям , как видим, базируется в основном на усилиях ООН и ее органов. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 установлены принципы оказания гуманитарной помощи, рекомендованы меры по обеспечению реагирования при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях. При этом руководство и координация усилий международной общественности по оказанию помощи при бедствиях пострадавшим странам названо одной из важных задач ООН.
Создан финансовый механизм для реагирования со стороны организаций системы ООН, в основе которого — Чрезвычайный фонд с постоянно обновляющимся капиталом в 50 млн. долларов США.
Непосредственно координирующую роль при бедствиях исполняет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. Управление увязывает мероприятия ООН с усилиями других участников международной гуманитарной деятельности, собирает взносы на оказание помощи, организует взаимодействие пострадавших стран со странами-донорами, стимулирует изучение, прогнозирование, предупреждение катастроф.
Международная защита беженцев осуществляется под руководством широко известного Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Управление занято решением проблем беженцев посредством помощи государствам, международным и частным организациям в деле обустройства и жизнеобеспечения беженцев, их добровольной репатриации или ассимиляции в новых национальных общинах. УВКБ ООН принимает участие в оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, зачастую возглавляет гуманитарные операции.
Координацию деятельности учреждений ООН, в том числе по рассматриваемому вопросу, обычно осуществляет Межучрежденческий постоянный комитет. Созданы также определенные структуры, ресурсы, механизмы реагирования международного сообщества под эгидой ООН на крупномасштабные чрезвычайные ситуации.
Согласованное функционирование этой системы позволяет ООН с участием государств и международных организаций решать в пределах имеющихся политических и экономических возможностей задачу огромной сложности по противодействию бедствиям на международном уровне.
В случае сложной обстановки и несоответствия масштабов бедствия имеющимся финансовым возможностям пострадавшего государства, ДГВ ООН оказывает финансовую помощь правительству этой страны. Задачей данной финансовой помощи, выделяемой странами — донорами международного сообщества, является покрытие расходов на обеспечение наиболее необходимых потребностей пострадавшего населения, которые не могут быть профинансированы за счет национальных ресурсов. УКГВ ООН может предоставить до 50 тыс. долларов США переводом через представительство Программы ООН по развитию в пострадавшей стране. Данная финансовая помощь может быть оказана только в случае обращения национального правительства с запросом о международной помощи сразу же после возникновения чрезвычайной ситуации и поступления данного запроса в соответствующее представительство Программы ООН по развитию в течение первой недели после возникновения чрезвычайной ситуации.
УКГВ ООН постоянно поддерживает и обновляет запасы предметов чрезвычайной помощи, получаемых от стран — доноров, на своих складах, находящихся на различных континентах. Один из таких складов, например, находится в г. Пиза (Италия). В основном на этих складах хранятся необходимые предметы для выживания пострадавшего населения (палатки, одеяла, одежда, обувь и т.п.), которые УКГВ ООН может доставить воздушным путем в район возникшей чрезвычайной ситуации на безвозмездной основе.
Созданная и функционирующая в настоящее время международная система гуманитарного реагирования предусматривает оказание гуманитарной помощи не только под руководством УКГВ ООН, но и непосредственно странами, изъявившими желание оказать такую помощь.
Сегодня во многих государствах, прежде всего странах-донорах, созданы специальные правительственные организации, которые при координирующей роли УКГВ ООН или самостоятельно решают задачи гуманитарного реагирования.
В качестве примера такой государственной организации по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам при чрезвычайных ситуациях можно привести деятельность Бюро по оказанию помощи иностранным государствам в случае стихийных бедствий и аварий (ОФДА) США, которое согласно закону этой страны об иностранной помощи (1961 г.) функционирует при Агентстве по международному развитию. Директор ОФДА является специальным координатором при Президенте США всех действий федерального правительства по оказанию гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий и катастроф за рубежом.
Бюро осуществляет программы содействия другим государствам в предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Оно использует средства других федеральных агентств, организаций, частных фондов и лиц США, осуществляет помощь техникой и оборудованием, обучает преподавательский состав для систем подготовки кадров в других странах, предоставляет более совершенные технологии борьбы с бедствиями, оказывает материальную помощь и направляет обученный персонал для ликвидации последствий бедствий.
Вопрос об оказании помощи рассматривается в США после получения просьбы от страны, нуждающейся в ней. Объемы необходимой помощи подтверждаются послом США в этой стране, либо специальным эмиссаром, посылаемым ОФДА непосредственно в район бедствия.
Помощь иностранным государствам оказывается по решению Конгресса США. Деньги у Конгресса запрашивает Президент США. На решение этого вопроса иногда уходит более года. При этом Конгресс США выставляет ряд требований как политического, так и экономического характера. Например, в качестве таких требований могут фигурировать условия оказывать помощь только американскими товарами, использовать для перевозок помощи только американский флот и т.д. Однако Президент США, при необходимости оказания срочной помощи, может принимать решения и самостоятельно (что на практике случается чаще) с последующим представлением доклада Конгрессу США.
Ежегодный бюджет ОФДА утверждается Конгрессом США в пределах порядка 50 млн. долларов. При необходимости может быть выделено еще до 50 млн. долларов за счет других программ.
Для контроля за правильностью использования предоставляемой помощи ОФДА направляет в страну, которой оказывается помощь, своего эмиссара. Вся работа ОФДА по оказанию помощи за рубежом осуществляется на контрактной основе. Контракты на выделение необходимых сил и средств для оказания помощи заключаются с соответствующими службами США.
Российская Федерация высоко оценивает достигнутые мировым сообществом результаты на трудном и сложном пути формирования международной системы мер, направленных на противодействие бедствиям, и системы международных организаций, призванных совместно с национальными силами выполнять эти задачи. Особо следует отметить эффективность действующих при этом экономических механизмов решения сложных задач финансирования гуманитарных проектов, умелое изыскание для этого финансовых и материальных ресурсов.
Российская Федерация принимает активное участие в международной гуманитарной деятельности. С точки зрения своих внешнеполитических задач она рассматривает ее как интернациональную и служащую целям стабильности и безопасности в мире. Участие России в международном гуманитарном сотрудничестве возведено сегодня в ранг государственной политики.
Интегрирование МЧС России в деятельность аналогичных структур мирового сообщества — процесс объективно закономерный и необходимый. Оно позволяет изыскивать эффективные пути решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осваивать международный опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сводить к минимуму масштабы последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий, где первостепенным является фактор своевременности и профессионализма действий привлекаемых сил, в том числе зарубежных, эффективности поиска и использования финансовых и материальных ресурсов..
Свою деятельность по оказанию международной гуманитарной помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению Российской Федерации и зарубежных государств МЧС России осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе решений Правительства Российской Федерации при координирующей роли МИД России.
Расходы на экономическую и гуманитарную помощь зарубежным странам, пострадавшим от природных и техногенных катастроф, военных конфликтов предусматриваются ежегодным бюджетом Российской Федерации и составляют сумму около 80 млн. рублей и 2-2,5 млн. долларов США. Кроме этого на гуманитарные операции и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций используются средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации. В каждом конкретном случае оказания гуманитарной помощи пострадавшей стране принимается соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми основами международной гуманитарной деятельности Российской Федерации и, в частности МЧС России, являются соответствующие международные правовые акты и законодательство нашей страны.
МЧС России на международной арене функционирует в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, названными ранее федеральными законами в области природной и техногенной безопасности, а также другими нормативными правовыми документами, затрагивающими эти проблемы. Особо следует подчеркнуть, что указанная деятельность строится с учетом положений и на базе строгого соблюдения требований Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним. Кроме того, она регламентируется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими актами.
Для мобилизации возможностей МЧС России на выполнение гуманитарных задач по стандартам ООН создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995г.). В состав корпуса включены:
— агентство «ЭМЕРКОМ»;
— центральный аэромобильный спасательный отряд, включая мобильный госпиталь;
— автомобильная и инженерная бригады гражданской обороны;
— авиационное предприятие.
Такая структура обеспечила качественно новое состояние гуманитарных сил МЧС России — готовность действовать по запросам ООН и других гуманитарных структур в любом районе мира с высокой оперативностью.
Российское нормативное правовое регулирование участия России в международной гуманитарной деятельности дополняется за счет соответствующей договорно-правовой базы по вопросам международного сотрудничества с другими государствами, союзами государств, международными организациями. При этом происходит конкретизация сфер сотрудничества, в том числе в области гуманитарного реагирования, обмен научно-технической информацией и опытом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Актуальным направлением договорно-правовой работы являются межведомственные и межучрежденческие соглашения. В этом случае есть возможность закрепить достигнутые результаты по конкретным проектам и программам, сформировать более широкие партнерские связи на взаимовыгодной основе. Примером этого могут служить меморандумы и соглашения с УВКБ ООН (1993г.), НАТО (1996г.), гуманитарными структурами Норвегии (1995г.), Всемирной Продовольственной Программой (2001г.), Организацией Африканского Единства (1997г.) и другие акты.
Таким образом, международная гуманитарная деятельность МЧС России и Российской Федерации опирается на прочный фундамент внутреннего законодательства, международного гуманитарного права и договорных отношений с зарубежными странами.
Эти правовые нормы распространяются на двусторонние и многосторонние отношения. При этом приоритет имеют международные нормативные правовые документы. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила чем те, которые содержатся в законодательстве страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров.
Нормативная правовая база обеспечивает практическую международную деятельность МЧС России в области противодействия бедствиям и решения гуманитарных задач, которая является важной как для мирового сообщества, так и собственно для России. На этом направлении своей деятельности Министерство, обобщив национальный и международный опыт, создало признанную и авторитетную службу помощи, которая на равных с ведущими странами вписалась в мировую систему чрезвычайного гуманитарного реагирования на бедствия и кризисы различного характера.
Практика международной деятельности МЧС России включает сотрудничество с зарубежными странами, межгосударственными и неправительственными организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом:
— принимается участие в крупномасштабных и актуальных гуманитарных акциях ООН и международного сообщества, оказании помощи пострадавшим странам в проведении аварийно-спасательных работ, поставке гуманитарных грузов;
— обеспечивается поддержка интересов России при решении крупных внешнеполитических задач;
— оказывается помощь российским гражданам в чрезвычайных ситуациях за рубежом;
— совместно развиваются технологии помощи и спасения, осуществляется профессиональная подготовка специалистов.
Приоритетный характер в международном сотрудничестве России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера имеет взаимодействие и кооперирование по этому вопросу с государствами — участниками СНГ.
Приоритетность этих отношений определена Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении стратегического курса развития отношений Российской Федерации с государствами — участниками СНГ». В указе подчеркивается, что развитие Содружества отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с государствами, входящими в его состав, — важный фактор включения России в мировые политические и экономические структуры.
На основании этого указа подготовлен, подписан и вступил в силу ряд межправительственных, межведомственных, двусторонних и многосторонних договоров с государствами ближнего зарубежья в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Их подготовка велась в соответствии с требованиями Закона о международных договорах Российской Федерации, Концепцией международного сотрудничества МЧС России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Всего с государствами- участниками СНГ заключено и действует 16 договоров, в том числе 10 двусторонних и 6 многосторонних.
Как явствует из изложенного порядка оказания чрезвычайной международной помощи при бедствиях, основные усилия по ее оказанию приходятся на систему ООН и страны — доноры, подобные США. Однако для успешного противодействия бедствиям этого мало.
Основная доля усилий по противодействию бедствиям в большинстве случаев осуществляется на национальных уровнях. Пострадавшие страны вкладывают в борьбу с постигшими их бедствиями огромные объемы своих национальных финансовых и материальных ресурсов, несопоставимые в большинстве случаев с размерами международной помощи.
Такое вполне естественное соотношение вклада пострадавших государств и мирового сообщества в борьбу с конкретными бедствиями, очевидно, сохранится и в будущем. Только отдельные малые развивающиеся страны вынуждены в случае бедствий полагаться преимущественно на помощь мирового сообщества.
Развивающиеся государства, перенимая опыт развитых государств и ООН, совершенствуют свои национальные системы противодействия бедствиям и экономические механизмы помощи, чтобы в будущем противостоять им более эффективно. Однако с ростом организационных, технологических и экономических возможностей государств по противодействию бедствиям, потребность в международной гуманитарной деятельности в этой области, в том числе в чрезвычайной международной помощи при бедствиях, продолжает сохраняться.
Источник