Литературная викторина «Путешествие по сказкам». (1 класс)
план-конспект занятия (1 класс)
Литературная викторина по литературным и народным сказкам в 1-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina7.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 21 им. СЕМЁНОВА Д.В.
Литературная викторина для учащихся 1 класса
«Путешествие по сказкам»
Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
— детские иллюстрации к русским народным сказкам и её герои,
— мультимедийный проектор, экран
— карточки к заданию, ручки и листочки для конкурсов.
Ход занятия.
Под музыку в класс заходят Маша из мультфильма «Маша и медведь» и Незнайка – ученики 6 класса, вожатые 1б класса.
Маша: Привет, ребята! Вы узнали меня? Да-да, я Маша. И сегодня я пришла к вам
в гости! Да, я не одна, со мной и Незнайка пришёл.
Незнайка: Здравствуйте, а куда это мы пришли?
Маша: Ребята, скажите Незнайке, куда он попал?
Ребята: В школу, к ученикам 1-ых классов
Маша: Вы, наверное, знаете, что я очень люблю сказки. И я знаю все-все сказки, ну почти все…. Так вот, я пришла сегодня проверить, а хорошо ли вы знаете сказки. Пусть Нейзнайке станет стыдно, ведь он не знает ни одной сказки!
Незнайка: Да, я не знаю, но обещаю исправиться.
Маша: Ребята, надеюсь, вы все читаете сказки?
Ребята: Да!
Маша: Это мы сейчас узнаем! Итак, наше путешествие в мир сказок начинается!
Задание 1: Отгадайте из каких сказок эти отрывки.
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Задание 2 . “Отгадай сказочного героя”
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)
2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос. (Золотой ключик. Буратино.)
3. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился он от всех,
Кроме “рыжей”, вот так смех! (Колобок.)
4 .Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
6 . Шапочку надела
И шагает смело
Песенку поёт,
К бабушке идёт. (Красная Шапочка)
5. Когда случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же,
Кто я такая, кто мне подскажет? (Золушка.)
- Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка).
8. Мальчик – луковка такой
Добрый, шустрый, озорной.
Всем готов прийти на помощь.
Справится с любой бедой.( Чипполино)
9. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? Три медведя).
10. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).
11 .Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной.
Он сам того, не ведая,
Несет ее домой. (Маша и медведь.)
12. Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок.)
Задание3: « Забывалка» читает Незнайка
— Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)
— Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)
— Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)
— А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)
Маша: Ну, Незнайка! Хорошо, что дети всё помнят и тебе напомнили.
А я вот, все-все сказки знаю, и никогда ничего не забываю.
А вот какое следующее задание я подготовила для наших ребят.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (танец маленьких утят)
Задание 4: «Сказочные задачи» читает Маша.
— А сейчас вам предстоит решить задачи, да задачи не простые, а сказочные. Ну – ка, кто самый смекалистый?
Задача № 1. В первый раз лисе удалось унести петушка от дома на расстояние 4 км, а во второй на 3 км дальше. На какое расстояние лиса унесла петушка во второй раз?
Задача № 2. В сказочном «теремке» жило 4 зверей, а насекомых 2. На сколько больше зверей жило в теремке, чем насекомых?
Задача № 3. Ниф-Ниф строил дом из соломы 2 дня, Нуф-Нуф – домик из веток 3 дня. А Наф-Наф строил свой дом из камня столько, сколько Ниф-Ниф и Нуф-Нуф вместе. Сколько дней строил домик Наф-Наф?
Задание 5 «Телеграмма” читает Незнайка
– Ребята, я сегодня в лесу встретил почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
«Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
» Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
«Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
«Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
«Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
» Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Маша: Молодцы! Идём дальше. И на нашем пути Игровая станция.
Я вам буду читать отрывок из сказки. Некоторые слова в ней заменены. Заметив ошибку, вы должны хлопнуть в ладоши и исправить меня.
Жила-была на свете девочка. Звали ее Зеленая Шапочка. Позвала как-то девочку тетушка и поет ей : -Дочка моя, Синяя Кепочка ! Пойди сегодня к дедушке , отнеси ему футбольный мяч и кеды.
— Хорошо, — сказала Желтая Шапочка, взяла плюшки и пошла…
Задание 6: Отвечаем на вопросы.
1. Какой рост у девочки, спавшей в ореховой скорлупе? (Дюймовочка — 2, 5 см)
2. Очень стойкий герой. (Стойкий оловянный солдатик)
3. Из какого растения Элиза сплела рубашки своим братьям? (Крапива)
4. Эта героиня настолько болтлива, что чуть было не погубила свою собственную бабушку (Красная Шапочка)
5. Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче? » (Золотая рыбка)
6. Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)
7. На чем плавала Дюймовочка по тарелке с водой? (На лепестке тюльпана) .
8. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность) .
9. Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка) .
10. В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию) .
11. Как звали друга Герды? (Кай) .
12. Птица, в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь) .
13. Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина. (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине») .
14. Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни красоты. (Снежная Королева) .
15. Тарелка с водой была для неё целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у неё были два конских волоса. (Дюймовочка).
7. ТАНЕЦ «ФИКСИКИ» в исполнении учениц 1»Б» класса КАРАПЕТЯН ГАЯНЫ и САГИЯН АИДЫ
Учитель : Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. Давайте поблагодарим наших героев и скажем им: «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа сделана после изучения раздела «Русские народные сказки» в форме книжки, где сказочный герой Заяц путешествует по страницам разных русских народных сказок.
Конспект урока можно использовать при закреплении материала.
урок по литературному чтению.
урок по литературному чтению.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Руковичка».
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.
Презентация раскрывает смысл докучной сказки. Определяет цели по их изучению.
Источник
Викторина по сказкам
классный час (3 класс)
Данная викторина по русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazkam.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в мир сказок»
Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.
Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.
Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!
1 конкурс «Разминка»
— Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?
— Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
— Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
— У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
— В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
— Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
2 конкурс «Загадочный».
Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).
1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)
3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)
6. Посадил дед в огороде
Чудо — овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)
7. Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)
8.Два мышонка всё играли,
Песни пели, танцевали.
Петушку не помогали.
«Только не я!», «Только не я!»,
Наперебой они кричали.
Петушок тут рассердился,
Топнул ножкой, нахохлился!
Тут мышата притаились,
Вмиг в хороших превратились. (Колосок)
9. Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал. (Теремок)
- конкурс «Угадай героя сказки»
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне» (Емеля)
- «Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)
- «Способ есть, но он не прост –
Рыбку я ловлю на хвост.
В проруби ее полно…
Все, пора домой – темно.
Ой, видать, улов богат!
Хвост не вытащу назад» (Волк)
Одни упреки и укор.
Ох, не сносить головушку,
Если бы не коровушка» (Хаврошечка)
5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)
6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)
7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)
8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)
9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)
10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).
4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».
Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.
На экране появляются предметы:
Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. ( Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)
Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)
Соломенный домик (Три поросёнка)
Берестяной короб (Маша и медведь)
Красная шапочка (Красная шапочка)
Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.
5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с кулачок»
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!
6 конкурс «Живая сказка».
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).
А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?
Игра со зрителями.
«Добавь словечко к названию сказки»
— Гуси -…(Лебеди)
— Царевна -…(Лягушка)
— Аленький — …(Цветочек)
— Вини -….(Пух)
— Маша и ….(Медведь)
— Заюшкина …(Избушка)
— Крошечка -….(Хаврошечка)
— Сивка -…(Бурка)
— Мальчик …(С пальчик)
— Красная …(Шапочка)
— Спящая ….(Красавица)
— Вершки -…(Корешки)
Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!
7 конкурс «Вопрос-ответ».
Командам нужно ответить на мои вопросы:
1. Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
8 конкурс «Волшебный сундучок»
Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос « Кому принадлежат эти слова?»
Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)
Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)
Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)
Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)
Битый не битого везет,
Битый не битого везет (Лиса)
Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)
Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)
9 конкурс «Угадай мелодию».
Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).
10 конкурс «Найди домик для героя сказки»
На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)
11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)
Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.
1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? ( 4 — заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? ( 7 )
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? ( Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)
Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.
А сейчас слово предоставляется жюри.
Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.
Источник