Виллем Баренц
Краткая биография
Виллем Баренц родился предположительно в начале 60-х гг. XVI в. в Голландии. О его детстве и юности ничего не известно. Первые сведения об этом знаменитом мореплавателе – исследователе Арктики относятся к 1594 г., в это время он жил в Амстердаме и организовывал первую из своих трех экспедиций по Северному Ледовитому океану. Она должна была найти северо-восточный проход к Тихому океану.
Баренц открыл острова Медвежий и Шпицберген, составил первые карты побережья Новой Земли. Затем, в 1595 г., последовала вторая экспедиция. Во время зимовки третьей экспедиции в 1597 г. Виллем Баренц умер, тело его было опущено в море у Ледяной гавани архипелага Новая Земля.
Имя Баренца носит море между Скандинавским полуостровом, архипелагами Новая Земля, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, а также остров в архипелаге Шпицберген и порт Баренцбург на острове Западный Шпицберген.
Поиски северо-восточного пути в Китай
В XVI в. среди европейских исследователей было широко распространено мнение, что в Северном Ледовитом океане существует свободное ото льда пространство, по которому можно достичь берегов Китая и Индии. Этот путь мечтали отыскать многие европейцы.
В июне 1594 г. от голландского острова Текселя отправилась экспедиция, снаряженная на средства амстердамского правительства и голландских купцов. Тремя кораблями и яхтой командовали Брандт Тетгалес, Корнелиус Най и Виллем Баренц. Они надеялись пройти вдоль берегов Норвегии и России и достичь Тихого океана. Через 18 дней корабли вошли в Кольский залив, здесь флотилия разделилась: два корабля («Лебедь» и «Меркурий») направились на восток, они планировали пройти проливом между Югорским полуостровом и островом Вайгач. «Посланник» и яхта, находящиеся под командованием Баренца, взяли курс на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.
В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли, которую он назвал Ледяным мысом (соврем. мыс Карлсена), а 31 июля открыл Оранские острова. Путешествие становилось опасным, корабли со всех сторон были окружены льдами, и команда потребовала возвращения. Капитан стремился идти дальше, но вынужден был согласиться с товарищами – направил суда на юг, к острову Вайгач. Там они соединились с кораблями Ная, которым тем временем удалось пройти проливом Югорский Шар между островом Вайгач и материком, и войти в Карское море.
По пути кораблям встречались ладьи русских. Эти моря поморам были хорошо знакомы, они указывали голландцам наиболее безопасные пути на мелководье.
12 августа сплошной лед остановил движение судов. Не подозревая, что до Тихого океана надо плыть еще несколько тысяч километров, голландцы решили, что крайняя восточная точка Евразии близко. С надеждой, что удастся достичь ее в следующем году, 16 августа они отправились в обратный путь.
В 1595 г. нидерландские Генеральные штаты при участии принца Оранского снарядили вторую экспедицию. 18 июня семь кораблей под руководством адмирала Корнелиуса Ная вышли из Амстердама, штурманом флотилии назначили Баренца. Уверенность в достижении экспедицией берегов Китая была настолько твердой, что на корабли погрузили товары для продажи в Азии. В Карском море флотилия встретила непреодолимое скопление льдов.
Адмирал принял решение возвращаться. Собрав команду на совещание, он предложил офицерам подписать такой протокол: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Эти слова подписали все кроме Баренца, он хотел двигаться дальше и, если понадобиться, остаться на зимовку. Экспедиция вернулась в Голландию осенью, не выполнив поставленных задач.
Не теряя надежду на успех, правительство Голландии в 1596 г. пообещало премию в 25 тыс. голландских гульденов тому, кто обнаружит северо-восточный проход в Тихий океан. Были снаряжены два судна и набрана команда из добровольцев. Капитанами экспедиции назначили Якоба ван-Геемскерка и Яна Рийпа, Виллем Баренц отправился в путешествие лишь в качестве штурмана.
10 мая корабли отплыли от берегов Голландии на восток, они планировали найти проход в Карское море, обогнув северную оконечность Новой Земли, полагая, что полярные районы Северного Ледовитого океана свободны ото льда. По пути был открыт остров Медвежий (высадившись на его берегах, команде удалось убить огромного белого медведя, поэтому острову было дано такое название).
19 июня корабли подошли к западным берегам Шпицбергена и обследовали его значительную часть. Они назвали эту землю Шпицберген – «острые горы», потому что высадились на самом возвышенном, скалистом острове архипелага. Льды смыкались, флотилия вынуждена была повернуть назад к острову Медвежий, там между руководителями путешествия начались разногласия, пути кораблей разошлись. Рийп направился искать восточный проход северным курсом, а Геемскерк и Баренц – восточным.
17 июля корабль Баренца достиг архипелага Новая Земля, однако льды становились все плотнее и обширнее и, наконец, 26 августа он оказался в ледяном плену. Команде ничего не оставалось, как приготовиться к вынужденной зимовке: с судна сняли лодки, паруса, мушкеты, необходимое снаряжение, продукты. Под руководством Баренца из прибойного леса и обшивки корабля, раздавленного льдами, была построена хижина, моряки охотились на песцов и медведей, шили меховую одежду. Морозы усиливались, заледенели и остановились часы, спиртные напитки замерзали и разрывали бочки, нары покрывались льдом, но семнадцать зимовщиков еще не представляли себе, какие испытания ждали их впереди.
В декабре началась полярная ночь, снег завалил избушку по самую крышу. Чтобы выйти наружу, всякий раз приходилось рыть себе проход в глубоком снегу. В благоприятную погоду, чтобы не потерять физическую форму, моряки тренировались, занимались бегом, играли в гольф. Они болели, страдали от цинги, но все восемь тяжелых месяцев зимовки были невозмутимо тверды, их силу духа неизменно поддерживал отважный командир – Виллем Баренц. Он был душой команды.
В начале мая море очистилось ото льда, смельчаки решились на сохранившихся спасательных шлюпках отправиться в обратный путь на родину. Краткий отчет об экспедиции и зимовке Баренц спрятал в ружейный чехол и прикрепил к дымовому отверстию избы, а подробное описание всех обстоятельств этой экспедиции (как и предыдущих двух) составил их участник Геррит де Веер. Эта зимовка была одной из первых подробно описанных в истории географических открытий.
Ослабленные и изнуренные полярники 14 июня 1597 г. вышли в море и направились на юг вдоль берега Новой Земли, многие страдали от цинги и других болезней. 20 июня у Ледяного мыса Виллем Баренц скончался. Похоронив своего знаменитого капитана – величайшего мореплавателя Голландии в водах Ледяной гавани, моряки под командованием Геемскерка продолжили путь на юг. Более месяца с неимоверными трудностями плыли они на небольших, открытых шлюпках по бурному морю. Это было поистине опаснейшее путешествие: шторма, скалистые берега, льды… наконец на горизонте показались долгожданные берега Евразии. Встреченные на пути русские поморы глубоко сочувствовали голландцам, указывали им путь, делились едой и оказывали всяческую помощь.
Обогнув полуостров Канин Нос, в начале сентября они вошли в Кольский залив и встретили своих соотечественников – корабль Яна Рийпа, с которым корабли Баренца расстались в 1596 г. на острове Медвежий. После безуспешной попытки подняться севернее Шпицбергена Рийп вернулся в Голландию летом 1597 г. Теперь его корабль направлялся на родину после коммерческого плавания в Россию. Он принял на борт полярников. 1 ноября 12 моряков (из 17 зимовавших), которых все уже считали погибшими, вышли на берег в Амстердаме.
В сентябре 1871 г. норвежский капитан Э. Карлсен обнаружил хижину Баренца на Новой Земле. Она прекрасно сохранилась, и все в ней было именно так, как описывал Геррит де Веер, в том числе нашелся и оставленный Баренцем отчет о путешествии, карты западного и северного побережья Новой Земли, данные промеров глубин по курсу корабля и первые научные сведения о море, впоследствии названном именем Баренца.
В 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.
Вклад в географию
Сведения, полученные экспедицией Баренца, легли в основу карты Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген, Медвежий, Оранские. Получены первые научные данные о Баренцевом и Карском морях.
Источник
Виллем Баренц — во имя человечества в ледяном плену
Совсем недавно мы познакомились с Генри Морганом, пиратом, который сумел стать губернатором и получить титул «сэра». А в новой своей статье хочу рассказать о Виллеме Баренце.
На мой взгляд, этого путешественника и представлять не нужно. Кто из нас не слышал о Баренцевом море? Однако немногим известны судьба и история жизни этого человека, чьё имя увековечено в географических картах. Чем же прославился Баренц и каким был его путь?
Виллем Баренц (годы жизни 1550-1597)
Заветная мечта
Точная дата рождения Виллема Баренца неизвестна, а в большинстве источников указывается 1550 год. Однако это не самое удивительное. Баренц – это не его фамилия, а только производная форма от имени отца, которого звали Барент. Почему же мы ничего не знаем о фамилии мореплавателя? Причина этому – его принадлежность к простому роду бедняков. Насколько известно, его отец был голландским рыбаком.
История этого человека полна тайн. К примеру, ничего нельзя сказать о ранних годах Баренца, а мы встречаем его вновь уже в зрелом возрасте, когда он занимает должность картографа в Амстердаме.
Картина Баренц и Хемскерк, работа с картой.
Возможно, благодаря детальному изучению карт Баренц начинает задумываться о «невозможном» — открытии северного пути к Индии. Хочу заметить, что и до его плавания многие путешественники (и русские в том числе) пытались найти этот маршрут, что помог бы им идти в обход испанских территорий, что занимали большую часть южных земель.
Начало путешествий
Итак, Баренц настроен крайне решительно, а потому при поддержке властей его экспедиция отправляется в июне 1594 года. Их путь лежит через холодные воды северных морей, непростой климат становится серьёзным испытанием, но уже вскоре команда достигает участка покрытой льдом суши, где встречает белого медведя. Как назвал эту местность Баренц? Просто и лаконично – Медвежий остров.
Охота на белого медведя
Корабль Баренца (а назывался он «Меркурий») продвигается вперёд, но при достижении архипелага Новая Земля команда, измученная суровыми погодными условиями, предлагает капитану повернуть назад. Баренц не хочет рисковать своими людьми, а путешествие действительно оказывается тяжелее, чем он предвидел. Он возвращается на родину.
Баренцево судно среди Арктических льдов.
Как бы вы поступили на месте Баренца, который был не так далеко от достижения желаемой цели? Согласитесь, стоило вновь попытать свои силы и продолжить путь по северным водам. Баренц делает именно это.
Уже в следующем, 1595 году, путешественник вновь отправляется в море. Увы, на этот раз время плавания было рассчитано неудачно – льды помешали продвижению кораблей.
Однако в этой экспедиции были и свои «плюсы» — команда Баренца высаживается на острове Вайгач, где обнаруживает древние памятники языческой веры. Это было выдающимся открытием для культуры, но Баренц всё равно недоволен походом.
Виллем Баренц не сдавался вопреки неудачам
В мае 1596 года штурман Баренц находится на одном из кораблей, которые делают очередную попытку по открытию северного пути к Китаю или Индии. Экспедиция приносит свои плоды. Во время плавания команда открывает Шпицберген.
Название этому архипелагу было дано из-за высоких «шпилей» льда, торчавших из поверхности земли – это были такие необычные горы.
Дойдя до мыса желаний, моряки ошибочно думают, что теперь перед ними открыт путь к Китаю. Их надежды оказались разбитыми, когда корабли наталкиваются на лёд, что начинает затягивать море. Стремительно повернув назад, они спешат в обратном направлении. Вырваться из замерзающих морей командам двух кораблей не удаётся. Баренц вместе с другими участниками экспедиции оказываются в ледяном плену.
Убежище, построенное из одного корабля
Борьба с морем и льдом
Казалось бы, в подобной ситуации многие могли бы впасть в отчаяние, но только не Баренц. Он вдохновляет товарищей, и находит средство продержаться до наступления оттепели. Каким образом? Вновь очень просто и по-своему гениально.
Из одного корабля команда сколачивает жилище, которое служит ночлегом и пунктом обогрева. Всё долгое зимнее время моряки охотились на белых медведей, используя их шкуры как одежду или покрывала.
Надо сказать, что животные эти нередко становились серьёзной угрозой для людей. Кроме того, Баренц требовал от моряков постоянного выполнения физических упражнений. Он понимал, что такие тренировки помогут в дальнейшем преодолеть ледяную преграду.
Иллюстрация дома, в котором зимовал мореплаватель Барентс в 1596-97 годах на Новой Земле.
Прорыв и спасение
Дни идут за днями, провизии становится всё меньше, а лёд ещё не может позволить кораблю двигаться вперёд. Тогда Баренц вместе с капитанами принимает решение оставить судно и плыть на небольших лодках. Только представьте смелость этих людей, решившихся переправляться по ледяному морю на нескольких «хлипких» шлюпках!
Страница книги 1598 года о путешествии Баренца «Арктические плавания Виллема Баренца 1594-1597 г.»
Однако не только холод и замёрзшее море были главными проблемами. Из-за потрясений и ослабления организма Баренц серьёзно заболевает. Он так и не успевает дожить до спасительного дня, когда голландцев подобрало русское торговое судно. Виллем Баренц ушёл из жизни в июне 1597 года.
Смерть Виллема Баренца в июне 1597 года.
Позднее, уже в XIX веке, были найдены следы голландской экспедиции, главным участником которой был Виллем Баренц. Люди нового столетия были поражены стойкостью участников морского похода, поскольку в подобных условиях выжить сумел бы далеко не каждый.
Фрагмент шпангоута каравеллы Меркурий экспедиции Виллема Баренца
Путешествие Баренца стало последним в истории голландских исследований северного пути, однако опыт этого мореплавателя стал настоящим сокровищем для его последователей. Не думайте, что Баренц оказался неудачником.
Да, он действительно не смог достичь своей главной цели. Да, он допустил погрешности в расчетах, ошибочно приняв Мыс желаний за земли, находящиеся неподалёку от Китая. Но этот человек совершил массу открытий, которые и по сей день являются важными основами географической науки.
Находки на новой земле предметов оставшихся от экспедиции Виллема Баренца.
Открытия Виллема Баренца такие как: Медвежий остров, Новая Земля, Шпицберген… Всё это ещё долго оставалось бы неизвестным, если бы не Виллем Баренц. Однако его заслуги не только в этом. На мой взгляд, этот человек заслуживает восхищения уже благодаря одному своему мужеству – всю свою жизнь он посвятил открытиям, не жалея ничего – и даже самого себя.
Источник