Виртуальная экскурсия блокадный ленинград

На портале Президентской библиотеки представлена виртуальная экскурсия по музею «А музы не молчали…», которая также доступна для свободного скачивания и может использоваться в рамках просветительских мероприятий.

Благодаря этому проекту в сопровождении руководителя музея «А музы не молчали…» Ольги Прутт можно пройти по его выставочным залам и открыть для себя новые героические страницы истории нашего города, даже не выходя из дома.

Этот музей на протяжении многих лет сотрудничает с Президентской библиотекой. Виртуальная экскурсия – развитие этого взаимодействия, начатого в 2015 году, в 70-летие Победы, и продолженного в связи с 75-летием первого исполнения Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Ленинграде.

Музей «А музы не молчали…» посвящён культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны, рассказывает о духовной жизни осаждённого города, о трагических судьбах ленинградцев. Его темой является путь к духовности через книги, музыку, театр… Название «А музы не молчали…» придумал и подарил музею солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Анатолий Королькевич. Оно опровергает древнеримскую поговорку: «Когда говорят пушки, музы молчат».

Уникальность музея и в том, что он расположен в школе № 235 им. Д. Д. Шостаковича, однако, являясь «пришкольным», стал серьезным и известным исследовательским центром. Экспозиция музея постоянно обновляется, а основу её составляют уникальные подлинные документы блокадного времени: афиши, графики выездов фронтовых агитбригад, выпущенные в 1941–1944 гг. книги, сценарии и партитуры, по которым выступали в блокаду. Есть подлинные вещи О. Ф. Берггольц, К. И. Элиасберга, Д. Д. Шостаковича и многих других выдающихся ленинградцев.

В музее представлены тысячи экспонатов, прошедших через блокаду, также раскрывающие тему работы библиотек и кинотеатров, деятельности детских домов, школ и детских садов. У каждого предмета своя драматическая история, за каждым стоит судьба человека. Более детально ознакомиться с экспозицией сможет любой желающий – виртуальный тур по музею в ближайшее время будет доступен на официальном сайте Президентской библиотеки.

Читайте также:  Ночная экскурсия по михайловскому замку

Для тех, кто захочет посетить музей «А музы не молчали…» — его телефон: +7(812) 572-58-87.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Источник

Виртуальная экскурсия по музею «Прорыв блокады Ленинграда»

Сведения предоставлены организацией (МКУК Красногривенский СДК) и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Виртуальная экскурсия по литературе «Поэзия блокадного Ленинграда»

Технологическая карта урока литературы

«Урок — виртуальная экскурсия. Поэзия блокадного Ленинграда».

Преподаватель: Корчигашева Ольга Ефимовна

Цель занятия: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через знакомство с поэтами-блокадниками, изучение поэзии блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи:
Образовательные: — познакомиться с творчеством поэтов — блокадников;
— повторить и обобщить знания о блокаде Ленинграда;

— выявить особенности поэзии блокадного Ленинграда

Воспитательные :
— способствовать воспитанию чувства патриотизма; уважительное отношение к историческому и литературному наследию страны.
Развивающие:
— совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, дополнительной литературой; способности обобщать и делать выводы;
— развивать навыки устной монологической речи.

Методическое обеспечение урока:

презентации в PowerPoint Блокадный Ленинград;

— стихотворения А. Ахматовой, Ю. Воронова, А. Е. Вечтомовой, В. Вольтман – Спасской;

— виртуальная экскурсия в блокадный Ленинград;

-раздаточный материал (инструкционная карта ;

— технологическая карта урока.

— маршрутный лист «ДЕТИ-ХЛЕБ-ВОДА-СМЕРТЬ-МУЗЫКА-САЛЮТ»

Индивидуальные опережающие задания обучающимся (ИОЗ):

подготовка сообщений и сообщений , стихотворений наизусть .

II .Актуализация знаний учащихся

(проводится в форме фронтальной беседы)

1). Вводное слово учителя.( Звук Монометра). Класс разделен на 4 группы:

2). Фронтальная беседа (вопрос-ответ):

1. Что такое поэзия? ( Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой — стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности)

2. Посмотрите, пожалуйста, на слайды, сравните нынешний Санкт- Петербург и Ленинград во время блокады.

Что такое блокада? (Окружение города, когда нельзя уехать и приехать. Перекрыты доступы продовольствия, любого снабжения. Город оказался в кольце врагов.

Смотрят, слушают, отвечают на вопросы

3. Изучение нового материала на основе ИОЗ (индивидуальные опережающие задания)

3.1 .Мотивация учебной деятельности путем постановки проблемного вопроса:

Постановка цели и задач.

Чем знаменателен 2020 год в истории России?( 75-летием победы в ВОВ)

Какую роль играл в ВОВ город Ленинград?( Он был в блокаде 900 дней и 900 ночей.)

Из каких художественных источников мы сейчас узнаем о том, что происходило в Ленинграде в те суровые дни?( Из фильмов, книг и стихов)

Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие по городу Ленинграду. Как называется такое путешествие?(экскурсия, а так как мы не в самом городе, то виртуальная)

Да, вы правы. Но путешествовать по нему мы будем при помощи произведений художественной литературы. ( Стихи, значит, поэзия).

Называют тему урока «Поэзия блокадного Ленинграда.

Постановка цели(изучить поэзию блокадного Ленинграда)

Попробуйте сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока

Формулируют тему урока, задачи

-Записывают тему урока.

-По ходу урока записывают тезисы (см. инструкцию).

3.2. Реализация выполненных ИОЗ в рамках урока-экскурсии:

Давайте определим пункты нашего маршрута

Какие самые незащищенные слои населения находились в городе Ленинграде? (дети). К доске прикрепляется надпись ДЕТИ

В Ленинграде остались старики, женщины, дети – те, кто не мог воевать. Когда началась блокада, надо было скорее спасать детей. Слайд- дети

7 слайд Их увозили далеко от фронта , где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.

Щелчок. Сейчас матросы усадят детей на корабль, корабль доставит их на восточный берег – и дети будут в безопасности. Слайд – посадка на корабль

Оставшиеся дети учились. Занятия начались в начальных классах 1 сентября 1942 года. Старшие дети начали учиться 15 октября.

В блокаду в Ленинграде работали 86 школ. Слайд – дети в школе

Школы отапливали дровами, для чего разбирали деревянные дома. Во время бомбежек занятия проводились в подвалах. Слайд – учеба в бомбобежище

Писали карандашами на любой бумаге, на полях газет. Новых тетрадей негде было взять.

Почему писали карандашами? (застывали чернила)

ЧТЕЦЫ: Стихотворение Дети поэтессы Е. Вечтомовой. Звучит симфония. Портрет Е. Вечтомовой

Все это называется – блокада.

И детский плач в разломанном гнезде.

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

БИОГРАФЫ: краткая биография Е. Вечтомовой.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы с вами видим, что маленькие дети наравне со взрослыми чувствовали на себе все тяготы блокады. А что им больше всего хотелось ? (есть.)

А без чего человек никогда не бывает сыт? (Без хлеба). Значит следующий пункт нашего путешествия –ХЛЕБ.( прикрепляем на доску табличку ХЛЕБ).

Кто из поэтов-блокадников писал стихотворения о хлебе? ( О. Берггольц, А. Ахматова, Е. Вечтомова и др.)

Биографы подготовили краткую биографическую справку О. Берггольц. Давайте, послушаем их:

БИОГРАФЫ: биография О. Берггольц, Звучит симфония. Портрет О. Берггольц

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

. О, мы познали в декабре —

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб. И тяжкий грех —

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Автор: О. Ф. Берггольц

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: О ЧЕМ это стихотворение? (о хлебе). Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот он – этот кусочек хлеба. СЛАЙД – 125 граммов хлеба .

Ребята, какие чувства возникают у вас при прослушивании данного стихотворения (страх, непонимание – как можно прожить на таком пайке).

Почему так проникают слова в наши сердца? ( О. Берггольц сама жилав блокадном Ленинграде, чувствовала этот голод. И немотря ни на что творила и читала свои стихи по радио).

Да, ребята это действительно так. Но что ещё нужно для жизни человеческого организма? ( Вера в победу, борьба..ВОДА). Крепится табличка на доску с надписью ВОДА. Слайд – у реки Невы

Нет и воды в холодных ленинградских квартирах. Замерз, не работает водопровод.

Рано утром тянутся к Неве, к люкам голодные, замерзшие ленинградцы. Кто с ведерком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лед превратилась – замерзла на морозе.

БИОГРАФЫ: Биография Варвары Вольтман – Спасской.

ЧТЕЦЫ: Стихотворение «По воду». Звучит симфония. Портрет В. Вольтман-Спасской

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замёрзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ : Голодно, холодно, снаряды свистят.

Враг хочет измором взять Ленинград. Всюду на улицах, во дворах, в квартирах чувствуется холодное дыхание ЧЕГО, ребята. ( Смерти)

Крепится на доске табличка – СМЕРТЬ.

БИОГРАФЫ: биография А. Ахматовой

ЧТЕЦЫ: стихотворение А. Ахматовой: * * Звучит симфония. Портрет А. Ахматовой.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

В образе кого нам представляет А. Ахматова смерть? ( в образе птиц)

О ком говорится – он дышит? (о городе)

Что такое твердь? (1. Земля, суша; 2. Небо, свод;)

Какие ощущения возникают у вас после прочтения данного стихотворения? ( страх, безысходность)

Какие цвета рисуются в вашем воображении? (черный, серый)

СЛОВО учителя: Хочется привести Вам слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, композитора с мировым именем.

«;Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением ему покажется покушение и на культуру, и ближнего, и дальнего, на жизнь любого человека.»;

Так тонко и верно мог сказать человек большого сердца и тонкого ума. Познакомимся с его личностью поближе. Годы жизни его (1906 – 1975) Он сочинял симфонии. А что это такое послушаем

СИМФОНИЯ, музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.

Послушаем краткое сообщение о великом композиторе. Портрет Д.Д. Шостаковича

БИОГРАФЫ: биография Д.Д. Шостаковича

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Долго длилась блокада. 900 дней и ночей. Это чуть меньше трех лет. 27 января 1944 года была снята блокада.

На Дороге Жизни есть несколько памятников, о которых хочется рассказать.

Один из них – Цветок Жизни. Этот памятник посвящен детям блокадного города. На лепестках написаны слова очень известной песни – «Пусть всегда будет солнце»

Слайд – памятник. Прикрепляем на доску таблицу «Салют»

Салют над Ленинградом

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут.
(Ю. Воронов, 27 января 1944 г.)

БИОГРАФЫ: биография Ю. Воронова

Задание учащимся слушаем, смотрим, записываем, запоминаем!

Совершают виртуальную экскурсию

Внимание: работает фотограф!

Слушают, отвечают на вопросы, цитируют рассказ.

IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах)

Спасибо всем за участие в экскурсии.

Ребята, какое впечатление на произвела экскурсия? Давайте попробуем отразить ваши эмоции в произведениях вашего сочинения даймонде (синквейне)

Выполняют практическую работу.

V. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформирован-ными

С какими поэтами вы сегодня познакомились на уроке?

Какое стихотворение больше всего вам запомнилось? Какие чувства вы сегодня испытали?

VI. Подведение итогов и результатов урока

Отметки: за ИОЗ, ответы на уроке

Отвечают на вопросы.

Рассказывают свои впечатления от урока. Отвечают на вопрос: Зачем нам нужно помнить о войне и блокаде? (чтобы такое не повторялось)

Источник

Оцените статью