На портале Президентской библиотеки представлена виртуальная экскурсия по музею «А музы не молчали…», которая также доступна для свободного скачивания и может использоваться в рамках просветительских мероприятий.
Благодаря этому проекту в сопровождении руководителя музея «А музы не молчали…» Ольги Прутт можно пройти по его выставочным залам и открыть для себя новые героические страницы истории нашего города, даже не выходя из дома.
Этот музей на протяжении многих лет сотрудничает с Президентской библиотекой. Виртуальная экскурсия – развитие этого взаимодействия, начатого в 2015 году, в 70-летие Победы, и продолженного в связи с 75-летием первого исполнения Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Ленинграде.
Музей «А музы не молчали…» посвящён культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны, рассказывает о духовной жизни осаждённого города, о трагических судьбах ленинградцев. Его темой является путь к духовности через книги, музыку, театр… Название «А музы не молчали…» придумал и подарил музею солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Анатолий Королькевич. Оно опровергает древнеримскую поговорку: «Когда говорят пушки, музы молчат».
Уникальность музея и в том, что он расположен в школе № 235 им. Д. Д. Шостаковича, однако, являясь «пришкольным», стал серьезным и известным исследовательским центром. Экспозиция музея постоянно обновляется, а основу её составляют уникальные подлинные документы блокадного времени: афиши, графики выездов фронтовых агитбригад, выпущенные в 1941–1944 гг. книги, сценарии и партитуры, по которым выступали в блокаду. Есть подлинные вещи О. Ф. Берггольц, К. И. Элиасберга, Д. Д. Шостаковича и многих других выдающихся ленинградцев.
В музее представлены тысячи экспонатов, прошедших через блокаду, также раскрывающие тему работы библиотек и кинотеатров, деятельности детских домов, школ и детских садов. У каждого предмета своя драматическая история, за каждым стоит судьба человека. Более детально ознакомиться с экспозицией сможет любой желающий – виртуальный тур по музею в ближайшее время будет доступен на официальном сайте Президентской библиотеки.
Для тех, кто захочет посетить музей «А музы не молчали…» — его телефон: +7(812) 572-58-87.
Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки
Источник
Виртуальная экскурсия по музею «Прорыв блокады Ленинграда»
Сведения предоставлены организацией (МКУК Красногривенский СДК) и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
Виртуальная экскурсия по литературе «Поэзия блокадного Ленинграда»
Технологическая карта урока литературы
«Урок — виртуальная экскурсия. Поэзия блокадного Ленинграда».
Преподаватель: Корчигашева Ольга Ефимовна
Цель занятия: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через знакомство с поэтами-блокадниками, изучение поэзии блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
Образовательные: — познакомиться с творчеством поэтов — блокадников;
— повторить и обобщить знания о блокаде Ленинграда;
— выявить особенности поэзии блокадного Ленинграда
Воспитательные :
— способствовать воспитанию чувства патриотизма; уважительное отношение к историческому и литературному наследию страны.
Развивающие:
— совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, дополнительной литературой; способности обобщать и делать выводы;
— развивать навыки устной монологической речи.
Методическое обеспечение урока:
— презентации в PowerPoint Блокадный Ленинград;
— стихотворения А. Ахматовой, Ю. Воронова, А. Е. Вечтомовой, В. Вольтман – Спасской;
— виртуальная экскурсия в блокадный Ленинград;
-раздаточный материал (инструкционная карта ;
— технологическая карта урока.
— маршрутный лист «ДЕТИ-ХЛЕБ-ВОДА-СМЕРТЬ-МУЗЫКА-САЛЮТ»
Индивидуальные опережающие задания обучающимся (ИОЗ):
подготовка сообщений и сообщений , стихотворений наизусть .
II .Актуализация знаний учащихся
(проводится в форме фронтальной беседы)
1). Вводное слово учителя.( Звук Монометра). Класс разделен на 4 группы:
2). Фронтальная беседа (вопрос-ответ):
1. Что такое поэзия? ( Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой — стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности)
2. Посмотрите, пожалуйста, на слайды, сравните нынешний Санкт- Петербург и Ленинград во время блокады.
Что такое блокада? (Окружение города, когда нельзя уехать и приехать. Перекрыты доступы продовольствия, любого снабжения. Город оказался в кольце врагов.
Смотрят, слушают, отвечают на вопросы
3. Изучение нового материала на основе ИОЗ (индивидуальные опережающие задания)
3.1 .Мотивация учебной деятельности путем постановки проблемного вопроса:
Постановка цели и задач.
Чем знаменателен 2020 год в истории России?( 75-летием победы в ВОВ)
Какую роль играл в ВОВ город Ленинград?( Он был в блокаде 900 дней и 900 ночей.)
Из каких художественных источников мы сейчас узнаем о том, что происходило в Ленинграде в те суровые дни?( Из фильмов, книг и стихов)
Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие по городу Ленинграду. Как называется такое путешествие?(экскурсия, а так как мы не в самом городе, то виртуальная)
Да, вы правы. Но путешествовать по нему мы будем при помощи произведений художественной литературы. ( Стихи, значит, поэзия).
Называют тему урока «Поэзия блокадного Ленинграда.
Постановка цели(изучить поэзию блокадного Ленинграда)
Попробуйте сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока
Формулируют тему урока, задачи
-Записывают тему урока.
-По ходу урока записывают тезисы (см. инструкцию).
3.2. Реализация выполненных ИОЗ в рамках урока-экскурсии:
Давайте определим пункты нашего маршрута
Какие самые незащищенные слои населения находились в городе Ленинграде? (дети). К доске прикрепляется надпись ДЕТИ
В Ленинграде остались старики, женщины, дети – те, кто не мог воевать. Когда началась блокада, надо было скорее спасать детей. Слайд- дети
7 слайд Их увозили далеко от фронта , где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.
Щелчок. Сейчас матросы усадят детей на корабль, корабль доставит их на восточный берег – и дети будут в безопасности. Слайд – посадка на корабль
Оставшиеся дети учились. Занятия начались в начальных классах 1 сентября 1942 года. Старшие дети начали учиться 15 октября.
В блокаду в Ленинграде работали 86 школ. Слайд – дети в школе
Школы отапливали дровами, для чего разбирали деревянные дома. Во время бомбежек занятия проводились в подвалах. Слайд – учеба в бомбобежище
Писали карандашами на любой бумаге, на полях газет. Новых тетрадей негде было взять.
Почему писали карандашами? (застывали чернила)
ЧТЕЦЫ: Стихотворение Дети поэтессы Е. Вечтомовой. Звучит симфония. Портрет Е. Вечтомовой
Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде.
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.
БИОГРАФЫ: краткая биография Е. Вечтомовой.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы с вами видим, что маленькие дети наравне со взрослыми чувствовали на себе все тяготы блокады. А что им больше всего хотелось ? (есть.)
А без чего человек никогда не бывает сыт? (Без хлеба). Значит следующий пункт нашего путешествия –ХЛЕБ.( прикрепляем на доску табличку ХЛЕБ).
Кто из поэтов-блокадников писал стихотворения о хлебе? ( О. Берггольц, А. Ахматова, Е. Вечтомова и др.)
Биографы подготовили краткую биографическую справку О. Берггольц. Давайте, послушаем их:
БИОГРАФЫ: биография О. Берггольц, Звучит симфония. Портрет О. Берггольц
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
. О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб. И тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Автор: О. Ф. Берггольц
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: О ЧЕМ это стихотворение? (о хлебе). Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот он – этот кусочек хлеба. СЛАЙД – 125 граммов хлеба .
Ребята, какие чувства возникают у вас при прослушивании данного стихотворения (страх, непонимание – как можно прожить на таком пайке).
Почему так проникают слова в наши сердца? ( О. Берггольц сама жилав блокадном Ленинграде, чувствовала этот голод. И немотря ни на что творила и читала свои стихи по радио).
Да, ребята это действительно так. Но что ещё нужно для жизни человеческого организма? ( Вера в победу, борьба..ВОДА). Крепится табличка на доску с надписью ВОДА. Слайд – у реки Невы
Нет и воды в холодных ленинградских квартирах. Замерз, не работает водопровод.
Рано утром тянутся к Неве, к люкам голодные, замерзшие ленинградцы. Кто с ведерком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лед превратилась – замерзла на морозе.
БИОГРАФЫ: Биография Варвары Вольтман – Спасской.
ЧТЕЦЫ: Стихотворение «По воду». Звучит симфония. Портрет В. Вольтман-Спасской
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ : Голодно, холодно, снаряды свистят.
Враг хочет измором взять Ленинград. Всюду на улицах, во дворах, в квартирах чувствуется холодное дыхание ЧЕГО, ребята. ( Смерти)
Крепится на доске табличка – СМЕРТЬ.
БИОГРАФЫ: биография А. Ахматовой
ЧТЕЦЫ: стихотворение А. Ахматовой: * * Звучит симфония. Портрет А. Ахматовой.
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
В образе кого нам представляет А. Ахматова смерть? ( в образе птиц)
О ком говорится – он дышит? (о городе)
Что такое твердь? (1. Земля, суша; 2. Небо, свод;)
Какие ощущения возникают у вас после прочтения данного стихотворения? ( страх, безысходность)
Какие цвета рисуются в вашем воображении? (черный, серый)
СЛОВО учителя: Хочется привести Вам слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, композитора с мировым именем.
«;Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением ему покажется покушение и на культуру, и ближнего, и дальнего, на жизнь любого человека.»;
Так тонко и верно мог сказать человек большого сердца и тонкого ума. Познакомимся с его личностью поближе. Годы жизни его (1906 – 1975) Он сочинял симфонии. А что это такое послушаем
СИМФОНИЯ, музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.
Послушаем краткое сообщение о великом композиторе. Портрет Д.Д. Шостаковича
БИОГРАФЫ: биография Д.Д. Шостаковича
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Долго длилась блокада. 900 дней и ночей. Это чуть меньше трех лет. 27 января 1944 года была снята блокада.
На Дороге Жизни есть несколько памятников, о которых хочется рассказать.
Один из них – Цветок Жизни. Этот памятник посвящен детям блокадного города. На лепестках написаны слова очень известной песни – «Пусть всегда будет солнце»
Слайд – памятник. Прикрепляем на доску таблицу «Салют»
Салют над Ленинградом
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут.
(Ю. Воронов, 27 января 1944 г.)
БИОГРАФЫ: биография Ю. Воронова
Задание учащимся слушаем, смотрим, записываем, запоминаем!
Совершают виртуальную экскурсию
Внимание: работает фотограф!
Слушают, отвечают на вопросы, цитируют рассказ.
IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах)
Спасибо всем за участие в экскурсии.
Ребята, какое впечатление на произвела экскурсия? Давайте попробуем отразить ваши эмоции в произведениях вашего сочинения даймонде (синквейне)
Выполняют практическую работу.
V. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформирован-ными
С какими поэтами вы сегодня познакомились на уроке?
Какое стихотворение больше всего вам запомнилось? Какие чувства вы сегодня испытали?
VI. Подведение итогов и результатов урока
Отметки: за ИОЗ, ответы на уроке
Отвечают на вопросы.
Рассказывают свои впечатления от урока. Отвечают на вопрос: Зачем нам нужно помнить о войне и блокаде? (чтобы такое не повторялось)
Источник