Виртуальная экскурсия, как форма работы с дошкольниками
Юлия
Виртуальная экскурсия, как форма работы с дошкольниками
Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками
Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.
Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.
Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационномуровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсийменяется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);
3. Интерактивное общение с помощью программы Skypeпозволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!», сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода«;
2. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций;
3. Проведение виртуальной экскурсии через компьютерную программу Skype или просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.
4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Источник
Консультация «Виртуальные экскурсии для дошкольников»
Нелли Кудрявцева
Консультация «Виртуальные экскурсии для дошкольников»
Здравствуйте Уважаемые коллеги!
Я, Кабаева Нелли Юрьевна, воспитатель группы
МБДОУ «Детский сад № 4» города Зима.
Вашему вниманию представляю сообщение из опыта работы по теме «Виртуальные экскурсии для дошкольников»
Цель моей работы это разработка виртуальных экскурсий для организации детей в процессе обучения
Задачи: реализовать принципы научности и наглядности в образовательном процессе дошкольников через виртуальные экскурсии.
Современный мир не стоит на месте. Также и образование совершенствует и усложняет свои технологии. С учетом профессионального стандарта, педагог должен уметь использовать ИКТ для реализации учебно — воспитательной работы. Т. е быть ИКТ компетентным. ФГОС ДО требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сегодняшнему педагогу интересно организовать образовательный процесс.
Знакомство с гаджетами у детей происходит очень рано. В каждой семье сейчас есть компьютеры, телефоны, планшеты. И оградить ребенка от этого невозможно. Поэтому моей задачей стояла использовать интернет ресурсы в работе с дошкольниками, не навредив им.
Сегодня трудно представить, как еще 10 лет назад обходились без мультимедийных презентаций, интерактивной доски. Сегодня мы умеем готовить презентации, создавать веб-квесты. У большинства педагогов есть свои сайты и блоги.
Я, не смотря на свой не большой стаж работы, не являюсь исключением, стараюсь идти в ногу со временем.
Для меня большим открытием стала интерактивная доска, которая позволяет значительно расширить возможности предоставления учебной информации, позволяет усилить мотивацию детей к учебной деятельности, расширяет кругозор, позволяет проводить виртуальные экскурсии на территории детского сада, не выходя за его пределы.
С появлением в моей жизни интерактивной доски, у меня появилась возможность в своей работе с детьми использовать новые, современные, увлекательные технологии. Один из вариантов применения новых информационных технологий в моем учебном процессе – это виртуальная экскурсия
Все мы любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира, как только этого захотим? А ещё сложнее оказаться на дне океана или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!
Слово «экскурсия», я думаю каждому знакомо. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
1. Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
2. Позволяют разнообразить, сделать интересным образовательный процесс, а значит и более эффективным.
3. Помогают реализовать принцип наглядности и научности обучения
4. Способствуют развитию внимания, речевой активности, наблюдательности, самостоятельной деятельности детей, которую мы применяем уже после посещения таких экскурсий в продуктивной деятельности.
Виртуальные экскурсии можно применять не только в непосредственно- образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Например, в сюжетно – ролевых или театральных играх. Так, мы с детьми совершили экскурсию в театральную студию. Дети смогли изнутри увидеть, как костюмер подбирает костюмы, гример накладывает грим, как буфетчица разносит мороженое во время антракта. А в сюжетно – ролевой игре «Супермаркет» дети на виртуальной экскурсии познакомились с новыми видами профессий, узнали, чем отличается обычный магазин от супермаркета.
Достоинства таких экскурсий в том, что я сама могу отбирать нужный мне материал согласно календарно- тематическому планированию и с учетом возрастных особенностей детей, составлять необходимый маршрут, изменять содержание согласно поставленным целям. Составляющими виртуальной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, архитектурные памятники, фотографии.
Выбор мной был сделан не случайно, так как экскурсия является наиболее значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога или родителей, посетить памятные места города, музеи, и т. д. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным.
Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения тех или иных объектов, но это отличный способ познакомиться с труднодоступными местами на планете. Другой положительный момент виртуальных экскурсий — расширение кругозора детей. Возможность использования данной технологии сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
В своей работе с детьми я провела такие виртуальные экскурсии как:
1. виды профессий
2. виды транспорта
3. знакомство с пустыней, с ее растительным и животным миром.
4. посещение театра.
В …этого года я применила свою форму работы как виртуальная экскурсия совместно со своими воспитанниками в муниципальном городском конкурсе на «Лучшую методическую разработку…. потом посмотрю как он правильно назывался! и стала лауреатом.
Непосредственно перед просмотром видеоролика, который носит познавательный характер, дети на протяжении недели приобретали необходимые знания во всех видах деятельности.
Во время экскурсии дети не просто смотрели видеоролик или презентацию, они выполняли различные задания, игры, викторины. Тем самым и происходило закрепление полученного материала.
В дальнейшем у меня запланированы экскурсии по таким темам, как «Эти удивительные насекомые», «День Победы», «Мой родной край»
Создание виртуальной экскурсии может осуществляться педагогами в групповой или индивидуальной деятельности, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала.
На мой взгляд, мой опыт будет полезен педагогам, которые углубят свои знания, расширят навыки поиска необходимой информации с помощью интернет — сайтов, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам.
Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиа материалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.
Новизна заключается в создании системы работы через использование возможностей информационнокоммуникационных технологий.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисковоисследовательской деятельности. У детей повысилась мотивация к познанию, сформировалась личностная позиция в окружающем их мире.
В соответствии с целью, поставленной мною в работе, можно сделать вывод о том, что эффективное использование моей формы работы с детьми привело к положительному результату заинтересованности детей в учебно – воспитательном процессе.
«Квиллинг у дошкольников». Консультация для педагогов «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.
«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.
Фотоотчет «Виртуальные музеи для дошкольников» 30 октября 2017 года в МБДОУ №56 г. Шахты состоялось городское методическое объединение в форме КВЕСТа «Использование инновационных интерактивных.
Фотоотчет «Выездные экскурсии для старших дошкольников» Самое главное правило при выездных экскурсиях – безопасность этих путешествий, соблюдение элементарных правил взрослыми при организации.
Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.
Консультация для педагогов «Виртуальные экскурсии» Интерактивные технологии все больше используются в дошкольных образовательных организациях. Использование виртуальных экскурсий является.
Консультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.
Виртуальные осенние путешествия юных художников из Тулы (фотоотчёт) Тульские юные художники отправились в путешествие в Ростов на Дону! Очень уж мне понравилось видео Натальи Поповой Осенний Ростов с удивительными.
Экскурсия в мини-музей. Поселок Горшково. Экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музея Экскурсия в мини-музей. Поселок Горшково экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музея. 24 апреля мы с ребятами ходили в мини- музей где.
Источник