Открытый урок и презентация на тему: «Виртуальная экскурсия по Древнему миру».
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему
Данный материал и презентация позволит провести очень занимательно и результативно урок истории в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya_po_drevnemu_miru.docx | 56.35 КБ |
drevneyshie_tsivilizatsii.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
«Виртуальная экскурсия по Древнему Миру».
История Древнего мира, 5 класс.
Учитель: Казакова М.И.
Открытый урок на тему:
«Виртуальная экскурсия по Древнему Миру».
История Древнего мира, 5 класс.
— рассмотреть местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей;
— формировать умения работать с различными источниками информации, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
— развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;
— воспитывать интерес к предмету;
— коррекция мышления на основе установления логических связей.
Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;
Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;
Метапредметные — развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Тип урока : урок открытия нового знания
Методы и приемы : частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов.
— воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
— извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
— показывать на карте географические объекты;
— определять тему урока, цели;
— выстраивать алгоритм своей работы;
— развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
— работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
— анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Организация образовательного пространства
Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, 2012
Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта.
Интерактивный материал: презентация, интерактивная доска, карта, жетоны, карточки.
Раздаточный материал: сигнальные карточки «да» и «нет», конверты с заданием для игры «Реставрация».
Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. (Слайд 1)
Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.
А сейчас давайте разомнёмся. ( Речевая разминка)
— Какой сейчас урок?
— Какое сейчас время года?
— Какой сегодня день недели?
— Какой сейчас месяц?
— Какой сейчас год?
— Какой сейчас век?
— Какой период истории мы изучаем?
— Какая сегодня дата?
— Как называется наше государство?
А вот на вопрос «Историю каких государств мы изучали?» я предлагаю ответить так.
Работа с картой.
Представьте, что мы путешествуем по Средиземному морю. Покажите на карте Средиземное море.
Наш лайнер зашёл в воды Средиземного моря и плывёт по северному побережью какого континента? (Африки)
Какое древнее государство первым встречается на нашем пути? (Египет)
О каких достопримечательностях Египта ты можешь нам рассказать?
Ученик: Египет – одно из самых древних государств. Он расположен на берегу реки Нил. Государство образовалось в третьем тысячелетии до н.э. Там правит владыка Египта фараон со своими вельможами. Здесь мы можем увидеть одно из чудес света пирамиды. Самая высокая – пирамида Хеопса.
Учитель: Спасибо, садись. Наш лайнер плывёт дальше по южному побережью Средиземного моря. Поворачивает к восточному побережью. Какие известные вам государства он проплывает?
Ученик (у доски) : Древнееврейское царство с главным городом Иерусалим. Далее у нас на пути встречается Древняя Финикия.
Учитель : Чем же интересен этот народ – финикийцы?
Ученик: Финикийцы были опытными мореплавателями. Они образовали много колоний на берегах Средиземного моря, основали г. Карфаген в Северной Африке. А ещё они создали древнейший алфавит, состоящий из 22 букв, каждая из которых обозначала согласный звук. В последствие от финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
Учитель: Куда дальше лежит наш путь?
Ученик: Мы огибаем п-ов Малая Азия. Здесь находилось Троянское царство. Его разграбили и сожгли греки около 1200 года до н.э. Потом его заняли персы.
Учитель: Пусть наш лайнер повернёт на запад. Какое море он пересечёт?
Учитель: И тогда мы приплывём куда?
Ученик: К Балканскому п-ову.
Учитель : Какое государство расположено на юге Балканского п-ова?
Ученик: Здесь расположено государство Древняя Греция.
Учитель: Что тебе запомнилось из истории этого государства?
Ученик : Греция состояла из отдельных независимых полисов. Самые крупные Афины, Спарта. В Афинах архонт Солон в 594 г. до н.э. заложил основы демократии.
В г. Олимпии в 776 г. до н.э. состоялись первые олимпийские игры. Греческие полисы отстояли свою независимость в борьбе с персидским царством. Самые крупные сражения греко-персидских войн – это Марафонская битва 490 г. до н.э., Саламинское сражение – в 480 г. до н.э. Здесь совершили свой подвиг 300 спартанцев во главе со своим царём Леонидом в битве в Фермопильском ущелье с персидской армией во главе с Ксерксом. Но в 338 г. до н.э. в битве греков с македонским царством во главе с Филиппом II при Херонеи греки потеряли свою независимость.
Учитель: Спасибо. Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов необычного по своему очертанию п-ову. ( Показываю Апеннинский п-ов). Что своим очертанием что он напоминает? (Сапожок) (Слайд 2) . Этот п-ов называется Апеннинский п-ов.
Работа с картой
Откройте учебник на стр. 203. Найдите Апеннинский п-ов.
Какой остров находится у его носка? (остров Сицилия)
Своим каблучком он как будто наступает на Грецию.
Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.
Найдите на карте и скажите мне, какими горами на севере полуостров отделяется от материковой части Европы? (средневысокими Альпийскими горами) (Слайд 3)
Какое море омывает западное побережье Апеннинского п-ова? (Тирренское)
Какое море омывает восточное побережье Апеннинского п-ова? (Адриатическое)
С юга? (Средиземное море)
Какие народы проживают на этом полуострове? (галлы, умбры, этруски, латины, самниты)
Каковы же природные условия этого п-ова и чем занимались его жители?
По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.
Италия окружена морями, обилие близлежащих островов.
Много плодородной земли.
Много сочных пастбищ.
В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль.
Моря были богаты рыбой и моллюсками.
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.
Древний Рим – это ещё одно древнее государство. Оно располагается на Апенниском п-ове. (слайд 3)
Откройте тетради и запишите тему урока «Древнейший Рим» (Учащиеся записывают тему урока в тетради).
А теперь найдите на карте, на берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр).
История Римского государства начинается с истории города Рима . Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Откройте учебник на стр. 206 «Город на семи холмах» и найдите название этих холмов. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.
А теперь в этом же разделе найдите год основания города Рим.
Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э. А теперь запишем в тетрадях: «На Апенниском полуострове на берегу реки Тибр на семи холмах (Палатин, Авентин и Капитолий и др.) расположен город Рим. Город Рим основан в 753 г.»
Существует легенда о том, как появился этот город. (слайд 4)
Вы сейчас сами составите эту легенду.
Работа с текстом в форме игры «Реставрация».
Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку.
Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 204 -206.
Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается).
Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.
Кто первый составил, пусть зачитает.
А теперь я проверю, как вы запомнили легенду о создании Рима. Встаньте, пожалуйста. Я буду вам говорить предложения. Если формулировка правильная, вы поднимите руки вверх и сделаете хлопок. Если неправильная, присядете и сделаете знак рукой тише. Готовы?
Мальчиков, которых родила Рея Сильвия звали Роман и Рем (приседают).
-А как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем).
Злой Амулий приказал убить близнецов. (Хлопают)
На жалобный крик братьев прибежала корова и накормила их своим молоком. (Приседают).
— А кто спас малышей от гибели? (волчица)
Ромула и Рема воспитали пастух с женой. (Хлопают)
— В тех местах, где так чудесно они спаслись, братья решили основать новый город. (Хлопают)
— Когда Рем стал строить оборонительную стену, Ромул в насмешку перепрыгнул через неё. За что Рем убил Ромула. (Приседают)
— Город Рим был назван в честь Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома. (Хлопают)
Мы немножко размялись, садитесь. А теперь продолжим.
— Какое племя жило на берегу реки Тибр? (племя латинов)
Давайте запишем в тетрадях «Город Рим получил своё название в честь одного из братьев Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома».
— Ребята, греки говорили на греческом языке, египтяне – на египетском. А на каком языке, как вы думаете, говорили римляне? (Латинском, потому что Рим расположен там, где жили племена латинов).
— Когда был основан город Рим?
-Какое же управление было в Древнем Риме?
— Кто из жителей Рима принимал участие в управлении древнейшим Римом?
— Кому принадлежала высшая власть?
— Что входило в функции народного собрания?
— Какой ещё орган власти был в Риме?
— Какие памятники ядревнего Рима сохранились до наших дней?
На эти вопросы поможет ответить составленная мной презентация.
Задание: найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками «да» «нет».
— На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция? (нет). А какое государство? Древний Рим.
— Город Рим был основан в 735 году до н.э.? (нет). А в каком? 753 г. до н.э.
— Основателем города Рима был Рем (нет). Ромул.
— Жителей Рима называли ромулы (нет). Римляне.
— Основными занятиями населения были ремесло. (нет). Мореплавание, земледелие, скотоводство, рыболовство.
— Ромул первый царь Рима (да).
— Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями? (да).
Учитель: Мы с вами сегодня только начали знакомиться с историей Древнего Рима. Впереди это государство ждут великие открытия и потрясения. Но это совсем другая история.
Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
В ходе изучения новой темы вы все хорошо поработали, но особенно хочется отметить …
3. Домашнее задание. (Запись домашнего задания в дневнике)
§44, читать отвечать на вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древнейшие цивилизации Автор: учитель истории МОУ Удельнинская гимназия Казакова М.И.
От первобытности к цивилизации Первые государства появились более 3 тысяч лет до н. э. Во главе стоял царь, получавший власть по наследству. Государство занимало определённую территорию, где строились города, окруженные крепостными стенами. Войско. Казна. Письменность. Неравенство.
Самые первые царства Государство появлялось там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек. Где мягкая плодородная почва давала обильные урожаи. Самые первые царства возникли в долине реки Нил и на берегах рек Тигр и Евфрат.
Словарь Папирус – высокий тростник, росший в долине реки Нил Фараон – повелитель Египта (Тутмос III совершил самые крупные завоевания) Боевые колесницы (середина II тысяч. до н. э.
Мифы . Боги: Осирис и Сет, Ра – бог солнца. Геб – бог земли с головой змеи. Тот – бог с головой птицы ибиса(научил людей писать). Бастет – богиня-чёрная кошка, покровительница женщин и их красоты. Бог царства мёртвых Анубис
Бог Тот с головой птицы Ибиса Богиня неба Нут
Пирамиды- обиталища мёртвых Папирус
Медицинские инструменты Песочные и водяные часы Школы – готовили писцов и жрецов Задачи по геометрии и арифметике
Древнее Двуречье, или Междуречье
Древнее Двуречье, или Междуречье Страна меж реками Тигр и Евфрат. Постройки из больших глиняных кирпичей – намывы рек Храмы-башни от земли до неба (только жрецам можно было подниматься на такую вершину) Подземные гробницы (в развалинах города Ур) Письмена на глиняных табличках- клинопись
Город Вавилон становится главным в Междуречье Законы царя Хамурапи (1792-1750 годы до н.э.), получившего власть от богов Торговля Аренда земли Ростовщичество как система (долги бедняков)
Последующие царства Финикия Древняя Палестина. Библия. Царство Давида и Соломона. Город Иерусалим Ассирийская держава Персидская держава. (Вавилония, Лидийское царство — начали впервые в мире чеканить золотые монеты, Мидия). Царь Кир – предводитель персов (538 год до н.э. – подчинил себе Вавилонию, Крёз и царевича Валтасара.
Древнее Двуречье, или Междуречье
Последующие царства Индия . Шахматы. Цифры, которые мы называем арабскими. Ткани из хлопка. Сахар (сакхара). Китай . Конфуцианство – религия (жил мудрец Конфуций за 5 веков до н.э). Бамбуковые книги. Иероглифы. Компас. Бумага (изготавливали из мелкого, размоченного тряпья). Шелковые ткани. Чай – старинный китайский напиток.
Древняя Греция. Зарождение демократии- формы правления, которая обеспечивает права граждан и их активное участие во всех делах государства. Древний Рим. Западная Римская империя перестала существовать в 476 году – это знаменовало конец истории древнего мира.
Итак, Совершился переход к цивилизации: Появились первые государства Возникли большие города Было изобретено письмо Записаны законы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация посвящена одному из разделов древнеегипетской истории, который касается военных походов фараонов. Цель данной презентации – узнать о самых выдающихся древнеегипетских полководцах, об их по.
Карточки с заданиями по теме «Счёт лет в истории» могут быть использованы для проверки знаний учащихся. Представлено 6 вариантов карточек. В каждой карточке по 9 заданий.
Данная презентация может быть использована на уроках английского яязыка страноведческого плана.
Мною сделана презентация на английском языке к районному семинару «Культурное наследие Санкт-Петербурга в учебном и воспитательном процессе». Презентация:» Bridges of St.Petersburg «.Э.
Задача родителей при общении с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сде.
Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД.
Презентация к открытому уроку для 6 класса «В мире дробей».
Источник