Cтатья «Виртуальная экскурсия — эффективная форма организации учебного процесса»
статья
В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная экскурсия – эффективная форма организации учебного процесса.
Храмова В.В., преподаватель химии ГАПОУ СО «СОПК»
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.
Химия является одним из тех учебных предметов, который дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией.
В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать.
Возникающее противоречие между возрастающим интересом к ресурсам сети Интернет и практически повсеместным его использованием в подростковой среде, с одной стороны, и практически полным отсутствием использования Интернета в образовательном процессе и снижением интереса к изучению естественнонаучных дисциплин — с другой, привело меня к идее создания виртуальных экскурсий.
Этому способствовало и проведение демонстрационного экзамена у выпускников колледжа и чемпионата профессионального мастерства , где одним из заданий было проведение виртуальной экскурсии.
Экскурсия – это традиционная форма организации обучения биологии и химии.
Экскурсия соблюдает незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой.
Вместе с тем, не всегда, по разным причинам, можно провести экскурсию .
Это и погодные условия, недостаток времени, материальные расходы. И что делать, если человек всю жизнь мечтал восхититься красотами подводного мира Карибского моря или своими глазами увидеть динозавров?
Выход – это создание проведение виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, аудиозапись, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны, объектами микромира.
- Помогает организовать деятельность студентов по овладению научными знаниями.
- Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность .
- В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
- Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
- Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует общекультурному развитию и формированию у студентов ИКТ-компетенций.
В Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что учитель должен владеть ИКТ-компетенциями.
Перед тем, как проводить виртуальную образовательную экскурсию, необходимо провести со студентами вступительную беседу, отмечая цели и задачи путешествия. Во время экскурсии студентам можно предложить законспектировать интересные моменты. Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой вместе со студентами обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты. В конце занятия студенты получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т. д..
Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем или студентами под его руководством.
Виртуальные экскурсии можно отнести к информационно-исследовательским проектам, которые требуют сбора информации, анализ и обобщение фактов, ознакомления с ней заинтересованных лиц
В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислю наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
определение темы,
- постановка цели и задач экскурсии,
- составление маршрута экскурсии,
- изучение и отбор экскурсионных объектов,
- изучение литературных источников по теме экскурсии,
- консультации у специалистов,
- написание контрольного текста экскурсии,
- комплектование «портфеля экскурсовода»,
- выбор методических приемов проведения экскурсии,
- показ экскурсии.
Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных студентов создаю творческие группы. Каждому члену творческой группы даю отдельное задание, с учетом его интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем группы.
В соответствии с педагогической концепцией образования преподаватель выступает в роли не информатора, а организатора образовательного процесса. Результатом виртуальной экскурсии является тенденция повышения познавательного интереса студентов, уровня их знаний по предмету.
Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации и внеурочной деятельности студентов.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует больших творческих усилий. Но результат того стоит!
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.
А если мы научим студентов не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.
В качестве примера рассмотрим виртуальную экскурсию » Великие русские химики». Особенность этой экскурсии в том, что она не теряет свою актуальность с учащимися разных возрастных групп .
Образовательные задачи экскурсии: расширить и систематизировать знания студентов об ученых России, внесших вклад в развитие химической науки.
Воспитательные задачи: через организацию деятельности студентов во время подготовки и проведения экскурсии способствовать воспитанию у них чувства коллективизма; способствовать воспитанию чувства патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о.
Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобрази.
Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества &ldquo.
«Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса»По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ.
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока.
Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. О.
Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки.
Источник
Статья по теме: «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса»
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Экскурсия как хорошая книга – должна будить воображение!
Задача современного учителя — достигнуть высокого образовательного результата на основе применения системно-деятельностного подхода, который положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. При таком подходе обучающийся рассматривается как активный субъект обучения. Это внесло значительные изменения в теорию и практику образования. Возникает вопрос, что необходимо сделать, чтобы изучение учебного предмета стало привлекательным, доступным и интересным? Как сделать так, чтобы учащиеся получили не только теоретические знания, но и сумели применить их на практике.
Чтобы успешно организовать учебный процесс педагогу сегодня необходимо постоянно искать новые формы, методы и средства подачи учебного материала. Учителю необходимо не только вызвать у учащихся потребность в изучении, но и помочь сделать первые шаги, после чего ученики смогут самостоятельно (под наблюдением учителя) продолжить движение по сложному пути познания предмета.
В настоящее время лидируют методы и приемы обучения, которые основаны на применении ИКТ. ИКТ позволяют расширить образовательное пространство, сделать его удобным и доступным для всех учащихся, в том числе и для детей с ОВЗ, в любое удобное время, как в школе, так и вне ее, не ограничивая себя во времени.
Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.
Как метод обучения, экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века, и способствовали развитию наблюдательности, самостоятельности. Прогрессивные педагоги России и Западной Европы, начали внедрять экскурсии в образовательный процесс, с целью разнообразить формы обучения. Сегодня экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Действительно, между виртуальной и традиционной экскурсией много общего, но есть и существенные отличия.
Виртуальные экскурсии выполняют те же цели и задачи, что традиционная экскурсия, но у них имеются ряд преимуществ. Они не требуют больших затрат времени, органично вписываются в канву урока на любом его этапе, визуализация объектов происходит в классной аудитории или дома без организационных издержек. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.
Уроки, включающие в себя виртуальные демонстрации гораздо интереснее и эффективнее чем те, на которых осуществляется обычная работа с учебником .
В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п.
Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали ведущие педагоги России и мира (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др).
В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
С точки зрения использования информационных технологий можно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии. Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:
использование технологий создания презентации.
использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).
использование геоинформационных систем ( yandex , google и др);
3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).
Создание виртуальной экскурсии – хороший способ организовать деятельность учеников на уроке и дома. Учитель сам может создавать виртуальные маршруты для своих учеников, знакомить их с достопримечательностями стран и городов, рассказывать об известных исторических событиях, представлять информацию в ярком, запоминающемся виде.
При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант – это использование презентаций, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями. Организация «рукотворной» виртуальной экскурсии на первый взгляд проще, так как учитель сам подбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, одежды, портреты, фотографии. Но с другой стороны эта работа требует методических знаний, поисковых умений и хорошей подготовки в области информационных технологий.
Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
— определение цели и задач экскурсии;
— отбор литературы и составление библиографии;
— определение источников экскурсионного материала;
— отбор и изучение экскурсионных объектов;
— сканирование фотографий или других иллюстраций;
— составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
— подготовка текста экскурсии;
— определение техники ведения виртуальной экскурсии;
— п осле проведения виртуальной экскурсии отвести время на рефлексию.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
В сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальны экскурсий. Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность.
Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы урочной и внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами.
Виртуальной экскурсии можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного.
7 класс
Тема «Формирование единого Русского государства». В рамках изучения темы провожу отдельный урок «Развитие культуры единого Русского государства» , где рассматриваю историю Московского Кремля. На этом уроке знакомлю обучающихся с историей Кремля, используя презентацию, учебный видеофильм, а в качестве закрепления материала мы «путешествуем» по залам Кремлевского дворца, Грановитой палаты, площадям Кремля. Для этого использую подключение сети Интернет и сайт «Открытие Кремля ». ( http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5 )
Эту же экскурсию можно использовать на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы « Органы государственной власти и управления в Российской Федерации », посетив кабинет Президента.
Тема « Повседневная жизнь восточных славян» При изучении этой темы мы отправляемся в путешествие в усадьбу карельского крестьянина ( http://kizhi.karelia.ru/journey/ )
Большое разнообразие виртуальных экскурсий представляет Национальный музей Республики Коми. Экскурсию « Стефан Пермский. Путь через века» можно использовать на уроках истории в 6 классе при изучении темы: «Христианизация Коми края. Стефан Пермский». Виртуальный тур по музею этнографии поможет познакомиться с бытом коми народа. А виртуальная экскурсия « ГУЛАГ в Республике Коми» окажет неоценимую помощь при подготовке мероприятия, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий.
В 9 классе можно посетить виртуальные экскурсии «Мамаев курган» и «Панорама Сталинградской битвы» при изучении тем о Великой Отечественной войне, путешествие на крейсер «Варяг» при изучении темы «Русско-японская война 1904-1905г.г.» Эти экскурсии можно найти на сайте Министерства обороны РФ.
Виртуальные экскурсии можно использовать при изучении курса ОРКСЭ, модуль «Мировые религиозные культуры». Тема “Священные сооружения” : На данном уроке ребята познакомятся со священными зданиями христианства, иудаизма, буддизма и ислама.
После проведение экскурсии, можно предложить учащимся подготовить отзыв или сочинение о том, что они увидели и узнали, нарисовать или представить в виде таблицы основные черты священных сооружений разных религий.
Буддийский дацан в Санкт-Петербурге
Мечеть г. Самара
Еще одним эффективным средством виртуальной экскурсии является использование в учебном процессе метода проектов. Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и предусматривают использование ИКТ . В рамках проектной технологии можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае ученики, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют свои знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской работы.
Виртуальная экскурсия – презентация «Реклама Древнего Египта»
Виртуальная экскурсия – презентация «Путеводитель по Эжве»
Карты Google (Google Maps — https://www.google.com/maps/ ) – сервис, позволяющий создавать свои карты, устанавливать на них метки, добавлять в метки текст описания места, размещать фотографии (по URL), вставлять видео с YouTube. Можно организовать поиск домов и организаций по названию и адресу.
Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для создания и использования виртуальных экскурсий в образовательном процессе. Использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.
Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательную, творческую, исследовательскую, проектную), чему достаточно полно соответствует форма виртуального путешествия (экскурсии).
Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию.
Список использованной литературы:
Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.
Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика / Е. П. Комаровская // Вестник Московского университета. Сер. 20,- Педагогическое образование, 2009 – с. 250
Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие / Л.Я. Ноль – М.: РГГУ, 2007 — с. 386
Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).
Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Л. : ГИЗ, 1930. — 114, [2] с. – Библиогр.: с. 107-114. – (Экскурсионная библиотека).
Источник