Виртуальная экскурсия литературное чтение

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.
статья по литературе

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения культурного кругозора обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
virtualnaya_ekskursiya_na_urokah_literatury.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

учитель русского языка и литературы

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника преподавателя.

Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

  • литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
  • литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
  • историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
  • обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание обучающихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Школьники не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой преподаватель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.

На помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что преподаватель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.

Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Кроме фронтальной виртуальной экскурсии на уроках литературы можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках литературы, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности. Подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов: диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический.

Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для учащихся (групп учащихся) разрабатывается «индивидуальный маршрут» деятельности: объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы»).

Например, учащимся, можно дать задание разработать виртуальную экспозицию о жизни и творчестве С.Есенина, А.Блока и т.п.

Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках литературы делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным. Помогает учащимся рассмотреть литературные процессы и познакомиться с творчеством различных авторов более подробно; расширяет опыт восприятия литературного произведения, формирует умение анализировать текст, определить замысел, составить план раскрытия темы, найти аргументы для обоснования своего мнения, сделать выводы, самостоятельно создавать собственный текст – сочинение.

1.Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.

2.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.

3.Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С.

Источник

Виртуальные экскурсии на уроках литературы
материал

В связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей литературы появилась возможность проведения на учебных занятиях виртуальных экскурсий.

Скачать:

Вложение Размер
https://nsportal.ru/node/add/book-s 16 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальные экскурсии на уроках литературы

Литература – это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Чтобы помочь обучающимся в овладении данным видом искусства, деятельность преподавателя должна быть направлена на изучение и применение новых форм и методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий . В связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей литературы появилась возможность проведения на учебных занятиях виртуальных экскурсий. Экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.

Наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение интерактивной виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсии необходимо подключение к сети Интернет. Например, тема урока «Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина». При изучении этой темы мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина ( https://esenin-museum.ru/virtual_tour ) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница», первые положительные отклики критиков. Используя данный материал, можно провести мультимедийную экскурсию в с. Константиново, где родился великий поэт. Увидеть усадьбу Есениных, полюбоваться прекрасными видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание новых стихотворений.

Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на сайте ( http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm ). Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С Тургенева «Спасское-Лутовиново».

В программе по литературе отведено достаточное количество на самостоятельную работу обучающихся. Некоторые из таких заданий включают подготовку и проведение заочной экскурсии по пушкинским местам, в один из музеев М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, заочной экскурсии в музей-усадьбу А.К. Толстого в Красном Роге, экскурсии в один из музеев Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова.

Все проводимые экскурсии имеют общую структуру:

-Общее введение, где озвучивается тема и маршрут.

-Задачи экскурсии (объясняется, с какой целью проводится данная экскурсия).

-Самостоятельная работа обучающихся. Может быть организована по карточкам с заданиями.

-Ответы обучающихся в зависимости от формы экскурсии.

-Обобщающая беседа, в которой подводится итог.

Можно создать творческую группу из 4-5 человек и раздать задания.

При проведении виртуальной экскурсии так же необходимо помнить, что это не просто «прогулка», а часть учебного занятия. При этом необходимо активно вовлекать обучающихся в работу. Естественно, что работа в этом направлении способствует развитию интереса к предмету, дает возможность глубже изучить его. Применение средств информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить увлекательные и познавательные уроки литературы, как для обучающихся, так и для самого преподавателя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья раскрывает значимость использования виртуальных экскурсий на уроках биологии.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа «Судьба человека». Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно.

ресурс раскрывает работу с виртуальными экскурсиями.

Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, м.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играют современные педагогические технологии. В настоящее время лидирующее положение в обра.

Выступление на региональном фестивале профессий и специальностей «Мастерство и вдохновение — 2019» (г. Архангельск).

Источник

виртуальная экскурсия
видеоурок по чтению (3 класс)

Мультфильм «Он живой и светится»

Скачать:

Вложение Размер
dragunskiy.pptx 1.8 МБ
ekskursiya_dragunskiy.docx 29.12 КБ
dragunskiy_fotki.docx 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Отправляемся на экскурсию!

Экскурсия по жизненному и творческому пути В. Ю. Драгунского

Цель экскурсии: и зучить жизненный и творческий путь В.Ю. Драгунского.

Виктор Драгунский с мамой

Предварительный просмотр:

Уважаемая комиссия, я- Радченко Алина Викторовна, готова представить 2 задание демонстрационного экзамена.

Слайд. Я рада приветствовать вас еще раз, ребята! Я хочу предложить вам отправиться на увлекательную экскурсию по биографии знаменитого писателя. А вот какого, вы должны мне ответить сами!

Слайд. Посмотрите, пожалуйста на эту книгу, читали ли вы её? А помните, кто же автор? Верно, Виктор Юзефович Драгунский!

Слайд. Сегодня мы отправимся на экскурсию по жизненному и творческому пути этого знаменитого писателя!

Прежде чем мы отправимся на экскурсию, необходимо поставить перед собой цель! А как вы думаете, какова же цель нашей экскурсии?

Слайд . Цель: изучить жизненный и творческий путь Виктора Юзефовича Драгунского!

Слайд. Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, куда его совсем юные родители бежали из Белоруссии в поисках лучшей жизни. Но жизнь их в Америке была трудной, и они вернулись с крошечным сыном в Гомель за два месяца до Первой мировой войны. Семья Драгунского прошла через многие потери и вскоре перебралась в Москву. Посмотрите на фото, это дом Виктора Юзефовича в Москве!

Слайд. В детстве писатель не любил учиться, ходить в школу ему было не интересно! Но, он обожал читать книги! В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал.

Слайд. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Слайд. Он перепробовал много профессий: побывал и токарем на заводе, и лодочником. Увидев однажды объявление о наборе в Литературно-театральные мастерские, которыми руководил Алексей Дикий, Виктор поступил туда, чтобы учиться актерскому ремеслу. По окончании курса его в 1935 году приняли в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В. Гоголя).

Слайд. Во время Великой Отечественной войны Виктор, не попавший на фронт из-за астмы, ушёл в ополчение, попал в окружение, еле выбрался. Личные впечатления писателя о событиях той поры позже легли в основу повести «Он упал на траву. » (1961). Голодный, измученный и оборванный, вернулся из ополчения прямо в театр, позже они выезжали в воинские части, давали концерты в госпиталях, гастролировали по Сибири и Дальнему Востоку. Драгунский писал стихи и песни, которые немедленно входили в репертуар актёров.

Слайд. В 1945 году Виктора Юзефовича приглашают работать в Театр-студию киноактера. В 1947 году Драгунский, биография которого не была пестра на роли в кино, снялся в фильме «Русский вопрос» режиссера М. Ромма.

Слайд. Именно тогда Драгунский создал пародийный «театр в театре» — придуманная им «Синяя птичка» разыгрывала небольшие смешные представления. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы.

Слайд. Человек постоянного творческого поиска, Драгунский в 30 лет неожиданно для всех смог предпринять необычный эксперимент: уйти из театра и немногим больше года проработать на манеже Московского цирка Рыжим клоуном. Жизнь цирка и цирковых артистов стала темой его лирической повести для взрослых «Сегодня и ежедневно»

Виктор Юзефович писал: «Смех — это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Я выхожу на утренник, я иду в манеж, как на пост.»

Слайд. Свою первую книгу Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Называлась она «Он живой и светится». Есть у него и две взрослые повести. Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик, а его сын Денис.

Слайд. Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы. Кто-то из вас смотрел фильм «Денискины рассказы»?

Слайд. А теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма «Он живой и светится». Вам понравился мультфильм? А захотелось ли вам перечитать этот рассказ? (с 5 минуты)

Слайд. Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал : «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский».

Слайд . Вот и подошла к концу наша экскурсия по жизни и творчеству Виктора Драгунского. Вы помните, мы ставили перед собой цель, а смогли ли мы ее достичь?

Если тебе понравилось похлопай- Если не понравилось потопай

Слайд. Мне было приятно с вами поработать! Спасибо вам, ребята!

Источник

Читайте также:  Экскурсии по владимиру маршруты
Оцените статью