Виртуальная экскурсия по алтайскому краю

«Виртуальное путешествие по Алтайскому краю»

21 августа 2014

С 4 по 15 августа 2014 года в Алтайском крае состоялась экспедиция, в рамках которой собраны фото- и видеоматериалы для подготовки специализированного мультимедийного интернет-ресурса Алтайского краевого отделения Русского географического общества «Виртуальное путешествие по Алтайскому краю». Проект объединит в себе современные технологии веб-картографии, панорамные и стереофотографии, базы данных с описанием ключевых ландшафтов и растительных сообществ.

Для эффективного представления пейзажей Алтая в рамках проекта используются современные технологические подходы. Как пояснил руководитель проекта, специалист по информационному обеспечению отделения Валентин Смирнов, технология сферической панорамной съемки дает возможность обеспечить эффект целостности в визуальном восприятии живописных ландшафтов и существенно повышает информативность подачи материала. При проведении работ в этом году активно использовались беспилотные мультироторные системы, что позволило выполнить фото-видеосъемку объектов, раннее не доступных для съемки с земли, а также посмотреть на некоторые объекты с «нестандартной» точки зрения.

1oldil.jpg

Маршрут прошел по территории 22 районов и составил порядка 4000 км. Экспедиция стартовала из Барнаула. Далее путешественники следовали в юго-западном направлении вдоль реки Алей по Приобскому плато до предгорий Алтая и через Горную Колывань до Горного Чарыша. Затем до города Бийска и по правобережью реки Обь, пересекая Бийско-Чумышскую возвышенность, они добрались до Новоалтайска и двинулись на север вдоль реки Чумыш до границы Алтайского края и Кемеровской области.

Значительная часть уникальных природных объектов на территории края, как правило, известна – живописные ландшафты Алтайских гор, место слияния Бии и Катуни с образованием реки Оби, центры лечебно-оздоровительного туризма – бальнеологический курорт Белокуриха и озеро Яровое. На территории Горной Колывани сосредоточены памятники заселения и промышленного освоения Алтая. Они давно на слуху и любимы туристами.

Читайте также:  Экскурсии для школьников шоколадная фабрика

zavodskoy-prud.-pos.-kolyvan.jpg

Их природная и историко-культурная ценность хорошо изучены и описаны ранее. В рамках проекта собраны материалы для эффективного представления этих объектов и включения в виртуальный тур по Алтайскому краю.

skaly-na-beregu-oz.-kolyvanskoe.jpg

Отдельное внимание уделено работе по сбору информации для оценки влияния рекреационной деятельности на экологическое состояние достопримечательностей – определялись площади дигрессии, вытоптанных дорожек, замусоренность, наличие бытовых отходов и костровищ. Полученные данные сравнивались с результатами подобных исследований, выполненных специалистами Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН с 2000 по 2012 год.

Зачастую по берегам водоемов и вокруг мест, привлекательных для туристических стоянок и пикников, происходит нарушение природной среды. Наиболее высокая степень рекреационной дигрессии характерна для прибрежной территории озера Белое.

ozero-beloe.jpg

Оно очень популярно среди туристов, и в результате многолетнего неорганизованного отдыха наблюдается значительное вытаптывание территории, образовалась густая тропиночная сеть, травяная подстилка на тропах полностью разрушена. В течение длительного времени не производится вывоз мусора с прибрежной зоны, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов.

musor-na-bereg-ozera-beloe.jpg

Под воздействием таких рекреационных нагрузок природные комплексы через определенный промежуток времени могут утратить способность к самовосстановлению. Не изменилась и ситуация с выпасом скота в непосредственной близости от мест расположения туристических объектов, что приводит к снижению привлекательности территории. За последние несколько лет на западном берегу озера появились новые туристско-рекреационные комплексы, на северном – организованы места размещения временных стоянок. Но, к сожалению, застройка происходит без придания территории целостного архитектурного ансамбля.

zast-ka-voohrannoy-zony-na-oz.-beloe.jpg

Помимо популярных мест было уделено внимание интересным природным объектам, не имеющим такой популярности у туристов. Каждый район имеет свои достопримечательности, которые уникальны в своем роде. Одной из задач экспедиции было привлечение внимания местного населения к красоте родной природы. Ведь чтобы полюбить свою малую родину, её надо узнать.

Например, не самый «туристический» Топчихинский район.

Теплые и дружеские отношения с районом у Алтайского краевого отделения Русского географического общества сложились давно. Дело в том, что в 1901 году, после отчисления за революционную деятельность из Томского университета, Н.Н. Баранского устроили на работу в Общество любителей исследования Алтая, находящееся в Барнауле.

bezymyannyydzhplo.jpg

В качестве действительного члена Общества он был направлен для проведения обследования типичного сельского поселения региона с целью выявления проблем переселенцев в Степном Алтае. Позже, уже будучи ведущим эконом-географом, Баранский писал: «Науки из Чистюньской эпопеи я вынес больше, чем из университета и всех книжек…». К столетию со дня его рождения в селе перед зданием школы усилиями географов московского филиала РГО и географов Алтая был открыт памятник Николаю Николаевичу, который напоминает о той деятельности, которую он вел в начале прошлого века в этом селе. На протяжении долгих лет члены регионального отделения организовывали просветительские и научно-популярные лекции, встречи с известными учеными и путешественниками, стремились помочь с пополнением библиотечных фондов Чистюньской библиотеки.

Особенности территориального развития района предопределяются его географическим положением и природными особенностями. Он расположен в центральной части края в 90 км от административного центра в лесостепной части Алтайского края.

Равнинный и, по мнению не знакомых с этой территорией, однообразный район интересен в природном и культурно-историческом отношении. На западерасположен реликтовый сосновый бор с цепочкой пресных озер по его кромке. Чуть южнее на границе с Алейским районом находится озеро Сухое.

ozero-suhoe-2.jpg

Основная его ценность заключается в реликтовости водных и болотных местообитаний. Это одна из юго-западных точек в крае с болотами, в составе которых участвуют сфагновые мхи. На юге района сохранился целый спектр естественных степных экосистем, уцелевших от распашки благодаря расчлененному рельефу. Еще одной особенностью района является то, что по его территории протекает река Обь и делит его на две части – большую и более освоенную западную и меньшую по размерам, занятую в основном лесными массивами, восточную.

s.v.-pozdin.jpg

С его участием отработаны ключевые объекты – устье Алея, Смолевский борок, долина реки Оби, степные участки на юге района, Барнаульский ленточный бор, одно из крупнейших пресных озер края Песчаное и озеро Сухое.

reka-aley-v-r-ne-krasnogo-yara.jpg

Еще одно направление, которое было включено в программу экспедиции – природно-антропогенные достопримечательности Алтайского края. Как правило, с хозяйственной деятельностью связывают негативные последствия. В то же время бывают случаи, когда искусственные элементы не только не снижают природный потенциал района, но и повышают эстетическую ценность территории. Исследователи посетили самый большой созданный человеком водоем края – Гилёвское водохранилище, самый старый Змеиногорский пруд, заводской пруд в селе Колывань, а также рукотворный Пещерский водопад, образованный в ходе взрывных работ для добычи гравия при прокладке автотрассы Алтай Кузбасс.

Другим наглядным примером является озеро Голубое, расположенное в низкогорье северо-западного Алтая. Оно образовалось в результате заполнения водой отработанного карьера по добыче полиметаллических руд.

goluboe-ozero_bvsh-rudnik.jpg

Благодаря содержанию меди вода в озере имеет небесно-голубой цвет. Водоем удачно вписывается в окружающий ландшафт.

После обработки материала результаты экспедиции будут освещены на сайте регионального отделения более подробно.

Источник

Виртуальное путешествие «Алтай ‒ жемчужина Сибири»

Презентация к уроку

Цель. Создание условий для повышения интереса к изучению родного края.

Задачи.

  • Познакомить детей с достопримечательностями родного края, его природой.
  • Развивать познавательную и творческую активность учащихся через знакомство с культурным наследием.
  • Воспитывать интерес к изучению родного края, своих корней через использование краеведческого материала.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация Microsoft Office Power Point «Виртуальное путешествие по Алтайскому краю»;
  • маршрутный лист – Приложение 2.

Музыкальное сопровождение: слайд-шоу на песню М.Евдокимова «Мой Алтай» – Приложение 1 (материал спрашивайте у автора статьи – прим. ред.)

Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон…

Слайд-шоу на песню М.Евдокимова «Мой Алтай»

Ведущий 1: И прекрасна моя родина – Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором. И не пугали меня никогда эти горы, хоть наверху на них – голо, снег… Мне милее пашня. Но не ровная долина, а с увалами, с гривами, с откосами. Но и горы, и снег этот на вершинах, когда зелено, — никогда чуждыми не были, а только еще милей и теплей здесь, внизу.

Ведущий 2: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь, — без всего этого человеку жить просто невозможно. Среди самого заветного есть у человека Родина. Вы, наверное, уже догадались, в какой же уголок нашей земли мы совершим наше путешествие.

Слайд 2

Ведущий 1: Ребята, сегодняшняя встреча у нас не совсем обычная. Мы предлагаем отправиться в виртуальное путешествие по Алтайскому краю, где мы с вами родились и живём. Мы узнаем много интересного о своей Родине, о своем родном крае.

Слайд 3

Чтец 1:

Пусть же будет Алтай родником моей песни,
И сверхмодным течениям всем вопреки,
Я уверен, что песня родится не тесной,
Потому что просторы его широки!
В нем и степи, и пики вершин снежнобелых,
И могучая Обь, и речушка Топош,
А в тайге, если спрячется парочка Бельгий,
То, пожалуй, не так уж и сразу найдешь.

Ведущий 1:

Я приглашаю в гости вас
В любимый край родной.
Недлинным будет мой рассказ,
Но все-таки с душой.

– Как же вам рассказать о нашем крае? Может песни помогут? Ведь в песнях душа народа. Может сказки помогут? Ведь в сказках глаза народа. А может просто посмотреть.

Чтец 2:

Здесь все твое! Луга и нивы,
Цветы, туманы, облака.
И ветра мягкого порывы,
И трав шумящие шелка…

(На фоне сменяющихся слайдов звучит легкая музыка и экскурсовод рассказывает о достопримечательностях Алтайского края. Слайды 4-34)

Ведущий 1: Алтай по праву считается уникальным местом. Это самое красивое и самобытное место на земле. Алтай лежит в самом сердце Азии, почти на равном расстоянии от трёх океанов Земли – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. По площади – Алтай примерно равен Великобритании, в три раза больше Австрии, в восемь с половиной раз больше Бельгии.

Чтец 2:

Мой дом родимый – голубой Алтай.
Живу Алтаем в листопад и грозы.
Дышу Алтаем в разноцветный май,
Алтаем греюсь в лютые морозы!

Ведущий 2:

Алтайский край – кусок земли
С огромной карты не приметен.
Вокруг себя ты посмотри
Увидишь, он великолепен!

– И пусть Алтайский край занимает на карте не так уж много места, но по богатству природы и по своей красоте он может поспорить со многими странами.

Ведущий 1: В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «золотой». Это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Кто хотя бы раз побывал на Алтае, тот обязательно вернется сюда еще не раз. А если родился здесь…

Чтец 3:

Алтай природою поёт,
Всей суммой трав, деревьев веток.
Алтай – а в нём услышишь рай…

Чтец 1:

Когда весна зальёт цветами
Луга – всей пестротой поют.
И этой цветописи пламя,
Как сказка – воплотилась тут.

Чтец 2:

Ковыли качаются, пестрят,
И овёс пустынный всходит бурно.
Тонконог сорваться с места рад
Был бы – но фантазия абсурдна.
Разнотравье цветностью сильно –
Незабудки смешаны с геранью.
Луг в пространство входит резкой гранью,
С воздухом такая заодно.

Чтец 3:

Степь горная сменилась лесом,
Играет красками Алтай.
Тут кедры, замершие в вечном
Движенье вверх, в небесный край.
Леса из лиственницы носят
Характер парковый – они
Весьма разрежены, и копят
Века, не замечая дни.

На фоне сменяющихся слайдов и легкой музыка и экскурсовод рассказывает об интересных местах нашего края. Слайды 35-53)

Чтец 3:

Большая Родина без малой
Не то что слишком велика,
А как бы дом родной – без мамы,
Без дела – мамина рука, –
Непредставима, неконкретна,
Не столь заботлива, тепла.
Ах, малой родины примета –
Четыре жерди, два кола,
Над ними – рдяная рябина!
За ними – тропка до крыльца, –
Да, это ты, мой край родимый,
Край дедов, мамы и отца.
Отчизна, Родина, опора,
Моё спасенье в час лихой,
И во спасение которой
На смертный бой готов любой.

Чтец 1:

Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснешься,
И в жаркий день у родника напьешься.
Мой край родной! Я с родником
И с каждым ключиком знаком.
«Родник» и «родина» созвучны.
Близки как братья, благозвучны.
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев.

Ведущий 2 : Нельзя забыть эти светлые берёзовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля с золотыми колосьями пшеницы, таинственные лесные озёра и овраги, а как найти слова, чтобы описать красоту алтайских гор. Чего только нет в нашем краю!

Чтец 2:

Край степной, край сосновый
Хоть немного суровый, но до боли родной.
Все мы родом с Алтая,
Все мы здесь родились.
С этим краем чудесным
Мы душою срослись.
Голубые озера, цепь заснеженных гор,
Говорливые реки разрезают простор.
А в березовых рощах
Ветры косы плетут.
И прекрасные люди
На Алтае живут.
По широкому полю серебро ковылей,
А в небесном просторе слышен стон журавлей.
И такая услада
Встрепенется душа.
Эх, сторонка родная!
До чего же хороша!

Чтец 3:

Край мой, сердцем обласканный
Наяву и во сне,
С потемневшими красками
На разлитой сосне.
Край с озерной синью
До колен тополям,
С табунами осинок
По ковыльным полям.

Слайд 54

Чтец 3:

Как рада я, мой край любимый,
Что родилась я здесь и здесь живу,
И нет на свете места мне родимей,
Где обрела бы я свою судьбу!
Горжусь тобой, частицей мира,
Родимой матушкой моей.
За все я говорю «спасибо»…

Алена Бабич, с. Родино

Ведущий 2:

И пусть пройдут года, но все же
Всем обещаю: «Я вернусь сюда!»
Поскольку нет любимей и дороже,
Чем ты, моя Алтайская земля.

Алена Бабич, с. Родино

В презентациях использованы материалы Интернет:

Источник

Оцените статью