Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в библиотеку».
Виртуальная экскурсияявляется одним из наиболее популярных вариантов показа библиотечного пространства. Это достаточно новый информационный продукт, с помощью которого можно продемонстрировать возможности библиотеки, ее помещения и интерьер. Такие экскурсии направлены на то, чтобы трансформировать виртуальных посетителей сайта в реальных чиателей библиотеки.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в библиотеку».»
Конспект ООД для детей подготовительной группы.
Тема: «Виртуальная экскурсия в библиотеку».
Цель: расширять знания детей об окружающей жизни; познакомить детей
с профессией библиотекаря; заинтересовать детей на регулярное
посещение библиотеки; формировать интерес к книге.
— закрепить знания об окружающем мире;
— развивать коммуникативные отношения в ходе игры
— продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;
— уточнять представление детей о библиотеке;
— развивать интерес к печатному слову;
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю я на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Подружусь ка я со всеми!
Здравствуйте, милые дети,
Здравствуйте уважаемые гости!
Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших и пригожих,
Я приглашаю вас за столы.
— Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию.
— А как вы думаете, что такое экскурсия? … (ответы детей)
— Я буду вашим экскурсоводом, а это — человек, который проводит экскурсию. Вы будете меня внимательно слушать и отвечать на мои вопросы.
Мы совершим экскурсию, не выходя из этого зала. Потому что экскурсия будет не простая, а виртуальная, экскурсия по фотографиям.
— Мы с вами сегодня отправимся в такое место, а в какое, попробуйте догадаться. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать книгу дома, можно попросить у друга, а можно пойти в … (библиотеку).
Мы словно попали в волшебное царство
В нем тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
— Чтобы начать нашу экскурсию, я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Если книгу написал, значит, ты писатель
Если книгу прочитал, значит, ты…
2. Таблетки и микстуру вам продает аптекарь,
Учебники и книги найдет вам …
3. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
— Молодцы! Все загадки отгадали. Ну что теперь за книгами?
— Итак, попали мы с вами в библиотеку! Что же означает это слово? «Библио» – книга, а «тека» — хранилище, то есть место, где хранятся книги.
— Мы с вами зашли в библиотеку. Чтобы нам было комфортно здесь находиться, оставим свою верхнюю одежду в гардеробе.
— Но чтобы начать путешествие в книжный мир, мы должны узнать, как нужно вести себя в библиотеке:
— В библиотеке соблюдай порядок, веди себя тихо, громко не разговаривай. 2. Войдя, поздоровайся с библиотекарем, а получив книгу, обязательно скажи спасибо. 3. Книгу бери только чистыми руками. 4. В книге не загибай углы, не пиши ручкой, пользуйся только закладкой. 5. Если книга повреждена, подлечи ее – заклей. 6. Библиотечные книги береги особенно! Знай, что они предназначены не только для тебя, но и для многих других детей.
— Теперь вы знаете правила поведения в библиотеке.
— А встречает нас здесь библиотекарь. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Найти нужную книгу помогает библиотекарь. Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах.
— И вот мы с вами попали в помещение, которое называется – абонемент. Что же это за помещение такое? Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку.
— Книги на абонементе выбирают с открытых полок. Книги расставлены по темам или по алфавиту, т. е. у каждой книги обязательно есть свой адрес, чтобы ее могли легко найти.
(На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т. е. найти нужный адрес книги)..
— Посмотрите, в библиотеке некоторые книжки заблудились, давайте поможем библиотекарю расставить книги на свои места, используя обозначения на полках.
1. Кот в сапогах – сапог.
2. Айболит – градусник.
3. По щучьему веленью – щука.
4. Гадкий утенок – утенок.
5. Красная шапочка – шапочка.
— Молодцы, ребята, все книги поставили на свои места, теперь и другие дети смогут быстро найти их и прочитать.
— А чтобы прочитать книгу, в библиотеке есть специальное помещение, которое называется читальный зал. Посмотрите, в читальном зале много столов со стульями, чтобы каждый желающий мог посмотреть или прочитать понравившуюся ему книгу. В читальном зале нужно вести себя тихо, чтобы не отвлекать других читателей. Здесь читают книги, которые нельзя забирать домой, это те книги, которые могут понадобиться в любой момент, например энциклопедии, словари.
— Какие книги «живут» в библиотеке?
Короткие и длинные,
Про море и про лес,
С картинками и без.
— Мы с вами уже много книг прочитали, а внимательно ли вы слушали, я сейчас и узнаю.
1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
6. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
7. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
8. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
9. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
— Молодцы! Все сказки знаете.
— А сейчас я читаю отрывок из сказки, а вы покажите, о чем я говорю.
— старик тянет невод из моря
— белка орешки грызет
— петушок, который с высокой спицы стережет царя границы
— глядь, поверх текущих вод, лебедь белая плывёт
— но вот, поглядите, какая-то птица все ближе и ближе по воздуху мчится
— медведь пожевал корешки – не вкусно…
— Молодцы! И показывать сказки умеете.
— А теперь посмотрите в библиотеке есть еще книгохранилище, это то место где хранятся все книги, а их здесь очень много. В книгохранилище может заходить только библиотекарь и искать нужную читателю книгу.
— Вот сколько интересного мы с вами узнали о библиотеке, а теперь давайте пройдем в абонемент и выберем себе какую-нибудь книгу.
— Посмотрите, в разделе «Сказки» одна книга очень хочет, чтобы мы ее прочитали. Это книга называется «Серебряное копытце», которую написал Павел Бажов. Давайте возьмем ее и пойдем в читальный зал ее прочтем.
— Вот какое интересное путешествие в книжный мир у нас получилось. А теперь вы должны поскорее научиться читать, чтобы стать активными читателями библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть, однажды, на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.
Источник
Особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
по направлению подготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
курса профессиональной переподготовки
Обуховой Ангелины Олеговны
Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь.
Библиотекарь должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Общение в библиотеке – сложный процесс профессиональных отношений. Большую долю рабочего времени библиотекаря занимает повседневное общение с читателями.
Соответственно, библиотекарь должен уметь проконсультировать посетителей своей библиотеки о современных достижениях и тенденциях не только в отечественной и зарубежной литературе, но и в той области науки, которой занимаются читатели его профессиональной образовательной организации.
Около половины библиотекарей и более трети руководителей признают необходимость реализации творческого начала во всех отделах библиотеки. Библиотекари также активны при разработке сценариев, организации и проведении массовых мероприятий. Наибольшая активность в реализации творческого потенциала наблюдается у работников со стажем до 20 лет (конкурсы, массовые мероприятия, внедрение новых форм и методов.
Новое тысячелетие для литературы и науки началось с подведения итогов прошедших периодов, усиления противостояния культур, появления нового подхода к науке и научной практике. В настоящее время отношение к культуре и науке стало более практическим и прагматическим.
Что касается отношения к отечественной и зарубежной классической литературе, то наблюдаются две основные тенденции.
Одна из них связана с тем, что несмотря ни на какие перемены, классическая литература считается главенствующей в формировании мировоззрения современного молодого поколения и, в определенной степе-ни ему навязывается без учета реалий настоящего времени. Именно поэтому молодежь считает ее устаревшей, неактуальной и неинтересной.
Поэтому задача современного библиотекаря состоит в том, чтобы указать молодым людям на те аспекты проблем, которые рассматриваются в классической литературе, которые их волнуют в реальной жизни. Следует обратить внимание читателей на то, что многие проблемы, которые рассматривают современные писателя были подняты и начали рас-сматриваться еще в хронологический период литературного творчества тех или иных писателей.
Библиотечное краеведение — важная составная часть профессионально развития библиотекаря, хотя и имеет свои особенности, обусловленные спецификой отрасли. Его цель — выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование читателям все печатные материалы, связанные по содержанию с определённой местностью, которая для её населения является родным краем. Не менее важно — обеспечить библиографической информацией об этих материалах всех желающих.
Истоки возрождения национальной культуры, во многом в знании своей истории, своих корней. Возросший интерес читателей библиотек к краеведческой литературе увеличивает и значение библиотечного краеведения, т.к. библиотеки как информационные учреждения должны обеспечивать удовлетворение краеведческих информационных потребностей.
Цель проекта: рассмотреть особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
I. Перечислить и обосновать особенности проведения виртуальной экскурсии студентам разных курсов.
II. Написать сценарий виртуальной экскурсии.
IV. Выявить ожидаемые результаты проведения виртуальной экскурсии.
Важной составляющей работы библиотеки в сфере профессионального образования – это продвижение книги и чтения. Знакомить читателя с книгой можно традиционными способами: с помощью флаеров, листовок, книжных выставок. А можно использовать различные интернет-инструменты и сервисы, делать интерактивные выставки, создавать бук-трейлеры, говорящие аватарки, учебные видеоролики и виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Любая виртуальная экскурсия, так же как и реальная, должна иметь маршрут в виде заранее намеченного пути следования, где указаны основные пункты. Пунктами маршрута могут быть разделы каталога библиотеки, географические точки, объекты культуры, мемориальные места, архитектурные памятники и другое. Виртуальные экскурсии также можно создавать по страницам книг. Можно создавать путешествия по населенным пунктам из сюжета книг, экскурсии по достопримечательностям и памятным объектам описанного в книге населенного пункта, маршруты, связанные с биографиями писателей и поэтов, или путешествовать вместе с литературными героями. Можно спроектировать путешествия-рассказы о различных исторических событиях.
“MyHistro” является сервисом, который позволяет создавать виртуальные путешествия. Для таких путешествий могут применяться фотографии, тексты и видеоролики. Этот сервис позволяет устанавливать метки на карте, добавлять в метки текстовые описания мест с фотографиями из компьютера пользователя, датой и временем посещения этого места.
Готовая работа может быть помещена на страницах сайта или на библиотечной электронной интерактивной выставке. Совместная работа с картой предполагает возможность приглашения нескольких участников.
Для работы в этом сервисе могут зарегистрированные по адресу электронной почты или через аккаунты в социальных сетях “Facebook” или “Twitter” пользователи. При работе есть возможность русифицировать этот сервис. Очень полезным качеством сервиса является то, что материалы, которые созданы пользователем можно просматривать как в галерее “MyHistro”, так и экспортировать в удобном формате. Можно сохранить данные в виде таблицы, которая будет содержать текстовые данные о местоположении, времени и описании события. Можно сохранить их в форматах, позволяющих загрузить и просмотреть их в Google maps или в другом картографическом ресурсе. Материалы могут быть сохранены в удобном для печати формате PDF, что даст возможность использовать их в качестве учебного материала при недоступности компьютера или интернета.
Далее рассмотрим сценарий виртуальной экскурсии в библиотеку “АзБуки” в г.о. Орехово -Зуево для детей младшего школьного возраста
Цель виртуальной экскурсии : расширять знания детей об окружающей жизни; познакомить детей с профессией библиотекарь; заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки; формировать интерес к книге.
— закрепить знания об окружающем мире;
— развивать коммуникативные отношения в ходе игры;
— продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;
— уточнять представление детей о библиотеке;
— развивать интерес к печатному слову;
Ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие, а в какое, попробуйте догадаться. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать книгу дома, можно попросить у друга, а можно пойти в (библиотеку).
Мы словно попали в волшебное царство
В нем тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Чтобы начать наше путешествие, я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Если книгу написал, значит, ты писатель
Если книгу прочитал, значит, ты…
2. Таблетки и микстуру вам продает аптекарь,
Учебники и книги найдет …
3. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
— Молодцы! Все загадки отгадали. Ну что теперь за книгами?
Итак, попали мы с вами в библиотеку! Что же означает это слово? «Библио» – книга, а «тека» — хранилище, то есть место, где хранятся книги. Мы с вами зашли в библиотеку. Чтобы нам было комфортно здесь находиться, оставим свою верхнюю одежду в гардеробе. Но чтобы начать путешествие в книжный мир, мы должны узнать, как нужно вести себя в библиотеке.
1. В библиотеке соблюдай порядок, веди себя тихо, громко не разговаривай. 2. Войдя, поздоровайся с библиотекарем, а получив книгу, обязательно скажи спасибо.
3. Книгу бери только чистыми руками.
4. В книге не загибай углы, не пиши ручкой, пользуйся только закладкой.
5. Если книга повреждена, подлечи ее – заклей.
6. Библиотечные книги береги особенно! Знай, что они предназначены не только для тебя, но и для многих других детей.
Теперь вы знаете правила поведения в библиотеке.
А встречает нас здесь библиотекарь. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Каждая библиотека – это целые города, длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах.
И вот мы с вами попали в помещение, которое называется – абонемент.
Что же это за помещение такое? Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку.
Книги на абонементе выбирают с открытых полок. Книги расставлены по темам или по алфавиту, т. е. у каждой книги обязательно есть свой адрес, чтобы ее могли легко найти.
Игра «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т. е. найти нужный адрес книги.
Посмотрите, в библиотеке некоторые книжки заблудились, давайте поможем библиотекарю расставить книги на свои места, используя обозначения на полках.
1. Кот в сапогах – сапог.
2. Айболит – градусник.
3. По щучьему веленью – щука.
4. Гадкий утенок – утенок.
5. Красная шапочка – шапочка.
Молодцы, ребята, все книги поставили на свои места, теперь и другие дети смогут быстро найти их и прочитать.
А чтобы прочитать книгу, в библиотеке есть специальное помещение, которое называется читальный зал. Посмотрите, в читальном зале много столов со стульями, чтобы каждый желающий мог посмотреть или прочитать понравившуюся ему книгу. В читальном зале нужно вести себя тихо, чтобы не отвлекать других читателей. Здесь читают книги, которые нельзя забирать домой, это те книги, которые могут понадобиться в любой момент, например энциклопедии, словари.
Вот какое интересное путешествие в книжный мир у нас получилось. А теперь вы должны поскорее научиться читать, чтобы стать активными читателями библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть, однажды, на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.
Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, а именно библиотек и музеев, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Ожидаемыми результатами виртуальной экскурсии является ощущение полного присутствия, получение информации школьником и расширение кругозора. Именно технология 3D дает ощущение полного присутствия. Можно управлять своим продвижением по музеям и библиотекам с такой скоростью, которая удобна. В экскурсии младших школьников непосредственное участие принимают родители, переключая слайды или оказывая другую техническую помощь на сайтах. Учащиеся страшей и средней школы сами могут рассмотреть вблизи какой-либо предмет, переходить из зала в зал, покинуть экскурсию в любой момент и продолжить в любое удобное время — в этом преимущества виртуальных экскурсий.
Другой положительный момент виртуальных экскурсий — расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ на уроках, при прохождении соответствующей темы, сделает их более живыми и интересными.
Также виртуальные экскурсии эффективны для передачи информации и, в некоторых случаях, понижают уровень тревожности. Это очень важный момент, так как дети с ограниченными возможностями нередко испытывают дискомфорт, отправляясь на “живую” экскурсию. Надо добавить, что даже самая красочная, качественная и интересная экспозиция музея не сможет до конца нам передать то ощущение, которое возникает при общении,
соприкосновении с подлинным искусством.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие библиотекаря с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1.Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2.Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
3.Интерактивное общение с помощью программы “Skype” позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
В заключение нужно сказать, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей школьного возраста, преодолевает их интеллектуальную пассивность, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Источник