- Студия документального кино
- О студии
- Правила подачи сценарных заявок
- «Свет! Камера! Мотор!» (Национальная киностудия «Беларусьфильм», Минск)
- Описание
- В стоимость тура входит
- В стоимость тура не входит
- Дополнительная информация
- Программа тура по дням
- Киностудия «Беларусьфильм»
- «Беларусьфильм» приглашает туристические группы на экскурсии по местам съемок культовых фильмов и сериалов
- Увидеть своими глазами
Студия документального кино
О студии
Студия «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм» является старейшим в Беларуси производителем документального кино, которое ведет свой отсчет с 1925 года.
Бренд «Студия «Летопись» известен в кинематографическом мире уже 50 лет. Студия была создана в 1968 году на базе Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов как структурно-творческое подразделение киностудии «Беларусьфильм». За время существования «Летописи» создано около двух с половиной тысяч единиц документальной кинопродукции, отражающих различные аспекты жизни белорусского общества за полувековой период и оставивших зримые свидетельства новейшей истории Беларуси.
Высокий художественный уровень создаваемых картин свидетельствует о белорусской школе документального кино, которая характеризуется вниманием к человеку как субъекту истории, глубоким и образным подходом к воплощению темы на экране и одновременно строгой документальностью киноповествования, высоким операторским мастерством. Признанием этой школы в советское время стали Государственная премия СССР режиссера Виктора Дашука за документальные циклы «Я из огненной деревни» и «У войны не женское лицо» (1985), Государственные премии БССР Иосифа Вейнеровича (1968), Юрия Лысятова (1982), Виктора Шаталова (1984), Юрия Цветкова (1986). Призами и наградами всесоюзных и международных кинофестивалей отмечались фильмы кинорежиссеров Дмиртия Михлеева, Вадима Сукманова, Ришарда Ясинского, Сергея Лукьянчикова, Владимирак Цеслюка, Сергея Петровского, Александра Карпова, Аркадия Рудермана, Станислава Гайдука, Михаила Ждановского, Анатолия Алая, Адольфа Каневского, Игоря Коловского, Николая Князева.
Продолжением традиций и ярким примером образного осмысления жизни в самых разнообразных её проявлениях стало документальное кино независимой Республики Беларусь. В 1994 году Государственной премией Республики Беларусь отмечены Михаил Ждановский за создание цикла фильмов «Дорога на Куропаты», «Жаўрукі Беларусі», «Успамін пра Міколу Равенскага», Зинаида Можейко, Нина Савва, Олег Шкляревский за этномузыкальные фильмы «Палесскія калядкі», «Пранясі, божа, хмару». Премией «За духовное возрождение» отмечен Юрий Горулев (2006), Специальной премией Президента Республики Беларусь Анатолий Алай (2006), Галина Адамович (2013), премией Федерации профсоюзов Беларуси отмечены Анатолий Алай, Станислав Смирнов (1991), Станислав Гайдук (1993), Ришард Ясинский (1995), Юрий Лысятов, Мария Кирьянова (1999), Виктор Аслюк (2001), Николай Князев (2009), Евгений Сетько, Владимир Мороз (2015). Звания Народный артист Беларуси удостоен Анатолий Алай (2017).
В целом за годы существования независимой Республики Беларусь создано более 570 документальных фильмов. Призами и наградами отмечено более 100 фильмов, общее количество государственных наград и призов отечественных и международных кинофестивалей составляет порядка 200.
Благодаря участию в международных кинофестивалях, в том числе самых престижных, белорусское документальное кино под брендом «Летопись» знают во всем кинематографическом мире. Фильм Виктора Аслюка «Мы живем на краю» отмечен наградами более 15 престижных международных кинофорумов, в 2002 году получил Приз Европы в Берлине за лучший документальный фильм. Его лента «Кола» отмечена наградами 10 кинофестивалей. Кинорежиссер Виктор Аслюк является членом Европейской Академии кино. Картина Галины Адамович «Боже мой!» получила приз за лучший документальный фильм на 40-ом Международном кинофестивале класса «А» в Карловых Варах (Чехия, 2006 год), всего эта лента отмечена призами 15 кинофестивалей. Наградами 10 кинофорумов отмечен её фильм «Завядзёнка».
В последние годы призами международных кинофорумов неоднократно отмечались фильмы «Крокі над вадой» и «Агмень» Юрия Тимофеева, «Драўляны народ» Виктора Аслюка, «Не адзін» Ольги Дашук, «Чернобыль. Экзамен для нации» Евгения Сетько, «Чужое и своё» Галины Адамович, кинофильмы военной тематики старейшего режиссера-кинодокументалиста Анатолия Алая. Большой общественный резонанс вызвал фильм молодого режиссера Игоря Чищени «Першадрук», посвященный Франтишку Скорине и 500-летию первой белорусской печатной книги.
Студия «Летопись» и сегодня продолжает создание в кинематографических образах кинолетописи независимой Республики Беларусь.
Правила подачи сценарных заявок
Редакторская служба студии «Летопись» принимает предложения по созданию фильмов в неигровой форме любой тематической и жанровой направленности.
Предложения подаются на электронный адрес студии или в письменном виде в формате заявки, синопсиса или уже готового литературного сценария. Проект должен иметь название и предлагаемую автором продолжительность экранного воплощения, в нем должна быть очерчена тема будущего фильма, её актуальность и концепция реализации. В целом литературная заявка должна давать вполне отчетливое представление о будущем фильме и может быть подкреплена визуальным материалом в любом формате. Предложения по созданию фильмов в неигровой форме рассматриваются художественным советом студии «Летопись», в случае одобрения они предлагаются для участия в открытом конкурсе кинопроектов Министерства культуры Республики Беларусь.
Директор студии документального кино «Летопись»:
Оксана Валентиновна Эйхарт
+375 17 267 04 51
Ведущий редактор:
Владимир Викентьевич Мороз
+375 17 267 82 45
Источник
«Свет! Камера! Мотор!» (Национальная киностудия «Беларусьфильм», Минск)
Описание
Вы готовы открыть для себя Беларусь с другой стороны? Мы готовы открыть Вам совершенно новый для Беларуси вид туризма — кинотуризм! Ведь нам есть что показать. Национальная киностудия «Беларусьфильм» является одной из ведущих студий в Восточной Европе с законченным циклом производства и с её помощью мы окунём Вас в другую вселенную, киновселенную! Готовы? Тогда тишина на площадке, внимание, начали!
В стоимость тура входит
- транспортные услуги;
- услуги экскурсовода;
- обзорная экскурсия «Беларусьфильм — здесь снимается кино».
В стоимость тура не входит
- входной билет в Музей кино;
- кофе-пауза в кафе «Белые росы».
Дополнительная информация
Программа тура по дням
Сбор группы. Встреча и знакомство с экскурсоводом.
Обзорная экскурсия по Минску. По пути к киностудии «Беларусьфильм», проезжая по проспекту Независимости, Вы узнаете об интересных местах Минска, засветившихся в знаменитых фильмах. Например, знали ли Вы, что на площади Ленина у нынешнего Дома правительства в 1960-е бегали босиком герои фильма «Любимая», а Красный костел был Домом кино, где в 1975 году был показ художественного фильма «Приключения Буратино»? А вот проспект Независимости со своей уникальной архитектурой в стиле «сталинский ампир» ярок и узнаваем в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги». Это всего лишь малая часть интереснейших фактов, которые Вы узнаете по пути к киностудии. Много интересного связано и с самой киностудией. Например, все знаменитые фильмы-сказки Леонида Нечаева — «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн» и «Не покидай» — отсняты в павильонах «Беларусьфильма».
И, отправившись» на экскурсию по киностудии, можно взглянуть вблизи на исторический реквизит и костюмы. Всего в цехе подготовки съемок 5 складов: реквизита, мебели, одежды женской, мужской и военной — приблизительно по 20 тысяч единиц хранения на каждом. Проведут вас и в оружейный цех — на пиротехнический участок, где в изобилии настоящее оружие, начиная с 1900 года и заканчивая современными образцами: в фильмах солдаты бегают отнюдь не с бутафорией, а задача пиротехников — сделать так, чтобы все это эффектно «Стреляло» в кадре, с полагающимся к случаю дымком и хлопком.
Продолжительность экскурсии на киностудии 1,5 часа.
Источник
Киностудия «Беларусьфильм»
«Беларусьфильм» — главная киностудия Республики Беларусь. После решения правительства БССР от 17 декабря 1924 года об организации собственного кинопроизводста и создании для этого специального управления «Белгоскино» (здание «Белгоскино», не сохранившееся до наших дней, располагалось в районе пересечения улиц Карла Маркса и Ленина) сначала весной 1925 года была оборудована кинолаборатория для выпуска кинохроники в Минске, художественные же фильмы в 1926—1927 годах снимались на базе киностудий Москвы, и только в 1928 году в арендованном здании бывшего театра «Кривое зеркало» на канале Грибоедова в Ленинграде открылась собственно белорусская киностудия художественных фильмов «Савецкая Беларусь», находившаяся там до 1939 года.
Название «Беларусьфильм» киностудия обрела лишь в 1946 году. С 1996 года — Национальная киностудия «Беларусьфильм».
Премьера «першай нацыянальнай фiльмы» — первого белорусского художественного фильма, который увидели кинозрители — «Лесная быль» состоялась в минском кинотеатре «Культура» 26 декабря 1926 года.
В советское время, кроме экранизаций произведений белорусских писателей, на студии было создано много детских фильмов и фильмов о войне (благодаря чему студию в шутку прозвали «Партизанфильм»). Кроме того, за без малого 85 лет здесь выпущены тысячи документальных, научно-популярных и учебных фильмов, а начиная с 1972 года — ещё и более 125 различных по технике анимационных лент.
В постсоветский период важнейшим полем деятельности и источником к существованию киностудии стали совместные проекты, прежде всего с российскими режиссёрами. Так, с использованием материально-технической базы студии и привлечением её персонала было снято 22 российских фильма. Многие именитые кинорежиссёры из России предпочитают работать в Беларуси
Источник
«Беларусьфильм» приглашает туристические группы на экскурсии по местам съемок культовых фильмов и сериалов
Увидеть своими глазами
Сегодня почти все киностудии мира затевают нечто подобное. Голливуд предлагает целый ряд экскурсий. От желающих попасть на “Мосфильм” нет отбоя, посещение вотчины Карена Шахназарова зеваками проходит в конвейерном режиме. Всем охота посмотреть своими глазами на “Волгу”, украденную Юрием Деточкиным в фильме “Берегись автомобиля”, или на скромный автомобиль, на котором героини картины “Москва слезами не верит” приезжали на дачу. Надеемся, что со временем нечто подобное будет происходить и у нас, ведь у Минска и окрестностей тоже богатая кинобиография.
В Музее истории белорусского кино воочию можно изучить уникальные экспонаты.
Фото Александра Кушнера
Шершавым языком плаката
Не только хиты последнего времени, такие как “Стиляги” Валерия Тодоровского или “Шпион” Алексея Адрианова, снимали в белорусской столице. Кстати, знаменитый финал “Стиляг” снимали у ГУМа, а в московскую улицу Горького превратили наш проспект Независимости. Многие ленты из “золотого фонда” именно в Минске нашли свои гениальные локации: “Ботанический сад” Владимира Гостюхина, “Любимая” Ричарда Викторова, “Парад планет” Вадима Абдрашитова. Почти все свои картины вдохновенно создавал здесь режиссер Дмитрий Астрахан, да и сериал “Каменская” воплотился на экране в минских улицах и интерьерах. В парке имени Янки Купалы и на набережной Свислочи проходили съемки сериала “Красная королева”. А в окрестностях Минска режиссер Андрей Кавун нашел тайгу, которая понадобилась ему для боевика “Охота на пиранью”.
В картине “ПираМММида” Эльдара Салаватова можно увидеть наш Дворец Республики, превратившийся в российский Дом правительства, а Дворец культуры профсоюзов предстал в виде офиса крупного московского банка. Телецентром “Останкино” стала Национальная школа красоты. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта тоже неоднократно принимал киношников. Он стал пристанищем для съемочных групп картин “Поп” Владимира Хотиненко, “Масакра” Андрея Кудиненко, “Вольф Мессинг” Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, “В июне 41-го. ” Александра Франскевича-Лайе и других.
Нынешний маршрут начинается в Центре города — в Музее истории белорусского кино рядом с Красным костелом, в котором в советское время располагался Дом кино. Так что место во всех смыслах намоленное. Гостеприимный директор Игорь Авдеев готов восполнить любой пробел в ваших знаниях:
— Наша деятельность обращена в прошлое, но мы всячески пытаемся внести все то лучшее, что было сделано в прошлом, в современный культурный контекст.
По словам Игоря Авдеева, после реконструкции историческое здание начала двадцатого века превратили в комплекс специальных помещений, где есть кинозал, экспозиционный и выставочный залы. Сегодня музей является филиалом Национального исторического музея и работает на полную мощь, принимая туристические группы.
— Самая дорогая наша коллекция — белорусские киноплакаты, — продолжает Игорь Олегович. — Финансовые возможности у нас ограничены, тем не менее за 15 лет мы ее сформировали. Если вы увидите на плакате подпись “2 Стенберг 2”, цена вас приятно удивит, на некоторые образцы она может доходить до 100 тысяч долларов. Это работы братьев Стенбергов — Владимира и Георгия. В то время киноплакат был единственным рекламным средством, важным элементом кинопроцесса.
. И действительно — глаза разбегаются при виде плакатов знаменитых картин, снятых в Минске в 20—30-е годы прошлого века: “Проститутка”, “Медведь”, “Девочка ищет отца”, “Полесские робинзоны”, “Девушка спешит на свидание”, “Поручик Киже”, “Моя любовь”, “Человек в футляре”, “Лесная быль”, “Кастусь Калиновский” и многих других.
Собираясь отметить в этом году 95-летие белорусского кинематографа, Игорь Авдеев тем не менее полон тягостных раздумий:
— Дата, конечно, красивая, но что брать за точку отсчета? Что такое первый фильм? Один вариант, если это тот фильм, который хотели снять и запланировали. Если тот, над которым началась реальная работа, — второй. Если тот, который первым вышел к массовому зрителю, — третий. Мы должны понимать, какой критерий положен в основу? Споры идут до сих пор. Кому-то не нравится, что первым фильмом может считаться картина “Проститутка”.
Известно, что Белгоскино заработало 6 января 1925 года, но все-таки это была не киностудия, а руководящая организация. Там работало всего несколько человек, которые должны были организовать все, что необходимо для развития киноотрасли, в том числе и киностудию.
После посещения Музея истории белорусского кино туристам предлагают проехать по проспекту Независимости и окунуться в страницы славной киноистории. Потом сюрприз: страждущих отвезут в “партизанский” белорусский лес, на знаменитую натурную площадку “Беларусьфильма”, расположенную в Смолевичском районе, где тоже снималось немало известных картин.
В лесу, как и подобает, вас встретят “партизаны”, предложат испечь бульбу или сало на костре, угостят крепким чаем из походной алюминиевой кружки, для желающих найдется и что-нибудь покрепче. Некоторое время назад здесь снимали новый фильм о Янке Купале, сейчас готовят декорации для военной драмы о Зое Космодемьянской. Певец Макс Корж воплощал тут свои креативные идеи. Съемки исторического фильма о смутном времени “1612” Владимира Хотиненко студии “ТриТэ” тоже проходили тут.
Здесь же туристам покажут озеро, киношную одноколейную дорогу для съемок, военные окопы. Завершится экскурсионный тур уже на самой киностудии “Беларусьфильм”, где желающим покажут оружейные, костюмные и прочие “закрома” киностудии. Только в оружейном цехе сегодня хранится более тысячи уникальных прикладов, штыков и пулеметов любой системы. Не зря с гордо поднятой головой несет киностудия свое второе имя — “Партизанфильм”.
Чай в лесу с “партизанами” — неизменная часть киноэкскурсии “Беларусьфильма”.
Владимир Карачевский, генеральный директор Национальной киностудии “Беларусьфильм”:
— Мы готовы принимать гостей на студии и подстраиваться под любые запросы туристических групп
Источник