Виртуальная экскурсия по теме наша планета земля

Google Планета Земля виртуальное путешествие по миру

Google Планета Земля

Добрый день, друзья. Я думаю, большинство из вас любит путешествовать. К примеру, кто из нас не желает посмотреть Египетские Пирамиды, Пирамиды Мексики, Колизей, красоты Индии. Увидеть своими глазами величайшие водопады мира, самые красивые озёра Земли и прочее.

К сожалению, не всегда это бывает возможно. Хотя, в наш век цифровых технологий и не такое возможно. Помню, в 2005 году, я, чтобы в подробностях рассмотреть через компьютер различные мировые достопримечательности, купил программу первый 3D атлас мира Eindgana.

По тем временам, это было что-то. Правда, вы понимаете, что графика была не на высоте (По современным меркам). Но любую страну мира можно было рассмотреть не только с высоты птичьего полёта, но и пройтись по части её территории виртуально! Ощущения были непередаваемые!

Сейчас же существует другая подобная программа, которая довольно широко распространена. Что приятно – она бесплатна! Это — Google Планета Земля. Довольно занимательная программа. Данный софт позволяет рассмотреть всю нашу Землю с экрана вашего компьютера во многих подробностях.

В том числе, вы можете увидеть свой дом, или рассмотреть свой дачный участок (правда, качество будет не очень, т.к. кроме вас, вас участок никого не интересует).

Запустив Google Планета Земля, вам выпадает возможность увидеть любую точку Земли не только в виде карты, но и в реальном виде, т.е. со снимков из космоса. Причем, любую точку на нашей планете можно приблизить многократно.

Читайте также:  Достопримечательности питера дворцовая площадь

Другими словами, довольно подробно рассмотреть рельеф поверхности Земли. Я имею в виду рельеф полный рельеф, включая не только горы, реки, но и города, деревни, отдельные дома и даже деревья. Разумеется, если они приличного размера.

Причем, дома и улицы вы увидите в формате 3D. Кроме Земли, Google Планета Земля содержит в себе снимки океана, Луны и даже планеты Марс. То есть, она чем-то напоминает Космический симулятор Selestia, рассмотренный в прошлой статье. Функции похожи, правда не в тех масштабах, в плане космоса.

А вот в плане нашей Планеты, данная программа намного превосходит возможности Космического симулятора. Я думаю, программа будет полезна вашим детям в целях улучшения образования. Наглядный урок Географии и Истории!

Google Планета Земля как работать с программой

Чтобы скачать Google Планета Земля, переходим по ссылке на одну из страниц Гугла. Затем, принимаем условия и загружаем программу. Вы скачаете установщик Планеты Земля. Далее, этот установщик установит программу на нужный диск вашего компьютера.

Запускаем программу. Google Планета – программа довольно красочная. После запуска, вы увидите нашу Землю со своей страной на лицевой стороне. У меня открывается Россия. В левом же столбце и в верхнем меню мы увидим различные вкладки программы.

Если у вас не широкоформатный монитор и вам мешает левая колонка, её можно убрать. Для этого, в меню «Вид» нужно снять галочку около надписи: «Боковая панель». Но мне больше нравится работать с боковой панелью.

Как рассмотреть нужный город

Чтобы выбрать нужную точку нашей планеты, подведите курсор к данной точке. На пример, к «Парижу» и крутите колёсиком вашей мышки. Париж будет то приближаться, то отдаляться. Также, можно использовать настройки приближения и удаления, находящиеся в правой стороне.

Нажав на одну из стрелочек, вы переместитесь в нужную сторону. Прокрутив же строку приближения, вы будете приближаться или удаляться от выбранной точки.

Для более быстрого перехода к нужной точке планеты, в боковой панели, в строке поиска, можно прямо ввести то, что мы ищем. К примеру – Лувр, Франция.

Google Планета Земля переместит нас именно в Лувр. Нам остаётся его приблизить, чтобы лучше рассмотреть.

Также, на самом изображении (в данном случае во дворе Лувра) и внизу программы мы увидим различные картинки – рекомендуемые изображения. Выберем одну из них. Мы видим всемирно известную стеклянную пирамиду на территории дворца. Кликнув по картинке еще раз, мы её увеличим.

Получается довольно красиво. Также, советую обратить внимание на нижнее окно в левой колонке. К примеру, обратим внимание на вкладку «Погода». Вы можете отметить необходимые галочки: — Облачность, Прогноз погоды, Радиолокатор и прочее.

В этом случае, вы сможете воочию увидеть облачность и температуру в нужном регионе.

Чтобы перейти с Земли к другому объекту Солнечной системы, например – Марсу, нужно в верхнем меню нажать на кнопочку, напоминающую планету «Сатурн» и выбрать «Марс». У нас появится данная планета.

На Марсе также можно мышкой покрутить планету, приближать или удалять различные части поверхности Марса и прочее.

Также, некоторые настройки Google Планета Земля вы можете поменять под себя. Для этого, переходим в «Инструменты», затем «Настройки». У нас открывается новое окно. Советую внимательно изучить данное окошко и выбрать те настройки, которые наиболее оптимальны системным и аппаратным данным вашего компьютера.

К примеру, вы можете выбрать более высокое качество изображения. Также, поменять скорость загрузки изображения. Хочу заметить, что на данные параметры влияет не только характеристика вашего ПК, но и скорость соединения с интернетом. Так как Google напрямую загружает изображения из всемирной сети.

Видео Google Планета Земля

О программе Google Планета, как и о многих других сложных программах одними словами рассказать трудно. Поэтому, я вам предлагаю посмотреть видео, в котором довольно подробно рассказывается о данной программе.

Я надеюсь, программа Планета Земля вам действительно понравилась, т.к. это действительно удобная и полезная образовательная программа для различных слоёв населения. От учеников — до ученых, путешественников или просто людей, интересующихся красотами нашей планеты! Успехов!

Источник

Виртуальной экскурсии по экологии с использованием ИКТ и ТРИЗ технологий на тему: «Планета Земля!» (для старших и подготовительных групп)

Бачинская Наталья Вячеславовна
Гузь Наталия Владимировна

Воспитатель, МБДОУ д/с 23 ЦРР, г. Балашиха, Московская область
Воспитатель, МБДОУ д/с 23 ЦРР, г. Балашиха, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бачинская Н.В., Гузь Н.В. Виртуальной экскурсии по экологии с использованием ИКТ и ТРИЗ технологий на тему: «Планета Земля!» (для старших и подготовительных групп) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.04.2021).

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные – познакомить с понятием «Солнечная система», с экологическими проблемами планеты Земля; формировать интерес к проблеме охраны природы;
  • Развивающие – развивать кругозор, мышление, речь;
  • Воспитательные – воспитывать радостное, заботливое отношение к природе, желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, мультфильм «Человек и Земля», знаки с изображением живой и неживой природы к дидактической игре с элементами ТРИЗ «Я –главный», глобус.

ХОД ЭКСКУРСИИ

СЛАЙД 2, 3

Наталья Вячеславовна Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей виртуальной экскурсии “Планета Земля”.

Да, вы не ошиблись. Наша Земля действительно должна стать для нас своего рода музеем, потому что нам необходимо сохранить её и всё, что на ней существует для наших потомков. А где ещё можно сохранить всё для будущего как не в музее.

Ребята, посмотрите, что у меня в руках и скажите, что это такое? Это глобус – модель нашей Земли. Это уменьшенный вид нашей Земли.

— Как называется наша планета? Планета, на которой мы живем, называется «Земля» и она дружит с солнцем. Что дает солнце нашей планете? (тепло и свет)

Я хочу вам рассказать о нашей планете — Земля. Все люди, которых ты знаешь и которых не знаешь, живут на одной планете – на Земле. Пока, это единственная планета, о которой мы точно знаем, что на ней есть жизнь! Планета Земля – шарообразное небесное тело, где есть суша и вода. Наша планета покрыта зелёной растительностью, горами, реками, озёрами, океанами, пустынями. Большую часть Земли занимает вода. Поэтому иногда Землю называли голубой планетой.

СЛАЙД 4

Наталья ВячеславовнаПосмотрите, какая красивая наша Земля?

Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар.

(показываю стеклянный шар)

СЛПЙД 5

Наталья Вячеславовна:Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как удивительны и уникальны животные и растения нашей планеты! Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Ведь последние две тысячи лет были полностью истреблены почти триста пятьдесят видов животных, многие из них занесены в Красную книгу. Посмотрите на эти картинки: на них изображены животные, которые находятся на грани исчезновения.

СЛАЙД 6, 7, 8, 9

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Помните, что убивая природу, мы убиваем себя и своё будущее!

СЛАЙД 10

Не даром космонавты, сравнивают планету со стеклянным шаром, ведь она может пострадать из –за необдуманных действий человечества и разбиться, как стеклянный шарик.

СЛАЙД 11

Наталия Владимировна:Вот для этого и существует такая наука как экология. Ребята, подскажите, а что такое экология?

СЛАЙД 11

Правильно. Природа – это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек – это тоже часть природы. Главный закон экологии — все связано со всеми. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

Проводим игру дидактическую игру с элементами ТРИЗ (эмпатия) «Я – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ»

Детям раздают знаки с изображением живой и неживой природы. Дети превращаются в эти объекты и говорят:

Я – солнышко. Я самое главное. Я даю людям тепло.

Я – вода, я самая главная. Без меня вы умерли бы от жажды.

Я –воздух. Все живое дышит Без меня не было бы жизни. Я – самый важный.

Я – почва, самая важная. Без меня ничего не растет.

Я – растение, земли украшения. Я расту даю красоту и плоды, которые вы употребляете в пищу, еще обогащаю кислородом воздух и очищаю воздух.

Я –насекомое. Я – опыляю растения, без меня оно не даст не плодов не семян.

Я – птица. Я –уничтожаю вредных насекомых

Я – заяц – травоядное животное. Я пища для хищников, человека.

Я – волк – хищник. Я – охочусь на животных, я санитар леса без меня было бы много больных животных.

Я – человек. Я — могу управлять водой, ветром, почвой. Распахать землю, разводить животных, могу охотиться.

Я – микроб, я главный. Если ты человек, не помоешь руки, ты заболеешь, я везде. Я – главный.

Наталия Владимировна:Скажите, пожалуйста, мы можем с Вами выбрать тут главного?

СЛАЙД 12

Главным законом экологии — все связано со всеми. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. А еще дождь, снег, и чистый воздух.Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже

А теперь перейдем к просмотру видео, которое называется «Человек и Земля»

Просмотр видео «Человек и Земля»

Наталья Вячеславовна:Ребята, как Вы думаете, что Земля сказала человеку в конце видео?

Правильно. Береги меня. Охраняй меня. Защищайте и не губи.

Наталья Вячеславовна, Наталия Владимировна: Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вы не забудете то, о чём мы сегодня говорили и будете настоящими друзьями и защитниками природы. Помните, что судьба планеты Земля в ваших маленьких руках. Спасибо за внимание!

Источник

Виртуальная экскурсия «День Земли»

Презентация к уроку

Цели:

  • Расширить представления о планете Земля, её происхождении, особенностях, уникальности.
  • Раскрыть экологические и нравственные проблемы Земли.
  • Воспитать бережное отношение к природе и богатствам Земли.
  • Продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного цикла (биологии, химии, физики).
  • Расширить кругозор учащихся, развивать ассоциативное мышление.

Этапы экскурсии:

  1. Вступительное слово ведущего-экскурсовода
  2. Просмотр видеофрагмента “Планета Земля лучшая!”
  3. Посещение зала “Происхождение Земли” (учитель физики)
  4. Блеф-игра
  5. Посещение зала “Техногенные катастрофы” (учитель географии)
  6. Установление причинно-следственных связей.
  7. Посещение зала “Биоиндикаторы” (учитель биологии)
  8. Лаборатория исследования “Биоиндикаторы” (учитель химии)
  9. Просмотр видеофрагмента “Планета Земля лучшая!”
  10. Заключительное слово ведущего-экскурсовода

Подготовка к экскурсии: участники делятся на три группы и рассаживаются за соответствующие столы

Оборудование: 3 образца сосны обыкновенной, вода, химический стакан, спиртовка, спички, мензурки, пробирки, прибор рН-метр, видеофильмы, презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, печатный дидактический материал, таблички “ДА” или “НЕТ”.

Ход экскурсии

Вступительное слово ведущего-экскурсовода

Уважаемые посетители мы рады видеть вас в виртуальном музее Земли. Сегодня вы совершите экскурсию по залам музея, где не только получите интересную информацию, но и примете участие в творческих испытаниях и даже исследовании. Желаем вам приятных впечатлений!

50 лет назад Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю из космоса и восторгался её красотой. Видеоролик “Планета Земля лучшая!” https://www.youtube.com/watch?v=ncwwMEGwUHw

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Ни год, ни два, а миллиарды лет . (С. Михалков “Стон Земли”)

А как же возникла наша планета?

Ответ на этот вопрос вы можете узнать в первом зале нашего музея

Посещение зала “Происхождение Земли”

— Давайте поговорим о возникновении нашей планеты? Теорий настолько много, что все перечислить – времени не хватит, да и не думаю, что это будет интересным и нужным. Пройдемся по не очень известным, но хитромудрым и экстравагантным.

Теория матрицы. Да-да, именно. Вы не ослышались. Фильм “Матрица” основан именно на этой теории. Есть мнение, что наша Вселенная – это чья-то компьютерная программа. С ума сойти, да? Невозможно представить себе мощность этого компьютера, да и вообще представлять, что мы все запрограммированы как-то не хочется. Но это всего лишь теория. Верить ей или нет – решайте сами.

Белые дыры – те же черные, только белые. Всем известно, что черная дыра поглощает все, что можно и нельзя. Сравнивая с белой – белая испускает из себя вещество. Получается, что нашу вселенную “выплюнули”. Опять же версия странна, но интересна этой своей странностью.

Ну и, если теория будет подтверждена, то мир физики со многими ее постулатами просто перевернется вверх тормашками.

Черные дыры. Существует теория, что черные дыры испускают не просто вещество, а новые вселенные. Тоже круто, согласитесь?

Теорий много, они все интересные, но давайте поговорим о классических теориях. Демонстрация видеофрагмента из фильма “Происхождение Земли” http://rutube.ru/video/3c7ccc1ca8933b29355b771b9c4bc792/

Многие ученые, астрологи, астрономы пытаются ответить на вопрос: откуда возникла планета Земля? Они строят теории, обсуждают факты в поисках истины. Строят множество теорий, которые зачастую в итоге сводятся к одному единому пониманию — доказать то, как и откуда появилась наша планета — человечеству пока не по силам!

Блеф-игра (учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить “ДА” или “НЕТ”, подняв соответствующие таблички).

1) Верите ли вы, что история нашей планеты насчитывает около 10-12 тысячелетий?

Ответ: Нет. Еще жрецы древнего Вавилона, основываясь на положении звезд и по их движению, пытались доказать значительно больший возраст. По их расчетам получилось, что наша планета существует около 4,6 млрд. лет)

2) Верите ли вы, что атмосфера Земли “улетучивается”

Ответ: Да. Благодаря тепловой энергии, скорость некоторых молекул, находящихся на внешней границе атмосферы Земли, увеличивается настолько, что они выходят за пределы зоны действия ее гравитации. В результате происходит медленный, но равномерный отток атмосферы в космос. Из-за того, что летучий водород имеет более низкую молекулярную массу, его молекулы легче развивают необходимую скорость, и “утекают” в космос быстрее. Поэтому в настоящее время атмосфера Земли не уменьшается, а окисляется, влияя на химическую природу жизни, сформировавшейся на планете. К тому же, атмосфера, насыщенная кислородом, сохраняет уцелевший водород, заключая его в молекулы воды.

3) Верите ли вы, что весна движется со скоростью примерно 50 километров в сутки.

Ответ: Да. Это определено по наблюдениям за соцветием отдельных растений.

4) Верите ли вы, что у нашей планеты есть двойник?

Ответ: Да. Гипотетическая экзопланета земного типа, которая лежит в пределах “зоны жизни” звезды, и по размерам и массе примерно равна массе Земли. Такие планеты представляют огромный интерес, как возможное будущее место обитания для человечества, поскольку эти планеты потенциально могут быть пригодны для жизни и по климату могут быть похожи на Землю (на них не очень жарко и не слишком холодно). Поиском землеподобных планет в зоне жизни будет занята миссия Кеплера, а также в будущем и другие миссии

5) Верите ли вы, что изменение магнитного полюса земли ведет к изменению климата на планете?

Ответ: Нет. Магнитные полюсы Земли перемещаются. Полюсы на Земле менялись местами уже много раз! Об этом можно судить по тому, что направление магнитного момента камней, образующих океанское дно, непостоянно. Каким оно будет, зависит от того, какой была ориентация полюсов в момент формирования камня в районе срединно-океанических хребтов.

Ведущий-экскурсовод:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Ни год, ни два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

В.И. Вернадский сказал: “С человеком несомненно появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты”.

С действием этой геологической силы вас познакомит в следующем зале музея.

Посещение зала “Техногенные катастрофы”

Человек, став самой значимой биологической единицей на планете, часто не задумывается о последствиях своей деятельности для природы.

Давайте посмотрим, какие же “подарки” он создал себе сам:

1) Техногенная катастрофа — это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).

2) Катастрофа природно-техногенная — разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей.

На какие группы можно разделить все виды техногенных катастроф?

а) техногенные катастрофы в море (разливы нефти в Персидском заливе, Атлантическом океане);

б) транспортные техногенные катастрофы железнодорожные, авиационные, автомобильные;

в) аварии на энергетических системах (Саяно-Шушенская ГЭС 2009 год);

г) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (при запуске космических ракет, строительстве и ремонт АПЛ, авария на Чернобыльской АЭС);

д) аварии с выбросом (угрозой выброса) химических опасных веществ (на химических предприятиях, комбинатах и при перевозке химических веществ);

е) внезапное обрушение зданий и сооружений

ж) пожары, взрывы

А теперь рассмотрим, какие техногенные аварии произошли в России за последние 65 лет:

1946 год. Взрыв парохода “Дальстрой” полностью разрушивший сооружения порта и повлёкший большие человеческие жертвы.

1957 год. Кыштымская авария на химкомбинате “МАЯК”, расположенном в закрытом городе “Челябинск-40” (ныне Озёрск) из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости, где содержалось около 80 кубометров высокорадиоактивных ядерных отходов..

1960 год. Катастрофа на Байконуре. На космодроме Байконур 24 октября 1960 года при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошёл взрыв.

(рассказ учащегося о катастрофе) 1970 год. Радиационная авария на заводе “Красное Сормово”. При строительстве атомной подводной лодки К-320 произошёл несанкционированный запуск реактора. При этом произошло значительное радиоактивное заражение территории цеха.

1977 год. Взрыв танкера на Сормовской нефтебазе.

1985 год. Радиационная авария в бухте Чажма. На АПЛ К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода ВМФ, при перезарядке активных зон реакторов произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана

(рассказ учащегося о катастрофе) 26 апреля 1986 года Чернобыльская катастрофа, затронула не только СССР, но и Европу.

1988 год. Арзамасская железнодорожная катастрофа. Товарный поезд, произошёл взрыв. Взрывом был уничтожен 151 дом.

1989 год. железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу Теляк. (Челябинская область) в момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо — воздушной смеси

2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из кратера турбины.

А теперь предлагаю вернуться к событиям произошедшим 11 марта 2011 года -техногенной катастрофе, о которой говорит весь мир, “Фукусиме”. (Приложение 1 видеоролик о событиях 11 марта 2011 года в Японии).

Вам предстоит разобраться в хронологии события, его причинах и последствиях данной аварии. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал, из которого 1 группа должна выбрать причины, 2- хронологию самой техногенной катастрофы, 3- последствия. Время на выполнение задания 4 минуты. (Приложение 2)

По окончании работы прошу оформить соответствующую часть доски и защитить свой проект (выбор)

Вопрос: Возможно ли подобное в России и почему?

Президент РФ Дмитрий Медведев в своём видеоблоге посвящённом событиям в Фукусиме отметил, что необходимо на международном уровне:

— ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;

— своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты.

Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость — и не вписывается в очередной поворот. В результате — катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

Ведущий-экскурсовод

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли.
Очнетесь люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.

Как определить пульс планеты, ощутить её дыхание, сохранить чистоту? Человек делает еще только робкие шаги в этом направлении.

В нашем быту обращается более 70 тысяч различных химических препаратов – синтетических веществ не существующих в природе.

Чутко реагируют на состояние окружающей среды живые организмы.

И мы переходим с вами в следующий зал музея Земли. В этом зале я познакомлю вас с живыми организмами — биоиндикаторами

Посещение зала “Фитоиндикация”

Фитоиндикация это один из способов биоиндикации, т.е. оценка состояния окружающей среды по реакции растений. Этот метод обеспечивает более раннее распознаванием возможностей опасности, исходящей от вредных веществ. Спецификой этого метода является подбор растений – индикаторов, обладающих характерными чувствительными свойствами при контакте с вредными веществами. Использование фитоиндикационных методов позволяет получить более объективную информацию о состоянии растений, произрастающих в зонах повышенной антропогенной нагрузки, а также дает основание для экологического прогноза на исследуемой территории.

В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Сейчас наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений – теплоэлектростанции, бытовые котельные, которые выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух окислы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы.

Перед вами на столах лежит таблица растений – индикаторов. (Приложение 3)

Приведите примеры реакции растений на загрязнение атмосферы.

Признаки повреждения растений — индикаторов под влиянием химических веществ — загрязнителей атмосферы

Воздействующие вещества Растение-индикатор Внешние признаки повреждения растений
Сернистый газ Сосна обыкновенная

Ясень американский Концы хвоинок приобретают бурый оттенок.

Хвоя буреет и опадает.

Массовая гибель. При концентрации выше 0,3 мг/м 3 наблюдается полное отсутствие лишайников — лишайниковая пустыня.

Обширное, междужилковое обесцвечивание листьев. Аммиак Бегония, бобы, томаты

Граб обыкновенный Погибают при образовании смога.

На нижней части листьев появляется глянцевитость или серебристость; при значительных концентрациях листья становятся тускло-зелеными, затем буреют и даже чернеют. Фтороводород Гладиолус Некротическая ткань появляется на вершине листа, а затем распространяется вниз по всей ширине листа. Соль для таяния льда Береза Появляются ярко – жёлтые, неравномерно расположенные краевые зоны, затем край листа отмирает, а жёлтая зона продвигается от края к середине и основанию листа.

Демонстрация слайдов по фитоиндикации

В последнем зале нашего музея вы попробуете исследовать экологическую ситуацию в разных районах нашего города по фитоиндикатору сосне обыкновенной.

Фитоиндикация нужна не только специалистам, каждый человек должен знать окружающий его растительный мир, уметь пользоваться этим уникальным зеркалом природы.

Отрицательно воздействуют на растения практически выбросы, но особенно: окислы серы, частицы тяжёлых металлов, соединения фтора, фотохимическое загрязнение, углеводороды, окись углерода, содержащаяся в выхлопных газах автомобилей (Загрязнение воздуха и жизнь растений, 1988). Растения рано стареют, редеет и уродуется их крона, преждевременно желтеют и опадают листья и хвоя. По мнению Артамонова В.И. индикатором загрязнённости атмосферы может служить сосна обыкновенная. К примеру, в нормальных условиях хвоя сосны опадает через 3-4 года, а поблизости от источников загрязнения атмосферы – значительно раньше. Особенно чутко реагирует сосна на загрязнения сернистым газом. Под влиянием токсиканта хвоя сосны в зонах сильного загрязнения приобретает тёмно-красную окраску, затем отмирает и опадает, просуществовав всего год. В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические (участки, где разрушен хлорофилл) точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Для выполнения данной работы на территории г. Северодвинска было намечено 3 точки обследования:

№1 Парк вблизи территории завода “СМП”

№2 Лес в районе дачных участков

№3 Ягринский бор

Выполнение экскурсантами исследовательской работы по теме “Биоиндикаторы” Приложение 4 и заполнение обобщающей таблицы.

Состояние атмосферного воздуха в г. Северодвинске, в общем, можно оценить как относительно чистое (“норма”). Более высокую степень загрязнённости воздуха в городе, вероятно, можно объяснить влиянием автотранспорта, наличием ТЭЦ.

По внешнему виду раствора в пробирках была определена степень помутнения. Чем чище воздух, тем больше воска на хвоинках, тем выше степень помутнения раствора. Результаты работы по тесту по Гертелю еще раз подтвердили адекватность оценки состояния атмосферного воздуха по классам усыхания и повреждения хвои.

Завершая экскурсию в виртуальном музее Земли мне хочется сказать: являясь частью природы мы всеми клеточками должны ощущать: не Земля принадлежит нам, а мы Земле.

А сейчас мы предлагаем выйти к доске вставить пропущенные слова в четыре закона экологии, выраженные в афористической форме:

Всё связано во всём.
Все должно куда-то деваться.
Ничто не даётся даром.
Природа знает лучше. (прокомментировать)

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам жировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это люди как собственный приказ.
А то Земли не будет и каждого из нас.
(Михаил Дудин)

Источник

Оцените статью