Виртуальная экскурсия «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста
Ольга Фалько
Виртуальная экскурсия «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста
«Правила дорожного движения»
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель Фалько О. Е.
Цель экскурсии: формировать у детей понятие о правилах дорожного движения.
Задачи:
Расширить представления детей о правилах дорожного движения;
Рассказать о поведении детей, водителей и пешеходов на улицах города и на дороге.
Закрепить знания детей о названиях и значениях дорожных знаков.
Создавать благоприятные условия для развития познавательных процессов.
Актуальность экскурсии:
Воспитание интереса к правилам дорожного движения.
Образовательный эффект
Формирование представлений о ПДД.
Развитие познавательной активности и познавательных процессов.
Словарь (лексический минимум)
Существительные: правило, дорога, нарушение, безопасность, светофор, перекресток, транспорт, гужевой транспорт.
Прилагательные: дорожный, пешеходный, наземный, подземный, внимательный, красный, желтый, зеленый.
Глаголы: идти, ехать, следить, переходить, соблюдать, управлять, уступать, переходить.
Слайд 2 – маршрут экскурсии
Слайды 3 – 4 Фотогалерея улицы города, гужевой транспорт
Ребята, давайте рассмотрим с вами интересные картинки. Посмотрите, что на них изображено? Правильно, вы увидели улицы города.
Мы с вами живем в большом и красим городе, на улице которого много машин и пешеходов.
Были времена, много-много-много лет назад, когда машин еще не было. А как вы думаете, на чем люди тогда передвигались, на чем перевозили тяжелые грузы? Давайте рассмотрим изображения (слайд 5). Как вы думаете были ли тогда правила передвижения?
Слайд 6 И тогда и в наше время пешеходы и водители соблюдают строгие правила. Почему эти правила так важны?
Подскажите мне, пожалуйста, как называются эти правила?
При нажатии на светофор можно перейти по ссылки на развивающий мультик: «Правила дорожного движения (ПДД) для детей в стихах.. Урок 2»
Слайд 7 Мы с вами тоже участники дорожного движения. Какое участие мы принимаем в дорожном движении?
Если идем по улице пешком – то, кто мы? (пешеходы)
Слайд 8. А если мы едим на велосипеде или самокате? (водители детских транспортных средств)
Давайте рассмотрим картинки, на чем катаются дети? А вы так умеете? На чем вам больше всего нравится кататься? Будьте внимательными, чтобы не причинить вред себе и другим: вовремя подавайте звуковой сигнал; сбавляйте скорость, объезжая маленьких детей, людей с детьми и пожилых людей.
Слайд 9. Получается, что нам надо знать правила и для пешеходов, и для водителей детских транспортных средств.
Слайд 10. Ребята, когда мы находимся на территории детского сада, то мы можем не переживать что вдруг откуда-то появится автомобиль. Но когда вы выходите за территорию детского сада, то тут вас могут поджидать разные опасности. Важно помнить одно правило: проезжая часть (дорога) для машин, а тротуар – для пешеходов. Вы помните, что такое тротуар? (эта та часть улице, которая предназначена для пешеходов).
Слайд 11. А если мы находимся, например, в деревни? Там нет тротуаров, что же тогда делать? Здесь наше правило будет звучать по-другому, ведь в деревни нет тротуаров. Дорога для машин, а обочина – для пешеходов.
Слайд 12. Но рано или поздно нам все равно придется сойти с тротуара, как вы думаете почему? (чтобы перейти улицу). Можно ли переходить улицу где захочется? (нет, только где разрешено). Давайте сейчас поговорим, о том, где же можно переходить улицу и как это узнать?
Слайд 13. Дорогу можно переходить только по пешеходному переходу.
Слайд 14. Для этого на дороге нарисованы специальные полоски, их еще называют зеброй. Можно ли сразу переходить дорогу? Нужно внимательно посмотреть на дорогу сначала налево, потом, на середине дороги – направо (теперь машины едут оттуда).
При нажатии на знак пешеходный переход (в левом верхнем углу, можно перейти по ссылки и посмотреть развивающий мультфильм про пешеходный переход).
Слайды 15-16. Знак «Подземный переход». Где еще можно перейти улицу? Если переход находится под землей, то как он называется? (с лево, при нажатии на знак, можно перейти по ссылки и посмотреть развивающий мультфильм про подземный переход).
Слайд 17 – 18. Знак «Надземный переход». Если переход находится над землей, то он называется надземный.
Слайд 19 Знаки: место остановки автобуса, троллейбуса, такси и трамвая
Ребята, теперь давайте рассмотрим с вами еще одни нужные знаки: общественного транспорта. Это остановка автобуса, знак остановки трамвая, остановка такси и остановка троллейбуса.
Слайд 20. Д/и «Помоги Гонщику: найди нарушителей»
Цель игры: Закреплять представления детей о правилах поведения пешеходов в условиях улицы. Закреплять представления детей о назначении светофора.
Ход игры. рассмотреть картинку, при нажатии на детей, которые нарушают правила дорожного движения они исчезают, если ребенок выбрал того, кто следует правилам – то картинка слегка качнется. Можно обсудить с ребенком его выбор.
Слайд 21 — 22. Д/и «Подбери знаки»
Цель игры: закрепить знания детей о дорожных знаках, предназначенных для пешеходов. Развитие внимания, мышления.
Ход игры. Рассмотрите картинку, на ней не хватает дорожных знаков, ребенку предлагается выбрать из знаков, которые находятся слева. При нажатии на правильный знак он переместится на свое место, если выбрать не тот знак, то он останется на месте.
Слайд 23 — 26. Д/и «Найди знак остановки»
Цель игры: закрепить знания детей о знаках остановки общественного транспорта. Развитие внимания, мышления.
Ход игры. Рассмотрите картинку, в центре слайдов расположено изображение общественного транспорта, которому необходимо подобрать соответствующий дорожный знак. При нажатии на правильный знак, который соответствует данному общественному транспорту, знак переместится в прямоугольник, при нажатии на знак, который не подходит – он слегка изменится в размере и останется на месте.
Слайды 27 — 29. Пояснительная записка и ссылки на источники.
Источник
Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по курсу ОБЖ в 7 классе
Дата публикации: 20.03.2017 2017-03-20
Статья просмотрена: 1790 раз
Библиографическое описание:
Хлуднев, Н. Ю. Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по курсу ОБЖ в 7 классе / Н. Ю. Хлуднев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40640/ (дата обращения: 29.04.2021).
В статье рассмотрены методические особенности организации и проведения виртуальных экскурсий и возможность их применения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, методические требования проведения виртуальной экскурсии, виртуальные экскурсии по ОБЖ.
Тенденции развития современного общества обуславливают необходимость организации личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование школьника, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к саморазвитию, способного к творческой самореализации [1,2].
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образовательного процесса. Информатизация образования рассматривается как процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [3].
В современных условиях в связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменился подход к проведению экскурсий в школе. Виртуальные экскурсии являются новым видом экскурсий, которые отличаются от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов[4]. Виртуальные экскурсии основываются на компьютерном моделировании и создании искусственного мира, в котором можно действовать с помощью специальных сенсорных устройств.
Анализ литературы по вопросу методических особенностей организации и проведения виртуальных экскурсий показал, что требования к виртуальной экскурсии близки к требованиям реальной традиционной экскурсии. Так, например, выделяют подготовительный, основной этапы и этап подведения итогов экскурсии. Учитель на подготовительном этапе определяет цель и задачи экскурсии в соответствии с темой, отбор и изучение экскурсионных объектов, составляет маршрут экскурсии, осуществляет отбор экскурсионного материала, составляет вопросы и задания. Отличительной особенностью виртуальных экскурсий является составление маршрута на основе видеоряда, который учитель подбирает в соответствии с темой и задачами экскурсии; отображение реально существующих объектов, имитация объектов наблюдения и изучения. Маршрут экскурсии определяется видеорядом, который отобран учителем в определенной последовательности, продумывается техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность) и методические рекомендации по использованию ресурса. Ученики просматривают объекты экскурсии и выполняют задания. Преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность изучаемых объектов, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие заданий, создание условий для самостоятельных наблюдений.
В практике обучения различают виды виртуальных экскурсий: фотопутешествия (оформляются в виде электронных презентаций); видеоэкскурсии (видеозаписи, в том числе размещенные на сайтах музеев). Учителя-практики при создании виртуальных экскурсий выделяют следующие этапы: «постановка цели и задач экскурсии; выбор темы; изучение литературы по данному вопросу; отбор и изучение экскурсионных объектов; оцифровка фото и иллюстраций; составление маршрута экскурсии на основе видеоряда; подготовка плана ведения экскурсии; показ экскурсии» [5].
Проведение виртуальной экскурсии учителю следует начинать с вступительной беседы, в которой определяются цель и задачи экскурсии, учитель обращает внимание на способы навигации от одного объекта к другому. Правильный отбор объектов, их количество, которое может быть от 10 до 20, последовательность показа определяет успешность проведения виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда виртуальной экскурсии необходимо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему, соответствовал возрастным особенностям учеников. Показ объекта должен быть организован в логической последовательности, он может излагаться в хронологической, тематической, исторической последовательности. Характеристика объекта виртуальной экскурсии требует четких и кратких формулировок, необходимого количества фактического материала.
Итоги виртуальной экскурсии подводятся различными способами. Это может быть обобщающая беседа, письменные отчеты и т.д.
Для проведения виртуальной экскурсии требуется кабинет или лекционный зал и мультимедийная техника, что является основным преимуществом виртуальной экскурсии в отличие от традиционной экскурсии, которая требует дополнительного учебного времени, договоренности с администрацией школы, а иногда и согласия родителей школьников.
В виртуальной экскурсии доступны для наблюдения любые объекты, даже удаленные, ее проведение не зависит от погодных условий. При организации традиционной экскурсии учителю необходимо предварительно ознакомиться с маршрутом, отобрать объекты для наблюдения, продумать задания, рассчитать время не только на саму экскурсию, но и время, которое затрачивается на то, чтобы добраться до места экскурсии. Затраты времени на проведение виртуальной экскурсии минимальны, так как не нужно покидать класс (школу) и преподаватель сам устанавливает продолжительность экскурсии. Следует отметить, что значительный объем времени учитель затрачивает на создание самой виртуальной экскурсии, кроме того, учителю требуются специальные знания для этого. Достоинством виртуальной экскурсии является то, что ее можно многократно повторять в любое время, использовать на других уроках и во внеурочной деятельности, ученикам предоставляется возможность введения записей в приемлемом темпе и удобном режиме.
При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе виртуальные экскурсии могут применяться для изучения многих тем. Так, например, в разделе «Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций» рассматриваются основные понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, геологического, метеорологического и гидрологического происхождения, пожары и ЧС биолого-социального происхождения. На основе изученного теоретического материала по вопросу применения виртуальных экскурсий в учебно-воспитательном процессе школы, в нашем экспериментальном исследовании разрабатываются следующие виртуальные экскурсии: «Пожарная часть»; «Музей пожарной охраны»; «Наводнение»; «Радиационное заражение»; «Землетрясения». Следует отметить, что перечисленные экскурсии разных видов, Виртуальные экскурсии в «Пожарную часть» и в «Музей пожарного дела» могут основываться на готовых фото и видеоматериалах, которые учитель формирует в соответствии с темой и задачами экскурсии. Формирование действий при чрезвычайных ситуациях происходит на виртуальных экскурсиях «Наводнение», «Землетрясение» и требует создания виртуальной реальности, в которой может оказаться ученик.
Таким образом, виртуальные экскурсии в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» являются важной частью учебно-воспитательного процесса и способствуют усвоению знаний, формированию умений и саморазвитию ученика.
- Абрамова В.Ю. Киселева Э.М. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС //Мир науки, культуры, образования. 2016. №2 [57]. С.42-45.
- Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности// Высшее образование сегодня. – М. – 2011. — № 4. – С. 83-86.
- Абрамова В.Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №3-2. С.162-165.
- Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С.
- Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.
Источник