Виртуальная экскурсия по музею-квартире А.С. Пушкина на Мойке
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виртуальная экскурсия в музей-квартиру А.С. Пушкина
«. я, нижеподписавшийся, двора его императорского величества камер-юнкер Александр Сергеевич Пушкин, заключил сей контракт. в том: 1-е, что нанял я, Пушкин, в собственном ее светлости княгини Софьи Григорьевны Волконской доме. весь, от одних ворот до других, нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий со службами. »
Вестибюль Квартира включала буфетную, столовую, гостиную, спальню и комнаты сестер Гончаровых. Детская, кабинет, передняя, комната прислуги — окнами во двор. А во дворе — конюшни, каретные сараи, сеновалы — обычный пейзаж хозяйственного двора, чем-то похожего на деревенский. Стояли кареты и видавшая виды дорожная коляска Пушкина. В последний раз он ездил в ней в Москву, а перед этим, весной 1836 года, в Михайловское — хоронить мать. Там, в Михайловском, оставалось его родовое имение.
А здесь, в Петербурге, жила большая семья, вернее, две семьи — Пушкины и Гончаровы — под одной крышей. Детей четверо: старшей шел пятый год, младшая родилась в мае 1836 года. Четверо взрослых: Пушкин, Наталья Николаевна и две ее сестры. Вечером 27 января, после дуэли, Пушкина, смертельно раненного, привезли в квартиру на Мойке.
То, как выглядела квартира мы смогли узнать благодаря наброску В.А. Жуковского : хотя бы на бумаге он хотел сохранить облик дома поэта, который «стал святыней для его Родины». Но сама квартира пустела на глазах. Сначала отправили на жандармский досмотр рукописи поэта. В середине февраля уехала Наталья Николаевна. Последними увезли книги. И в доме уже не осталось никаких следов памяти о Пушкине… В. А. Жуковский
План квартиры А.С. Пушкина, зарисованный В.А. Жуковским 1. Кабинет: а) диван, на котором умер Пушкин; в) его большой стол; с) кресло, на котором он работал; d) полки с книгами. 2. Гостиная: а) кушетка, на которой лежала ночью Наталья Николаевна 3. Передняя: а) здесь Пушкин лежал во гробе. 4. Столовая: а) так были поставлены ширмы, чтобы загородить гостиную, где находилась Наталья Николаевна 5. Сени: а) здесь стоял залавок, которым задвинули дверь; в) маленькая узкая дверь, через которую входили все посторонние. 6. Буфет с чуланом, здесь собирались приходившие осведомиться во время болезни ночью, тогда как заперли дверь в прихожую
А.С. Пушкин П.Ф. Соколов. Акварель. 1836 В последний раз Пушкин проходил через вестибюль утром 27 января. Вышел на лестницу, потом вернулся, скинул дядьке на руки легкую бекешу, велел подать шубу. В шесть часов вечера у ворот остановилась карета. Все остальное легко можно представить: замешательство слуг, суету у кареты, неровный свет фонарей. Камердинер Никита взял Пушкина на руки, понес через вестибюль, и Пушкин спросил его: «Грустно тебе нести меня?»
Бюллетени о состоянии здоровья А.С. Пушкина, составленные В.А. Жуковским Как только Петербург узнал о трагедии два дня кареты у ворот дома сменялись беспрестанно: приезжали врачи, друзья, незнакомые люди. Входили в переднюю. Как ни старались говорить тихо, звуки голосов доносились до кабинета. Тогда закрыли двери и стали входить через чулан, на дверях которого, углем написали: «Пушкин».
К.К. Данзас Неизвестный художник. Карандаш.1836 В день дуэли Пушкина ждали, как обычно, к шести часам вечера. У Натальи Николаевны не было в тот вечер никаких предчувствий. Когда карета остановилась у ворот, первым вышел К. К. Данзас, секундант Пушкина. Войдя в переднюю, он сразу же послал слугу вниз за барином, а сам прошел в столовую, где был накрыт к обеду стол, расставлены приборы. Последние мгновения обычной жизни.
Прибор рубинового стекла Пушкин купил дорожный набор: графин и рюмки на подносе, в Кишинёве и долгие годы не расставался с ним, но 28 января 1828 года наполнил графин своим любимым вином – мадерою – и подарил его сестре Ольге по случаю её свадьбы.
Портрет А.С. Пушкина. Орест Кипренский, 1827 В гостиной висел портрет Пушкина, написанный Орестом Кипренским в 1827 году, за десять лет до гибели Пушкина. Художник был вдохновлен желанием передать облик поэта, раскрыть гармонию его духа. С 1831 года портрет находился в семье Пушкина. Потом хранился у его старшего сына, А. А. Пушкина, который передал его в Третьяковскую галерею. Сейчас в гостиной копия неизвестного художника («Е. В.») 1837 года, по легенде созданная для О. С. Павлищевой, сестры поэта.
Последняя рабочая тетрадь А. С. Пушкина
Будуар Н.Н. Пушкиной
«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица»
В ящиках дамского бюро – бумажник Пушкина и бисерные кошельки, один из которых вышит Н.Н. Пушкиной.
Сестры Натальи Николаевны занимали две комнаты, примыкавшие к спальне. Возможно, первая комната была гардеробной, а сестры жили во второй. Комнаты сестёр Гончаровых
В ноябре 1836 года неожиданно для окружающих Екатерина Гончарова стала невестой д’Антеса. «У нас свадьба. Шитьё приданого сильно занимает и забавляет мою жену и её сестёр, но меня приводит в бешенство. Ибо мой дом имеет вид модной и бельевой мастерской»
Гриша Пушкин Т. Райт. Акварель. 1844 Маша Пушкина Т. Райт. Акварель. 1844 Саша Пушкин Т. Райт. Акварель. 1844 Детей было четверо. Самая старшая, Мария, названа в честь прабабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Потом сыновья — Александр и Григорий. И младшая — Наталья. Наташа Пушкина Дети внесли в его жизнь ощущение полноты бытия: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться»,— писал поэт П. В. Нащокину в январе 1836 года. В последней строчке сначала стояло — «смерти». Потом он зачеркнул, оставил — «старости».
Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия, вновь заняли здесь свои прежние места. Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, дорожный ларец и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком — все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Пушкина.
Рукописи А.С. Пушкина
На стене: «Вид Дарьяльского ущелья Кавказа» Н.Г. Чернецов. 1851. Сабля, подаренная Пушкину в Арзруме. На столике – дорожный ларец
Отправляясь на прогулку Пушкин брал с собой трость. Три трости, сохранённые друзьями, находится в кабинете. Набалдашник одной из цельного аметиста, другой – из слоновой кости в выгравированной надписью «Пушкин». Третья украшена пуговицей с вензелем Петра (по словам Пушкина – это наследство от Абрама Петровича Ганнибала).
Часы, показывающие минуту смерти Пушкина Жилет А.С. Пушкина и перчатка П.А. Вяземского Медальон с прядью волос Пушкина и записка И.С. Тургенева
А.С. Пушкин. И.Л. – И. Линев (?). 1837 В комнате, завершающей парадную анфиладу, находятся одни из самых главных реликвий: портрет поэта работы «И. Л.» 1837 года и витрина с жилетом Пушкина.
Утром 27 января перед дуэлью, когда Пушкин попросил слугу одеваться, ему принесли сюртук и жилет. А вечером одежду на нем надрезали ножницами, чтобы, снимая ее, не причинить боли. После смерти Пушкина его сюртук, на котором справа была маленькая дырочка, след пули, взял Даль (сюртук от Даля перешел к М. П. Погодину и был утерян в середине XIX в.). Жилет хранил П. А. Вяземский. Черный жилет зашит нитками сбоку: видимо, перед тем как отдать жилет Вяземскому, слуги привели его в порядок. Прощаясь с Пушкиным, Вяземский бросил в гроб свою перчатку. Вторую, парную, сохранил. То же сделал Жуковский. Жилет Пушкина позже перевезли в подмосковное имение Вяземских Остафьево, заказали для него витрину. Через жилет продернули тесьму, скрепили гербовой печатью Вяземских, чтобы не вынимать жилет из футляра. Рядом — перчатка, парная той, которую Вяземский бросил в гроб…
29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни здесь, в кабинете, остановилось дыхание Пушкина. Гроб стоял почти посередине комнаты. Два дня к нему шли и шли люди: «. теснота и восковой дух, тишина и какой-то шепот». Художники, поставив мольберты, рисовали Пушкина. Скульптор С. И. Гальберг снял посмертную маску.
В ночь на 1 февраля гроб вынесли из квартиры на Мойке для отпевания в церкви Придворного Конюшенного ведомства. А по Петербургу в списках уже ходило стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Погиб поэт!- невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде. и убит! Убит. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь. Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок…
8 февраля 1937 года, к столетию со дня смерти А. С. Пушкина, на месте дуэли у Чёрной речки был открыт девятиметровый гранитный обелиск по проекту архитектора А. И. Лапирова.
Виртуальная экскурсия по квартире А.С. Пушкина
Свернув с шумного Невского проспекта на тихую набережную реки Мойки, мы оказываемся в самом сердце пушкинского Петербурга. Минуем широкий Певческий мост и, окинув взглядом панораму Дворцовой площади, пройдя несколько сотен шагов по вдоль гранитной набережной останавливаемся у одного из самых домов Петербурга. Его современный адрес: набережная Мойки, 12.
На фасаде памятная доска с лаконичной надписью: «В этом доме 29 января 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин». Когда весть о ранении и кончине поэта разнеслась по Петербургу, тысячи людей приходили к этому дому, оплакивая великую потерю.
А началась эта история с трагическим концом весьма счастливо.
Семья Пушкиных переехала в дом на Мойке в начале сентября 1836 года «Нанял я, Пушкин, — говорилось в контракте, — в собственном её светлости княгини Софьи Григорьевны Волконской доме … нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий со службами, как то: кухнею и при ней комнатою в подвальном этаже, взойдя на двор направо конюшнею на шесть стойлов, сараем, сеновалом, местом в леднике и на чердаке и сухим для вин погребом, сверх того две комнаты и прачешную, взойдя на двор налево в подвальном этаже во 2-м проходе; сроком впредь на два года, то есть по первое число сентября, будущего 1838 года».
Слайд 4
Квартира включала буфетную, столовую, анфиладу комнат, выходящих окнами на набережную, гостиную, спальню и комнаты сестер Гончаровых.
Детская, кабинет, передняя, комната прислуги — окнами во двор.
А во дворе — конюшни, каретные сараи, сеновалы — обычный пейзаж хозяйственного двора, чем-то похожего на деревенский. Стояли кареты и видавшая виды дорожная коляска Пушкина. В последний раз он ездил в ней в Москву, а перед этим, весной 1836 года, в Михайловское — хоронить мать. Там, в Михайловском, оставалось его родовое имение.
Слайд 5
А здесь, в Петербурге, жила большая семья, вернее, две семьи — Пушкины и Гончаровы — под одной крышей. Детей четверо: старшей шел пятый год, младшая родилась в мае 1836 года. Четверо взрослых: Пушкин, Наталья Николаевна и две ее сестры.
Вечером 27 января, после дуэли, Пушкина, смертельно раненного, привезли в квартиру на Мойке.
То, как выглядела квартира мы смогли узнать благодаря наброску В.А. Жуковского : хотя бы на бумаге он хотел сохранить облик дома поэта, который «стал святыней для его Родины». Но сама квартира пустела на глазах. Сначала отправили на жандармский досмотр рукописи поэта. В середине февраля уехала Наталья Николаевна. Последними увезли книги. И в доме уже не осталось никаких следов памяти о Пушкине…
1. Кабинет:
а) диван, на котором умер Пушкин;
в) его большой стол;
с) кресло, на котором он работал;
d) полки с книгами.
2. Гостиная:
а) кушетка, на которой лежала ночью Наталья Николаевна
3. Передняя:
а) здесь Пушкин лежал во гробе.
4. Столовая:
а) так были поставлены ширмы,
чтобы загородить гостиную, где находилась Наталья Николаевна
5. Сени:
а) здесь стоял залавок, которым задвинули дверь;
в) маленькая узкая дверь, через которую входили все посторонние.
6. Буфет с чуланом, здесь собирались , приходившие осведомиться во время
болезни ночью, тогда как заперли дверь в прихожую .
В последний раз Пушкин проходил через вестибюль утром 27 января. Вышел на лестницу, потом вернулся, скинул дядьке на руки легкую бекешу, велел подать шубу.
В шесть часов вечера у ворот остановилась карета. Все остальное легко можно представить: замешательство слуг, суету у кареты, неровный свет фонарей.
Камердинер Никита взял Пушкина на руки, понес через вестибюль, и Пушкин спросил его: «Грустно тебе нести меня?»
Слайд 9
Следующие два дня кареты у ворот дома сменялись беспрестанно: приезжали врачи, друзья, незнакомые люди. Входили в переднюю. Как ни старались говорить тихо, звуки голосов доносились до кабинета. Тогда закрыли двери и стали входить через чулан, на дверях которого, углем написали: «Пушкин». Приходивших узнать о Пушкине было много. Домашние растерялись, слуги вели себя бестолково. Тогда Жуковский принял на себя обязанности главы дома: именно он распорядился выставлять бюллетени. 28 января Жуковский написал первый листок: крупно, большими буквами, чтобы легче было разобрать. Еще была слабая надежда на выздоровление, собиравшая людей к дому на Мойке. В те дни в Петербурге, нанимая извозчиков, говорили просто: «К Пушкину»,— не называя адреса; они уже знали, куда везти. 29 января утром Жуковский выставил второй бюллетень. Шли последние часы жизни поэта…
Давайте прогуляемся по этой небольшой уютной квартире и узнаем как жил великий поэт.
С парадной лестницы входили в переднюю, затем в приёмную, или залу. По обычаю зала использовалась как столовая. Вечером 27 января 1837 года, когда раненого на дуэли Пушкина привезли домой, в столовой всё было готово к обеду.
Слайд 11 В день дуэли Пушкина ждали, как обычно, к шести часам вечера. У Натальи Николаевны не было в тот вечер никаких предчувствий. Когда карета остановилась у ворот, первым вышел К. К. Данзас, секундант Пушкина. Войдя в переднюю, он сразу же послал слугу вниз за барином, а сам прошел в столовую, где был накрыт к обеду стол, расставлены приборы. Последние мгновения обычной жизни.
С этого же вечера столовая превратилась в приёмную. Здесь собирались консилиумы врачей, дежурили друзья.
Слайд 12
Память о домашнем укладе семьи хранят вещи, представленные в столовой.
Пушкин купил дорожный набор из рубинового стекла: графин и рюмки на подносе, в Кишинёве и долгие годы не расставался с ним, но 28 января 1828 года наполнил графин своим любимым вином – мадерою – и подарил его сестре Ольге по случаю её свадьбы.
Слайд 13
Гостиная. Комната предназначалась для тихих семейных вечеров. Здесь, как рассказывал один из современников Пушкина, стоял «круглый стол на четырёх вогнутых ножках, обитый бронзой и покрытый чёрной клеенкой, «два дивана из красного дерева, небольшой застеклённый шкаф с книгами: кое-где одного фасона со столом кресла, обитые бронзой, спинки решётчатые».
Когда раненый Пушкин был уложен на диван в своём кабинете, в гостиной для его жены была поставлена кушетка. Дверь в кабинет и стоящие за ней книжные полки отделяли Наталью Николаевну от умирающего мужа. Боясь испугать её, Пушкин с мужеством переносил самые жестокие страдания. «Не стыдись боли своей, стонай, — говорили ему, — тебе будет легче». Но он отвечал: «Нет, не надо, жена услышит, и смешно же это, чтобы этот вздор меня пересилил!»
Известно, что в те дни, когда поэт боролся за жизнь, его жена много времени проводила в молитве перед образами.
Слайд 14.
В гостиной висел портрет Пушкина, написанный Орестом Кипренским в 1827 году, за десять лет до гибели Пушкина. Художник был вдохновлен желанием передать облик поэта, раскрыть гармонию его духа. С 1831 года портрет находился в семье Пушкина. Потом хранился у его старшего сына, А. А. Пушкина, который передал его в Третьяковскую галерею. Сейчас в гостиной копия неизвестного художника («Е. В.») 1837 года, по легенде созданная для О. С. Павлищевой, сестры поэта.
На столе лежит последняя рабочая тетрадь А.С. Пушкина
Будуар Н. Пушкиной Комната хозяйки дома разделена на две части. За ширмами была устроена небольшая спальня, а возле окон размещался кабинет (или будуар). Именно здесь находилась жена поэта, когда вечером 27 января к ней вошёл секундант Пушкина Константин Данзас и сообщил ей о дуэли и ранении её мужа.
Слайд 17. На столике – портрет Н.Н. Пушкиной, выполненный в начале 1832 года А.П. Брюлловым. По семейному преданию, юная жена изображена с украшениями, которые были на ней при первой встрече с Пушкиным на одном из рождественских московских балов. «Красоту её едва начали замечать в свете, — вспоминал поэт. – Я полюбил ее, голова у меня закружилась…»
Рядом с портретом шкатулка, в которой Наталья Николаевна хранила письма мужа, разложив их по конвертам и надписав год и место, откуда они были направлены. « Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица». Такими словами Пушкин поздравлял жену с именинами в письме от 21 августа 1833 года.
В ящиках дамского бюро – бумажник Пушкина и бисерные кошельки, один из которых вышит Н.Н. Пушкиной. Здесь же копии счетов, векселей, заёмных писем… «Деньги, деньги! Нужно их дозареза!» — сокрушался Пушкин. «А о чём я думаю? Отец не оставит мне имения; он его вполовину промотал; ваше имение на волоске от погибели. Писать книги для денег, видит Бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода, а верного расхода 30 000. Все держится на мне да на тётке. Но ни я, ни тётка не вечны. Что из этого будет, Бог знает. Покамест грустно. Сиди да горюй – что прикажешь!»
Слайд 19
Комната сестёр Гончаровых
Старшие сёстры Н. Н. Пушкиной – Екатерина и Александра Гончаровы (в семье их звали Коко и Азя) – давно уже были на выданье. Младшая сестра решила помочь их устроить и осенью 1834 года перевезла к себе в Петербург.
Два года спустя Екатерина Гончарова стала невестой Дантеса. Пушкин известил об этом своего отца: «У нас свадьба. Моя свояченица Екатерина выходит за барона Геккерна, племянника и приёмного сына посланника короля Голландского. Это очень красивый и добрый малый, он у нас в большой моде и 4 годами моложе своей наречённой». 10 января 1837 года Екатерина Гончарова обвенчалась с Дантесом и навсегда покинула дом поэта.
Слайд 21.
ДетскаяВ большой светлой комнате, выходящей окнами в тихий двор, была устроена детская, в которой жили дети Пушкиных – Маша, Саша, Гриша и Наташа. С ними также были две няни и кормилица. Пушкин был нежным и внимательным отцом. Он мог подолгу стоять в дверях детской, наблюдая за тем, как «детвору» укладывают спать, рассказывал об их проказах в письмах друзьям.
Слайд 22-23
В начале 1836 года в письме к московскому приятелю Павлу Нащокину поэт с оптимизмом определял своё семейное положение: «Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и (смерти – зачёркнуто Пушкиным) старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились».
Слайд 24
Кабинет А. С. Пушкина. Свой кабинет Пушкин устроил у самого входа в дом. Сюда можно было попасть прямо из передней, не причиняя беспокойства членам семьи. Книжные полки опоясывают комнату с трёх сторон. В библиотеке поэта насчитывалось около четырёх тысяч книг на четырнадцати языках. У стола стоит вольтеровское кресло Пушкина с откидной спинкой и выдвижной скамеечкой для ног.
Слайд 25-27
На письменном столе Пушкина рядом с копиями его рукописей лежат предметы, которых касалась рука поэта: бронзовый колокольчик для вызова прислуги, визитная карточка, костяной нож для разрезания бумаг, перо и чернильница.
На стене: «Вид Дарьяльского ущелья Кавказа»Н.Г. Чернецов. 1851.
Сабля, подаренная Пушкину в Арзруме.На столике – дорожный ларец
Отправляясь на прогулку Пушкин брал с собой трость. Три трости, сохранённые друзьями, находится в кабинете. Набалдашник одной из цельного аметиста, другой – из слоновой кости в выгравированной надписью «Пушкин». Третья украшена пуговицей с вензелем Петра (по словам Пушкина – это наследство от Абрама Петровича Ганнибала).
В кабинете Пушкин провел последние 46 часов своей жизни. Незадолго до смерти Пушкин попросил мочёной морошки: «Пускай жена меня покормит». Наталья Николаевна присела на колени у изголовья умирающего мужа, дала ему пару ложечек ягод и приникла лицом к его лицу. Он погладил её по голове и сказал: «Ну, ну, ничего; слава Богу; всё хорошо! Поди». Когда она вышла, Пушкин попросил, чтобы его повернули на другой бок, и тихо сказал: «Жизнь кончена. Тяжело дышать. Давит…»
Часы показывали 2 часа 45 минут пополудни.Это время установлено на часах, которые теперь представлены в кабинете.
Слайд 31-32
Утром 27 января перед дуэлью, когда Пушкин попросил слугу одеваться, ему принесли сюртук и жилет. А вечером одежду на нем надрезали ножницами, чтобы, снимая ее, не причинить боли. После смерти Пушкина его сюртук, на котором справа была маленькая дырочка, след пули, взял Даль (сюртук от Даля перешел к М. П. Погодину и был утерян в середине XIX в.). Жилет хранил П. А. Вяземский. Черный жилет зашит нитками сбоку: видимо, перед тем как отдать жилет Вяземскому, слуги привели его в порядок.
Прощаясь с Пушкиным, Вяземский бросил в гроб свою перчатку. Вторую, парную, сохранил. То же сделал Жуковский.
Жилет Пушкина позже перевезли в подмосковное имение Вяземских Остафьево, заказали для него витрину. Через жилет продернули тесьму, скрепили гербовой печатью Вяземских, чтобы не вынимать жилет из футляра. Рядом — перчатка, парная той, которую Вяземский бросил в гроб…
Слайд 33
Небольшая передняя, имеющая выход на парадную лестницу, стала местом прощания с покойным Пушкиным. Ныне в передней пушкинской квартиры представлены посмертная маска, а также рисунок художника А. Н. Мокрицкого, на котором изображён покойный поэт. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни в кабинете остановилось дыхание Пушкина.
Гроб стоял почти посередине комнаты. Два дня к нему шли и шли люди: «. теснота и восковой дух, тишина и какой-то шепот». Художники, поставив мольберты, рисовали Пушкина.
Среди многочисленных посетителей был восемнадцатилетний студент Петербургского университета, будущий известный писатель Иван Тургенев. По его просьбе с головы поэта срезали прядь волос. Как святыню хранил писатель эту прядь в серебряном медальоне и, умирая в Париже, завещал возвратить медальон в Россию. Сейчас он представлен в той же комнате, в которой Тургенев видел своего кумира в последний раз.
Прусский посланник при русском дворе, враждебно относившийся к Пушкину, сообщал в депеше своему правительству: «Думаю, что со времени смерти Пушкина и до перенесения его праха в церковь в его доме перебывало до 50.000 лиц всех состояний… наконец, демонстрации и овации, вызванные смертью человека, который был известен за величайшего атеиста, достигли такой степени, что власть, опасаясь нарушения общественного порядка, приказала внезапно переменить место, где должны были состояться торжественные похороны, и перенести тело в церковь ночью». В пригласительных билетах, разосланных накануне, местом отпевания значился Исаакиевский собор (придел Исаакия Далматского в церкви Адмиралтейства), но ночью гроб тайно перенесли в церковь Спаса Нерукотворного образа Конюшенного ведомства. Несмотря на эти меры утром 1 февраля на Конюшенной площади было невероятное стечение народа, но в церковь, которая могла вместить в себя не более трёхсот человек, пускали только «блестящую публику». По воле императора А. И. Тургенев оказался там единственным из друзей поэта.
В ночь на 1 февраля гроб вынесли из квартиры на Мойке для отпевания в церкви Придворного Конюшенного ведомства.
А по Петербургу в списках уже ходило стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
Погиб поэт!- невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит! Убит.
К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…
8 февраля 1937 года, к столетию со дня смерти А. С. Пушкина, на месте дуэли у Чёрной речки был открыт девятиметровый гранитный обелиск по проекту архитектора А. И. Лапирова; барельеф с изображением поэта сделал скульптор М. Г. Манизер.
Источник